Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан на дому в РФ (на примере Омской области БУ КЦСОН тевризского района)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические правовые основы социального обслуживания граждан на дому 6
1.1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан на дому 6
1.2. Особенности социального обслуживания пожилых граждан на дому 13
1.3. Социальные проблемы пожилых граждан 20
Глава 2. Организационно практические основы социального обслуживания на дому пожилых граждан 30
2.1. Организации социального обслуживания на дому в Омской области 30
2.2. Опыт социального обслуживания на дому пожилых граждан «БУ КЦСОН Тевризского района» 42
2.3. Рекомендации «БУ КЦСОН Тевризского района» по совершенствованию социального обслуживания пожилых граждан на дому 47
Заключение 52
Библиографический список 56
Введение:
Общество, как известно, не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан, но при этом они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей и являются важнейшим принципом современной представительной демократии. Поэтому юридическое закрепление гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей граждан находится в основном законе государства — Конституции .
Конституция РФ провозглашает наше государство социальным, закрепляя в качестве одной из первоочередных задач достижение уровня общественного и социального развития, соответствующих принципам социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Целью любого социального государства является помощь социально незащищенным слоям населения, посредством воздействия на основные механизмы распределения экономических благ с соблюдением принципа справедливости, обеспечивающего каждому человеку достойное существование. Одним из характерных признаков социального государства является социальная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство, к достижению которого стремится любое социальное государство путем «уничтожения» неравенства связанного с утратой дохода или средств к существованию по различным обстоятельствам. Средством достижения поставленной цели в социальном государстве, является система социального обеспечения его граждан.
В процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно граждане не могут.
В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества. При этом трудная жизненная ситуация рассматривается как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер представляет собой суть социальной защиты населения. Составным элементом социальной защиты на современном этапе является оказание социальной помощи .
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время социальное обслуживание граждан в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России, тем не менее, многие вопросы правоприменения до сих пор не разрешены действующим законодательством, что подтверждается и судебной практикой. Главными задачами в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения является обеспечение граждан необходимым качественным социальным обслуживанием, реализация программ, направленных на организацию социальной защиты и социального обслуживания отдельных категорий граждан, контроль эффективности деятельности учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения, организация широкой информационно-разъяснительной работы с населением о видах и условиях предоставления социальных услуг на дому. Несовершенство издаваемых нормативных актов, регулирующих организацию предоставления социального обслуживания, в особенности в субъектах РФ, несвоевременность принятия на федеральном уровне правовых актов и недостаточность методических рекомендаций, необходимых для нормотворчества субъектов РФ и практической деятельности по предоставлению населению социальных услуг, перегруженность базы нормативных правовых актов в связи с постоянно возникающей необходимостью внесения изменений и другие проблемы, с которыми сталкиваются граждане при реализации прав на социальное обслуживание, говорит об актуальности настоящего исследования.
Поэтому дальнейшее теоретическое осмысление данной проблематики видится необходимым, особенно с акцентом на региональный подход и законодательство.
Цель настоящего исследования выступает анализ теоретических и практических проблем правового регулирования социального обслуживания пожилых граждан на дому, с учетом регионального опыта Омской области.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить правовое регулирование социального обслуживания пожилых граждан на дому;
2. Обозначить особенности социального обслуживания пожилых граждан на дому;
3. Охарактеризовать социальные проблемы пожилых граждан;
4. Выделить организационно-практические основы социального обслуживания на дому пожилых граждан;
5. Проанализировать организации социального обслуживания на дому в Омской области;
6. Использовать опыт социального обслуживания на дому пожилых граждан «БУ КЦСОН Тевризского района» для опредедения рекомендаций «БУ КЦСОН Тевризского района» по совершенствованию социального обслуживания пожилых граждан на дому.
Объектом исследования послужили общественные отношения, возникающие в связи с реализацией прав граждан на социальное обслуживание на дому.
