Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Профориентационная деятельность библиотеки в современных условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I Профориентационная деятельность библиотеки в
современных условиях как научная проблема. 6
1.1 Работа библиотеки в современных условиях. 6
1.2 Содержание понятий «профориентация» и «профориентационная
деятельность» 15
ГЛАВА II Опыт изучения профориентационной деятельности
библиотеки в современных условиях. 26
2.1 Организация профориентационной деятельности библиотеки в
современных условиях. 26
2.2 Результаты профориентационной деятельности библиотеки в
современных условиях. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…54
Введение:
Актуальность
исследования. Современные тенденции таковы, что
информация становится важнейшим жизненным ресурсом, ценность которого растет
день ото дня. В связи с этим, библиотеки должны стать центром для формирования
информационного общества нового типа, а библиотекари – проводниками для
пользователей в условиях роста информатизации.
Ориентация в мире профессий – это важный и
ответственный этап в жизни каждого человека. Выбирая профессию, человек, как
правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Учащийся пытается найти
себя, определить свое место в жизни и выбрать из множества возможностей и форм деятельности
те, которые максимально ему соответствовали бы, позволили эффективно реализовать
жизненную стратегию и одновременно стать активным участником жизни страны.
Помочь молодому
человеку в выборе профессии могут родители, средства массовой информации,
сверстники и друзья, специалисты по профессиональному ориентированию, в том
числе библиотекари. Часто старшеклассник осуществляет выбор будущей профессии
на основе устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности или
времяпрепровождению или просто «за компанию» с кем-либо из друзей.
Профессиональная помощь позволит осуществить выбор профессии более взвешенно и
обдуманно, основываясь на своих способностях и задатках, а также учитывая
экономическую целесообразность овладения той или иной профессией.
Актуальность
темы работы обусловлена той личной и социальной значимостью профессионального самоопределения,
которого должны достичь старшеклассники. В зависимости от взвешенности
профессионального выбора старшеклассник может обеспечить себе
дальнейший профессиональный успех, обеспечить залог своей профессиональной
востребованности и самореализации, либо, напротив, спустя время разочароваться
в сделанном выборе, оказаться не у дел при трудоустройстве.
Объект исследования:
направления деятельности современной библиотеки.
Предмет исследования:
профориентационная деятельность библиотеки в современных условиях.
Цель исследования:
изучить теоретические подходы и опыт профориентационной деятельности библиотеки
в современных условиях.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость
решения следующего перечня задач:
1. Изучить работу библиотеки в современных условиях.
2. Рассмотреть содержание понятий «профориентация»
и «профориентационная деятельность».
3. Проанализировать организацию профориентационной
деятельности библиотеки в современных условиях.
4. Представить результаты профориентационной
деятельности библиотеки в современных условиях.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по теме;
— обобщение опыта;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ данных.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности
использования материалов работы следующими категориями лиц:
— библиотекарями в библиотеках с целью
оптимизации своей профессиональной деятельности в области профориентации;
— студентами, обучающимися по
специальности «Библиотековедение», с целью самоподготовки к тематическим
практическим занятиям и семинарам;
— молодыми учеными, занимающимися
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
эмпирических данных.
Структура
работы. Данная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность
выбранной темы, формулируется объект и предмет исследования, цели и задачи
работы, методы исследования, практическая значимость работы, а также отражается
ее структура.
В первой главе рассматриваются особенности
работы библиотеки в современных условиях; анализируется содержание понятий
«профориентация» и «профориентационная деятельность».
Во второй главе отражены результаты изучения
опыта профориентационной деятельности библиотеки в современных условиях
на примере работы муниципального бюджетного учреждения
культуры Ростовской области «Милютинская межпоселенческая центральная
библиотека».
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы
удалось достичь поставленной цели, что позволило изучить теоретические подходы
и опыт профориентационной деятельности библиотеки в современных условиях.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
— была изучена работа библиотеки в современных условиях;
— было рассмотрено содержание понятий «профориентация» и
«профориентационная деятельность»;
— была проанализирована организация профориентационной
деятельности библиотеки в современных условиях;
— были представлены результаты профориентационной
деятельности библиотеки в современных условиях.
В результате реализации профориентационной
деятельности библиотеки в современных условиях были достигнуты следующие результаты:
— у
мальчиков-девятиклассников значительно снизился уровень предпочтения профессий
типа «Человек – Художественный образ»; среди девочек-девятиклассниц мы
выявили тенденцию роста предпочтений профессий типа «Человек – Человек»;
— у юношей возросла склонность к таким
видам профессиональной деятельности как работа с людьми, исследовательская
работа и планово-экономические виды деятельности. У девушек стали выше показали
по таким профессиональным склонностям как работа с людьми и практическая
деятельность. Из тех профессиональных склонностей, которые, напротив, снизились
у девятиклассников необходимо отметить снижение склонности к экстремальным
видам деятельности (как у девушек, так и у юношей), к эстетическим видам
деятельности (у юношей).
