Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Коррекционная педагогика в начальном образовании

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Работы по преодолению трудностей при обучении детей с зпр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЗПР 5

1.1. Особенности обучения детей с задержкой психического развития 5

1.2. Задержка психического развития: описание, классификация, диагностика 10

1.3. Методы работы с детьми с ЗПР 17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СИМПТОМОВ ЗПР НА ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 20

2.1. Диагностика основных трудностей обучения детей с ЗПР. 20

2.2 Разработка и реализация рекомендаций по преодолению основных трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе. 30

2.3. Анализ результатов по выявленнию трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Приложение 1 55

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На современном этапе развития число детей с ЗПР из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональная вредность, неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье и в школе, что вызывает трудности обучения детей с задержкой психического развития в начальной школе.

— Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1];

— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО) [2].

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы ХХ века связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский, С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева и продолжится до сих пор.

Таким образом, актуальностью данной темы является преодоление трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе.

Цель исследования — изучить работу по преодолению трудностей обучения детей с ЗПР.

Объект исследования — процесс обучения детей с ЗПР.

Предмет исследования — работа преодолению трудностей при обучении детей с ЗПР.

Гипотеза — преодоление трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе будет эффективно, если выявляются психолого-педагогические причины трудностей обучения в начальной школе и организуется индивидуальная работа с учениками, имеющими ЗПР, направленная на педагогическую коррекцию выявленных причин.

Задачи исследования:

1. Сделать психолого-педагогический анализ по проблеме исследования;

2. Изучить особенности обучения детей с ЗПР;

3. Рассмотреть коррекционно-развивающие программы обучения детей с ЗПР;

4. Провести экспериментальную работу по исследованию трудностей при обучении детей с ЗПР.

Методы исследования: изучение теоретических источников по теме исследования, опроса, метода первичной описательной статистики, научных источников, сравнение, наблюдение, тестирование.

Теоретическая значимость:

Состоит в обобщении и систематизации психолого-педагогического знания по проблеме организации процесса по преодолению трудностей при обучении детей с ЗПР.

Практическая значимость:

Заключается в том, что предложены методики по преодолению трудностей при обучении детей с ЗПР способствует повышению показателей при освоении учебной программы.

База исследования: МОУ СОШ №27 г.о. Подольск

Характеристика выборки:

Учеников в классе 12 человек, 2 девочки и 10 мальчиков.

Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе, определенная в качестве цели курсовой работы, основывается на результатах решения поставленных в работе задач, позволяющих сделать следующие выводы.

Задержка психического развития— это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Чаще всего выделяют биологические и социальные причины, такие как: патология беременности, инфекционные, травматические, соматические заболевания на ранних этапах развития ребёнка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Трудности обучения учеников с ЗПР 2 класса показали, что скорость чтения у учащихся этого класса составляет 22-38 слов в минуту, при чтении за минуту делают от 3 до 8 ошибок. У большинства учеников слоговое чтение, что соответствует отметке 2 и 3 согласно ФГОС НОО. Обучающиеся класса находятся на низком уровне развития учебных навыков по письму. Под диктовку пишут медленно, допускают до 10 ошибок (пропуски гласных и согласных, пропуски слогов и частей слова, лексико-грамматические, пунктуационные и графические ошибки), при списывании от 7 до 9.

При анализе трудностей в обучении математике я выявил, что почти все дети выполняют устные и письменные вычисления на «+» и «-» в пределах 20 с ошибками, учащиеся не различают ломаную, прямую, отрезок, неправильно выполняют построение геометрических фигур по заданным размерам. Решение уравнений вызывает затруднения.

Согласно методике В. Щур «Лесенка» адекватную оценку себе дали 6 учеников класса, 2 показали завышенную оценку, 4 занизили самооценку. Со стороны учителя 10 учеников уверены в адекватном отношении к ним учителя, 2 считают, что учитель оценивает их негативно. Со стороны родителей 4 ученика уверены, что родители завысили бы их успехи, 8 уверены в том, что родители адекватно реагируют на них.

При оценке мотивации я использовал анкету «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой, которая показала низкий уровень мотивации к учебной деятельности: познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс ребят класса мало привлекает. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Для определения уровня умственного развития учеников была использована методика, предложенная Э. Ф. Замбицявичене. 2 ученика показали средний уровень умственного развития, 6 учеников – низкий, 1 ученик недостаточный уровень умственного развития, 3 ученика очень низкий уровень развития.

Согласно рекомендаций педагогов коррекционно-развивающего обучения, в частности О.Е. Шаповаловой, я узнал, что процесс обучения детей с задержкой психического развития необходимо строить на таких принципах как:

— доступность изучаемого материала;

— сознательность и активность учащихся;

— целостность системы специального обучения;

— адаптированность учеников к новым условиям.