Предметом исследования явились нормативные правовые акты Российской Федерации и субъекта РФ (Омской области), регулирующие общественные отношения в сфере социального обслуживания граждан на дому, а также научная и учебная литература, правоприменительная практика.
Теоретической основой исследования послужили нормативные правовые акты РФ, регулирующие общественные отношения в сфере социального обслуживания граждан на дому, а также труды таких ученых как Т.С. Пантелеева, Г.А. Червяковая, Е.Н. Приступа, Е.Н. Сергеева, Е.И. Холостова, А.С. Сорвина, М.В. Фирсов, В.А. Ядов и др.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В нашем современном и развитом обществе долголетие становится редкостью жизни. Основная проблема, как представляется, заключается в качестве долголетия. У людей, по мере старения, изменяется не только внешность и состояние здоровья, но и происходит определенная трансформация жизненных потребностей и интересов, меняется также и социальный статус, как в обществе, так и в семье. К старости человек приобретает целый ряд различных заболеваний, поэтому пожилые граждане испытывают повышенную потребность в социальной и медицинской помощи.
Зачастую изменение социального статуса пожилого человека и инвалида, например, выход на пенсию, трудности в связи с самообслуживанием, потеря близких родственников и ухудшение экономического положения нарушает привычные жизненные стереотипы.
Все эти факторы обусловили необходимость создания специальной системы помощи пожилым людям и инвалидам, которая должна сводиться к тому, чтобы скрасить негативные проявления пожилого возраста и проблем со здоровьем, по возможности сохранить социальную активность человека и уберечь его от психологического кризиса.
Последние данные статистики Минтруда свидетельствуют о том, что, 13% россиян находятся в возрасте старше 65 лет. При этом по международным критериям население страны считается старым, если доля людей в возрасте от 65 лет превышает 7%. По его словам, число людей старше трудоспособного возраста в России с 2006 года постоянно растет. К началу 2012 года оно составляло 32,4 млн. человек (22,7% от общего населения), а сегодня увеличилось до 8,9 млн. человек.
Таким образом, людей старше трудоспособного возраста в России на 27,3% больше, чем людей, которые этого возраста еще не достигли .
Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для лиц, достигших возраста старше трудоспособного, составила на 1 января 2015 года 15,38 года у мужчин и 25,05 года у женщин (в 2012 году – 15,14 и 24,85 года соответственно). Максимальные значения данных показателей зафиксированы в Республике Ингушетия (21,06 года и 28,35 года, соответственно) и г. Москва (20,15 года и 27,81 года, соответственно), минимальное – в Магаданской области (12,33 года у мужчин) и в Чукотском автономном округе (19,7 года у женщин).
В региональных программах представлен широкий спектр мероприятий, охватывающих все стороны жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов, нацеленных на активизацию их участия в жизни общества, сохранение и развитие интеллектуального потенциала, поддержание здоровья, оптимизацию среды жизнедеятельности, расширение коммуникационных связей, что, в целом, способствует повышению качества их жизни .
Как представляется, неважно растет ли доля пожилых граждан и инвалидов в обществе или же остается на том же уровне, главное чтобы качество жизни таких граждан не ухудшалось и оставалось на достойном уровне с другими категориями. Но зачастую, как мы видим в жизни, такие люди не слишком довольны тем, как работает законодательство в области выплат пенсий, пособий и различных социальных выплат. Проблем и недочетов в этой области очень много.
Проблема старения населения. В России установился устойчивый тренд к увеличению абсолютного числа граждан пожилого возраста и доли этих граждан в общей численности населения. Уже сейчас каждый четвёртый гражданин РФ является пожилым, а в ближайшем пятилетии доля пожилых граждан в общей численности населения превысит 27%. Одновременно отмечается и увеличение средней продолжительности жизни пожилых граждан. Данная проблема определяет актуальность функционирования самой системы социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Проблема необходимости оказания социальной помощи. При увеличении числа пожилых граждан и продолжительности их жизни возрастает необходимость оказания этим гражданам постоянной помощи и поддержки. Потребность в социальном обслуживании испытывают боле 80% граждан пожилого возраста, а более 30% нуждаются в социальном обслуживании постоянно.
