Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правовое регулирование социального обеспечение детей инвалидов в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретико-правовые основы социального обеспечения детей инвалидов 6

1.1 Содержание правового статуса ребенка-инвалида 6

1.2 Социальная защита детей-инвалидов: сущность и основные направления 13

1.3 Но рм ат ив но -п ра во во е ре гу ли ро ва ни е со ци ал ьн ог о об ес пе че ни я де те й ин ва ли до в в РФ 22

2 Ви ды со ци ал ьн ог о об ес пе че ни я де те й ин ва ли до в в Ро сс ий ск ой Фе де ра ци и 33

2.1 Со ци ал ьн ое об сл уж ив ан ие де те й- ин ва ли до в 33

2.2 Ме ди ци нс ко е об ес пе че ни е де те й- ин ва ли до в 42

2.3 На ту ра ль на я по мо щь , пр ед ос та вл яе ма я де тя м- ин ва ли да м 50

2.4 Де не жн ые вы пл ат ы как ме ра по дд ер жк и де те й- ин ва ли до в 61

За кл юч ен ие 67

Глоссарий 72

Сп ис ок ис по ль зо ва нн ых ис то чн ик ов и ли те ра ту ры 74

Пр ил ож ен ие 85

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения правового регулирования социального обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации и существующей правоприменительной практикой. Инвалиды составляют одну из многочисленных социально уязвимых категорий населения. Согласно официальным данным, численность детей-инвалидов в стране постоянно растет. Так, По данным Федерального реестра инвалидов, на 01.04.2021 г. в Российской Федерации насчитывалось 710 324 детей-инвалидов, в 2020 году – 693 016 детей-инвалидов, в 2019 году – 673 688, в 2018 году – 656 776, в 2017 г. таких детей было 633 484, а в 2012 г. этот показатель был лишь 560 422 человек [74].

В цивилизованном мире основным средством решения проблем инвалидов, в том числе – детей-инвалидов, является их социальное обеспечение. Социальное обеспечение выступает в качестве не только одного из прав человека, но и необходимой составляющей социальной и экономической жизни любого государства. Всеми успешными государствами и экономиками реализуются такие стратегии развития, при которых социальные системы играют важнейшую роль в борьбе с нуждаемостью и обеспечивают экономическую стабильность, помогая гражданам справляться с основными жизненными рисками и быстро адаптироваться к происходящим экономическим, политическим, демографическим и социальным переменам.

В настоящее время существуют проблемы социального обеспечения детей-инвалидов, что подтверждает наличие судебной практики, возникающие проблемы необходимо решать на законодательном уровне, в этой связи проблема исследования требует детального анализа и осмысления.

Степень изученности проблемы исследования. Содержание правового статуса инвалидов, а также вопросы правового регулирования различных видов социального обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации отражены в трудах В.А. Агафонова, В.Б. Болдыревой, Ю.И. Водяной, А.А. Егораевой, Р.Н. Жаворонкова, В.А. Зайцева, Н.Н. Калининой, Д.В. Конновой, А.И. Моргуновой, О.А. Нагибина, М.А. Нарташевой, Д.И. Садыковой, В.В. Сизиковой, О.С. Смирновой, М.А. Татрниковой, П.А. Черновой, Г.М. Цинченко и др.

Объект исследования составляют общественные отношения, урегулированные нормами права, складывающиеся в сфере социального обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие отношения по социальному обеспечению детей-инвалидов в Российской Федерации.

Цель исследования – комплексный анализ теоретических основ и прикладных аспектов социального обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1) раскрыть содержание правового статуса ребенка-инвалида;

2) рассмотреть сущность и основные направления социальной защиты детей-инвалидов;

3) изучить нормативно-правовое регулирование социального обеспечения детей инвалидов в РФ;

4) проанализировать социальное обслуживание детей-инвалидов;

5) выявить проблемы медицинского обеспечения детей-инвалидов;

6) исследовать натуральную помощь, предоставляемую детям-инвалидам, как вид социального обеспечения;

7) провести анализ денежных выплат как меры поддержки детей-инвалидов.

Нормативная основа исследования – положения Конституции Российской Федерации [1], федерального и регионального законодательства, регламентирующего социальное обеспечение детей-инвалидов в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы познания, включающие принципы объективности, индукции, дедукции, анализа, синтеза; а также частнонаучные методы: описательный, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-правовой. Метод анализа и синтеза в нашем исследовании применяется с целью изучения правового института социального обеспечения детей-инвалидов в единстве его составных частей. Комплексный анализ позволил выявить проблемные аспекты социального обеспечения детей-инвалидов. Системно-правовой метод позволил исследовать систему социального обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации и др.

Теоретическая основа исследования: учебно-методические пособия по праву социального обеспечения, научные труды выше обозначенных ученых-правоведов, научные публикации в периодической печати, интернет-ресурсы по теме исследования.

Эмпирическую базу исследования составили постановления и определения и решения Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и др. источники права.

