Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правовые основы социальной реабилитации инвалидов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

1. Правовые основы социальной основы реабилитации инвалидов: теоретико-исторические аспекты 6

1.1 Исторические аспекты становления правовых основ реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов 6

1.2 Законодательное регулирование института реабилитации инвалидов в России 17

2. Анализ проблемных аспектов нормативно-правового регулирования социальной реабилитации инвалидов 29

2.1. Проблемы реализации законодательства о социальной защите инвалидов 29

2.2. Правовые и социально-психологические проблемы реализации тьюторских программ образовательной реабилитации и вовлечения в научную деятельность инвалидов 45

Заключение 61

Библиографический список 65

Приложения 74

  

Введение:

 

Инвалидность как социальный феномен, не может избежать ни одно общество. Каждое государство, как гарант социального благополучия граждан, в силу своей экономики, социальной политики берет на себя обязательства по поддержке людей с ограниченными возможностями.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на данный момент в нашей стране проживает 11 631 тыс. инвалидов, так что на каждую тысячу человек населения приходится 80 инвалидов.

Высокий уровень инвалидизации населения, нарастающий дефицит рабочей силы и целый ряд иных факторов обуславливают приоритетное значение для общества комплекса мероприятий, объединенных понятием «реабилитация».

Вопросы реабилитации и абилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями являются достаточно актуальными на сегодняшний день. Понятие социальной реабилитации инвалидов выводится как из международного законодательства, так и из законодательства многих государств, в том числе и российского, что указывает на высокую значимость данного явления в современной жизни.

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Согласно этому документу, государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации прав человека, без какой бы то ни было дискриминации. Таким образом, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, государство должно создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни посредством осуществления их реабилитации и абилитации.

Реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов в настоящее время является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. При этом в теории практике эволюционируют подходы к реабилитации, что отражается на нормативной базе вопроса.

Для успешной реализации социальной политики Российской Федерации в сфере реабилитации инвалидов чрезвычайно важно четкое законодательное регулирование всего процесса реабилитации, что позволило бы сократить дистанцию между формально провозглашенными целями общества, открытого для инвалидов, и возможностями их максимального вовлечения во все сферы жизнедеятельности и участия в общественном труде и общественной жизни.

Это подчеркивает актуальность нашего исследования, посвященного проблемам правового регулирования социальной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Объект исследования – правовые отношения, связанные с социальной реабилитацией инвалидов.

Предмет исследования – нормы российского законодательства о социальной реабилитации инвалидов.

Цель исследования заключается в анализе нормативных основ социальной реабилитации инвалидов, выявлении существующих в этой области проблем и выработке путей их решения.

Задачи работы:

1. Рассмотреть эволюцию норма российского законодательства о реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

2. Дать характеристику законодательного регулирования института реабилитации инвалидов в России.

3. Выявить проблемы реализации законодательства о социальной защите инвалидов.

4. Проанализировать правовые и социально-психологические проблемы реализации тьюторских программ образовательной реабилитации и вовлечения в научную деятельность инвалидов.

Для решения представленных задач будут использоваться следующие методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический и иные специальные методы исследования, а также общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция и индукция, моделирование и др.

Теоретическая основа работы. Проблемам реабилитации инвалидов уделяется недостаточное внимание в науке. Достаточно сказать, что такого рода специальных исследований практически не проводилось. Тема не менее работы ряда авторов акцентируют внимание на данном вопросе, уделяя внимание содержательным и организационным вопросам социальной реабилитации. Это труды таких современных авторов, как М. В. Воронцова, Г.Н. Пономаренко, Е.И. Холостова, В. Е. Макаров и др. В последние годы был проведен ряд исследований в рамках диссертаций таких авторов, как О.Н. Валдимирова, А.В. Иванов, М.Н. Кичерова, О.В. Красуцкая, Ю.А. Фирсова и др. Эти работы наряду с материалами периодической печати стали теоретической основой исследования.

Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы и четыре параграфа, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный нами анализ показал, что есть три основных этапа в процессе формирования и развития российского законодательства о реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ:

1990–1996 гг. — впервые закреплено понятие реабилитации, заложены нормативные основы для реабилитационных мероприятий;

1997-2012 – существенно откорректированы нормы Закона о социальной защите инвалидов, принципиально новым содержанием наполнилось понятие «реабилитация инвалидов», расширился круг основных направлений реабилитации;

2012 г – по настоящее время. Это период, который связан с революционными преобразованиями в социальной сфере, обусловленными принятием в 2006 г. Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в мае 2012 г. Законодательство и правоприменение стали ориентироваться на интеграцию человека с инвалидностью в общество с самого рождения, стали создаваться необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, субъектами РФ приняты свои законодательные и иные нормативные правовые акты о социальном обслуживании граждан, установлены перечни социальных услуг, разработаны программы социальной поддержки по «доступной среде».

Законодательная база института реабилитации инвалидов в России согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права. Национальное законодательство Российской Федерации в области реабилитации инвалидов состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Центральное место в перечне нормативно-правовых актов нашей страны занимает Закон о социальной защите инвалидов, принятый в 1995 году. Данный нормативный документ содержит специальный раздел о реабилитации инвалидов, где реабилитация инвалидов трактуется как система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация инвалидов — это сложный (структурный) правовой институт, представляющий собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, включающий несколько видов: медицинскую, профессиональную и социальную реабилитации. Конечной целью всего комплекса реабилитационных мероприятий является социальная интеграция граждан с ограниченными возможностями здоровья, т.е. активное участие в основных направлениях общественной деятельности, вовлечение в социальные структуры, которые предназначены для здоровых людей.

Социальная реабилитация является одной из составляющих реабилитации. Мы рассматриваем её как систему мер, принимаемых государством и обществом, для восстановления и формирования социальных функций и связей инвалида, включающая в себя мероприятия по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической и социокультурной реабилитации, социально-бытовой адаптации. Начинает доминировать социальная модель инвалидности, использование которой приводит к высокому уровню интеграции людей с инвалидностью в общество.

Нормативная база, определяющая социальную защиту инвалидов, отличается сложностью, междисциплинарным характером в силу того, что оно регулирует многообразные общественные отношения в таких областях, как социология, медицина, педагогика, экономика и др.

Среди проблемы социальной защиты инвалидов нами выделены следующие:

проблема приведения российского законодательства о социальной защите инвалидов в соответствие с международными нормами, в том числе с Конвенцией ООН о правах инвалидов;

низкий уровень бюджетных расходов на социальное обеспечение инвалидов, что приводит в низким доходам лиц с инвалидностью;

сложности, связанные с признанием лица инвалидом, а также с оформлением и переоформлением инвалидности;

проблемы формирования для инвалидов доступной среды;

проблема трудоустройства инвалидов;

проблемы реализации законодательства, предусматривающего право инвалидов на получение жилья, технических средств реабилитации, санаторно-курортного лечения;

проблема совершенствования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Тьюторство — перспективная реабилитационная технология, позволяющая оказать психолого-педагогическую помощь инвалидам, усилить меры их поддержки в образовательной и научно-исследовательской сферах. Однако реализация этой технологии сопряжена с решением существенных социально-психологических проблем:

1) тьютору пиходится решать повседневные задачи обеспечения жизнедеятельности обучающегося: его требуется перемещать, обеспечить ему нужный режим работы с компьютерной техникой, реагировать на его утомляемость. Это может порождать конфликтность;

противоречиями между субъектами образовательной деятельности — администрацией вузов, методистами и педагогами, осуществляющими задачи в рамках осваиваемых инвалидом основных образовательных проблем, — с одной стороны, — и субъектами поддержки жизнедеятельности и охраны здоровья инвалида с другой стороны;

социально-психологические проблемы освоения учебного материала становятся негативно детерминирующими факторами образовательной реабилитации;

затруднения коммуникаций в ходе обучения, которые также могут принимать форму межличностных конфликтов;

неопределенность самого содержания, характера, критериев результативности и границ услуг, оказываемых тьюторами.

противоречие между собственной образовательной подготовкой тьютора, и содержанием осваиваемой студентом — инвалидом образовательной программой.

Для решения этих проблем необходимо:

а) совершенствование нормативно-правовой основы деятельности тьюторов;

б) уточнение регламентов, стандартов и критериев профессиональной тьюторской деятельности;

в) создание структур специализированной психологической помощи инвалидам, которые могут оказать помощь тьюторам;

г) включение в систему тьюторской поддержки механизмы мониторинга ее качества, диагностики социально-психологических проблем и детерминации;

д) установление партнерских отношений с институтами гражданского общества, общественными объединениями инвалидов и их законных представителей для совместного с тьюторами решения задач оказания адресной реабилитационной помощи и вовлечения в научно-исследовательскую деятельность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовые основы социальной основы реабилитации инвалидов: теоретико-исторические аспекты

1.1 . Исторические аспекты становления правовых основ реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Современное состояние правовых основ реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов во многом обусловлено исторически сложившимся отношением к этому вопросу в России. Заранее отметим, что сама по себе реабилитация указанных лиц подверглась правовому регулированию не столь давно, законодательство о реабилитации молодое и начало его стоит связывать с периодом, когда в законодательстве России впервые понятие реабилитации прозвучало. Это произошло в 1990 году. До этого момента мы можем говорить о неком прообразе реабилитации в нормах российского права, поскольку нельзя утверждать, что как таковой реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов не существовало.

