Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1
Теоретические основы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в психолого-педагогической
литературе. 7
1.2 Виды
нетрадиционных техник рисования. 14
1.3 Особенности развития мелкой моторики у детей
среднего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник
рисования. 20
Выводы по 1
главе. 22
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников
средствами нетрадиционных техник рисования. 24
2.1. Методика
изучения уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
(констатирующий эксперимент) 24
2.2. Содержание
форм и методов развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста,
средствами нетрадиционных техник рисования (формирующий эксперимент) 32
2.3 Анализ
результатов исследования (контрольный эксперимент) 38
Выводы по 2
главе. 42
Заключение. 45
Список
литературы.. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 62
Введение:
Актуальность исследования.
Каждый
возрастной период развития человека отмечен своими особенностями, которые необходимо
рассматривать, прежде всего, с точки зрения их вклада в процесс жизненного
развития. Поэтому высоко оценивается период дошкольного детства, в котором
складываются важнейшие способности человека в области коммуникативных
отношений, приобщения к активной познавательной деятельности, первого
творческого опыта и опыта самоутверждения. Актуальность темы исследования
обусловлена также способностью детей дошкольного возраста к быстрому
сенсорному, познавательному (речевому, интеллектуальному), физическому
развитию, а значит, и к решению разнообразных развивающих задач
(Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, Н.Н. Поспелов,
Е.О. Смирнова Л.Ф. Тихомирова, М.А. Холодная,
Д.Б. Эльконин, и др.).
Роль
движения в жизни человека, в становлении и развитии его психики является
определяющей, поскольку взаимосвязь двигательного анализатора со структурами
ЦНС является всеобъемлющей, под его влиянием происходит развитие функций мозга.
Ориентируясь на слова Н.А. Бернштейна о том, что «психика формируется в
движении» [6], можно утверждать, что нормальное сенсомоторное развитие
определяет развитие высших психических функций в дошкольном возрасте. Все
основные двигательные навыки и умения ребенка формируются, начиная в этот
период, и в дальнейшем выступают в качестве основы для его дальнейшего
психофизического развития.
Ценность
художественного
творчества, в частности различных видов изобразительного искусства для
разностороннего развития дошкольников подтверждена в исследованиях
Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Л.А. Парамоновой,
Е.А. Флериной, и др.). Как перспективное направление выделяются
возможности обучения детей изобразительной деятельности для развития ручной
моторики и подготовки к овладению письмом.
Среди разнообразных видов
детского изобразительного творчества в последние десятилетия большой интерес
вызывают нетрадиционные техники рисования, в которых новые художественные
образы создаются с использованием разнообразного оригинального материала,
различными способами изобразительных действий. Большой вклад в развитие данного
направления художественного творчества детей внесли такие авторы, как
Т.С. Акуленок, Н.Г. Давыдова, Р.Г. Казакова, А.В. Никитина, К.К. Утробина,
Г.Ф. Утробин, Т.А. Циквитария и др.
Использование
нетрадиционных техник рисования не только как художественно-творческой
технологии, но и как современного средства развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста актуализирует тему нашего исследования. Это подкрепляется
и высокой доступностью данной художественно-творческой деятельности для
дошкольников, как по материалу творчества, так и по техникам исполнения.
Несмотря на активизацию
внимания к нетрадиционным техникам рисования, их потенциал в работе с детьми в условиях ДОУ не исчерпан и
нуждается в дальнейшем изучении. В частности, обращение к средствам
нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста может способствовать разрешению противоречия между
потребностью в обновлении практики соответствующей работы в ДОУ и ее
недостаточной оснащенностью современными, научно обоснованными развивающими
методиками.
Целью исследования является выявление условий и методов развития мелкой моторики рук у
детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей средего дошкольного
возраста.
Предмет исследования: использование средств нетрадиционных техник рисования для развития
мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что развитие мелкой моторики рук,
имеющее высокую значимость для речевого, умственного и познавательного развития
детей среднего дошкольного возраста может быть более успешным при использовании
средств нетрадиционных техник рисования.
Для достижения цели и проверки
гипотезы исследования необходимо решить ряд задач исследования:
Проанализировать теоретические
подходы к изучению мелкой моторики в контексте развития двигательных функций и особенности ее развития у детей среднего
дошкольного возраста.
Рассмотреть виды и формы
нетрадиционных техник рисования и их возможности для развития мелкой моторики
рук у детей среднего дошкольного возраста.
Разработать методику работы с детьми
старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук с использованием
нетрадиционных техник рисования.
Проанализировать результаты
опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач
использовались следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение за детьми
в процессе опытно-экспериментальной работы; анализ и оценка творческих
результатов детей; развивающее обучение.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования
материалов и методов развития мелкой моторики у детей посредством
нетрадиционных техник рисования в практике дошкольного образовательного
учреждения, а также в домашнем воспитании.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ
"Ясли-сад №14 "Журавушка" с. Журавки" Кировского
района.
В опытно-экспериментальной работе принимали
участие 20 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Структура исследования включает
введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Проведенный теоретический
анализ подходов к психическому развитию детей дошкольного возраста показал, что
на протяжении этого периода у них
формируются такие фундаментальные психические новообразования как восприятие,
мышление, память, творческая активность, коммуникативность, речь, предметные
действия. От специального развивающего воздействия зависит реализация задатков
и способностей ребенка, гармоничность его личности, адаптированность к
окружающему миру.
Установлено, что если своевременно не начинается
развитие мелкой моторики, то у ребенка наблюдается существенное отставание
развития речи, мышления, внимания, которое впоследствии с трудом поддается
компенсации.
Теоретическое исследование позволило раскрыть
содержание понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогических исследованиях,
выявить основные онтогенетические этапы развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста.
Существует
множество методических материалов для проведения работы по развитию мелкой
моторики рук у детей среднего дошкольного возраста, например пальчиковой
гимнастики, пальчиковых игр, физкульминуток, игр с мелкими предметными
материалами, и др.
Важное место
среди специфических видов творческой деятельности, способствующих повышению
уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, занимают
нетрадиционные техники рисования. Материалами и инструментами для них являются
самые разнообразные предметы, окружающие ребенка, каждый раз требующие от него
своеобразного приспособления руки и движений пальцев, варьирования движений и
нахождения координации. Благодаря этому, мелкая моторика рук развивается в
совокупности со всеми психическими функциями.
Занятия по обучению детей среднего дошкольного
возраста рисованию с использованием нетрадиционных техник, использованные на
формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, позволили установить
взаимозависимость с развитием мелкой моторики рук. Это подтвердилось в
результатах контрольной диагностики, которая показала повышение уровней
развития мелкой моторики и качества выполнения диагностических заданий.
Опираясь на эти результаты, можно сделать вывод о том, что обучение с
использованием предложенной системы занятий на основе использования
нетрадиционных техник рисования достаточно эффективно обеспечивает развитие
мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
Анализ теоретических и экспериментальных данных
показывает, что работа по развитию мелкой моторики рук у детей среднего
дошкольного возраста должна носить комплексный, системный и дифференцированный
характер. Содержание, этапы и методика такой работы должны строиться не только
с учетом психофизиологических механизмов, но и индивидуально-типологических
особенностей каждого конкретного ребенка: характеристик проблемных двигательных
навыков и степени их близости к норме. Эффективность работы оценивается по степени
улучшения движений мелкой моторики кистей и пальцев рук, тесно связанных со
всеми психическими анализаторами.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены,
цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1
Теоретические основы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе В процессе развития высших психических
функций человека важную роль играет двигательный анализатор, что нашло
обоснование в фундаментальных исследованиях В.И. Бехтерева,
Н.И. Жинкина, И.П. Павлова, И.И. Сеченова, А.А. Ухтомского,
и др. Поскольку ЦНС отличается системностью функционирования и единством
организации психических процессов и произвольных движений со стороны мозга
человека, возможно говорить о детерминированности его психического и
двигательного развития в онтогенезе, (П.К. Анохин, А.Р. Лурия и др.). В работах
А.Р. Лурия доказано, что выполнение, как психического акта, так и двигательного
действия обеспечивается совместной и согласованной работой отделов мозга и на
протяжении жизни человека формируется в более или менее устойчивые
функциональные системы [40].
Рассматривая структуру произвольного
движения, Н.А. Бернштейн [7] также установил его системность и иерархичность,
определяя его как «многоуровневую постройку», управляемую «ведущим уровнем».
Этот «ведущий уровень» должен соответствовать смыслу двигательного действия.
Результативность двигательного действия, совершаемого человеком, по Бернштейну,
зависит от его содержания и направленности: например, это может быть жесткое
соответствие заданной программе, либо гибкое приспособление в связи с
изменяющимися условиями, либо смена средств выполнения в соответствии с новой
целью, и т.д. [7].
Исходя из того, что всякое двигательное
действие, так же как умственное, организуется и регулируется функциональной
системой, все анализаторы связаны между собой. В частности, двигательный
анализатор воздействует на все психические процессы человека, а именно:
двигательное действие направлено на определенный результат, для достижения
которого компоненты высших психических функций, входящие в конкретную
функциональную систему работают на достижение этого результата. При
многократном повторении тех или иных двигательных действий происходит
совершенствование не только психических, но и нейробиологических процессов и в
соответствующих отделах мозга происходят позитивные преобразования.
Движение на практике связывает человека с
окружающим миром, увеличивает глубину его чувственного отражения и познания,
поэтому, по словам М.М. Кольцовой, движение в определенном смысле формирует
психику [34]. В связи с этим обнаруживается взаимосвязь ведущих психических
процессов и движения: ощущение проверяется предметом восприятия и управляет движением.
В рамках разработки теории развития
высших психических функций было обосновано и утверждено приоритетное значение
сенсомоторного развития для развития когнитивных способностей ребенка (Л.С.
Выготский [13]. Ж. Пиаже
[52] и др.). Дальнейшее исследование детерминированных процессов психического и
двигательного развития привело к формированию научного направления, изучающего
проблемы психомоторного развития на различных возрастных этапах детства.
В основе теорий психомоторного развития
человека лежит положение о том, что все двигательные функции структурируются
посредством моторики, которая в полной мере определяет и его "двигательный
облик" в целом, и отдельные двигательные реакции — обобщенные, типичные
или ситуативные.
Как известно, основными "инструментами"
познания мира для ребенка являются движения и речь, поэтому все осваиваемые им
виды деятельности обеспечиваются взаимодействием и единством двигательных
действий и их