Новизна дипломной работы определяется ее актуальностью, а также тем, что в работе проведено комплексное исследование теоретических и практических проблемных аспектов правового регулирования социального обеспечения детей-инвалидов в Российской Федерации. Практическая значимость состоит в следующем: результаты проведенного исследования можно будет применять на практике в юридической деятельности и возможно использовать при организации курсов, семинаров и других учебных занятий по теме исследования.

Структура работы выстроена в соответствии с поставленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, содержащими семь параграфов, заключения, списка использованной литературы приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретико-правовые основы социального обеспечения детей инвалидов

1.1 Содержание правового статуса ребенка-инвалида

Фактически любое современное общество, в том числе, и российское, состоит из целого ряда различных социальных групп. Граждане, которые по какой-либо причине имеют разные ограничения, связанные со здоровьем, а также инвалиды, требуют особенного внимания, поддержки и защиты, не только стороны общества, но и со стороны государства в целом.

Термин «инвалид» (от лат. «invalidus») переводится с латинского как «слабый», «немощный». Впервые это понятие появилось в международном праве в 1975 году с принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах инвалидов. Согласно этому документу «инвалид» – это «любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной, социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических, или умственных способностей». Позже в 2006 году была принята Конвенция ООН о правах инвалидов, которая уточнила понятие «инвалид». Инвалиды – это «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [4].

Согласно Конвенции о правах инвалидов, инвалидность представляет собой результат взаимодействия лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями и различных барьеров, которые могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [4]. Это свидетельствует о том, что лицо является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине существования в обществе барьеров для его полномерной адаптации.

В современном российском обществе инвалидность отождествляется не только с проблемами со здоровьем, но выступает как сложное социальное явление, отражающее взаимодействие между особенностями человеческого организма и особенностями общества, членом которого выступает индивид с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалидность – есть социальная недостаточность вследствие ограничения жизнедеятельности человека, вызванная нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и приводящая к необходимости его социальной защиты. Именно это определение инвалидности приведено в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской̆ Федерации» [5].

Следует отметить, что инвалидность у детей приводит к значительным ограничениям жизнедеятельности, приводящим к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Данные ограничения влияют на формирование отличительных черт правового статуса последнего [49, с. 203].

Основной характеристикой инвалидности является стойкость расстройств функций организма, ведущих к ограничению жизнедеятельности. Данная характеристика отличает инвалидов от временно нетрудоспособных лиц. Она также является единой для всех инвалидов, объединяя тем самым их правовой статус.

Институциональную структуру инвалидности составляют: деятельность самих инвалидов и деятельность, направленная в отношении инвалидов, отношения, представляющие собой систему взаимодействий и взаимоотношений людей с ограниченными возможностями между собой и остальным обществом, а также оценочное отношение общества к людям данной категории. С одной стороны, инвалиды выступают как субъекты, а с другой – они становятся объектами социальных воздействий со стороны учреждений и организаций социальной сферы, относящихся к различным социальным институтам.

Понятие «инвалид» конкретизировано в российском законодательстве, определены их права и гарантии, механизм их реализации и защиты. В последнее время в официальных докладах, прессе этот термин заменяется на более корректный – «лицо, с ограниченными возможностями». В законодательстве РФ определен круг лиц, которые являются инвалидами. Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5], «инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В этой же статье установлено, что «лицам, в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Ребенок-инвалид – это лицо в возрасте до 18 лет со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, обусловливающие ограничение его нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты [52, с. 46-47].

Причины инвалидности весьма разнообразны:

— за последние годы существенно возрос уровень оказания медицинской помощи в перинатальных центрах страны;

— существенно возросло количество перинатальных центров в стране в целом и в регионах;

— медики отмечают значительное ухудшение состояния здоровья населения находящегося в детородном возрасте;

— рост уровня социальных болезней в стране: алкоголизм, наркомания, токсикомания, и другие причины [68, с. 115].

Следует отметить, что инвалидность у детей приводит к значительным ограничениям жизнедеятельности, приводящим к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Проблема инвалидности в целом, и детской инвалидности в частности не является исключительно медицинской проблемой, это еще и проблема неравных возможностей особенного человека по сравнению со всеми членами общества [68, с. 114-115].

Социально-экономические, морально-психологические, правовые проблемы значительно снижают качество их жизни. Данные ограничения влияют на формирование отличительных черт правового статуса последнего.

Нормативно-правовые акты предусматривают такую причину инвалидности, как «инвалидность с детства». В научной литературе отмечается некорректность данной формулировки, которая указывает скорее на время наступления инвалидности, нежели на ее причину. Представляется оправданным устанавливать детям причины инвалидности. От причины «инвалидность с детства» необходимо отказаться. Вместо этого следует предусмотреть определение времени наступления реальных причин инвалидности – «инвалидность вследствие радиационного воздействия с детства», «общее заболевание с детства», «трудовое увечье с детства» и т. д. [47, с. 102].

Время наступления инвалидности также влияет на объем социального обеспечения инвалидов. Например, инвалидам с детства I и II групп установлен более высокий размер социальной пенсии.

Право инвалида на конкретный вид социального обеспечения возникает при наличии совокупности юридических фактов, установленных законом. При этом основным юридическим фактом является инвалидность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы