Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Психологические аспекты общения сотрудника и руководителя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теория и современные взгляды на психологические аспекты общения сотрудника
и руководителя. 5
1.1
Психологический аспект общения. 5
1.2
Специфика общения сотрудника и руководителя. 9
1.3
Методики анализа общения сотрудника и руководителя. 14
Глава
2. Анализ общения сотрудника и руководителя. 19
2.1
Анализ этики деловых отношений. 19
2.2
Оценка общения сотрудника и руководителя. 29
Глава
3. Разработка рекомендаций по улучшению общения сотрудников и руководителя. 34
3.1
Предложения по улучшению общения сотрудников и руководителя 34
3.2
Оценка эффективности разработанных предложений. 39
Заключение. 51
Список
использованной литературы.. 53
Введение:
Актуальность
исследования. Общение между сотрудником и руководителем является одним из
признаков культуры высокой производительности. Обмен информацией и идеями
внутри организации называется общением на рабочем месте. Однако эффективная
связь происходит, когда сообщение отправлено и получено точно. В каждом аспекте
жизни (как профессиональной, так и личной) эффективное общение важно для успеха
и счастья. Эффективное общение на рабочем месте имеет решающее значение для
всех бизнес-целей.
Однако современные тенденции таковы, что руководитель
работает обособлено от своих сотрудников, в результате чего у них возникают
различные цели не недопонимания. Данный вопрос поднимается в современной
научной психологии, ведь знание и понимание психологических аспектов общения
между сотрудником и руководителем, поможет подобрать эффективные средства и
методы по его улучшению, а вместе с тем и по улучшению производительности
труда. Этим обусловлена актуальность выбранного исследования.
Степень
разработанности проблемы исследования. Изучению проблемы общения в целом
посвящено немало работ таких авторов, как Е.П. Ильин [10], Я.Л. Коломинский
[12], В.Н. Мясищев [17], Р.Б. Чалдини [25] и др. Психологические
аспекты общения руководителя и сотрудников исследованы в трудах следующих
ученых: А.М. Бандурка [1], Е.Ю. Безрукова [2],
Г.В. Борозина [6], П. Друкер [7], Ю.М. Жуков [8],
Т.С. Кабаченко [11], В.Л. Цветков и А.М. Танов [24] и др.
Несмотря на интерес ученых и исследователей к данной
проблеме до сих пор не были разработаны практические рекомендации по улучшению
общения сотрудника и руководителя.
Эмпирическая база
исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «Уралшина».
В нем приняли участие сотрудники и руководители следующих отделов: рекламы,
сбыта, снабжения, управления персоналом и бухгалтерия. Анализ психологических
аспектов общения между сотрудником и руководителем проводился с помощью
следующих методик: Калифорнийский психологический опросник (CPI) – адаптация
Н.В. Тарабриной, Н.А. Графининой; методика определения стиля
руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева; методика
«Диагностика психологических трудностей общения», разработанная В.А Лабунской.
Практическая
значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать
в практической деятельности психологам, работающими с различными предприятиями
по повышению коммуникативной компетенции, а также для обучения студентов,
изучающих психологию.
Объект исследования
– общение сотрудника и руководителя.
Предмет – психологические
аспекты общения сотрудника и руководителя.
Цель исследования
– выявление и анализ психологических аспектов общения сотрудника и руководителя.
Задачи:
1) изучить психологический аспект общения;
2) исследовать специфику общения сотрудника и руководителя;
3) подобрать методики анализа общения сотрудника и
руководителя;
4) проанализировать этику деловых отношений;
5) оценить общение сотрудника и руководителя;
6) разработать предложения по улучшению общения сотрудников
и руководителя;
7) оценить эффективность разработанных предложений.
Гипотеза
исследования. Мы предполагаем, что психологические аспекты общения
сотрудника и руководителя заключаются в следующем:
— отстраненность руководителя от проблем сотрудников;
— предъявление жестких требований, которые не подлежат
обсуждению;
— единоличное принятие решений руководителем.
Методы исследования:
анализ научно-психологической литературы по проблеме исследования,
тестирование, опрос, наблюдение.
Заключение:
Общение – это сложный и многогранный процесс. В общении
человек формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные
особенности. Общение координирует совместные действия людей и удовлетворяет потребность
в психологическом контакте. Функциональные возможности общения зависят от
особенностей социально-психологического среды, цели взаимодействия.
Общение между руководителем и сотрудником является важной
составляющей управленческих отношений, которое зависит от профессиональной
компетентности руководителя. Руководитель в своей деятельности должен обладать
важными качествами присущими управленческому общению такими как: интерес к
людям и к работе с ними, наличие потребности и умения общения, общительности,
коммуникативных качеств; способность к эмоциональной привязанности и понимания
людей; гибкость, оперативное мышление, которое обеспечивает умение быстро и
правильно ориентироваться в условиях общения, которые изменяются; умение
чувствовать и поддерживать обратную связь в общении; умение владеть собой;
умение управлять настроением, мыслями, чувствами; способность к неподготовленной
коммуникации; умение прогнозировать возможные нестандартные ситуации, возникшие
как следствие своих действий; культура, развитие речи; умение использовать все
разнообразие средств воздействия.
Для анализа общения сотрудника и руководителя используют
различные методики. Наиболее популярными являются следующие: Калифорнийский
психологический опросник (CPI) – адаптация Н.В. Тарабриной,
Н.А. Графининой; методика определения стиля руководства трудовым
коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева; методика «Диагностика
психологических трудностей общения», разработанная В.А Лабунской. Указанные
методики помогут определить психологические аспекты общения сотрудника и
руководителя, выявить трудности, а также подобрать наиболее оптимальные пути
исправления проблем и налаживаний эффективного общения в коллективе.
Эмпирическое исследование проводилось на базе на базе ООО
«Уралшина». В нем приняли участие сотрудники и руководители следующих отделов:
рекламы, сбыта, снабжения, управления персоналом и бухгалтерия. Проведенный
анализ деловых отношений в пяти отделах на базе исследования, позволил нам
оценить сотрудника и руководителя. Каждый из руководителей отличается
уверенностью в себе, стремлением к большим достижениям. Однако далеко не все
проявляют заботу и внимание к своим сотрудникам, большинство предпочитают
директивный стиль управления, что сказывается и на их общении. Общими психологическими
трудностями общения являются: неумение поставить себя на место собеседника;
нежелание выслушать партнера по общению; привычка перебивать; неумение
аргументировать свою точку зрения; властное отношение к сотрудникам;
безразличное к ним отношение; избегание контакта глаза в глаза и так далее.
В рамках данного исследования, для улучшения общения между
руководителями и сотрудниками мы предложили пять правил эффективного общения,
которых руководители должны придерживаться постоянно, провели коммуникативный
тренинг, а также внедрили семь стратегий, повышающих качество общения в
кампании.
Результаты исследования показали, что после внедрения
предложений по улучшению общения между сотрудниками и руководителями в каждом
отделе стал коллегиальный стиль руководства, который является наиболее
оптимальным для качественной работы. Во
многих отделах наметились следующие улучшения в общении между сотрудником и
руководителем: улучшение эмпатии, умение аргументировать свою точку зрения,
уважительное отношение к собеседнику, умение выслушать до конца и так далее.
При дальнейшем научном изучении данной проблемы возможно
разработать специальную программу по улучшению общения между сотрудником и
руководителем.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теория и современные взгляды
на психологические аспекты общения сотрудника и руководителя 1.1
Психологический аспект общения Вся система отношений человека к другим людям реализуется в
общении. Оно является важной предпосылкой формирования человека как социального
существа, взаимодействия с различными сообществами, а также необходимым
условием существования общества. Именно в процессе общения происходит
интеллектуальное и эмоционально-чувственное взаимодействие индивидов,
достигается единство и слаженность их действий.
Общение является одной из главных проблем, сквозь призму
которой определяют вопросы восприятия и понимания людьми друг друга, лидерство
и руководство, сплоченность и конфликтность, межличностные отношения
и т.д. [10, с. 25].
В.Н. Мясищев обращает внимание на проблему – общение с
собой (потребность в уединении). По его мнению, умение вести внутренние
размышления-диалоги, «советоваться» с собственной совестью крайне важно не
только для принятия взвешенных решений, избегания ошибок, но и для духовного и
профессионального развития человека, сохранения его внутренней гармонии [17, с. 166]. Отметим, общение с собой происходит так,
что личность мысленно продолжает разговор со своим партнером.
Раскроем понятие «общение». Его трактование представлено в
различных научно-справочных изданиях, пособиях по психологии, которым будем
оперировать в нашем исследовании. Так, в «Большом психологическом словаре» и
издании Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношения в малых группах»
общения понимается как процесс взаимодействия между двумя или несколькими
лицами, и заключается в обмене между ними информацией познавательного или
эмоционально-оценочного характера [5, с. 334; 12,
с. 96].
В издании Д. Майерса «Социальная психология:
Интенсивный курс» в широком смысле раскрыт данный термин – «весь спектр связей
и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства,
способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и
психологических особенностей отдельного человека, осуществляется через прямые
или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы» [15, с. 444].