Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Произведения народного декоративно-прикладного искусства как средство развития учебно-познавательного интереса у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы развития учебно-познавательного интереса у младших
школьников посредством произведения народного декоративно-прикладного искусства. 5
1.1. Понятие
«учебно-познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе. 5
1.2.
Особенности развития учебно-познавательного интереса у младших школьников. 8
1.3. Формы и
методы развития учебно-познавательного интереса у младших школьников
посредством произведения народного декоративно-прикладного искусства. 10
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по развитию учебно-познавательного интереса у
младших школьников посредством произведения народного декоративно-прикладного
искусства. 14
2.2.
Содержание работы по развитию учебно-познавательного интереса у младших
школьников посредством произведения народного декоративно-прикладного искусства. 17
2.3. Анализ
результатов исследования. 23
Заключения. 26
Список
литературы.. 28
Приложения. 31
Введение:
На протяжении всей
истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было
неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет
традиции преемственности поколений. При теоретическом обучении воспитанники
знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного
декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь народного
творчества с природой, традициями, жизнью народа. В процессе практического
освоения различных видов декоративно-прикладного искусства младшие школьники
учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют
эстетический вкус у учащихся, но и дают им необходимые технические знания,
развивают трудовые умения и навыки, а также эффективно влияют на развитие
познавательного интереса.
Развитие учебно-познавательного
интереса и творческих способностей учащихся предполагает формирование у них
важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде
определенных умений: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение
самостоятельно выдвигать и решать новые задачи.
В процессе исследования
мы опирались на труды ученых-педагогов в области методики преподавания
изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства в школе И.И.
Зарецкой, С.Е. Игнатьева, Т.С. Комаровой, B.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной, С.П. Ломова,
Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, А А. Унковского, А.С. Хворостова, Е В. Шорохова,
Т.Я. Шпикаловой, и др.
Проблема нашего
исследования заключается в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному
искусству не уделяется должного внимания формированию учебно-познавательного
интереса младших школьников. В результате этого учащиеся мало интересуются
занятиями по декоративно-прикладному искусства, в то время как этот вид
искусства способен значительно развить художественный вкус, эстетические и
творческие способности.
Цель исследования–
изучить особенности развития учебно-познавательного интереса у младших школьников
посредством произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования –
процесс развития учебно-познавательного интереса учащихся на занятиях
декоративно-прикладным искусством.
Предмет исследования –
методы и средства развития учебно-познавательного интереса у младших школьников
посредством произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие
«учебно-познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности
развития учебно-познавательного интереса у младших школьников.
3. Раскрыть формы и
методы развития учебно-познавательного интереса у младших школьников
посредством произведения народного декоративно-прикладного искусства.
4. Разработать содержание
работы по развитию учебно-познавательного интереса у младших школьников
посредством произведения народного декоративно-прикладного искусства.
5. Проанализировать
результаты исследования.
Методы исследования:
метод анализа, синтеза, обобщения, конкретизации; эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный).
Структура и объём работы.
Работа
состоит из введения, 2 глав, заключения, литературы и приложения.
Заключение:
Учебно-познавательный
интерес представляет собой интегративное – личностное образование, сопряженное
с потребностями. В нем органически представлены все важные для развития
личности процессы – интеллектуальные, эмоциональные, волевые, а также
объективные и субъективные связи с миром, выраженные в отношениях. Особая роль,
при формировании познавательного интереса принадлежит деятельности.
Учебно-познавательный является
одной из важных мотивационных тенденций, которые составляют основу учебной
деятельности младшего школьника, а также является необходимым и значимым
компонентом ее структуры. Изучение формирования познавательного интереса
младших школьников, общение с их родителями свидетельствуют, что родители
ориентируются на устаревшие представления о том, что усиленное обучение ребенка
чисто предметным знаниям обеспечивает его успешное обучение в школе, позитивное
отношение к нему взрослых и сверстников. К сожалению, эту идею поддерживает и
воплощает значительный ряд педагогов.
Декоративно-прикладное
творчество применительно к младшему школьному возрасту представляет способность
создания изделий с утилитарными и художественными функциями, удовлетворяющими
потребность ребенка в проявлении самостоятельности, инициативности, самовыражения
в процессе художественно-эстетического преобразования окружающей его
предметно-пространственной среды.
В процессе исследования
была разработана программа по декоративному рисованию с целью развития учебно-познавательного
интереса у младших школьников. Программа включает темы, разработанные с учетом
возрастных и индивидуальных качеств детей. От создания простого рисунка до
выполнения изделия в материале. Все темы программы направлены на развитие
творческих способностей у старших дошкольников. На занятиях дошкольники
приобретаются такие практические умения как: изготовление эскиза и шаблона,
нанесение различных узоров, роспись красками, работа с трафаретом.
В ходе исследовательского
этапа эксперимента были проведены констатирующий и формирующий этап педагогического
эксперимента.
На данном этапе были
поставлены задачи определить объем, степень сложности и содержательное
наполнение работы с детьми по развитию познавательных процессов; подобрать
диагностический материал для исследования; обобщить полученные результаты; на
основе полученных по итогам констатирующего этапа эксперимента обосновать и
апробировать программу формирующего эксперимента исследования.
Полученные данные дали
нам возможность сделать следующие выводы. Высокий уровень продемонстрировали 9 человек
(61% школьников), средний уровень – 4 человека (26% школьников), низкий уровень
– 2 человека (13% обучающихся). Для сравнения, на констатирующем этапе
эксперимента высокий уровень продемонстрировали 3 детей (20%), средний – 6
(40%), низкий – 6 (40 %).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы развития учебно-познавательного интереса у младших школьников
посредством произведения народного декоративно-прикладного искусства 1.1. Понятие
«учебно-познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Школьный возраст
считается периодом впитывания, накапливания знаний о находящемся вокруг
обществе и взаимоотношении к нему лица. Характерной чертой здоровой нервной
системы считается познавательная динамичность. В создание своей картины
общества и знания о окружающем мире постоянно ориентирована любознательность.
Развитие интересов происходит непосредственно в школьном возрасте. И самое
основное не пропустить вероятность создать познавательный интерес.
Познавательный интерес
начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, главное
предназначение которой заключается в изучении объекта, в добыче различной
информации, которая нужна разрешения задач. Ориентировано – исследовательская
деятельность – это первый шаг, который отражает любознательность личности.
А.Г. Асмолов полагает,
что познавательный интерес – существенное развитие личности, которое
формируется в ходе жизнедеятельности человека, формируется в общественных
условиях его жизни и практически никаким способом не считается свойственным
человеку с рождения [1].
А.М. Матюшкин показывает
интерес как «стремительно-познавательное и чувственно-познавательное отношение
лица к обществу» [10].
Главный тип интереса –
это познавательный, который несет в себе все без исключения функции
заинтересованности как психологического образования: целостность объективного и
субъективного, его предпочтительный характер, присутствие в нем базового сплава
как умственных, таким образом и эмоционально-волевых действий.