Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Профилактика агрессивного поведения младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 7
1.1 Понятие агрессивного
поведения в психолого-педагогической литературе. 7
1.2 Причины и особенности
проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. 15
1.3 Меры профилактики
агрессивного поведения младших школьников. 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 29
2.1 Исследование агрессивного
поведения младших школьников. 29
2.2 Реализация профилактических
занятий по предупреждению агрессивного поведения младших школьников. 39
2.3 Анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Введение:
Рост
теоретического интереса к изучению детской агрессии обусловлен тем, что
кризисные периоды трансформации социальных систем всегда связаны с ростом
агрессии. Это тем более актуально, что общественные изменения связаны с
перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда
личностно-психологических качеств, среди которых необходима и переоценка роли и
места агрессии в развитии личности ребенка.
В
настоящее время социально-экономическая ситуация служит источником роста
различных отклонений в личностном развитии и поведении детей, что
подтверждается проявлениями агрессивности в детской среде. Агрессивность
способствует не только деформации личностного развития ребенка, и но
препятствует возможностям полноценной коммуникации. Зачастую агрессивность, превращаясь в устойчивую
личностную черту, негативно сказывается на последующем развитии ребенка.
Феноменология агрессивного поведения детей обусловлена невозможностью ее
прогнозирования, неадекватностью самооценки, несформированной саморегуляцией,
легкой возбудимостью и раздражительностью, что создает сложности в управлении
ребенком собственным поведением. Для коррекции агрессивности детей необходимо
использовать приемы коррекции, направленные как на самого ребенка, так и на его
микроокружение.
Особую
актуальность изучение агрессивного поведения детей представляет младший
школьный возраст, важно учитывать возможности его своевременной профилактики и
коррекции. В психологической науке проблема агрессивности в младшем школьном
возрасте рассматривалась с позиции изучения микросоциальных факторов (родители,
педагоги, сверстники). Проявления агрессивности младших школьников связаны с
такими психологическими особенностями, как низкая социальная нормативность,
слабая коммуникативная активность, ситуативная тревожность, неадекватная
завышенная самооценка и т.д.
На начальной ступени общего
образования обязательным требованием является
формирование адаптационных механизмов к учебному процессу, вхождению в мир
школы. Это способствует формированию у детей личностных ориентиров, установок,
знаний о нормах поведения. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик
младшего школьника. Среди наиболее распространенных трудностей, испытываемых младшими школьниками,
можно выделить неразвитость самоконтроля, трудности взаимодействия с
учителем и одноклассниками, нарушение социальных норм и правил, что
предопределяет и развитие агрессивного поведения. ФГОС устанавливает требования
к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов,
сформированных в систему ценностных отношений обучающихся к себе, другим
участникам образовательного процесса.
В
нормативно-правовых документах Российской Федерации, в частности, законе «Об
образовании в Российской Федерации»
подчеркивается важность воспитания как деятельности, направленной на
развитие личности, создание условий для социализации обучающихся на основе принятых
в обществе социокультурных ценностей, правил и норм поведения, формирование у
обучающихся взаимного уважения друг к другу.
Изучению
агрессивного поведения детей посвящено множество фундаментальных теоретических
и эмпирических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения
агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, Реан и
др.). Среди
отечественных ученых проблему агрессии рассматривали Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Д. Левинтон, С.Я. Рубинштейн. Разработке способов
преодоления агрессии посвящены работа М.М. Кольцовой, Т.А. Комиссаренко, М.И.
Лисиной, В.С. Мухиной и др. Условия преодоления агрессивного поведения в
дошкольном детстве наиболее полно отражены в исследованиях Е. Лютовой, Р.В.
Овчаровой, Г. Мониной и др. Однако при этом недостаточно психологической
литературы, содержащей практические рекомендации по
профилактике агрессивного поведения младших школьников, коррекции
агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения.
Вследствие
этого существует противоречие между
необходимостью коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного
возраста в условиях начальной школы и недостаточностью методов и средств
профилактики агрессивности. Возникает проблема
исследования: как предупредить проявления агрессивного поведения в младшем
школьном возрасте?
Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного
поведения младших школьников.
Объект исследования: агрессивное поведение детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования: профилактика агрессивного
поведения младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается,
что комплексное использование различных
средств и методов позволит предупредить проявление агрессивного поведения у
детей младшего школьного возраста.
В рамках
достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Осуществить психолого-педагогический
анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить подходы к изучению феномена
агрессивности и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии.
3. Рассмотреть причины и особенности
проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
4. Определить возможности профилактики
агрессивного поведения младших школьников.
5. Реализовать на практике комплекс профилактических
занятий по предупреждению агрессивного поведения младших школьников и оценить
его эффективность.
Методологическая основа исследования. Изучению
агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста
посвящено множество фундаментальных теоретических и эмпирических зарубежных
исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного
поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, К. Роджерс, и др.).
Среди
отечественных ученых проблему агрессии рассматривали (Г.М. Андреева,
Г.Э. Бреслав, Л.С.
Выготский, С.В. Еникополов, С.Л. Колосова, Н.М. Платонов, А.А. Реан, С.Я. Рубинштейн, Т.Г.
Румянцева. Разработке
способов преодоления агрессии посвящены работы Н.Л. Кряжевой, К. Фопель, Г.Б.
