Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Психологическая подготовка беременных женщин к материнству
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К МАТЕРИНСТВУ 7
1.1 Материнство как социально-психологический феномен 7
1.2 Психологическая готовность и отношение к материнству в период беременности 16
1.3 Особенности психологической подготовки беременных женщин к материнству 22
Выводы к теоретической части исследования 33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К МАТЕРИНСТВУ 35
2.1 Характеристика испытуемых 35
2.2 Описание используемых методик 36
2.3 Процедура проведения исследования 41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К МАТЕРИНСТВУ 49
3.1 Результаты анкетирования беременных женщин 49
3.2 Результаты диагностики психологической готовности беременных женщин к материнству 55
3.3 Рекомендации по организации психологической подготовки беременных женщин к материнству 61
Выводы по результатам исследования 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Введение:
Актуальность исследования. На протяжении всей своей жизни каждый человек регулярно оказывается в ситуациях выбора, требующих от него принятия решения о том, как именно поступить. Выбор поведения человека зависит от ряда факторов – его личностных особенностей, социального окружения, условий окружающей среды, образа жизни. Современная действительность представляет собой стрессогенную среду – высокий ритм жизни обусловлен стремительным ростом информатизации, нестабильность социально-экономического положения приводит к резкому контрасту между уровнем материальной обеспеченности населения, а средства массовой информации демонстрируют новую систему ценностей и идеалов. Поэтому отношение к семье как к ценности у значительной категории молодых людей также претерпело изменения. Традиционный институт семьи переживает кризис, все большее количество молодых людей выбирает такой вариант брачно-семейных отношений как гражданский брак, который позволяет иметь минимальное число обязанностей и не требует высокого уровня ответственности за отношения. Все больше молодых людей стремится отложить деторождение на неопределенный срок, стремясь достичь высокого материального и социального положения, пожить в свое удовольствие, не отягощать себя заботами о потомстве. Все это приводит к снижению семейных ценностей в среде молодых людей, а также снижению психологической готовности к материнству у девушек.
Актуальность исследования состоит в том, что проблема готовности женщин к материнству, а также динамики переживания женщин во время беременности и после родов остается недостаточно разработанной.
Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что материнское отношение не возникает одномоментно сразу после рождения ребенка, а проходит целый путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы (А.С. Батуев). Его развитие зависит от опыта взаимодействия с собственной матерью, отработки опекающего поведения в ролевых детских играх, в заботе о младших детях, во время вынашивания беременности и при телесном контакте с ребенком после родов, в ходе которых опредмечиваются младенческие стимулы и создаются условия для возникновения привязанности между матерью и ребенком (М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова).
Таким образом, актуальность темы работы обусловлена потребностью изучения психологической подготовки беременных женщин к материнству.
Объект исследования: формирование психологической готовности к материнству.
Предмет исследования: психологическая подготовка беременных женщин к материнству.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние программы развития готовности к изменению образа жизни на психологическую готовность к материнству.
Задачи исследования:
1. Проанализировать материнство как социально-психологический феномен.
2. Изучить психологическую готовность и отношение к материнству в период беременности.
3. Рассмотреть особенности психологической подготовки беременных женщин к материнству.
4. Организовать исследование психологической подготовки беременных женщин к материнству.
5. Проанализировать результаты анкетирования и диагностики психологической готовности беременных женщин к материнству.
6. Сформулировать рекомендации по организации психологической подготовки беременных женщин к материнству.
Проблема исследования: Как обеспечить рост психологической готовности к материнству при помощи психологической подготовки беременных женщин?
Гипотеза исследования: программа психологической подготовки беременных женщин, направленная на формирование жизненной траектории для планирования материнства, обеспечит формирование достаточной психологической готовности к материнству среди девушек и сформирует у них положительные представления о материнстве.
Теоретическую основу исследования составили труды В.В. Абрамченко, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз, И.В. Братусь, В.И. Брутмана, О.С. Васильевой, О.А. Копыл, Л.В. Кочановой, С.Ю. Мещеряковой, С.А. Минюровой, Е.В. Могилевской, Е.В. Погудиной, В.М. Русалова, Г.Г. Филипповой, И.Ю. Хамитовой, И.В. Хамитовой и др.
