Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Развитие изобразительных способностей старших дошкольников при ознакомлении с Хохломской росписью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ОЗНАКОМЛЕНИИ С ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ……………………………………..……..6
1.1.
Особенности развития
изобразительных способностей дошкольников в исследованиях педагогов и
психологов ……..……………………….6
1.2.
Методы и приемы развития изобразительных способностей старших дошкольников ………………………………………………………….10
1.3.
Значение декоративно-прикладного искусства в развитии детей старшего
дошкольного возраста …………………….………………..12
1.4.
Хохломская роспись как средство развития изобразительных способностей у детей с
дошкольного возраста ………………………16
Выводы по I главе………………………………………………………………..22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………24
2.1.
Выявление уровня развития изобразительных способностей ….…25
2.2.
Совершенствование развития способностей
старших дошкольников 28
2.3.
Оценка результативности опытно-практической работы…………..30
Выводы по II главе……………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….40
Введение:
Актуальность темы. Одна из задач, поставленных в «Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования» (далее ФГОС ДО), звучит как
«создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка», и все программы дошкольного
образования направлены на реализацию этой задачи.
Содержание образовательной программы дошкольного учреждения должно
обеспечивать развитие «способностей детей в различных видах деятельности», так
говорится в этом же правовом документе, кроме того программа должна быть
направлена на «развитие открывающихся возможностей» и «творческих способностей»
ребёнка.
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос о развитии различных
способностей детей и в том числе изобразительных. Наиболее благоприятным для
этого является возраст дошкольного детства. Проблема развития изобразительных
способностей дошкольника достаточно проработана в теории. Однако практика
дошкольного образования показывает, что на многие вопросы и в том числе на
развитие способностей у детей в частности нет общего мнения в науке, а
практикующие педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять
общие теоретические знания в работе с детьми. Вопрос о развитии изобразительных
способностей остаётся одной из основных проблем методики обучения детей
рисованию. Развитые изобразительные
способности помогают человеку воспринимать окружающий мир, давать свою
эмоциональную оценку и создавать что-то новое. Лучшим видом деятельности в
детском саду для развития таких способностей является рисование — один из самых
любимых видов деятельности дошкольников. Проблема — изучение развития изобразительных
способностей старших дошкольников при
ознакомлении с Хохломской росписью.
Цель исследования – изучение влияния Хохломской росписи на
развитие изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Задачи
исследования:
• изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного
возраста;
• охарактеризовать методы и приемы формирования
изобразительных способностей;
• дать характеристику Хохломской росписи как
средству развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста;
• провести опытно-практическую работу по развитию
изобразительных способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития изобразительных
способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности занятий по ознакомлению с Хохломской росписью на
развитие изобразительных способностей старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что
специально организованная
программа по рисованию Хохломской росписи будет способствовать развитию
изобразительных способностей старших дошкольников, при условии:
• организации целенаправленного восприятия
предметов Хохломы;
• грамотного показа способов и приемов
изображения;
• сочетание занятий с различными дидактическими
играми и упражнениями.
Решению задач будут способствовать методы опытно-практической
работы:
• теоретический анализ психолого-педагогической,
научно–методической литературы;
• изучение педагогического опыта;
• прямое наблюдение за деятельностью
дошкольников;
• диагностические методы:
• статистическая и графическая обработка данных. Теоретическую и методологическую базу выпускной квалификационной работы
составили труды таких отечественных педагогов и психологов, как: Б.М. Теплова,
С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.М. Мясищева. Ф.Н. Гоноболина, Н.В.
Рождественская, Н.С. Лейтес, Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М., Т.С.
Комарова и многие другие.
База
исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №14 г.
Зарайска», дети старшей возрастной группы.