Первые упоминания о всяческой помощи больным и немощным звучит уже в первых нормативных актах Древней Руси. Еще в 996 г. великий князь Владимир издает устав, в котором был определен

порядок призрения нуждающихся. В более поздний период формируется система разнообразной социальной помощи инвалидам, в содержании которой наверняка были элементы реабилитации. Так, в период правления Ивана IV Грозного в 1551 г. Стоглавый собор Русской православной церкви постановил просить, чтобы «благочестивый царь» повелел «всех прокаженных и престарелых описати по всем градам» и в них «устроити богадельни», поместив в последние «не могущих нигде главы преклонити». Многие царские акты того времени были специально посвящены немощным, больным, увечным. Указом царя Федора Алексеевича от 1682 г.

предполагалось увечных и немощных из числа нищих помещать в особые

госпитали-богадельни.

Концептуальные основы медицинской реабилитации формирует и эпоха Петра I. Именно в это время начинают употреблять понятие «инвалид», так называли военнослужащих, утративших способность к прохождению воинской службы из-за ранений. В Западной Европе слово «инвалид» также относилось к увеченным воинам. Таким образом, исторически звание «инвалид» получали не простые люди, а пострадавшие на службе государству. В последующем термин «инвалид» распространится и на гражданских лиц, ставших жертвами войны

Указом Петра I от 8 июня 1701 г. предписывалось «в домовых Святейшего Патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны».

Указом от 31 января 1712 г. повелевалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым…». В 1723 г. это требование было подтверждено очередным указом Сената: «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были не помнят, тех отдавать в богадельни». 22 марта 1716 г. был принят Указ о призрении воинских чинов, «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья». Указом от 31января 1724 г. Петр I снова требует «солдат отставных, которые трудиться не могут, расписать по монастырям».

О периоде правления императрицы Екатерины II (1762–1796 гг.) уже можно говорить, как о начале формирования в России государственной системы призрения. В правовых документах появляются соответствующие термины, отражающие развитие призрения увечных, инвалидов. Например, в изданном 7 ноября 1775 г. «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке учреждалась государственная система общественного призрения, предусматривалось создание под председательством губернаторов особых приказов общественного призрения. Государство в лице специальных органов, например, прокуратуры, брало под свою защиту беспомощных людей (незрячих, глухих, больных, инвалидов).

Призрение раненых и увечных продолжило развитие и в ХIХ веке. В первой четверти ХIХ в. в России насчитывалось около 100 военных госпиталей. В конце этого столетия было уже около 130 таких учреждений на более чем 30 тыс. мест. Здесь раненые и больные военнослужащие получали медицинскую помощь. После Отечественной войны 1812 г. появились специальные учреждения для пострадавших воинов. 18 августа 1814 г. указом Александра I был создан «Комитет по призрению раненых», координировавший назначение пенсий из инвалидного капитала и государственного казначейства, выдачу единовременных денежных пособий, переводы на трудоустройство на гражданские службы, обеспечение жильем, оказание медицинской помощи и др.

Со второй половины ХIХ века понятие «инвалид» распространяется и на штатских лиц, ставших жертвами войны. Ярким примером становления практики медицинской реабилитации является деятельность Мариинского попечительства о слепых, во главе с К.К. Гротом. Известные того времени принимают активное участие в оказании врачебной помощи ослепшим вследствие военных действий во время Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Кроме оказания офтальмологической помощи населению, одной из задач деятельности данной благотворительной организации являлось обучение ослепших ремѐслам и занятиям — плетению верѐвок, жгутов, матов, ковров, корзин, щѐточному мастерству, настройке музыкальных инструментов, массажу и др. Следовательно, в этот исторический период зарождается практика реабилитации инвалидов по зрению как комплекс медицинских мер, направленных на оказание офтальмологической помощи, восстановление зрительных функций, профилактику их нарушения, а также помощь в профессиональной подготовке и переподготовке слепорождѐнных и ослепших, что можно рассматривать как становление социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы