Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и за рубежом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как субъекты правоотношений 6

1.1. Понятие и структура правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6

1.2. Развитие правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в истории права 17

Глава 2. Проблемы нормативно-правового регулирования прав детей-сирот и свобод и детей, оставшихся без попечения родителей 27

2.1. Проблемы реализации прав и свобод детей-сирот и свобод и детей, оставшихся без попечения родителей в России 27

2.2. Особенности осуществления прав и свобод детей-сирот и свобод и детей, оставшихся без попечения родителей за рубежом 36

Заключение 51

Список использованных источников 54

  

Введение:

 

Российская Федерация является социальным государством, что закреплено в основном законе страны. Защита детства, материнства, отцовства и всего института семьи является проявлением именно социальной направленности Российского государства. В настоящее время, в связи с происходящими в мире событиями, связанными с мировым экономическим кризисом, постпандемийным периодом восстановления экономик стран, сложной геополитической обстановкой, именно социально незащищенные слои населения попадают в наибольшей степени в различные социальные риски и нуждаются в повышенной правовой и социальной защите.

Принятый в марте 2020 года Закон о поправках к Конституции Российской Федерации содержит 110 конституционных изменений, закрепляющих базовые ценности российского общества, приоритет семьи и детства, а также традиционных семейных ценностей. Поправкой к Основному закону предусмотрено создание государством условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

К полномочиям Правительства РФ отнесено обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи.

В России проживают более 30 млн. детей, что составляет 20,6 % от всего населения страны. В 2022 году в России 449 383 детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей . Все они зарегистрированы в Банке данных о детях. Еще одним важным показателем является количество россиян, лишенных родительских прав, в 2021 году эта мера затронула 38 209 человек, лидерами среди регионов стали Красноярский край, Свердловская область и Пермский край .

В настоящее время в детских учреждениях воспитывается 71,2 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них только 10-15 % детей-сирот. В то же время наблюдается снижение численности детей-сирот за последние 5 лет (с 106 121 до 49 512 детей) . Быстрее всего в Банке данных сокращается доля детей младших возрастов (до 6 лет).

Стоит отметить, что государственная политика, а также реализация целевых программ как федерального, так и регионального уровня в области воспитания, здравоохранения, образования, создают положительную динамику реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положительная динамика замечена в сокращении интернатных учреждений и замещении их другими формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако нельзя не отметить и проблемы, связанные с распределением финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, межведомственные противоречия и административные и бюрократические препоны, которые не позволяют в полной мере реализовать все цели и задачи действующего законодательства в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Качественно новая организация государства и правовой системы требует сегодня должного анализа и учета не только российского, но и мирового опыта. Эти аргументы свидетельствуют об актуальности темы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории наименее защищенных граждан, поэтому теоретическое осмысление их правового статуса необходимо для четкого понимания всего комплекса правовых мер и механизмов, которые позволяют им реализовывать принадлежащие права и использовать механизмы защиты прав и гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Изучение международного опыта в рамках исследования видится необходимым для совершенствования норм действующего законодательства с учетом положительного опыта некоторых стран, а также для выработки гарантий, защищающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при международном усыновлении.

Правовой статус является центральным понятием для формирования и правового регулирования всего комплекса общественных отношений, которые возникают с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому изучение проблематики видится не только актуальным, но и своевременным.

Целью исследования является комплексный правовой анализ правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации и за рубежом.

Практическая значимость работы …

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Сформулировать понятие и структуру правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2. Выявить особенности развития правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. Определить проблемы реализации прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4. Проанализировать особенности осуществления прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за рубежом.

Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предметом исследования стали нормы действующего российского законодательства, международные акты и нормы законодательства некоторых зарубежных стран, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере реализации правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также правоприменительная практика, учебная и научная литература.

Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как, Ю.Ф. Беспалов, Г.И. Гайсина, Н.В. Летова, О. Ю. Таибова, Н.П. Петрова, С.К. Жиляева и другие.

Нормативная база исследования основана на изучении норм действующего российского законодательства, международных актов, регулирующих правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эмпирическую базу исследования составили судебные решения и постановления Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ и иных судов РФ, а также решения Европейского суда по правам человека.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Защита отцовства, материнства, детства и в целом семейных ценностей главная задача социального государства, что появляется и при защите особой категории населения – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках проведенного исследования было выявлено значение правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который представляет собой центральное правовое понятие, определяющее права и правовые гарантии, предоставляемые в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

В работе был проанализирован опыт некоторых зарубежных стран и анализ судебных решений, в том числе ЕСПЧ, которые позволили выявить некоторые проблемы и спорные аспекты при реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня со стороны государства уделяется повышенное внимание проблемам правового положения ребенка, права детей закреплены в более 150 нормативных актов в Российской Федерации. Однако это не свидетельствует об отсутствии проблем.

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержит перечень прав и свобод, которые должны быть реализованы при максимальной поддержке родителей, законных представителей, общественных организаций, государственных органов и должностных лиц.

Проблемы, которые были выявлены в рамках настоящего исследования, носят и правовой, и социальный, и экономический, и моральный характер, что еще раз подчеркивает сложность и комплексный характер данного правового явления, как правовой статус.

В целях обеспечения защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо внести следующие предложения.

Изменить место и роль государственных органов и органов местного самоуправления и четко определить их правомочия, надзорные и контрольные функции в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выстроить более четкую законодательную систему прав и интересов, гарантий и мер защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделить новые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с положительным опытом некоторых стран.

Усилить взаимодействие институтов гражданского общества и общественных организаций с государственными институтами в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Развивать систему ювенальной юстиции.

Усилить роль общественных организаций в вопросах контроля за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимо усиливать общественный контроль и информировать граждан о правах, повышать доверие граждан к государству и социальным службам. Необходимо пересмотреть требования к профессиональной подготовке работников органов опеки и попечительства, привлекать к работе юристов, психологов, то есть принимать комплексные меры, направленные на поддержку семьи.

Важно установить в Российской Федерации систему поддержки воспитанников детских домов и сиротских учреждений, реализацию в них воспитательных программ. В некоторых субъектах РФ вообще не создана система поддержки детей в постинтернатном периоде. Можно перенять опыт Москвы, где создан и действует особый вид социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей – постинтернатный патронат (всего действует 54 центра). Особенно это касается детей с особенностями развития. Поскольку они проводят все детство в специализированных детских домах закрытого типа, а затем сразу переходят в интернаты для взрослых в силу неумения действовать и жить без посторонней помощи. А надо создавать условия, расширять возможности для большего проявления самостоятельности и способности к самообеспечению для таких детей, максимально способствовать их социализации и интеграции в общество и общественные институты. Несмотря на то, что дети находятся в специализированных учреждения разного типа, проблемы, с которыми они сталкиваются носят общий характер, а значит должны быть целенаправленная работа со стороны общественных и государственных институтов.

Важно понимать, что все меры должны носить комплексный и взаимосвязанный характер, только в таком направлении можно будет говорить о полномерной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация ими свои прав в рамках правового статуса это не только задача принятия необходимого количества нормативных актов, это ответственность самого общества и государства о детях, которые являют собой будущее России.

Результаты настоящего исследования могут быть положены в основу дальнейшего теоретического осмысления данной проблематики, использованы при изучении дисциплин «Семейное право», «Право социального обеспечения», что говорит о практическом значении исследования.

Конечно, нельзя не оценить положительно весь путь, который прошла Российская Федерация, формируя законодательство в области защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствуя законодательство с учетом ратифицированных международных актов и договоров. Можно отметить, что современное состояние законодательства в данной области вполне отвечает потребностям общества, уровню развития экономики, политическим установкам.

Таким образом, можно сделать вывод, что на территории Российской Федерации приняты и действуют множество нормативных правовых актов, которые обеспечивают предоставление мер государственной и региональной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Между тем при всей прогрессивности современного российского законодательства сегодня созданы не все условия, которые обеспечивают достойную жизнь, свободное развитие и самореализацию творческого потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а это требует проведения более взвешенной социальной политики российского государства и дальнейшего законодательного реформирования, в том числе в части ужесточения ответственности виновных должностных лиц, создающих препятствия в реализации социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Но проблемой остается именно реализация закрепленных норм, бюрократические препоны и административные сложные процедуры, которые зачастую лишают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возможности реализовать принадлежащие им права или защитить свои интересы. Поэтому, как представляется, сегодня направленность государственного участия должна быть именно в сторону упрощения порядка, обращения государственной машины в сторону человека, особенно в связи с цифровизацией и информатизацией.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как субъекты правоотношений

1.1. Понятие и структура правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека наивысшей ценностью, которая гарантируется государством. Права, свободы человека и гражданина положены в основу формирования законодательства, они обеспечены правосудием. Политика государства направлена на обеспечение благополучия и процветание будущих поколений (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статьи 17 и 18).

Семья, материнство и детство в традиционном для России понимании выступают базовыми ценностями нашего общества и государства, условием сохранения и развития народа, именно поэтому данным институтам придается особое внимание со стороны законодателя. Статья 38 Конституции закрепляет, что семья является необходимым условием для развития личности, удовлетворения ее потребностей, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2015 года № 4-П, что требует со стороны государства уважения и защиты семейных ценностей и отношений.

Конституционный Суд неоднократно подчеркивал в своих постановлениях , что приоритет семейного воспитания является принципом регулирования семейных отношений. Реализация данного принципа проявляется и в том, что государство закрепляет правовую связь между родителями и ребенком, а также установление форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, удочерение, передача под опеку и попечительство, приемная семья и пр.).

В соответствии с требованиями и международных актов, именно семейное воспитание является приоритетным среди иных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом необходимо соблюдать положения ст. 123 Семейного Кодекса РФ, предусматривающую обязанность учитывать этническое происхождение ребенка, родной язык, возможность преемственности воспитания и образования, религию, а также возможностей ля полноценного духовного, нравственного и физического развития ребенка.

Такой подход соотносится с требованиями международно-правовых актов. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (преамбула, пункт 2 статьи 3, статья 4 и пункт 1 статьи 27)

.

Именно поэтому государства-участники обязаны создавать и обеспечивать условия для реализации прав, не только путем принятия соответствующего национального законодательства, сколько создавать условия для его реализации на практике, что особенно актуально для Российской Федерации.

Согласно принятым Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребенка (Резолюция 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года) и Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (Резолюция 41/95 от 3 декабря 1986 года), дети нуждаются в повышенной заботе со стороны государства, в виду их умственной и физической незрелости, должна быть обеспечена правовая и социальная защита ребенка, особенно усиленно забота должна проявляться при передаче ребенка на воспитание не его родителям .

Соответственно, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений, должен исходить из приоритета семейного воспитания детей, необходимости укрепления семьи и обеспечения беспрепятственного осуществления ее членами своих прав, а также из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Обеспечение благополучного и защищенного детства в Российской Федерации является одной из приоритетных задач на современном этапе. В сложный период после пандемии COVID-19, когда многие социальные, экономические и общественные институты испытывают сложности в развитии, государственная поддержка максимально необходима. Особенно это касается незащищенных слоев населения, к которым относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В современном российском обществе обеспечению правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей способствуют принятые за последние годы новые президентские и правительственные программы, касающиеся проблем детства, а также нормативные правовые акты, соответствующие международным стандартам прав человека. Однако различного рода нормативные правовые акты не находятся в системной связи, что приводит к коллизиям в нормативно-правовом регулировании общественных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А это, в свою очередь, порождает трудности в процессе использования ими правовых возможностей, выраженных в материальных, социальных и других правах.

Правовой статус – это признанная Конституцией и действующим законодательством совокупность обязанностей и прав субъекта, а также полномочий органов государства и должностных лиц, посредством которых они исполняют социальные роли. Непосредственно права и обязанности образуют «центр» правового статуса .

Признанные государством свободы, права, обязанности и законные интересы, в единстве составляют правовой статус . Основа правового статуса (положения) личности включает в себя конституционное положение лица, его конституционный статус .

Под правовым статусом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует понимать систему юридических возможностей лица, не достигшего легально установленного возраста совершеннолетия, и соответствующих правовых средств, объем и содержание которых устанавливается государством путем их закрепления в нормах национального права с учетом международных стандартов в сфере прав человека.

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует рассматривать как систему фактически реализованных в общественных отношениях юридических возможностей с использованием определенных правовых средств лицом, в условиях обеспечения государством гарантий их осуществления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы