Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Разработка перспективного плана использования активных форм взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Реферативная часть. Теоретические
основы взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста. 7
1.1. Понятие адаптации в
психолого-педагогической литературе. 7
1.2. Специфика адаптации детей
раннего возраста к дошкольной образовательной организации. 10
1.3. Методы и приемы адаптации детей
раннего возраста. 15
1.4. Особенности взаимодействия с
родителями в процессе адаптации детей раннего возраста в дошкольной
образовательной организации. 19
1.5. Возможности использования
активных форм взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей раннего
возраста. 26
Проектная часть. «Разработка
перспективного плана использования активных форм взаимодействия с родителями в
процессе адаптации детей раннего возраста в ясельной группе «Капелька» МБДОУ «Детский сад № 19 «Лилия»». 32
2.1. Пояснительная записка. 32
2.2. Содержание перспективного плана
использования активных форм взаимодействия с родителями в процессе адаптации
детей раннего возраста в ясельной группе МБДОУ «Детский сад № 19 «Лилия». 39
Заключение. 46
Список литературы.. 48
Приложение 1. Анкета для родителей. 53
Приложение 2. Результаты
анкетирования родителей в период адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОУ.. 55
Приложение 3. Результаты наблюдения
за детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.. 58
Введение:
В
современной России социально-политические и социально-экономические перемены требуют
новых подходов к организации функционирования системы дошкольного образования
как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной
занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающих в
ясельные и младшие группы дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ).
Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей раннего
возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольного
учреждения. Одной из
базовых ценностей Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования, принятого приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 года № 1155, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья
ребенка. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной,
особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии
психического и эмоционального напряжения. В педагогической
литературе вопросы адаптации дошкольников освещены в работах Галигузовой Л.Н,
Давыдовой И.О., Майер А.А., Пантюхиной Г.В., Смирновой Е.О., В работах этих и
других педагогов и психологов адаптация рассматривается в качестве составной
части процесса социализации ребенка и предполагает усвоение им социального
опыта, типичных форм поведения. В качестве показателей успешной адаптации
рассматриваются физическое, эмоциональное и психологическое самочувствие
ребенка.
Семья является главным инструментом
социализации ребенка, поскольку именно родители – главные социальные партнеры
ребенка, обеспечивают его готовность к взаимодействию в социальной среде и
адаптацию в ней. В связи с этим социально-педагогическая деятельность по
адаптации детей к ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии с
родителями. Одной из важнейших задач воспитателя по адаптации детей в дошкольной
образовательной организации, является деятельность по оказанию помощи
родителям. Это отмечается в Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), где определено, что
деятельность воспитателя, в том числе по адаптации детей раннего
возраста строиться на основе «…непосредственного вовлечения родителей в
образовательный процесс на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи; взаимодействия с семьей по вопросам
образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при
необходимости консультативной помощи». Однако в процессе
организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей
раннего возраста к условиям ДОУ отмечаются следующие противоречия:
— между потребностью
родителей получать необходимую информацию и помощь в области воспитания и
развития детей и недостаточной разработанностью методов и форм взаимодействия с
педагогами по этому вопросу;
— между важностью
оказания педагогами ДОУ помощи родителям в процессе адаптации детей раннего
возраста к детскому саду и затруднениями, которые испытывают педагоги при
выборе содержания, методов, технологий и форм взаимодействия с родителями.
Необходимостью разрешения
возникающих противоречий обусловлена актуальность
исследования.
Проблема исследования связана с поиском условий
использования активных форм взаимодействия с родителями в период адаптации
Заключение:
Требования,
предъявляемые к современному дошкольному образованию, определяют задачу
социализации дошкольника в качестве одной из ведущих. Процесс социализации
начинается с первых дней посещения ребенком ДОУ и во многом определяется тем,
насколько успешно пройдет адаптация к условиям детского сада.
Цель данного
исследования – теоретическое обоснование использования активных форм взаимодействия
с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации и
разработка перспективного плана. Для достижения
поставленной цели был проведен анализ педагогической, методической,
психологической литературы, посвященной проблеме адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольной организации. В результате проведенного анализа
были сделаны следующие выводы.
Ранний возраст
определяется как период активного развития ребенка: формируется его
эмоциональная сфера, начинают проявляться познавательные интересы к окружающему
миру, но в то же время его внимание еще очень неустойчиво, он быстро
переключается с одного объекта на другой, происходит частая смена настроений.
Все эти особенности необходимо учитывать при организации адаптационного периода
к условиям ДОУ.
Адаптация в современной
дошкольной педагогике рассматривается как процесс включения ребенка в
общественные отношения, принятия определенных социальных норм и правил.
Выделяют несколько этапов адаптации детей раннего возраста, которые
характеризуются различной степенью эмоционального и физического состояния
малыша.
На процесс адаптации детей
раннего возраста влияют предметно
Фрагмент текста работы:
Реферативная часть.
Теоретические основы взаимодействия с родителями в процессе адаптации детей раннего
возраста. 1.1.
Понятие адаптации в психолого-педагогической литературе Вопрос адаптации является актуальным для различных сфер жизни человека,
поэтому изучению этого процесса посвящено достаточно много психологических,
педагогических, физиологических исследований. Раскрытие сущности понятия
«адаптация» определяет механизмы, позволяющие человеку приспосабливаться к
постоянной смене условий окружающей среды. Анализ научной,
психологической, педагогической литературы позволил сделать вывод о
междисциплинарном качестве процесса адаптации.
Физиологический подход к изучению процесса адаптации раскрывает совокупность физиологических реакций
организма человека, являющихся основой приспособления к смене условий
окружающей среды, направленных на сохранение гомеостаза, т. е. относительного
постоянства внутренней среды» [30, с. 152-160].
Психологическая наука рассматривает специфику адаптивных процессов и
способы приспособления личности к окружающей социальной среде, с точки зрения
педагогической науки адаптация рассматривается как этап, требующий нахождения видов,
методов профилактики и коррекции неблагоприятных источников адаптации.
Под психологической
адаптацией Т.В. Костяк понимает приспособление человека к требованиям общества
в соответствии со своими интересами и нуждами [21, с. 9].
Проблемы
психолого-педагогических аспектов адаптации личности рассматривались учеными
Е.В. Белинской, Л.В. Белкиной, Л.И. Божович, Л.Н. Галигузовой, Н.В. Кирюхиной,
Н.Я. Семаго, Е.О. Смирновой. К.Л. Печора, Б.Д. Элькониным и др.
О.И. Дaвыдовa, А.А. Мaйер
рассматривают адаптацию в качестве составной части процесса социализации,
который предполагает усвоение ребенком социального опыта, типичных форм
поведения.
По мнению Б.Д. Эльконина,
адаптация представляет собой стадию личностного становления человека,
находящегося в относительно прочной социальной общности, развитие личности в
которой представляется процессом вхождения в новую социальную среду с
последующей интеграцией с ней [33].
В процессе
социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств
общения, поведения и предметной деятельности,
принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления,
потребности, интересы и может самоопределиться [3, с. 81-84].
С иной точки зрения
адаптацию рассматривает К.Л. Печора, относя ее к одной из стадий развития
личности, на которой могут усваиваться действующие в сообществе правила и
происходит овладение соответствующими видами и средствами деятельности [13, с.
9]. Субъект, проникая в новую социальную структуру, еще не проявляет себя как
личность прежде, чем освоит существующие правила. Если человек не может
побороть сложности адаптации, у него образовываются качества, ведущие к тяжелой
личностной дисфункции. Адаптация в этом смысле является фактором личностной
индивидуализации и социализации.
А.В. Ажиев на основе
проведенного анализа исследований в области изучения адаптации выделил объективную
и субъективную