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи
реализованы в полном объеме.
Также в
результате проведения исследования были выработаны следующие рекомендации для
учащихся 9 классов по выбору профессии:
1. Для того чтобы осуществить верный выбор будущей профессии
необходимо предварительно ознакомится по крайней мере с базовым перечнем
современных профессий. Часто низкая осведомленность в мире профессий мешает
совершить правильный выбор.
2.
Осуществляя выбор профессии, важно помнить, что этот выбор во многом определит
всю вашу последующую жизнь, а потому совершать его под влиянием друзей («за
компанию») или из-за сиюминутной выгоды («близко от дома», «легко поступить»)
по крайне мере неразумно.
3. В
процессе выбора профессии необходимо постараться максимально адекватно оценить
свои способности к той или иной профессии: переоценка своих возможностей
помещает вам профессионально состояться, недооценка своих возможностей может
лишить вас профессии вашей мечты. Адекватно оценить свои способности – трудное
дело даже для сложившегося специалиста, поэтому помочь в этом старшекласснику
могут профессиональные консультации психологов и профориентологов, советы
профессионалов избранного направления, а также психологические тесты и
профессиональные пробы.
4. Выбирая
профессию, важно соблюсти золотую середину: с одной стороны, целесообразно
оценить свои шансы на последующее трудоустройство с полученной специальностью,
учитывая социально-экономические условия страны и города проживания, с другой
стороны, мысли о величине потенциальной заработной платы не должны быть
решающим фактором выбора – ведь ситуация на рынке труда меняется ежесекундно,
поэтому престижные на данный момент профессии, спустя пять лет, могут оказаться
невостребованными.
5. И
помните: выбор профессии – важный шаг во взрослую жизнь, поэтому совершить его
необходимо самостоятельно и взвешенно. Вместе с тем выбор профессии и получение
образования – это не конечный этап самоопределения, поэтому, возможно, сам
процесс обучения или последующей работы позволит вам скорректировать свои
профессиональные планы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I Профориентационная деятельность
библиотеки в современных условиях как научная проблема
1.1 Работа библиотеки
в современных условиях Под библиотекой принято понимать полноценного субъекта
информационно-образовательного пространства, который находится в ситуации
активного взаимодействия с иными субъектами данного пространства, а также во
время данного взаимодействия объединяющего внешний и внутренний поток
образовательных и информационных ресурсов, ставя перед собой цель, сделать их
для читателей более доступными.
Внутренний поток информационно-образовательных ресурсов
представлен документными ресурсами, которые создаются самой библиотекой в
процессе ее деятельности.
В свою очередь к внешнему потоку следует относить продукцию
издательств, предоставляемые другими библиотеками документы, включая
электронные образовательные ресурсы, такие как ресурсы электронных библиотек
или электронно-библиотечных систем[1].
Библиотека является активным субъектом, включенным во все
процедуры (этапы) процесса создания и предоставления
информационно-образовательного ресурса (планирование, допечатная подготовка,
производственный этап, реализация – организация доступа), что формирует у нее
интегративную функцию.
Библиотека является обязательным элементом научной
инфраструктуры, чье значение неуклонно растет, согласуясь с концепцией
«общества знаний», подразумевающей роста темпов научных изысканий, а также их
глобальный масштаб. В целях максимальной поддержки научной деятельности, т.е.
реализации основной своей задачи, библиотекам необходимо отвечать как
потребностям ученых, так и их ожиданиям, это обеспечивается гибкостью в
комплектовании фонда библиотек, а также развитой системой оказываемой ею услуг.
Понятие «библиотечная услуга» детально разработано в
отечественном библиотековедении, однако как нельзя говорить о «библиотеке»
вообще, так нельзя говорить о библиотечно-информационных услугах в обобщении.
Совершенно очевидно, что набор услуг, их наполнение и формы оказания самым
существенным образом отличаются, например, в детской и в фундаментальной
библиотеке[2].
В соответствии с Системой стандартов по информатизации,
библиотечному и издательскому делу, библиотечная услуга – это итог
библиотечного обслуживания, способный удовлетворить конкретную потребность
библиотечного пользователя.
Услуги, которые оказывают библиотеки, классифицируются по
различным основаниям и с различной степенью детализации. Приведем несколько
перечней основных библиотечных услуг:
— услуги библиотечного сервиса, коммуникативные и
документальные;
— предоставление полного текста документа, предоставление
библиографической информации, предоставление фактографической информации, предоставление
аналитической информации, предоставление консультаций по самостоятельному
поиску информации;
— услуги справочные, документные, новостные,
учебно-консультационные (ориентирующие), исследовательские,
организационно-вспомогательные и комплексные[3]. [1] Библиотековедение. Чита: Поиск,
2011. [2] Лопатина Н.В. Современные
теоретико-методологические проблемы библиотековедения. М.: МГИК: ЦНСХБ, 2016. [3] Столяров Ю.Н.
Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная
специальность. Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2017.