В ходе исследования мы использовали следующие методы:
— теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, выполненных в рамках общей психологии, психологии личности и перинатальной психологии;
— эмпирические методы: анкетирование (анкета на определение готовности к материнству и анкета на определение представлений о реальном и идеальном материнстве), тестирование (ЦТО, КИСС Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, семантический дифференциал);
— методы качественной и количественной (критерий Спирмена, критерий Стьюдента) обработки эмпирических результатов.
База исследования: «Школа успешных родов» государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница».
Теоретическая значимость и новизна исследования заключаются в том, что в данной работе, помимо описания и анализа основных полученных эмпирических результатов, проводится изучение влияния программы психологической подготовки беременных женщин на формирование жизненной траектории для планирования материнства.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования и разработанная программа развития готовности к изменению образа жизни могут быть использованы в процессе консультирования девушек с целью повышения их психологической готовности к материнству.
Структура работы. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость исследования.
В первой главе работы приводятся теоретические аспекты изучения психологической подготовки беременных женщин к материнству. Раскрываются основные понятия исследования, такие как «материнство», «психологическая готовность к материнству», «психологическая подготовка к материнству». Рассматриваются основные научные подходы к материнству, психологической готовности к нему.
В практической части исследования наглядно представлены результаты диагностики психологической готовности к материнству у девушек до и после внедрения программы психологической подготовки. По материалам данных методик анализируется динамика психологической готовности к материнству у девушек, принявших участие во внедрении программы психологической подготовки.
В заключении приводятся основные выводы по результатам проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшей научно-исследовательской работы.
Заключение:
Изучение проблемы обеспечения психического благополучия ребенка, начиная еще с пренатального периода, высоко востребовано, как современной наукой, так и социальным заказом общества. Данный факт обусловлен тем, что государство предпринимает различные меры по стимулированию демографической ситуации в стране, а потому нуждается в разработках, посвященных факторам, оказывающим влияние на состояние здоровья ребенка как в период беременности матери, так и в младенческом возрасте. Сказанное обусловила выбор темы для исследования – Психологическая подготовка беременных женщин к материнству.
По итогам выполнения исследования была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние программы развития готовности к изменению образа жизни на психологическую готовность к материнству.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было проанализировано материнство как социально-психологический феномен;
— были изучены психологическая готовность и отношение к материнству в период беременности;
— были рассмотрены особенности психологической подготовки беременных женщин к материнству;
— было организовано исследование психологической подготовки беременных женщин к материнству;
— были проанализированы результаты анкетирования и диагностики психологической готовности беременных женщин к материнству;
— были сформулированы рекомендации по организации психологической подготовки беременных женщин к материнству.
По итогам внедрения программы развития готовности к изменению образа жизни подавляющее количество девушек (32 человека, 64%) из выборки испытуемых имеют высокий уровень развития психологической готовности к материнству. Треть испытуемых девушек (16 человек, 32%) может быть охарактеризована как имеющая средний, достаточный уровень психологической готовности к материнству. Только 2 девушки (4%) из выборки испытуемых продемонстрировали низкий уровень психологической готовности к материнству.
В результате расчета критерия Спирмена удалось установить наличие следующих корреляционных связей: между результатами ЦТО и результатами анкетирования; между результатами ЦТО и результатами КИСС; между результатами КИСС и результатами анкетирования. Все перечисленные корреляционные связи носят сильный положительный характер. Это означает, что уровень развития психологической готовности к материнству, изученный с помощью методик ЦТО, КИСС или анкеты находится в зависимости от аналогичных показателей соседних замеров, что подтверждает надежность и достоверность используемых методик исследования.
В результате проведения методики «Семантический дифференциал» удалось установить следующее. Испытуемые девушки оценивают «Материнство идеальное» как хорошее, радостное, сильное, широкое, активное, энергичное, а «Материнство реальное» как хорошее, радостное, сильное, узкое, пассивное, энергичное. Поэтому можно сказать, что понятие «Материнство идеальное» с точки зрения испытуемых девушек семантически более активное и широкое, чем понятие «Материнство реальное», поэтому его уровень силы и активности достоверно выше.
В результате проведения методики Т. Лири удалось установить, что у большинства испытуемых девушек представления об идеальном и реальном материнстве согласованы. Испытуемые, оценивая себя как мать и идеальную мать, находят много общих характеристик. При этом испытуемые девушки стремятся стать лучше, имеют перед собой идеальные примеры материнства, которых стремятся достичь.
В результате проведения анкеты удалось установить, что у большинства испытуемых девушек представления об идеальном и реальном материнстве согласованы, но не идентичны.
Итак, качественный и количественный анализ эмпирических данных обеспечил доказательство выдвинутой гипотезы исследования о том, что программа психологической подготовки беременных женщин, направленная на формирование жизненной траектории для планирования материнства, обеспечит формирование достаточной психологической готовности к материнству среди девушек и сформирует у них положительные представления о материнстве.
Фрагмент текста работы:
Материнство как социально-психологический феномен
Теоретический анализ научных работ зарубежных исследователей позволяет выделить два основных подхода, в русле которых они выполнены:
• изучение материнства в контексте материнско-детских отношений как целостного явления;
• материнство как самостоятельный феномен, центральной образующей которого является личность матери [1, c. 82-92].
Кроме того, исследования проведены в рамках различных теоретических направлений, среди которых можно выделить основные:
• этологическое;
• культурно-антропологическое;
• психоаналитическое;
• теории материнской депривации [3, c. 2-12].
В русле этологических исследований поведение человека рассматривается как вариант поведения животных, видоизмененный под влиянием культуры и функционирования более сложно организованных психических процессов. Феномен материнства изучается с точки зрения обеспечения матерью условий для полноценного развития потомства. Большое значение придается эволюционным аспектам формирования физиологических, мотивационных и поведенческих механизмов материнства.
Таким образом, с точки зрения социобиологии, материнство генетически детерминированная стратегия поведения, целью которой является максимальное распространение гена в популяции.
В противоположность этологическим концепциям, антропологический подход рассматривает материнство как культурно детерминированный феномен. Материнство трактуется как одна из перспектив реализации женщины в социальном пространстве. Одна из первых поддержала данный подход французская исследовательница, писательница и выдающийся мыслитель Симона де Бовуар. В своей работе «Второй пол» она последовательно развивает мысль о том, что возникновение категории «особой» женской природы является спекулятивным и придумано для удобства маскулинного общества. Жизнь женщины рассматривается автором в экзистенциальной парадигме. Симона де Бовуар видит источник формирования представлений о женщине как человеке «второго пола» (фактически «сорта») в специфике и структуре экзистенциальных отношений между мужчиной и женщиной. Исследуя процессы формирования женского самосознания и женской экзистенциальной ситуации на всех этапах ее онтогенетического развития, она приводит многочисленные тому доказательства в особенностях положения женщины в социуме, гипертрофированной значимости женской телесности и акцентировании внимания на ее репродуктивном цикле, характерном для многих европейских культур. Таким образом, естественные метаморфозы в женском организме становятся непреодолимыми препятствиями на пути женщины к самоактуализации и экзистенции [42, c. 22-37].
Американские исследовательницы Дж. Ален и С. Фарейстон делают вывод, что материнство вообще уничтожило женщину как полноценного творческого субъекта, ограничивая возможности ее развития, вынуждая отдавать приоритет своим материнским функциям и обязанностям.
Итак, многочисленные культурологические концепции анализируют трансформацию материнства и делают попытку выявления определяющих ее факторов. Материнство рассматривается как историко-культурный феномен. Ведущими факторами исторической динамики материнства являются особенности социально-экономической ситуации. Особенности исторического периода находят свое отражение в содержании аффективной и ценностной составляющих материнства.
С середины ХХ века исследование материнства активно развивалось в психоаналитическом направлении. Начали разрабатываться теоретические концепции и методы психотерапевтической работы с родителями (на этапе беременности, родов и дальнейшего взаимодействия с ребенком), а также с самими младенцами (А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, М. Кляйн, Д. Винникотт, С. Фанти, М. Марконе, Ф. Дольто).