Мониной и т.д. Условия преодоления агрессивного поведения наиболее полно
отражены в исследованиях Е. Лютовой, Р.В. Овчаровой, и др.
Методы и
этапы исследования: теоретико-методологический
и критический анализ состояния проблемы исследования; синтез; обобщение;
экспериментальные: методы контроля (анкетирование); методы качественного и
количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов.
Методики исследования. Исследование проводилось с использованием
следующих методик: карта наблюдений за состоянием и
поведением учеников начальных классов (для учителя); методика «Ребенок
глазами взрослого» (А.А. Романов); методика «Кактус»
(М.А. Панфиловой).
Практическая значимость исследования состоит
в том, что разработанные профилактические занятий по предупреждению агрессивного поведения младших
школьников могут быть использованы школьными психологами в психокоррекционной
работе с детьми с высоким уровнем проявления агрессивности. Полезны они будут и
в консультировании родителей по профилактике агрессивного поведения школьников
и по оптимизации работы с учениками с повышенным уровнем агрессивности.
Структура
исследования. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, представленного 68
источниками и 6 приложений.
Заключение:
Современная психология
представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими проблемы
агрессии. Агрессию можно рассматривать как целесообразную форму поведения,
способствующую выживанию и адаптации индивида. Агрессия в различных
исследованиях выступает и в качестве поведения, не соответствующего позитивной
сущности человека, поэтому и рассмотрение механизмов агрессии представляет
собой особую сложность.
Сложная психологическая
перестройка, возникающая в новой социальной ситуации, создает
эмоционально-волевые трудности: младшим школьникам приходится подавлять
склонность к спонтанным и импульсивным эмоциональным реакциям, подчиняться
требованиям школьной дисциплины и требованиям учителя. Несформированность
процессов самоконтроля и саморегуляции приводит к агрессивным проявлениям в
поведении детей. Среди причин детской агрессивности можно выделить «семейные»,
«личные», «ситуативные», тип темперамента и особенности характера, социальные
причины. В зависимости от мотивов дети младшего школьного возраста делятся на
склонных к проявлению физической, вербальной, косвенной агрессии и проявлению
негативизма.
Проявления агрессии у
детей обусловлены многими детерминантами: «пересечением внутренних границ Я,
несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру» (Э.
Эриксон); «спецификой типов семейного воспитания, стрессами в социальном
окружении, личностные особенности» (Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова,
А.Г. Лидерс); «тревогой перед страхом социального неодобрения; атрибуцией
враждебности окружающих; внешним фокусом контроля; авторитаризмом;
самонеприятием; отсутствием самоконтроля» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон); «элементом
борьбы с фрустрацией и тревогой» (Д. Доллард, А.А. Реан, К. Бютнер);
«конфликтами со сверстниками» (А.И. Фурманов) и т.д.
Наличие у
младших школьников предпосылок к агрессивному поведению выявило необходимость
проведения психокоррекционной работы. В итоге был реализован комплекс
мероприятий. Применялись игры (дидактические, театрализованные, подвижные), чтение и обсуждение сказочных сюжетов,
рефлексия, психогимнастика. Комплексно применялись различные методы, средства и способы
преодоления агрессивности детей, направленные на отреагирование детьми гнева, немотивированной агрессии в
социально приемлемых формах; осуществлялось
обучение учеников способам
контроля собственного эмоционального состояния; обучение навыкам конструктивного
бесконфликтного общения с опорой на
способы коммуникации.
Основными задачами по
коррекции и преодолению агрессивности младших школьников являлись: развитие у
ребенка способностей к эмоциональной саморегуляции; оптимизация взаимоотношений
с одноклассниками и взрослыми, профилактика поведенческих отклонений;
расширение спектра конструктивных поведенческих реакций; обучение социально
приемлемым способам выражения гнева и агрессии; осознание ребенком причин
собственного агрессивного поведения.
В результате у
учеников уменьшилось проявление агрессии, возрос интерес к
взаимодействию с окружающими; школьники научились преодолевать барьеры в общении, находить
адекватное выражение эмоциям, улучшились навыки
самоконтроля и волевой саморегуляции поведения. Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования, выдвинутую в
начале исследования.
Психологическая коррекция
агрессивного поведения младших школьников должна носить комплексный, системный
характер и выстраиваться в таких направлениях, как снижение уровня личностной
тревожности; обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями,
а также развитие навыков саморегуляции; формирование конструктивных поведенческих
реакций в проблемных для детей ситуациях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
В
настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия
«агрессии» и «агрессивного поведения». Агрессия – (от латинского «нападение,
приступ») — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее
общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред
объектам агрессии [42, С. 8-9]. Агрессия
в широком смысле трактуется с позиций поведения, предполагающего нанесение
физической либо моральной травмы другому человеку, с применением угрозы в его
адрес, либо оказанием деструктивного воздействия на группу. Агрессивность –
устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению.
Агрессивное
поведение — это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против
другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий)
характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной
ситуации другой Агрессивное поведение описывают в виде действия как такового
(наступление, атака, нападение);
действия против определенного объекта; действия с учетом ситуации — ее
специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее.
А.А. Реаном
подчеркивается, что понятия «агрессии» и «агрессивности» существенно
различаются. При этом под агрессией подразумеваются намеренные действия,
которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется
как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии [38].