Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью оригами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ОРИГАМИ 7
1.1 Особенности
мелкой моторики рук детей в старшем дошкольном возрасте 7
1.2 Оригами как вид
конструирования из бумаги для развития мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста. 12
1.3 Методические
особенности обучения детей старшего дошкольного возраста работе в технике
«оригами». 19
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ. 26
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ 27
2.1. Диагностика
уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. 27
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В 82
Введение:
Современное дошкольное образование,
согласно ФГОС ДО, представляет собой полноценный этап системы образования.
Соответственно, целью развития ребенка на данном этапе становится формирование
гармонично развитой личности, что включает в себя и развитую речевую
деятельность, мыслительные процессы, аспекты психической деятельности.
Одновременно не следует забывать о том, что дошкольное образование не может
осуществляться в традиционных для школы формах работы: преобладание учебной
деятельности. Описанные постулаты предполагают выбор в дошкольном
образовательном учреждении таких форм работы, которые соответствовали бы
ведущему виду деятельности дошкольников – игре, способствовали гармоничному и
разностороннему развитию личности, а также были интересны для ребенка.
Одним из принципов, положенных
в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка
в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями.
Актуальность выбранной
темы исследования связана с тем, что для эффективного обучения детей старшего
дошкольного возраста необходимо применять специальные методы и приемы. Можно
говорить о том, что всем данным параметрам и требованиям ФГОС соответствует в полной
мере техника «оригами».
Оригами – это искусство
складывания бумаги. Ценность данного вида деятельность заключается в том, что
она оказывает влияние на развитие всех аспектов личностной и психической сферы
дошкольника, при этом требуя минимальных затрат на материал. Иногда создание
поделки обходится даже без использования ножниц и клея, т. е. требуется только
бумага.
Однако при небольших
затратах воздействие технологии оригами на развитие ребенка весьма значимо:
происходит формирование мелкой моторики кистей рук. Целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
способствует развитию мыслительной сферы, формированию положительных черт
характера (аккуратность, самостоятельность, усидчивость). При этом развивается
творческое воображение, речевая деятельность, повышается общий эмоциональный
фон ребенка. Иногда данная деятельность используется как
эмоционально-разгрузочная, для снижения напряжения у ребенка.
Тем не менее, во многих
случаях оригами оказывается невостребованным и недооцененным в практической
деятельности педагогов дошкольных организаций. В этом заключается проблема:
существует необходимость разработки стратегий и технологий оптимального
использования искусства оригами в деятельности с дошкольниками, повышение
уровня его популярности среди педагогов дошкольных образовательных организаций.
Цель
исследования: обосновать теоретически и проверить
практически эффективность организации работы с детьми в технике «оригами» в
дошкольном образовательном учреждении.
Объект
исследования: техника «оригами».
Предмет
исследования: эффективность организации обучения
дошкольников работе в технике «оригами» в дошкольном образовательном
учреждении.
Гипотеза
исследования предполагает, что развитие мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если с детьми будут проводиться
занятия, направленные на развитие мелкой моторики с помощью оригами.
Исходя из цели, объекта,
предмета и гипотезы, поставлены следующие задачи
исследования:
— изучить особенности мелкой
моторики рук детей в старшем дошкольном возрасте;
— описать оригами как вид конструирования из
бумаги для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
— охарактеризовать методические особенности обучения
детей старшего дошкольного возраста в ДОУ работе в технике «оригами»;
— разработать и внедрить комплекс
мероприятий, направленный на развитие мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста с помощью оригами;
— представить анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.
Методологической
основой исследования являются общенаучные принципы
системности, развития и детерминации.
Методы
исследования: анализ научной и методической литературы,
систематизация и обобщение полученных данных; эмпирические методы исследования
(педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, психолого-педагогическая
диагностика).
Этапы исследования:
— на
первом этапе изучалось состояние проблемы в научной литературе и
образовательной практике, осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы
исследования, формулировались теоретические и методологические основы
исследования, определялись положения гипотезы, содержание, формы и организация опытно-экспериментальной
работы;
— на втором этапе определялась база
опытно-экспериментальной работы, диагностировался уровень развития мелкой
моторики у дошкольников, проверялась эффективность комплекса мероприятий,
направленных на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
с помощью оригами;
— на третьем этапе подводились итоги работы,
обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались результаты
исследования.
Теоретическую базу
исследования составляют работы таких отечественных авторов, как Г. И. Долженко;
Е. П. Егорова; Т. С. Комарова; Т. А. Перминова; Т. Б. Сержантова; Н. Г.
Соколова; С. В. Соколова; Т. И. Тарабарина и др., которые посвящены
исследованию особенностей обучения оригами дошкольников.
Практическая база
исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад». Статус участников: дошкольники старшей группы.
Заключение:
В настоящее время оригами
обретает популярность и востребованность в дошкольной педагогике. Это связано с
тем, что оно, в первую очередь, направлено на развитие мелкой моторики.
В современной психолого-педагогической
литературе под мелкой моторикой понимают двигательную деятельность, в которой
главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза.
Развитие мелкой моторики удачно
коррелирует с развитием речевой деятельности ребенка дошкольного возраста.
Кроме того, оригами стимулирует развитие самостоятельности, инициативности и
других личностных качеств дошкольника; способствует в целом
становлению творческих аспектов личности ребенка; оказывает положительное влияние
и на развитие всех остальных сфер психической деятельности ребенка: памяти,
воображения, внимания, мышления. Кроме того, занятия по оригами вполне
укладываются в рамки игровой деятельности, которая является ведущей для данного
периода, поэтому эти занятия интересны и весьма эффективны для ребенка.
Среди особенностей
развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста выделяют
недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений; еще
не закончено окостенение запястий и фалангой пальцев.
Если рассматривать
методические основы обучения дошкольников технике «оригами» в образовательном
процессе ДОУ, то следует отметить, что данный процесс начинается с освоения
базовых категорий для данного направления конструктивной деятельности – понятий
«угол», «диагональ», «сгиб», «квадрат» и т. д. Несомненно, на начальных этапах
освоения данной формы конструирования педагогу следует оказывать помощь
воспитанниками, т.к. детям в силу несовершенства моторных навыков достаточно
сложно справиться со сгибанием бумаги, особенно если предполагается согнуть
заготовку не прямо посередине.
По мере освоения техники
«оригами» дошкольники становятся более самостоятельными в выполнении поделок.
Из этого следует, что в данной деятельности необходимо основываться на принципе
от «простого к сложному». Обширный выбор поделок оригами, доступных для
выполнения воспитанникам дошкольного образовательного учреждения позволяет
подобрать работы в соответствии с комплексно-тематическим планирование.
В данной работе мы
предположили, что целенаправленное использование техники бумажного
конструирования (оригами) на развивающих занятиях способствует эффективному
повышению уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста.
В ходе исследования был разработан
и проведен комплекс мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики у
детей старшего дошкольного возраста с помощью оригами, в которые вошли занятия
по приобретению детьми первичного опыта владения бумагой и знакомство с азами искусства
оригами через три основополагающих направления: продуктивно-созидательное, то
есть формирование практических умений; познавательное, то есть формирование
художественных знаний; ценностно-ориентационное, то есть формирование
оценочного отношения.
Анализ выявил, что в
процессе использования упражнений с оригами, направленных на развитие мелкой
моторики, у дошкольников произошли положительные изменения, что подтвердило
гипотезу исследования.
Таким образом, оригами в
дошкольном образовательном учреждении следует рассматривать, как эффективную
технику деятельности, которая оказывает значительное воздействие на все стороны
личности и психической деятельности.
Все результаты данного исследования
могут быть использованы воспитателями, педагогами дополнительного образования,
родители в практической деятельности с детьми.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ОРИГАМИ
1.1 Особенности мелкой моторики рук
детей в старшем дошкольном возрасте
Вся двигательная
активность человека делится на две группы: на крупную (общую) моторику и на
мелкую (тонкую) моторику.
В группу общей или
крупной моторики входят движения, которые происходят, благодаря деятельности крупных
мышц человеческого тела.
Мелкая моторика является
совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,
часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений
кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое
количество разнообразных движений: от
примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от
которых, например, зависит почерк
человека.
Мелкая моторика – это
фактор физического и психического развития ребенка, что вызывает особый интерес
среди исследователей. Еще в древности ученые обращали внимание на то, что
ремесленники, занятые трудом, связанным с точной координацией мелких движений
пальцев, обладали точным развитым умом, хорошей памятью, а также логичностью
рассуждений [2, с. 62].
Восточные медики
утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено
множество акупунктурных точек. Среди других двигательных функций движения
пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на
развитие высшей нервной деятельности ребенка [10].
К сфере мелкой моторики
относится огромное разнообразие движений: элементарные движения – захват
предметов, очень мелкие движения – работа кончиками пальцев, от них будет
зависеть почерк человека. Мелкая моторика определяет много действий человека:
предметные, орудийные, трудовые, выработанные в ходе культурного развития
людского общества. А.В. Вавилова отмечает, что мелкая моторика рук сотрудничает
с высшими психическими функциями и свойствами сознания, такими как
сосредоточенность, мышление, координация, наблюдательность, творческая
фантазия, двигательная и зрительная память, умение разговаривать [8].
Формирование мелкой
моторики происходит естественным путем на базе развития общей моторики. Процесс
начинается с младенческого возраста, а именно: сначала ребенок учится хватать
предмет, затем перекладывать его из руки в руку; в два года он уже имеет навыки
рисования, правильно держит кисточку и ложку. Постепенно моторные навыки
усложняются и становятся более разнообразными.
Результатами исследований
Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой показали, что при ритмических движениях пальцев
рук увеличивается согласованность деятельности лобных и височных отделов мозга.
Они экспериментально доказали, что движения пальцев левой руки активизируют
правое полушарие, а движения пальцев правой руки – левое полушарие. Результаты
электрофизиологического исследования показали влияние двигательных импульсов,
которые поступают от пальцев рук, оказывает влияние на развитие речевых
областей.
Психологи отмечают, что
умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами
собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и
ручной. Оказывается, что все мыслительные процессы сознания, как осознанные,
так и неосознанные процессы, отражаются в мелких движениях пальцев, положении
рук и жестикуляции [7].
Одним из показателей и
условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие
его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных
исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы
и мозга [24].