Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Разработка проекта оценки бизнеса на примере ООО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 6
1.1. Сущность оценки стоимости бизнеса 6
1.2. Подходы к оценке стоимости бизнеса 12
1.3 Нормативно-правовая база оценочной деятельности 19
2. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА АО «ТЮМЕНЬТЕЛ» 23
2.1 Характеристика объекта оценки 23
2.2 Анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия 25
3. УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТЬЮ АО «ТЮМЕНЬТЕЛ» 38
3.1. Оценка бизнеса АО «Тюменьтел» затратным и доходным подходом 38
3.2. Разработка направлений повышения стоимости бизнеса АО «Тюменьтел» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что значимость определения стоимости бизнеса на нынешнем этапе развития экономики России особенно велика.
Оценочную деятельность по праву можно считать рычагом регулирования отношений собственности в условиях становления и развития рыночной экономики. Под оценкой бизнеса понимается упорядоченный процесс расчета стоимости компании в денежном выражении на определенную дату с подробным обоснованием факторов, которые влияют на стоимость в момент расчета в условиях конкретного рынка, и в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим оценочную деятельность. Основу оценки бизнеса составляют три подхода: доходный, затратный и сравнительный, каждый из которых ориентирован на получение определённой информации о компании. Так, например, затратный подход учитывает прошлые достижения компании и стоимость их воспроизводства в современных условиях, применяя аналогичные технологии; в результат доходного подхода формируется стоимость на основе ожидаемых денежных потоков от бизнеса; а сравнительный подход в свою очередь отражает текущее положение компании на рынке.
По мере развития рыночных отношений потребность в оценке предприятия постоянно возрастает. Оценка предприятия позволяет оценить рыночную стоимость собственного капитала бизнеса. Потребность в оценке стоимости возрастает при инвестировании, кредитовании, страховании, исчислении налоговой базы предприятия.
В результате оценки выявляются все возможные подходы к управлению предприятием для обеспечения максимальной эффективности и увеличения рыночной стоимости предприятия. Это и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Знать, сколько стоит тот или иной объект недвижимости, бизнеса и т.д. – основная задача современного управления государством.
Сегодня ведущими экономистами мира признано, что главной финансовой целью стратегического управления предприятием является увеличение его стоимости. Важнейшим элементом в системе управления стоимостью является оценка бизнеса.
Независимая оценка стоимости предприятий (рыночной или инвестиционной) играет заметную роль и в процессе функционирования основных институтов финансового рынка: банков, страховых компаний, фондовых бирж. Вложения иностранных инвесторов в российскую экономику, осуществляемый путём приобретения различных активов, также способствует увеличению спроса на услуги независимых оценочных организаций.
Необходимость оценки рыночной стоимости предприятия может возникнуть в одном из следующих случаев. Во-первых, при заключении договора купли-продажи доли в уставном капитале общества, когда каждая из сторон договора хочет знать, сколько составляет стоимость данной доли. Во-вторых оценка рыночной стоимости предприятия необходима при совершении сделок купли-продажи долей при слиянии, поглощении, присоединении, выкупе у собственников, при вступлении в права наследования или дарения, при реструктуризации бизнеса и т.д.
Указанные обстоятельства подтверждают актуальность выбранной темы исследования и позволяют сформулировать его основные цели и задачи.
Цель работы заключается в оценке бизнеса на примере АО «Тюменьтел».
Целью оценочных работ является расчёт и обоснование рыночной стоимости предприятия на определённую дату. При определении стоимости доли уставного капитала предприятия применяются методы, опирающиеся на известные подходы: доходный и затратный.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы оценки стоимости бизнеса.
2. Провести оценку стоимости бизнеса АО «Тюменьтел».
3. Охарактеризовать пути управления рыночной стоимостью АО «Тюменьтел».
Объектом исследования является АО «Тюменьтел».
Предметом исследования стали экономические отношения, складывающиеся в процессе оценке рыночной стоимости доли в уставном капитале компании.
Информационной базой исследования послужили официальные данные статистической и бухгалтерской отчетности АО «Тюменьтел» и научная литература, зарубежные источники информации публикации периодической печати.
Теоретической и методологической основой разработки темы выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых.
В качестве основных методов исследования были использованы моделирование, системный анализ, статистические методы, различные методы экономического анализа, метод экспертных оценок, современные подходы к оценке бизнеса.
Заключение:
Оценка стоимости бизнеса в настоящее время осуществляется на основании трех подходов к оценке – по доходному методу, расходному и сравнительному. Как правило, эти методы в процессе оценки стоимости промышленного фирмы применяются не изолированно, а комплексно, что позволяет получить наиболее точную величину стоимости фирмы .
При оценке стоимости бизнеса по затратному подходу основной упор делается на стоимость имеющегося имущества (комплекс нематериальных и материальных активов) фирмы . Такой метод наиболее часто используется, когда планируется продажа фирмы, с целью четкого определения стоимости всех его активов.
При оценке стоимости бизнеса по доходному методу базой для расчетов является планируемый в будущем доход фирмы . Такой подход основывается не на имеющихся у фирмы активах, а на ожидаемых инвесторами прибылях в дальнейшем.
Оценка предприятия с применением сравнительного метода учитывает мнение рынка, которое выражается в стоимости произведенных сделок по продаже аналогичных объектов. Здесь во главу угла ставится принцип замещения, гласящий то, что цена конкретного фирмы, предполагаемого к продаже, не может кардинально отличаться от цены иного фирмы, которое имеет эквивалентную полезность для потенциального покупателя
Таким образом, подходы и методы оценки стоимости бизнеса классифицируются на методы доходного, сравнительного и затратного подходов. Каждый из подходов позволяет оценить определенные факторы стоимости.
АО «Тюменьтел» входит в число крупнейших строительных компаний и является лидером строительной отрасли на территории РФ.
Основными финансово-экономическими проблемами, выявленными в ходе исследования, являются:
1. Высокий удельный вес дебиторской задолженности в общей структуре активов предприятия, положительная динамика ее величины за анализируемый период, а также существенное превышение кредиторской задолженности величины дебиторской задолженности.
Отмеченная особенность структуры бухгалтерского баланса предприятия АО «ТЮМЕНЬТЕЛ» негативным образом отражается на эффективности ведения хозяйственной деятельности.
2. Недостаточная обеспеченность собственным капиталом АО «ТЮМЕНЬТЕЛ». Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами является достаточно актуальным вопросом для улучшения финансовой устойчивости АО «ТЮМЕНЬТЕЛ».
Собственный капитал в обороте предприятия на все отчетные даты представлен отрицательной величиной. Это связано с тем, что основными источниками финансирования деятельности предприятия являются долгосрочные и краткосрочные заемные средства.
Отсутствие у АО «Тюменьтел» в достаточном объеме собственных оборотных средств (так как собственные оборотные средства имеют отрицательные значения) показывает то, что практически все оборотные средства предприятия, а также часть величины внеоборотных активов финансируются за счет заемных средств.
Для определения стоимости предприятия (бизнеса) применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета.
В представленной работе была проведена оценка стоимости доли в размере 100% в уставном капитале предприятия. АО «ТЮМЕНЬТЕЛ» — современная, динамичная компания, вошедшая в число ведущих предприятий строительной отрасли.
Основным источником формирования имущества предприятия АО «ТЮМЕНЬТЕЛ» являются краткосрочные заемные средства, которые были размешены в оборотных активах организации.
Рыночная стоимость объекта оценки доходным подходом составляет 9087,92 тыс. руб. Стоимость доли в размере 100% в уставном капитале АО «ТЮМЕНЬТЕЛ», рассчитанная затратным подходом, составляет 4230271 -3585236 =645035 тыс. рублей.
Таким образом, рыночная стоимость на дату оценки составит 649579 тыс. руб.
Наличие выявленных проблем обуславливает необходимость поиска путей повышения финансовой устойчивости предприятия АО «Тюменьтел».
Одним из условий дальнейшего успешного функционирования АО «Тюменьтел» в рыночной экономике является поиск путей направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации, в основе которых лежит правильная и своевременная разработка мероприятий, направленных совершенствование управленческой деятельности в организации.
Обосновывая первое из вышеобозначенных, направление повышения эффективности осуществления финансового контроля в АО «Тюменьтел» можно отметить, что планирование в целом является основополагающим стержнем в управлении предприятием. Благодаря грамотному планированию деятельности организации обеспечивается устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг. Именно поэтому отсутствие на данном предприятии планово-экономической информации как таковой неизбежно негативным образом сказывается на экономических результатах предприятия.
В качестве второго направления повышения эффективности процесса принятия управленческих решений на рассматриваемом предприятии выделено совершенствование механизма данного процесса. Необходимо ввести этап планирования при принятии управленческих решений, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка эффективности уже принятых управленческих решений.
В качестве третьего направления повышения эффективности организации финансового контроля на предприятии выступает разработка правового и методического обеспечения для организации процесса принятия управленческих решений. Речь идет о разработке конкретных, применительно к данному предприятию методических документов, которые содержали бы конкретные вопросы организации процесса принятия управленческих решений, разъясняли способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля, применения конкретных технологий при выборе управленческого решения, что помогло бы руководителю, не имеющему в данном направлении профильного образования, повысить свою компетентность в данном вопросе и принимать более эффективные управленческие решения.
Одной из выявленных проблем финансового состояния компании АО «Тюменьтел» является ее недостаточная финансовая стабильность, оцененная коэффициентным методом. Причиной такой ситуации является превышение заемного капитала в сравнении с собственным капиталом организации.
С целью оптимизации финансовых результатов деятельности компании рекомендовано активизировать систему сбыта услуг компании и тем самым способствовать повышению оборотности запасов, сокращения их объемов. Также разработаны рекомендации по повышению и удержанию долгосрочной финансовой устойчивости АО «Тюменьтел» и показана их эффективность. В частности, рассмотрены возможности сокращения суммы дебиторской задолженности организации путем оптимизации расчетной политики и предоставления системы скидок в зависимости от сроков проведения расчетов за продукцию компании АО «Тюменьтел».
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1. Сущность оценки стоимости бизнеса
В наши дни все больше компаний отходят от классической модели управления организации и переключаются на стоимостную направленность. Данный вид управления основан на стоимости компании – Value Based Management, в дальнейшем VBM. Чтобы понять суть концепции, для начала рассмотрим определение стоимости компании [16, с. 147].
Говоря о категории «стоимости», традиционно сопоставляют две позиции: марксистскую и маржиналистскую. Разница этих позиций заключается в том, как они представляют понятие товара. Для маржинального подхода «товар» – имеет свойство потребительской стоимости. На деле это значит, что товар способен удовлетворять нужды, но не потребительские, а общественные, тем самым быть полезным обществу. Поступает данный товар в процессе обмена. Для марксистов же стоимость товара определяется её внутренними качествами. В стоимость закладываются затраты на труд, что придает ей комплексный характер, а сама стоимость определяется посредством меновой стоимости.
Под понятием «компания» мы подразумеваем её комплексную стоимость и затраты на организацию, также полезность, которую она несёт. Компания может являться объектом купли-продажи, при её создании несутся некие издержки, тем самым она обладает характеристиками товара, однако это специфический вид товара. Данный вид имеет инвестиционный характер, то есть затраты на него происходят с расчетами получения прибыли в будущих периодах. Более того, оценивая прибыльность компании, стоит брать в расчет также и риски, связанные с нереализацией данного проекта [17, с. 120].
Понятие «стоимость компании» несет в себе количество денежных средств, которые покупатель готов отдать за представляющие активы оцениваемой компании. В тоже время рыночная стоимость эластична и подвержена влиянию внешних фактов и событий, которые не контролируются менеджментом.
При управлении, основанном на стоимости, показатель рыночной стоимости отражает эффективность менеджмента компании, а также результативность ее стратегии. Более того, благодаря стоимости компании становится возможным оценить экономическое и финансовое состояние организации, а также рассмотреть ее возможные перспективы в будущих периодах, учитывая доходы и риски [18, с. 147].
С середины ХХ в. наблюдалось усложнение организационных структур компаний, увеличение размеров предприятий, развитие финансовых и технологических инструментов, что в свою очередь сопровождалось поиском лучшей модели управления компаниями. В это время широкое развитие получили теория финансового и теория стратегического менеджмента.
Теория стратегического менеджмента ставит перед собой как финансовые, так и нефинансовые цели, например производительность, положение на рынке, прибыльность компании, эффективность менеджмента, рентабельность инвестиций, рентабельность капитала и т.д. Стратегический менеджмент учитывает информацию о внутренней и внешней деловой среде: финансы, качество маркетинга, организационная структура компании, производство, данные о рынках и конкурентах, влияние различных факторов (социальных, экономических, технологических, политических и психологических). Практика данной теории позволила разработать широкий инструментарий для планирования и реализации стратегии, посредством анализа (SWOT-анализ), стратегического позиционирования и реинжиниринга бизнеса [19, с. 120].
Теория финансового менеджмента ставит для себя цели повышения стоимости компании, при этом учитываются прогнозируемые будущие денежные потоки, которые создадут активы компании, а соответственно стоимость компании – всегда долгосрочный показатель.
Таким образом, центральное значение финансового менеджмента, отвечающего главным целям стратегического менеджмента – наращивание стоимости, отдается теориям оценки стоимости – базовые финансовые активы, ценообразование опционов, оценка стоимости имущества, оценка стоимости бизнеса, арбитражное ценообразование, так и финансовым теориям – теория структуры капитала, дивидендов, теория портфеля. Выделение данных теорий привело к формированию самостоятельной науки — теории оценки стоимости.
Оценка бизнеса позволяет вычислить рыночную стоимость компании перед ее продажей или реорганизацией.
Оценка бизнеса – это расчет стоимости компании как имущественного комплекса, приносящего прибыль владельцу.
Например, человек приобретает какой-либо актив, например, дом или автомобиль. Он просматривает объявления, изучает варианты, сравнивает цены. В этом случае при формировании оптимальной цены сравниваются следующие показатели [21, с. 156]:
— Чистые активы – расходы, понесенные на приобретение, ремонт и т. д.
— Рыночные ожидания – среднерыночная стоимость актива. Это сумма, которую готовы выплатить за аналогичный или похожий объект, рыночные потребители.
— Собственные (инвестиционные) ожидания – возможный доход от покупки объекта. К примеру, если планируется перепродать актив, когда вырастет его стоимость, сдать его в аренду, использовать в коммерческой или производственной деятельности.
Аналогичный подход работает и в сравнительной оценке активов бизнеса. Аналитик оценивает затраты, изучает рынок, рассчитывает показатели и делает вывод, насколько оправданы инвестиционные ожидания заказчика.
Если инвестор планирует купить готовый бизнес, нужно оценить три или более варианта. В первую очередь сравниваются такие показатели, как наличие и сумма долгов, стоимость сделки, фактическое состояние предприятия.
Оценка рисков непрерывности бизнеса может быть обязательной и добровольной. Необходимость оценить предприятие возлагается на его собственников в следующих случаях [22, с. 147]:
— Одной из сторон договора выступает государство.
— Возникли юридические споры о цене актива. Например, если имущественный объект или бизнес в целом оформлены как предметы залога. Или если компания спорит с налоговиками относительно правильности формирования налогооблагаемой базы.
— Один из собственников делает взнос в уставной капитал в форме, отличной от денежной.
— Имущество передается в ипотеку.
— Имущество или компания являются предметом заклада.
— Компания выкупает акции по инициативе акционеров. При этом ценные бумаги выкупаются по рыночной стоимости, рассчитанной независимым оценщиком.
— Предприятие банкротится. Продажа имущества возможна лишь после проведения оценки.
Добровольная финансовая оценка эффективности бизнеса проводится в следующих случаях:
— Купля-продажа бизнеса в целом или его части. Инициируется продавцом или покупателем. Продавец не хочет прогадать, покупатель не хочет переплатить.
— Создание франшизы. Если предприниматель собирается создавать из собственного бизнеса франшизу, ему придется рассчитать стоимость роялти. Сделать это можно лишь после первоначальной оценки активов, которые можно предложить клиентам: бренда, разработанных бизнес-процессов, контрактов с оптовыми поставщиками.
— Реструктуризация, ликвидация нерентабельных активов, улучшение эффективности управления собственным бизнесом.
— Получение банковского кредита под залог движимого или недвижимого имущества. При наличии экспертного заключения о стоимости имущества заемщик вправе оговаривать условия кредитования с возможностью их изменения в свою пользу.