Одной из важных рекомендаций задач каждого урока я считаю то, что чтобы все ученики смогли выйти из него с положительным опытом.

Из материалов по проблеме исследования, мною выбраны и составлены правила работы с учениками, имеющими диагноз ЗПР:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не заставлять отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.

Для преодоления трудностей обучения учеников 2 класса с ЗПР использовались образовательные маршруты в количестве 26 часов коррекционных дополнительных занятий по русскому языку, 17 – по математике, 13- по окружающему миру, для развития концентрации внимания и психический процессов, также коррекционный маршрут для формирования эмоционального положительного климата и мотивации ученического коллектива, которые в системе занятий с логопедом, психологом, помогут скорректировать существующие трудности. Составил систему элементов нейрогимнастики, глазодвигательных упражнений, пальчиковых игр, физминуток, упражнений на релаксацию, которые при систематическом использовании способствуют положительному развитию структур головного мозга учеников.

Данные коррекционные образовательные маршруты, составленные по основным ученым предметам, можно использовать как для групповой, так и индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, наличие своевременной квалифицированной помощи в преодолении трудностей в обучении, развитии и общении учеников с ЗПР, требует своевременной корректировки, которая возможна при совместной деятельности учителя, логопеда, психолога при наличии коррекционных образовательных маршрутов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЗПР

1.1. Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Одной из целей системы образования в наше время является совершенствование процесса обучения, воспитания и развития личности современных школьников. Для реализации этой цели, необходимо решить ряд задач. Одной из них, на наш взгляд, является оказание помощи детям, имеющим затруднения в обучении по причине задержки психического развития.

Современный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этих детей во многом связана с изучением специфики их развития и поиске научно-обоснованных способов психолого-педагогической помощи. С этих позиций учеными (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук и др.) обосновывается и ведется изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР).

При работе с отстающими по развитию детьми в интегрированном обучении учителям приходиться находить к каждому ученику индивидуальный подход. Учитель находит пробелы в обучении ребенка и восполняет их разными способами: Это может быть повторение пройденного материала, а также дополнительные задания для закрепления, использование для большей наглядности дидактических материалов, а также различных карточек, а также привлечение внимания ребенка и адаптация в коллективной работе.

Использование данных мер способствует благоприятному развитию отстающего ученика. Стоит отметить, что если ребенок отстает в связи с задержкой психологического развития, то выше приведенные меры, а также успехи ученика в большинстве случаев будут временными и положительный результат перекроется другими пробелами в знаниях. Именно по этой причине для детей с ЗПР используют особенные коррекционно-педагогические методики, которые содержат помимо обучения лечебно-оздоровительные мероприятия.

В данном случае индивидуальный подход в подаче учебного материала также необходим. Важно сделать подачу материала более короткой, однако информативной и плавно увеличивать сложность материала. Также необходимо закреплять усвоенный материал и проверять, как ребенок использует ранее полученные знания.

Не малоизвестным фактом является то, что дети с задержкой психологического развития склонны к быстрому переутомлению. Именно по этой причине важно чередовать виды занятий с информационных на практические. Также использовать вариативность заданий. Важно выявить интерес таких детей и использовать его для привлечения школьника к работе, а также получения им положительных эмоциональных всплесков. В этом учителю поможет использование дополнительных красочных материалов, наряду с дидактическими.

Также важным элементом в успешном обучении детей с ЗПР является сама подача материала учителем. Голос должен быть мягким и доброжелательным, а также при незначительном успехе важно хвалить ученика. Стоит отметить, что данных психологических подходов недостаточно для успешного развития и требуется использовать специальную коррекционную работу, которая заключается в заполнении определенных пробелов элементарных знаний, а также практик и помощи в усвоении основ знаний в определенных предметах.

Достичь положительного результата возможно, если использовать в первоначальном ознакомлении с темой подготовительные разделы. В процессе обучения по этим разделам, дети с ЗПР получают возможность освоить те умения и знания, которые их сверстники получают с повседневным жизненным опытом. Такой способ психолого-педагогического воспитания у школьника должен быть на протяжении всего периода обучения, а не только в начальных классах. Связанно это с тем, что школьники с задержкой психологического развития опираются на опыт и практические знания при изучении новой темы, а у них, как правило, их недостаточно.

Подготовительное обучение по разделам должно совмещаться с коррекционной работой по наделению детей знаниями об окружающем мире, развитию способности анализировать окружение, поднимать общее развитие детей с ЗПР. В совокупности это приведет к тому, что школьник сможет самостоятельно анализировать и получать новые знания, а также практически их использовать [1].

Важно понимать, что на начальных этапах дети с ЗПР не обладают богатым содержанием речи. Многие определения им не понятны, некоторые воспринимаются в буквальном смысле, хотя подразумевается переносный. Эти проблемы осложняют обучение. Однако крайне важным является усвоение материала не только по существу, но и по правильной форме. Ученики должны употреблять значения слов в том определении, которое слова в себе несут, должно быть правильное произношение звуков, фраз, в словах должна быть логика и смысловая нагрузка. Обязательным в коррекционном обучении является нормализация деятельности. Ей уделяется весь период коррекционного обучения, а также внеурочное время. При необходимости используется дополнительная коррекционная работа.

Существуют определенные правила, по которым происходит обучение детей с ЗПР: — на протяжении всего обучения к каждому ребенку с задержкой психологического развития на общеобразовательных уроках, а также коррекционных занятиях, должен использоваться индивидуальный подход; — в процессе обучения следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Для этого можно использовать комбинирование подачи материала, то есть совмещать информационную часть с практической, а также делать материал более красочным и интересным для восприятия;

— весь процесс обучения должен содержать в себе те методы коррекционного обучения, которые смогут школьнику максимально активировать свою познавательную деятельность, способствовать развитию новых навыков, а также речи;

— проводить перед изучение новой темы подготовительное занятие для того, чтобы при изучении самой темы ученик обладал базовыми знаниями.

Вместе с этим требуется знакомить школьника с окружением и предоставлять ему все необходимые об этом знания;

— На протяжении всего обучения активно помогать ребенку развивать его деятельность;

— проявить к детям с ЗПР педагогически снисходительное отношение. Требуется обращать внимание и всячески поощрять даже мало значимые успехи ученика, а также не подрывать веру в себя у ребенка и помогать ему достигать целей [2, 3].

Тем не менее, при правильно организованном учебном процессе, неравнодушном отношении, тесном и спланированном взаимодействии учителя, родителей, психолога, логопеда можно достичь положительного результата в обучении и социализации детей с ЗПР. Мы предлагаем вам рекомендации, составленные учёными — педагогами, психологами, а так же собственные наработки:

1.Так как дети с ЗПР характеризуются быстрой утомляемостью, низкой работоспособностью, то и учебная информация должна подаваться небольшими фрагментами, чётко, последовательно, проговариваться несколько раз. Если ребёнок уже умеет читать, запишите ему алгоритм работы на карточке, составьте опорную таблицу, схему. Не умеет читать — придумайте схему в виде ярких, красочных, узнаваемых символов.

2.Чтобы избежать быстрой утомляемости, чередуйте виды деятельности: игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную. Так, например, на уроке математики решая задачу, попробуйте её обыграть, показать в действии. Это поможет детям представить задание образно, приблизить его к реальной жизни, а, следовательно, сделать узнаваемым и облегчить решение, заинтересовать, снять напряжение.

3. Особое внимание уделите наглядности. Она позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Это могут быть счётные таблицы, красочная азбука, задача в картинках, коллекции минералов, гербарии, весы на урок математики и т.д.. Целесообразно изготавливать некоторую наглядность с детьми. Так, например, при изучении букв, можно с ребёнком нарисовать на карточках яркие буквы, вылепить их из пластилина. Или, например, создать альбом правил с иллюстрациями. Это способствует лучшему запоминанию и одновременно привитию позитивного отношения к своему труду. Заинтересованность в обучении.

4.Используйте на занятиях ИКТ технологии. Демонстрация презентаций, видео и мультипликационных фрагментов привлекает детей, позволяет долго удерживать их внимание. Современные тренажёры помогают в игровой форме освоить и закрепить учебный материал. В настоящее время для детей с ЗПР на различных сайтах организованы дистанционные олимпиады и конкурсы. Участвуя в них, ученики будут чувствовать себя востребованными. А значит повысится их самооценка, что мотивирует на продуктивное усвоение знаний.

5. Развивать детей нужно не только в учебной деятельности, а так же, во внеурочной, кружковой. Привлекайте их к участию в подготовке концертных номеров к различным мероприятиям, в спектаклях, в конкурсах рисунков, поделок и т.д. Неуспевающий ученик может оказаться успевающим, способным в других видах деятельности, в творчестве, трудовой деятельности. Это повысит самооценку воспитанников, поможет сформировать положительное отношение к школьной жизни, а, следовательно, повысить интерес, привлечь внимание к учёбе.

Таким образом, опираясь на передовой опыт учёных, мы пришли к выводу, что причины возникновения ЗПР могут носить разный характер. Решать проблемы обучения нужно в тесном сотрудничестве с родителями, психологами, логопедами. При обучении детей нужно чередовать разнообразные формы работы, использовать активно наглядный материал, ИКТ технологии, вовлекать учащихся в разные формы и виды работы, что позволит развить всесторонне их личность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы