Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правовой механизм защиты прав граждан на получение страховых пособий по беременности и родам
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правовые основы регулирования страховых пособий по беременности и родам 7
1.1. Страховые пособия по беременности и родам: понятие и сущность 7
1.2. Содержание права на получение страховых пособий по беременности и родам 16
Глава 2. Защита прав граждан на получение страховых пособий по беременности и родам 28
2.1. Социальная защита отдельных категорий женщин в связи с беременностью и родами 28
2.2. Судебная защита прав граждан на получение страховых пособий в связи с беременностью и родами 35
Глава 3. Проблемы правового регулирования механизма защиты прав на получение страховых пособий по беременности и родам 48
3.1. Проблематика защиты права граждан на пособия по беременности и родам в случае отказа в оформлении такого страхового пособия 48
3.2. Основные пути решения проблем правового регулирования механизма защиты прав на получение страховых пособий по беременности и родам 54
Заключение 60
Библиографический список 64
Введение:
Согласно действующим нормативным правовым актам все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию, независимо от характера и длительности выполняемых работ и могут получать пособия по беременности и родам.
В настоящее время отмечается нестабильность законодательства, регулирующего социально-обеспечительные отношения. Переменчивость в регулировании этих общественных отношений подчеркивает то обстоятельство, что за период действия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [11] в него ежегодно (за исключением 2006 — 2008 гг.) вносились изменения (за период со 2 февраля 2009 г. по 26 мая 2021 г. внесено 35 таких изменений), в том числе касающиеся правил назначения, выплат, исчисления пособий.
Конституция Российской Федерации [2] в части 2 статьи 7 предписывает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Необходимо отметить, что государство предоставляет гарантии женщинам, имеющим ребенка, при приеме на работу, в процессе выполнения работы и увольнения. Так, например, при приеме на работу женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, не устанавливается испытание (ст. 70 Трудового кодекса Российской Федерации [9] (далее – ТК РФ). Только после письменного согласия женщины можно привлечь ее к работе в ночное время, если такая работа не запрещена ей по состоянию здоровья (ст. 96 ТК РФ). Не допускается по инициативе работодателя расторгнуть с женщиной, имеющей детей, трудовой договор, за исключением случаев ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, которые по отношению к женщине являются работодателями (ст. 261 ТК РФ).
Также Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [14] предусматривается обязательная выплата ряда пособий, таких как: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка.
24 декабря 2018 г. Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден национальный проект «Демография», который призван увеличить численность рождаемости посредством денежной поддержки граждан при рождении детей и организации переквалификации или повышения квалификации в период нахождения женщины в декретном отпуске.
Из смысла указанного национального проекта следует, что стимулирование рождаемости и повышения обеспечения семьям, имеющих детей, в том числе минимальной материальной базой для их содержания имеют важное значение как для российского общества, так и для законодателя, так как сегодня проблема рождаемости в России стоит довольно остро.
Актуальность темы исследования заключается в том, что получение страховых пособий по беременности и родам вызывает многочисленные трудности, которые необходимо свести к минимуму для эффективного поддержания материнства и детства в Российской Федерации.
Объект исследования представляет собой общественные отношения, возникающие в результате совершения действий по получению страховых пособий по беременности и родам, а также в результате защиты своих прав на получение страховых пособий по беременности и родам.
Предметом исследования является правовой механизм защиты прав граждан на получение страховых пособий по беременности и родам.
Цель дипломной работы представляет собой комплексное всестороннее изучение механизма защиты прав граждан на получение пособия по беременности и родам в рамках обязательного социального страхования на основе научной доктрины, законодательной базы и правоприменительной практики, а также разработка рекомендаций по разрешению проблем, возникающих при регулировании данных общественных отношений.
Для достижения поставленной цели является необходимым разрешить следующие задачи:
1. раскрыть сущность и понятие страховых пособий по беременности и родам;
2. изучить содержание права на получение страховых пособий по беременности и родам;
3. рассмотреть социальную защиту отдельных категорий женщин в связи с беременностью и родами;
4. исследовать особенности судебной защиты прав граждан на получение страховых пособий в связи с беременностью и родами;
5. охарактеризовать проблематику защиты права граждан на пособия по беременности и родам в случае отказа в оформлении такого страхового пособия;
6. проанализировать основные проблемы, возникающие при получении страховых пособий по беременности и родам и разработать основные пути решения проблем правового регулирования механизма защиты прав на получение страховых пособий по беременности и родам.
Нормативная правовая база работы сложилась за счет положений законодательства в сфере социального обеспечения.
При написании дипломной работы методологическая основа включает в себя два основных блока методов познания, примененных при анализе объекта исследования: общенаучные методы и частнонаучные методы.
Общенаучная методология состоит из анализа, классификации и обобщения полученных данных, в свою очередь, частнонаучная методология включает формально-юридический, логический и сравнительно-правовой методы.
Теоретическая значимость работы заключается в глубоком изучении разносторонних аспектов и особенностей права на получение гражданами страховых пособий по беременности и родам, а также проблематики защиты прав на получение указанных пособий. Также теоретическая значимость исследования обусловлена применимостью его результатов на практике для решения определенных вопросов и улучшения ситуации в сфере получения страховых пособий по беременности и родам и защите прав на это.
Практическое значение исследования заключается в том, что разработанные и изложенные в работе выводы направлены на выведен е и решение проблем законодательства и практики его применения, поскольку необходимо предоставить беспрепятственный доступ граждан к получению страховых пособий по беременности и родам и осуществлять эффективную защиту прав граждан на получение страховых пособий в связи с беременностью и родами.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Современное отечественное законодательство не содержит конкретных гарантий уровня социального обеспечения, адресованного семье с детьми и позволяющего достойно содержать и воспитывать детей. Таким образом, необходимо сделать вывод, что беременные женщины и женщины-матери, безусловно, нуждаются в поддержке государства, так как здоровые дети — залог продолжения человеческого рода, но действующее законодательство еще не сформировано должным образом, продолжается процесс его реформирования, и необходимо, чтобы интересы матери и ребенка были максимально учтены. В ходе нашего исследования были рассмотрены задачи, связанные с определением сущности назначения пособий по беременности и выплаты пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по беременности и родам.
Как следует из ст. 2 ФЗ № 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Статьей 6 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определены лица, имеющие право на получение пособия по беременности и родам. Условно получателей пособия законодатель разделяет на четыре категории. Получателями пособия могут быть только женщины. Отец ребенка по документам, выданным матери ребенка, получить названное пособие не может. Самой многочисленной категорией получателей пособия по беременности и родам являются женщины, названные в абз. 2 ст. 6 указанного закона.
Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам, продолжительность которого составляет семьдесят (в случае многоплодной беременности — восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять) календарных дней после родов.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Анализ литературы показал, что пособие по беременности и родам исчисляется по-разному в зависимости от категории, к которой относится получатель пособия.
Статья 8 Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает размеры пособия по беременности и родам. Размеры пособия по беременности и родам устанавливаются дифференцированно: они могут зависеть от среднего заработка (дохода), на который начислялись и уплачивались страховые взносы, устанавливаться в твердой денежной сумме, в размере стипендии, или в размере денежного довольствия.
Условием назначения и выплаты пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, является подтверждение того факта, что женщина встала на учет в медицинском учреждении в установленные законодательством сроки. Документальным подтверждением этого факта является справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам.
Также в данной дипломной работе были рассмотрены виды защиты прав граждан на получение страховых пособий по беременности и родам.
В работе указано, что выделяются две основные формы судебной защиты прав в сфере социального обеспечения. Первая форма непосредственно связана с подтверждением права на вид социального обеспечения, и нередко требования истцов в рамках данной формы формулируются как «признание права», что не совсем соответствует природе социально-обеспечительных правоотношений. С другой стороны, существующие гражданско-процессуальные формы являются далеко не оптимальными способами защиты социально-обеспечительных прав.
Показана специфика отношений, связанных с защитой уже подтвержденного, имеющегося права. Подобные моменты свидетельствуют и о недоработках законодателя, и о проблемах в теории права социального обеспечения.
На примере социально-страховых правоотношений по обязательному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и материнством продемонстрирована необходимость четкого нормативного разделения прав и обязанностей субъектов в финансовых и социально-страховых правоотношениях. Также показана особенность такого субъекта, как работодатель, в отношениях по выплате пособий и обоснована производность его прав по отношению к правам основного обязанного субъекта — Фонда социального страхования РФ.
Кроме того, проанализированы основные проблемы правового регулирования механизма защиты прав на получение страховых пособий по беременности и родам.
Выявлена необходимость внесения изменений в отечественное законодательство посредством введения новой статьи в Кодекс об административных правонарушениях, именуемой как «Нарушение или невыполнение обязанностей работодателем по передаче информации по расчетным периодам работника в Фонд социального страхования Российской Федерации», которая предусматривала бы административное наказание для работодателя в виде административного штрафа.
В процессе написания дипломной работы была исследована категория страховых пособий по беременности и родам, проанализировано соответствующее законодательство, а также судебная практика, регулирующая данную сферу общественных отношений, разработаны рекомендации по введению в административное право новой нормы, регулирующей ответственность за нарушение или невыполнение обязанностей работодателем по передаче информации по расчетным периодам работника в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, исследованный и проанализированный в дипломной работе материал, разработанные и изложенные в работе выводы направлены на совершенствование действующих законов и практики их применения, и позволят не допустить нарушения прав граждан на получение страховых пособий по беременности и родам.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовые основы регулирования страховых пособий по беременности и родам
1.1. Страховые пособия по беременности и родам: понятие и сущность
Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на что обратил внимание Президент РФ, выступая с Посланием к Федеральному Собранию РФ 15 января 2020 г. [43], предложив «не откладывая решать социальные задачи» в целях обеспечения достижения достойного уровня жизни граждан, решать проблемы демографии в стране, отметив, что именно низкие доходы семей (преимущественно с детьми) являются прямой угрозой демографическому будущему страны.
Пособие по беременности и родам — один из видов государственных пособий, назначаемых в связи с рождением ребенка.
Получателями пособия могут быть только женщины. Отец ребенка по документам, выданным матери ребенка, получить такое пособие не может ввиду самой специфики пособия.
Право на его получение имеют, в частности, следующие женщины (преамбула, ст. ст. 3, 6 Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):
1) подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
2) обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего или дополнительного профессионального образования;
3) проходящие военную службу или служащие в государственных органах, отвечающих за безопасность населения и государства;
4) усыновившие ребенка.
Остановимся подробнее на особенностях определения статуса лиц, имеющих право на пособие.
В статье 6 названного закона перечислены категории женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию (то есть осуществляющие трудовую деятельность до ухода в отпуск по беременности и родам). Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, суть которого состоит в страховании работающих граждан от возможного изменения материального или социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Данная правовая конструкция специально была разработана государством с целью защиты населения от возможных негативных обстоятельств, влияющих на его условия жизни. Иными словами, государство стремится поддержать граждан в тот период жизни, когда они не имеют возможности самостоятельно себя обеспечивать.
В качестве страхователей выступают организации любой организационно-правовой формы, а также физические лица, ведущие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, а также иные физические лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Страхователями являются также органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.
Практически на каждого работодателя возложена обязанность по уплате страховых взносов на работников, поскольку на нем и на фонде ОСС лежит ответственность по выплате денежных средств трудящемуся лицу в период «вынужденного отказа от работы», а для этого необходимо сформировать так скажем резерв, из которого у будут выплачиваться пособия.
Право на получение страхового обеспечения появляется у страхователей в случае уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.