Проблема необходимости совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста. Данная проблема вытекает из необходимости социализации пожилых граждан, необходимости их активного вовлечения в общественную или трудовую деятельность. Несмотря на то, что значительная часть граждан пожилого возраста, особенно, в возрастном диапазоне 60 ÷ 65 лет, является носителями ценных знаний и опыта и готова продолжать трудовую деятельность, работодатели не рассматривают пожилых граждан в качестве трудового ресурса.
Проблемы приоритета в выборе форм социального обслуживания пожилых граждан. В ходе исследования установлено, что традиционные формы активности пожилых граждан не рассматриваются гражданами как единственно необходимые. Данное утверждение определяет необходимость поиска и внедрения новых форм работы с гражданами пожилого возраста в деятельность учреждений социального обслуживания населения.
Проблемы нормативно-правового регулирования в сфере финансового обеспечения социального обслуживания граждан пожилого возраста. Процессы оказания социальных услуг населению и финансирование этих процессов регулируются федеральным и региональным законодательством. При этом допускается оказание социальных услуг, не включенных в федеральный перечень и в объемах, свыше установленных региональным законодательством. Однако в этом случае оказание услуг должно производиться исключительно за счет муниципальных средств, либо на возмездной основе. Данное обстоятельство является фактором, сдерживающим оказание услуг.
Таким образом, тема социального обеспечения пожилых граждан и инвалидов, и оказание социальной помощи на дому еще долгое время будет оставаться актуальной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические правовые основы социального обслуживания граждан на дому
1.1. Правовое регулирование социального обслуживания граждан на дому
Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации является частью правового регулирования социального обеспечения и социальной защиты и представлено многочисленными нормативными правовыми актами, как федерального, так и регионального уровней. При этом стоит отметить, что объем предоставляемых услуг в одних субъектах РФ может отличаться от услуг, предоставляемых в других субъектах РФ, что объясняется экономическим положением различных регионов страны. При соблюдении гарантированного минимума услуг разница в объемах их предоставления не может ухудшать положение граждан – получателей услуг. Гарантированный минимум является единственным показателем, снижение которого может привести к ухудшению положения получателей услуг.
Федеральным законодательством определяются основы правового регулирования социального обслуживания граждан на дому. В нем устанавливаются не только правовые, но и организационные и экономические основы, определяются полномочия субъектов РФ, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Правовое регулирование опирается на Конституцию РФ. Статья 72 Конституции провозглашает, что социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении России и ее субъектов. Субъекты РФ вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенных к их ведению (ст. 76 Конституции РФ).
Конституция РФ устанавливает основополагающие принципы, в частности, принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также запрет дискриминации (ст. 17-19), устанавливает принципы защиты достоинства личности, гуманного отношения к человеку, запрещение пыток, насилия, любого жестокого или уничижающего человеческое достоинство обращения (ст.21).
Право на социальное обеспечение также закреплено в Конституции РФ (ст. 39). Конституционные принципы стали основой правового регулирования социального обслуживания, так как основной целью России как государства является обеспечение социальных гарантий, их претворение в жизнь, то есть достижение высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина.
Основой правового регулирования социального обслуживания служит Федеральный закон от 28.12.2013 года № 442ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В связи с принятием 28 декабря 2013 года Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2015 года, в системе социального обслуживания РФ был осуществлен переход на новые принципы организации деятельности по социальному обслуживанию. Несмотря на значимые изменения в федеральном законодательстве, регулирующем социальное обслуживание в РФ, задача органов государственной власти в сфере социального обслуживания остается прежней – организация предоставления населению качественных социальных услуг. В целом, закон нацелен на улучшение качества, доступности и эффективности социальных услуг. В основном, законодательные изменения затронули деятельность организаций-поставщиков социальных услуг по оформлению документов получателей.
Социальное обслуживание граждан — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
5) добровольность;
6) конфиденциальность.
Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации.