Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Пути повышения познавательной активности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1. Понятие
«познавательная активность» в психолого-педагогической литературе 6
1.2.
Особенности развития познавательной активности у детей младшего школьного
возраста. 11
1.3. Методы и
приемы повышения познавательная активность у детей младшего школьного возраста
на уроках в начальной школе. 21
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ.. 30
2.1.
Диагностическое исследование уровня познавательной активности младших
школьников. 30
2.2.
Организация работы по повышению познавательной активности младших школьников. 36
2.3.
Выявление динамики развития познавательной активности младших школьников. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 62
Введение:
Актуальность исследования.
ФГОС начального общего образования выдвигает требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования, которые
включают в себя формирование основ умения учиться и способность к организации
своей деятельности; сформированность мотивации к обучению и познанию, а также
готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
На основании этого можно
утверждать, что проблема развития познавательной активности младших школьников
является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Познавательная
активность необходима ребёнку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные
в себе способности, приобрести такие качества, как инициативность и
самостоятельность, найти своё место в жизни. Проблема развития познавательной
активности личности в силу своей практической значимости постоянно обращала на
себя внимание великих ученых.
Своими корнями история
формирования и развития познавательной активности уходит в далекое прошлое.
Великий чешский педагог и мыслитель XVII века Я. А. Коменский считал проблему развития
познавательной активности одной из основополагающих при формировании личности
обучающегося. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание,
создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску.
И. Г. Песталоцци и А. Дистервег говорили о том, чтобы школьник не только
получал, но и искал знание.
Также проблеме
формирования и развития познавательной активности школьников посвящены труды
многих ученых-педагогов (Л. М. Аристовой, М. А. Данилова, П. И. Пидкасистого,
Г. И. Щукиной и др.). Сущность познавательной активности в процессе учебной
деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла
отражение в исследованиях, проведенных Э. И. Александровой, В. В. Давыдовым,
Л.В. Занковым, Н. Б. Истоминой, Ю. М. Колягиным, Л. Г. Петерсон, A.M. Пышкало,
Л. П. Стойловой, М. Н. Скаткиным, Д. Б. Элькониным.
Вопрос о средствах развития
познавательной активности решался в рамках проблемы активизации учения,
исследованной в трудах B.C. Данюшенкова,
Е. В. Коротаевой, В. И. Лозовой, A. B. Троцко, Т.И.Шамовой и др.
А. В. Сластенин отмечал,
что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению,
их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний,
умений, навыков, их активностью.
Цель исследования:
выявить средства развития познавательной активности у младших школьников и
опытно — экспериментальным путем проверить их результативность.
Объект исследования:
формирование познавательной активности у младших школьников.
Предмет исследования:
средства и методы развития познавательной активности у младших школьников.
Гипотеза заключается
в предположении о том, что развитие учебно-познавательной деятельности у
младших школьников на уроках будет эффективно, если:
1. Использование игр –
бесед с целью развития познавательной активности у младших школьников.
2. Использовать
технологию проблемного обучения для формирования мотивационного компонента
деятельности.
3. Разработать и внедрить
комплекс заданий, способствующих развитию содержательно-операционного
компонента учебно-познавательной деятельности
Исходя из проблемы,
объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи
исследования:
1. Исследовать
теоретические предпосылки проблемы познавательной активности младших
школьников.
2. Выявить особенности развития
познавательной активности младших школьников.
3. Изучить уровень развития
познавательной активности у младших школьников.
4. Выявить средства и
методы развития познавательной активности младших школьников в условиях
внеурочной деятельности.
5. Проверить опытно —
экспериментальным путем результативность выявленных средств развития
познавательной активности младших школьников.
Для решения поставленных
задач применялся комплекс методов исследования: теоретические – анализ
философской, психологической, педагогической литературы по проблеме развития
познавательной активности младших школьников; эмпирические – педагогический
эксперимент, беседа, опрос; качественный, количественный анализ результатов
исследования.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили работы по: значению
компетентного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, О.Е.
Ломакина, А.Г. Бермус и др.); сущности и структуре познавательной активности
(Н.М. Комисарова. Т.С. Куницина, В.Ф. Романюк и др.); специфики развития познавательной
активности в рамках урочной и внеурочной деятельности (Н.Ф. Талызина, Г.И.
Щукина, О.Б. Даутова и др.), с применением различных средств и методов (Е.Н.
Текучева, А.В. Леонтович, Н.В. Мтаяш и др.).
База исследования
– муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа ГБОУ 1420».
Практическая значимость:
подобранные нами средства и методы работы с младшими школьниками могут быть
использованы учителем начальных классов в своей практической деятельности.
Объем и структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Заключение:
Проблема развития
познавательной активности учащихся в процессе обучения занимает одно из
главенствующих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения
этой проблемы в большей степени зависит эффективность учебного процесса, потому
что активность является важным мотивом познавательной деятельности учащегося.
Познавательная активность
— качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к
содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению
знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации
нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей.
Для активизации познавательной
активности предлагается использовать разные формы работы: индивидуальную,
групповую, формы с использованием игровых технологий. Подбирая упражнения
необходимо опираться на следующие принципы: принцип доступности, принцип
наглядности, принцип занимательности и принцип состязательности, которые
содержат занимательную информацию. Данная информация всегда представляет живой
интерес для детей, потому что выходит за рамки учебных программ. Одним из
эффективных средств развития познавательной активности является создание
проблемных ситуаций. Ребенок младших классов усваивает материал в форме учебной
деятельности тем лучше, чем ему это интереснее. Для развития познавательной
активности подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя
найти в учебнике в готовом виде.
Развитие познавательной
активности детей зависит от умения педагога создать дидактические и
организационные условия в процессе обучения младших школьников. Для этого
следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды,
системный подход к организации активной познавательной деятельности детей на
основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа
для развития и стимулирования познавательных интересов, учета индивидуальности
каждого учащегося и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Наша экспериментальная
работа по развитию познавательной активности у младших школьников состояла из
трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Цель констатирующего
этапа эксперимента состояла в определении исходного уровня сформированности познавательной
активности у младших школьников. Обработав все полученные результаты, мы
сделали вывод, что и во 2- м классе преобладает низкий и средний уровни
сформированности познавательной активности.
Целью формирующего этапа
нашего эксперимента стало целенаправленное развитие познавательной активности у
обучающихся класса на уроках. На данном этапе нами был разработан и внедрен
комплекс упражнений. Методика развития познавательной активности у младших
школьников была выстроена с соблюдением всех необходимых условий для развития познавательной
активности.
Цель контрольного этапа
нашего эксперимента стала оценка развитияуровня познавательной активности в
классе и выявление положительной динамики. В качестве результата внедрения
разработанного нами комплекса упражнений предполагалась готовность учащихся к
самостоятельному поиску и освоению новых знаний, умений и компетентностей; а
также к активному и сознательному присвоению учащимися нового социального
опыта; учащиеся готовы к самореализации и к осуществлению различных видов
деятельности; а также учащиеся стремятся к самосовершенствованию и
саморазвитию.
Полученные нами
результаты подтвердили нашу гипотезу о том, что развитие познавательной
активности будет эффективным при создании необходимых условий и внедрении в
педагогическую практику комплекса упражнений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие «познавательная активность» в
психолого-педагогической литературе
Понятие активность в
обучении содержит конкретный смысл, так как обучение и развитие носят
деятельностный характер, и от качества обучения как деятельности зависит
результат обучения, развития, воспитания учащихся. Главное в решении задачи
увеличения эффективности, и качества учебного процесса является стимул к учению
учащихся. Ее особенная значимость состоит в том, что обучение направлено не
только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения
учащихся к познавательной активности. Обучение протекает более продуктивно и
дает лучшие результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие
мотивы, вызывающие желание учиться, преодолевать затруднения и достигать
намеченной цели. Учение протекает более успешно, если у учеников сформировано
положительное отношение к обучению, присутствует познавательный интерес,
познавательная активность. Главное, чтобы ученик обладал умением анализировать,
решать проблемы, принимать знания в своей практике.
Приведем различные
определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической
литературе.
К.Б. Есипович определяет
деятельность, как специфический вид активности человека, направленный на
познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и
условия своего существования [14].
М.А. Кирилина говорит о
том, что деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в
процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического
образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной
действительности [19].
Я.Н. Носикова определяет
деятельность как активное отношение к окружающей действительности, выражающееся
в воздействии на неё [31].
Переходя к вопросу о роли
деятельности в развитии учащегося, следует выяснить, в какой деятельности
происходит более активное развитие как личности. Более ранней формой развития
ребенка была игра, затем учение, а затем уже труд. Для каждого возраста присуща
своя деятельность [27].
Активность личности —
определенный вид деятельности, отличающийся увеличением своих основных
характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, эмоциональности), а
также наличием таких качеств как самостоятельность.
Одной из ключевых
теоретических задач при рассмотрении понятия активности личности является
сопоставление понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в
том, что в большом количестве случаев эти понятия выступают как синонимы. И.Ю.
Соколова, разрабатывая проблему активности, также утверждал, что активность
проявляется в реализации потребностей личности [37]. Представление об активности как
форме деятельности, позволяет утверждать, что понятию активность должны быть
присущи основные элементы понятия деятельности.
Основные положения
взглядов авторов, выделяют ряд общих главных признаков активности личности. К
ним относятся представления об активности как:
• форма деятельности, где
понятия активности и деятельности совпадают;
• деятельности, у
человека возникло собственное отношение, где отразился индивидуальный опыт
человека;
• личностно значимой
деятельности, как самоутверждение человека и продукт активного и инициативного
взаимодействия с окружающей социальной средой;
• качество личности,
личностное образование, готовность к целенаправленному взаимодействию со
средой, стремление и желание действовать, целеустремлённость и настойчивость,
энергичность и инициативность.
Познавательная активность
учащихся важнейший фактор обучения.
Л.В. Занков включил этот принцип в основу своей системы развивающего обучения.
Свою концепцию он выстраивал на основе закона, открытого
Л.С. Выготским, который определил, что обучение влечет за собой развитие, так
как личность развивается в процессе деятельности [8]. Способы и приёмы выступают, как составляющая
деятельности и как элемент действий [5].
Считая активность как
особую форму деятельности, требуется рассмотреть её отличия и особенности. В
качестве отличительных свойств рекомендуется рассмотреть характеристики
деятельности, инициативности и ситуативности.
Под инициативностью
понимается внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и проявление
деятельности человека [5].
Ситуативность активности
можно проанализировать, как характеристика, указывающая о переходе деятельности
в качество активности, только тогда, когда труд, направленный на достижение
цели превосходит уровень деятельности. При этом уровень активности может
рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней
[11].
Понятие «познавательной
активности» Л.К. Иванова определяет следующим образом: «Понятие «активность»
примерно одинаково часто применяется для обозначения трёх неодинаковых явлений:
1) определённой, конкретной деятельности индивида; 2) состояния,
противоположного пассивности; 3) для обозначения инициативности или явления,
противоположного реактивности» [17].
Существуют разные подходы
к понятию познавательной активности учащихся. Так В.Г. Храпченков понимает
познавательную активность как «Деятельное состояние ученика, которое
характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявление
волевых усилий в процессе овладения знаниями» [45].