Структура
работы: работа состоит из введения, первой – теоретической главы, второй –
практической главы, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Заключение:
Универсальные изобразительные способности – это
индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода. Очень важно развивать у
ребёнка изобразительные способности. Прежде всего, потому, что развитые
изобразительные способности — это результат художественно-эстетического
развития, а это одно из направлений развития и образования детей дошкольного
возраста — образовательных областей. В свою очередь сформированные
изобразительные способности являются следствием развития детской творческой
деятельности.
Наша работа была ориентирована на определение и
совершенствование условий, необходимых для выявления и развития изобразительных
способностей детей старшего дошкольного возраста. В процессе опытно-практической
работы раскрыты поставленные задачи. Опираясь на
опыт педагогов, исследовавших эти виды способностей можно выделить следующие
показатели: восприятие и связанное с ним представление, овладение средствами
выразительности (средствами графического воплощения образа), овладение техникой
рисунка.
Изучив основные
психолого-педагогические особенности развития изобразительных способностей у
детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в старшем дошкольном
возрасте ребёнок достаточно развит для приобретения новых изобразительных
способностей, в этом возрасте происходят изменения психических процессов,
меняется его деятельность. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется
восприятие окружающих его предметов.
Узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок,
теней. Декоративно-прикладное искусство, зарождаясь в художественных ремеслах,
оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство.
Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, Жостовской, Городецкой,
Дымковской и других росписях.
Рисование узоров по мотивам народного
декоративно-прикладного искусства оказывают благотворное влияние на
мыслительную деятельность дошкольников. У них развиваются мыслительные
процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. При ознакомлении с произведениями
мастеров народных промыслов перед детьми раскрывается разнообразие и богатство
культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от
поколения к поколению.
На занятиях по рисованию при ознакомлении с Хохломской
росписью в старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие
изобразительных способностей. На этих занятиях необходимо развивать главным
образом технические навыки дошкольников, что будет способствовать и успешному
овладению различных выразительных средств. Наряду с познавательным развитием в
рисовании происходит более точное развитие восприятия дошкольника. Очень важна
игра в процессе развития изобразительных способностей. Игра как ведущий вид деятельности
дошкольника способствует более комфортному развитию ребёнка, многое становится
более доступным и понятным для него. Через разные виды и техники рисования дети
приобретают новый опыт, что даёт толчок развитию их способностей. Возможность развития изобразительных
способностей при ознакомлении с Хохломской росписью возникает кроме того при
условии эмоционального отклика ребёнка. Таким образом, система проделанной
работы по ознакомлению с Хохломской росписью явилась эффективной, и может
использоваться воспитателями в работе с детьми, так как она быстро формирует
необходимые знания, умения и навыки в конкретных заданиях и самостоятельной
работе детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСЬЮ 1.1. Особенности
развития изобразительных способностей в исследованиях педагогов и психологов Каждый человек обладает тем или иным уровнем различных способностей,
все они закладываются ещё в младенчестве или в раннем детстве, ведь каждый из
нас рождается с определёнными предпосылками к овладению какой-либо
способностью, и каждый может достичь желаемого уровня способней при наличии
склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности;
трудолюбия; стремления к достижению цели.
Сущность понятия «способности» в педагогической энциклопедии определяется,
как возможность эффективно выполнять действие, при этом оно может быть как
теоретическим, так и практическим. Выделяют два основных подхода к рассмотрению
этого понятия: — способности – это процесс деятельности, отдельные действия,
которые усвоил человек и выполняет сознательно (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер,
Н.Ф. Талызина); — способности – это
готовность и способность выполнять определенные виды деятельности (П.Б. Гурвич,
В.А. Петровский, Г.И. Щукина).
Селевко Г.К. отмечает, что «изобразительные
способности заключаются в способности передавать форму предмета, его строение,
цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С
изобразительными способностями тесно связаны технические навыки. Для
изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом
направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий – это уже
изобразительная задача». «Способности не даны человеку в готовом виде, они
всегда результат развития, осуществляющемся главным образом в процессе
воспитания и обучения. Способности, как и другие свойства