Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Применение информационных технологий в процессе обучения младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Особенности развития современного младшего школьника 6
1.2. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников 12
1.3. Этапы подготовки урока с использованием ИКТ 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 20
2.1. Особенности использования информационных технологий по ФГОС и СанПиН в процессе обучения младших школьников 20
2.2. Методические рекомендации по использованию информационных технологий в процессе обучения младших школьников 24
ГЛАВА 3. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
3.1. Обзор интернет-технологий на уроках в младшей школе 29
3.2. Диагностика уровня мотивации обучения младших школьников 35
3.3. Содержание работы по применению информационных технологий в процессе обучения младших школьников 38
3.4. Анализ результатов работы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
Введение:
Проблема формирования и развития ИКТ-компетентности является особенно актуальной в наше время. Важно отметить, что основу современных ФГОС НОО составляют универсальные учебные действия (УУД) или умения учиться. При этом элементами формирования УУД являются способности учащихся к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и ИКТ-компетентность.
В ФГОС НОО выделена отдельная предметная область «Математика и информатика». К предметным результатам, которые должны быть сформированы у учащихся младшей школы, относится «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности», а к метапредметным – использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
В настоящее время для каждого человека важно быть грамотным и обладать, в том числе актуальными ИКТ-технологиями. При этом детям важно получить основы и знания ИКТ как можно раньше для успешной адаптации к жизни в современном обществе, а также для успешного продолжения обучения на старшей ступени и самообразования.
Однако, в настоящее время имеются значимые противоречия не позволяющие эффективно организовать процесс применения информационных технологий в процессе обучения младших школьников. К ним следует отнести следующие противоречия: между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью; между необходимостью развития у школьников младших классов ИКТ-компетентности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения на уроках информатики.
Таким образом, целесообразно говорить о проблеме недостаточной разработанности методических материалов для успешного применения информационных технологий в процессе обучения младших школьников.
Объект исследования: информационные технологии в начальной школе.
Предмет исследования: мотивация младших школьников при использовании цифровых ресурсов.
Цель исследования: внедрение цифровых ресурсов и информационных технологий в обучение младших школьников, доказать увеличение мотивации младших школьников при использовании цифровых ресурсов и информационных технологий в 3 классе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития современного младшего школьника.
2. Изучить информационные технологии в процессе обучения младших школьников.
3. Представить этапы подготовки урока с использованием ИКТ.
4. Определить особенности использования информационных технологий по ФГОС и СанПиН в процессе обучения младших школьников.
5. Представить методические рекомендации по использованию информационных технологий в процессе обучения младших школьников.
6. Представить результаты диагностики уровня мотивации обучения младших школьников.
7. Представить содержание работы по применению информационных технологий в процессе обучения младших школьников.
8. Проанализировать результаты работы.
Теоретическая база исследования. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в работах: Е. А. Вьюшкова, А. В. Горячева, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, С. А. Бешенкова, А. А. Кузнецова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В. С. Леднева и др. Методические аспекты использования информационных технологий в обучении рассматривались в работах Б. С. Гершунского, А.Л. Семенова и др. Психологические использования информационных технологий в обучении анализировали Е. И. Машбиц, В. В. Рубцов, Н. Ф. Талызина и др.
Нормативная база исследования: ФГОС НОО; Закон РФ «Об образовании»; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методологическая основа работы: теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; синтез; систематизация; обобщение); эмпирические (анкетирование, диагностические задания и методики).
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные и апробированные материалы данного исследования могут быть использованы в практике общеобразовательных школ при применении информационных технологий в процессе обучения младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
1. В младшем школьном возрасте фиксируются и развиваются основные характеристики познавательных процессов человека (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), потребность в которых связана с поступлением в школу. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию.
2. Под информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука». В данном определении практически определено медиа (медиа информация) в качестве объекта ИК технологии.
3. Организация учебного процесса в начальной школе должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Учитывая психологические, типологические и возрастные особенности младших школьников на уроке должны использоваться разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, в сопровождении ИКТ.
4. Федеральные стандарты предполагают активное применение ИК технологий при обучении. Данное условие выполнило при материальном обеспечении определенными техническими средствами. К данным средствам можно отнести: компьютеры или ноутбуки, средства печати, проекторы, интерактивную или мультимедийную доску. Кроме того требуется наличие определенного цифрового материала для работы на уроке.
5. Использование информационных технологий в практике работы учителя начальных классов и информатики возможно через поиск, изучение и хранение электронных учебных материалов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; возможность принимать участие в создание и редактирование коллективных проектов; знакомство с опытом деятельности других людей; социальное сетевое взаимодействие; контроль и самоконтроль деятельности участников сообщества.
6. Опытная работа была проведена с целью проверки эффективности содержания работы по применению информационных технологий в процессе обучения младших школьников. В опытной работе приняло участие 20 учащихся начальной школы. В качестве методики для определения первоначального уровня мотивации было выбрано Анкетирование оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
7. Была разработана система уроков для 2 класса включающих такие направления как: математика, русский язык, литературное чтение.
8. В соответствии с результатами сравнительной характеристики итогов констатирующего и контрольного этапов по методике Н.Г. Лускановой показана положительная динамика развития учебной мотивации младших школьников. Повышение высокого и уменьшение низкого уровней развития учебной мотивации свидетельствует о том, что после внедрения информационных технологий на уроках у обучающихся исследуемой группы успешно формируется учебная мотивация.
Таким образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности развития современного младшего школьника
Процесс применения информационных технологий в процессе обучения младших школьников в первую очередь должен опираться на особенности изучения возрастных и психологических параметров учащихся начальной школы. В настоящее время возраст детей младшего школьного возраста принимается от 7 до 11 лет (по Д.Б. Эльконину) и в соответствии с этим ведущей деятельностью этого возраста становится учебная деятельность .
С точки зрения А.А. Реан, начало школьного обучения является переломным моментом в развитии ребёнка. Данное событие является для него особенно важным и значимым . В этот период изменяется социальное положение ребёнка, а также меняется ведущий вид деятельности с игрового на учебный. С точки зрения психологии происходят изменения в личностном развитии ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими его людьми.
По мнению Д.Б. Эльконина, обучение становится ведущей деятельностью младших школьников, благодаря которой возникают психические новообразования, такие как: результативность, целеустремленность, произвольность . Кроме того, учебная деятельность, становясь ведущей, предъявляет определенные требования к личности ребенка.
Как отмечал Л.С. Выготский, вместе с физическим развитием в возрасте 7-11 лет быстро развиваются и различные психические функции, а также высшие функции (познавательная деятельность, когнитивные способности) .
В исследованиях П.Я. Гальперина утверждается, что в мыслительной деятельности младших школьников проявляется образность . Мышление становится главенствующей функцией ребенка, благодаря этому мыслительные процессы интенсивно развиваются и перестраиваются, но, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Изучением восприятия младших школьников занималась И.Ю. Кулагина. По мнению автора, восприятие детей младшего школьного возраста характеризуется изменчивостью и нестабильностью, но также любознательностью и четкостью. Восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер к концу начальной школы.
Особенности внимания детей младшего школьного возраста рассматривались в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др. По мнению авторов, внимание детей младшего школьного возраста отличаются неустойчивостью и мало по объему . У них преобладает произвольное внимание, но они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Произвольное внимание формируется совместно с другими функциями, а особенно с мотивацией учения, отвечающей за успех учебной деятельности.
Ж. Пиаже утверждал, что память играет большую роль в познании младшего школьника. Мозг ребенка в этот период обладает пластичностью, которая дает возможность легко запоминать дословно любые тексты. По мнению автора, память имеет наглядно-образный характер и развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Если учебный материал интересен ребенку и представлен в игровой форме, а также основанный на наглядности – он бессознательно запомнит его. Неинтересный материал младший школьник способен целенаправленно и осмысленно запомнить, так как ребенок обладает хорошей механической памятью .
Как утверждал Л.С. Выготский, в младшем школьном возрасте совершенствуется смысловая память, что дает преимущество запомнить много информации. Если ребенок понимает учебный материал, пытается его осмыслить, то он одновременно и запоминает .
В исследованиях А.Р. Лурия указывает, что в младшем школьном возрасте развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная .
Для успешного обучения младших школьников важно создать на уроке положительную мотивацию учения. На формирование мотивации существенно влияют ситуационные факторы: особенности учителя, способы преподавания, специфика изучаемого предмета, особенности организации учебного процесса. Мотивация к учебной деятельности – понятие комплексное, включает познавательные и социальные мотивы.
Социальные мотивы связаны, с одной стороны, с созданием комфортной среды, в которой находится младший школьник, а это атмосфера класса, характер отношений между учениками, установка лидеров класса. С другой стороны, социальные мотивы развиваются благодаря положительным переживаниям ученика в учебной деятельности.
Познавательная мотивация связана, прежде всего, с познавательным интересом и познавательной активностью. Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности: потребность узнавать новое, познавать суть явлений и их взаимосвязь, потребность в проявлении познавательной активности, преодолении интеллектуальных затруднений.
Одним из способов, который может оказать помощь в активизации и повышения качества учебного процесса, его оптимизации, поднятии интереса школьников к изучению предмета, реализации идеи развивающего обучения является внедрение различные информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации приводит к повышению результативности учебной деятельности.
Современное общество и развитие сегодняшних технологий способствует активной информатизации образования. В настоящее время большое внимание информатизации начального образования стали уделять авторы в своих исследованиях: С.А. Бешенков, Т.П. Бокучава, В.И. Варченко, Ю.М. Горвиц, И.Б. Мылова, А.В. Горячев, С.Н. Тур и т.д. По мнению большинства авторов, в начальной школе необходимо на разных этапах привлекать внимание учеников. С помощью компьютера можно подобрать нужный материал и лучше его продемонстрировать, чтобы привлечь внимание учеников. Компьютер позволяет учителю подобрать различные варианты предоставления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию .
На основе исследований таких авторов как С.А. Бешенков, В.И. Варченко, Ю.М. Горвиц, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, можно отметить, что использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
− развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
− овладевать практическими способами работы с информацией;
− развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.