Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правовое регулирование правоотношений по обязательном пенсионному страхованию

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Понятие и правовые основы
пенсионных правоотношений………………………………………………………………………………… 7 1.1. Понятие и элементы пенсионных правоотношений………………… 7 1.2. Виды пенсионных правоотношений…………………………………… 16 1.3. Правовая основа пенсионных правоотношений……………………… 23 Глава. 2 Организация
деятельности по реализации пенсионных правоотношений……………………………………………………………. 31 2.1. Судебная практика в пенсионных правоотношениях……………….. 31 2.2. Порядок реализации пенсионных правоотношений………………… 37 2.3. Совершенствование и развитие
правовых основ пенсионных правоотношений……………………………………………………………… 45 Заключение………………………………………………………………….. 51 Список использованных
источников………………………………..…… 54

  

Введение:

 

Одним из элементов социальной политики является
пенсионное обеспечение. Право на пенсию – одно из основных прав, установленных
Конституцией РФ [1]. Правовое регулирование пенсионного обеспечения называют
одним из основных институтов отрасли права социального обеспечения.

Пенсионное законодательство может быть признано
эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех
нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы
равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к
гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого
уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных,
соответствующий прожиточному минимуму. Анализ действующего законодательства с
учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Статистика свидетельствует о низком жизненном уровне
подавляющего большинства населения, в особенности нетрудоспособного. Ухудшается
здоровье, сокращается средняя продолжительность жизни. Несмотря на регулярный
пересмотр размеров государственных пенсий, они недостаточны для удовлетворения
насущных потребностей получающих их граждан. Таким образом, складывается общее
впечатление, что нормативно– правовые акты, образующие систему пенсионного
законодательства, не отвечают потребностям общества и, соответственно, требуют
корректировки, проведения адекватной пенсионной реформы. Вышеуказанные
обстоятельства требуют продолжения исследований по данной тематике,
обуславливают актуальность и выбор темы выпускной
квалификационной работы.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем,
что из года в год правоотношения пенсионного обеспечения меняются, и
государство старается улучшить жизнь инвалидов, сирот, одиноких матерей и
других категорий граждан, проживающих в Российской Федерации.

Пенсионные правоотношения — это государственные
гарантии защиты в старости и выплаты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной
ситуации. Ежегодно вносятся изменения и принимаются новые законы, улучшающие
жизнь российских граждан.

В общем описании правовых отношений пенсионного
обеспечения необходимо рассмотреть, как строится пенсионная система и что она
включает в себя, а также как производятся и распределяются выплаты пенсионерам,
одиноким матерям и другим категориям граждан.

Пенсионные правоотношения
является одним из видов общественных отношений и особой формой реализации права
на пенсию. Они составляют самую большую группу правоотношений по пенсионному
обеспечению. В отечественной правовой науке разработкой
обозначенной проблемы занимались такие ученые как: Астапович А.З., Голикова
Л.В., Гонтмахер Е.И., Крючкаова П.В., Луковкина Е.А., Помазкин Д.В., Табах
А.О., Якушев Л.П.и других.

Объектом
исследования выпускной квалификационной работы является общественные отношения,
складывающиеся в процессе развития правоотношений по обязательному пенсионному
страхованию.

Предметом
исследования выпускной квалификационной работы является законодательство,
регулирующее правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Целью
выпускной квалификационной работы является анализ особенностей, современных
проблем и перспектив правового регулирования правоотношений по обязательному
пенсионному страхованию.

Задачи
выпускной квалификационной работы:


раскрыть понятие и элементы пенсионных правоотношений;


изучить виды пенсионных правоотношений;


рассмотреть правовую основу пенсионных правоотношений;


охарактеризовать судебную практику в пенсионных правоотношениях;


проанализировать порядок реализации пенсионных правоотношений;


определить пути совершенствования и развития правовых основ пенсионных
правоотношений.

Методологическая основа выпускной
квалификационной работы состоит из совокупности
общенаучных и частнонаучных методов познания, позволяющих комплексно изучить
предмет исследования с точки зрения научного, познавательно-оценочного и сравнительно-правового аспектов в
развитии и взаимосвязи с иными теоретико-правовыми категориями.

Нормативную
базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ, кодексы,
федеральные законы РФ.

Эмпирической основой
выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского
законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих
научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.

Теоретическая
значимость темы выпускной
квалификационной работы обоснована
спецификой современного этапа развития системы правоотношений по обязательному
пенсионному страхованию, связанного с пандемией, и санкционного давления на
российскую экономику и государственность в целом, которая требует поиска новых
путей совершенствования правоотношений по обязательному пенсионному
страхованию.

Практическая
значимость темы выпускной квалификационной работы
заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации
могут быть использованы при совершенствовании правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Структурно выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
использованной литературы.

Во введении выпускной
квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи,
теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной
квалификационной работы.

В первой главе выпускной
квалификационной работы изучено понятие и правовые основы пенсионных
правоотношений.

Во второй главе выпускной
квалификационной работы проведен анализ организации деятельности по реализации
пенсионных правоотношений.

В заключении обобщены
результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1.
Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального
обеспечения общественное отношение, возникающее в связи с материальным
обеспечением граждан, достигших установленного законом возраста, длительное
время занимавшихся определенным видом профессиональной деятельности, а также
граждан, признанных инвалидами либо потерявших кормильца. Такое правоотношение
возникает при наличии соответствующего фактического состава.

Субъектами пенсионных
правоотношений могут быть лица и органы, имеющие права и обязанности,
закрепленные законодательством страны. Важным фактором является
недееспособность, так как по этой причине лицо не сможет участвовать в
отношениях.

2. В российской
юридической литературе имеется несколько точек зрения на классификацию
правоотношений по социальному обеспечению в зависимости от того, результатом
реализации какой нормы права являются правоотношения. По нашему мнению, реально
существуют процедурные, материальные и процессуальные правоотношения. Это
мнение обосновывается в результате полемики с учеными, которые признают наличие
лишь материальных и процедурных правоотношений или материальных и
процедурно-процессуальных. Ряд проблемных вопросов изучен с точки зрения
качества правовых норм о пенсионном обеспечении. Речь идет о чрезмерно сложном
механизме определения размеров страховых пенсий, который непонятен абсолютному
большинству российских граждан и к тому же малоэффективен.

3. Структура пенсионного
законодательства динамична, многогранна и объемна, в нее входят различные
нормативно-правовые акты из ряда отраслей права, имеется ряд комплементарных
положений, она не систематизирована должным образом, поэтому крайне сложна для
восприятия без должного уровня юридической грамотности. Проблема столь сложной
структуры пенсионного законодательства мешает большинству граждан разобраться в
нем, в следствие чего большинство теряет возможность предусмотренных законом
выплат и решений по причине неосведомленности о своих правах. Пенсионная
реформа сегодня вступает в активную стадию. Однако, несмотря на неоднократные
эксперименты и изменения, до сих пор не решена ни одна проблема ее устойчивого
долгосрочного развития, в этой связи мера по увеличению пенсионного возраста не
является решением глубоких институциональных проблем и по сути является мерой
прямого воздействия на финансовое состояние пенсионной системы в ближайшие
годы. Принятые в целом ориентиры на создание в России страховой пенсионной
системы не обеспечены ни правовыми, ни экономическими инструментами для
последовательной реализации.

4.
Принимая во внимание современное состояние
российской государственности и основываясь на результатах исследования ключевых
правовых позиций Конституционного Суда РФ в сфере регулирования пенсионных
правоотношений, представляется возможным сформулировать понятие социального
государства, отражающее его сущность и содержание.

Социальным государством может быть названо
государство, в котором созданы наилучшие реальные условия для самореализации
человека, ориентированного на сохранение национальной идентичности
многонационального народа России путем реализации права на достойный уровень
жизни и свободное развитие человека и гражданина, а также вступающего в
общественные отношения с государством на основе баланса конституционных
ценностей, предусматривающих неуклонное следование принципу конституционной
законности при осуществлении государством функции социальной защиты, включая
пенсионное обеспечение.

5. Основаниями
возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений является
особый комплекс различных взаимосвязанных по своему содержанию правовых
явлений, взаимодействие которых влечет за собой движение пенсионных
правоотношений. То есть в данном случае речь идет об основаниях динамики
правоотношений в целом.

К ним относятся, прежде
всего, нормативные основания как нормы права, регулирующие определенный вид
общественных отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения
пенсионных правоотношений называются правовыми фактами.

6. В целях реализации принципа доступности
социально-обеспечительных предоставлений, получение управленческих услуг в
наиболее удобном для гражданина режиме представляется целесообразным
установить, что заявитель вправе по собственной инициативе представить в
территориальный орган Пенсионного фонда документы, подтверждающие уплату
страховых взносов за периоды работы, подлежащие включению в страховой стаж для
определения права на страховую пенсию.

Принимая во внимание вышесказанное, считаем целесообразным:

1.дополнить п. 3 ст. 2
Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного
обеспечения граждан, Российской Федерации, проживающих на территориях
Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

2.в подзаконном нормативном
правовом акте, утверждающем перечень документов, необходимых для установления
страховой пенсии установить, что заявитель вправе по собственной инициативе
представить в территориальный орган Пенсионного фонда документы, подтверждающие
уплату страховых взносов за периоды работы, подлежащие включению в страховой
стаж для определения права на страховую пенсию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и
правовые основы пенсионных правоотношений

1.1. Понятие и
элементы пенсионных правоотношений Любой вид правоотношений считается разновидностью
общественных отношений в реальном аспекте, регулирование которых происходит
через правила соответствующей отрасли права. Таким образом, пенсионные
правоотношения возникают тогда, когда право на пенсионное обеспечение
реализуется напрямую. Если учесть, что сегодня действующая пенсионная система
Российской Федерации распространяется на всех граждан, которые являются
инвалидами или достигли определенного возраста, то можно заметить: абсолютно
все физические лица являются потенциальными или действительными участниками
данного вида правоотношений. Это означает, что данный вопрос касается каждого
из нас, поэтому он не теряет своей актуальности [39, c.206].

Практически во всех
странах каждый человек имеет возможность рассчитывать на помощь государства на
склоне лет. Но так было не всегда. К слову, современный возраст выхода на
пенсию в России был установлен в 1932 году. История пенсий в нашем государстве
достаточно увлекательна.

Пенсии в стали вводиться
постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное
законодательство было принято при Николае I. Военнослужащие и их вдовы,
чиновники с рангом стали первыми пользоваться государственным обеспечением. В
дальнейшем пенсионная система в России начала расширяться постоянно , включая в
себя наиболее обширные категории людей, которых сейчас называют «бюджетниками».
Право на пенсии получили инженеры и мастера, преподаватели государственных
учебных заведений и медперсонал казенных больниц, низшие служащие, а с 1913
года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. К 1914 г. правом
на пенсию по выслуге лет обладали чиновники всех классов, канцеляристы,
офицеры, таможенный контроль, жандармы, ученые и инженеры всех казенных
заводов, учителя школ, преподаватели вузов, доктора, медперсонал всех казенных
больниц, рабочие на заводах и железной дороги. Тем, кто проработал на одном
месте 35 лет, полагалась пенсия в размере полного оклада, а проработавшие на
одном месте не менее 25 лет — 50% от своего оклада. При этом возрастного
ограничения в Российской империи не было. Люди знали, что отработав от 10 до 20
лет, можно полагаться на пенсию до 1/3 оклада, а со стажем 20-30 — до 2/3
оклада. Размер пенсии обжалованию не подлежал. В случае, если пенсионер умирал,
то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали
получать пенсию. Исключение составляли только те случаи, если человек погибал
на дуэли — в этом случае вдова лишалась материальной поддержки. Кроме этого,
пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом не был замечен, то есть не
привлекался, не был уволен по статье. Провинившиеся лишались пенсии и могли
подать челобитную государю либо попробовать вновь заработать беспорочной
службой трудовой стаж, но уже в другом месте. Также пенсии не получали те, кто
принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда [29, c.250].

Уже после образования
СССР все царские пенсии без исключения были аннулировали. Длительное время
основная масса советских рабочих вообще не получала пенсий по старости — ими
могла воспользоваться лишь небольшая часть населения. Таким образом, пенсии в
августе 1918г. вводились для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых
большевиков, в 1928 году — для работников
текстильной и горнорудной промышленности. В 1926-1927 годах средний возраст
мужчин в СССР был 40 лет, женщин — 45. В 1930 году было принято «Положение о
пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали
выплачивать всем городским рабочим и служащим.

В 1950-1960-х годах
пенсии получали служащие государственных предприятий, рабочие и колхозники.
Существовали пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца. Некоторые
категории служащих имели возможность получить пенсию по выслуге лет и
привилегии выхода на пенсию на 5-10 лет раньше, если работа проходила в тяжелых
климатических или во вредных условиях труда. На пенсию выходили: в 55 лет
женщины и в 60 лет мужчины, что подтверждают исследования, проходившие в 1932
году и установившие, что к этому возрасту теряется работоспособность мужчин и
женщин. За особые заслуги предоставлялись республиканские и союзные
персональные пенсии. Пенсионная система финансировалась из средств
государственного бюджета и отчислений предприятий. Индивидуально граждане не отчисляли
средства в пенсионный фонд. Уровень пенсионного обеспечения в эти годы был низким:
не была фиксирована процесс индексации пенсионных выплат в случае, не была
продумана концепция модификации максимальной и минимальной пенсии,
установленный размер пенсии не менялся.

Из-за того, что за
период 1961-1990 годов количество людей, вышедших на пенсию, увеличилось, а
тарифы отчислений для предприятий остались постоянными, в пенсионной системе
возникли проблемы: люди, работающие на индивидуальны предпринимателей, не имели
права на пенсию; непрозрачность и сложность расчета пенсии; население станы
старело, а возраст выхода на пенсию оставался прежним; низкая дифференциация
пенсий; большое количество пенсионеров — льготников; выплаты пенсионной системы
росли от увеличения количества людей пенсионного возраста и зависели от бюджета
страны, которого было недостаточно.

20 ноября 1990 года был
принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1, который введен в
действие в 1991 году — первой половине 1992 года. Пенсии зависели от оклада
человека и выплачивались из государственного бюджета. Действовали пенсии: по старости,
по случаю потери кормильца, по инвалидности и за выслугу лет. Существенным
отличием стали целевые отчисления работодателей и работников. Впервые в
терминах социального страхования стала упоминаться пенсионная система.

В декабре 1991 г. был
основан Пенсионный фонд России (далее по тексту — ПФ РФ). Средства ПФ РФ, в
отличие от зарубежных стран, несмотря на то, что были отделены от бюджета,
оставались собственностью РФ. Создатели закона стремились улучшить пенсионное
обеспечение [45, c.71].

Значение закона огромно
для пожилых людей, т.к. государство несет социальное обязательство по
пенсионному обеспечению перед ними. Но, тем не менее, остались некоторые
проблемы. В законе, во-первых, сохранилось много аспектов для назначений пенсий
разным категориям граждан. Во- вторых, не затрагивался возраст выхода на
пенсию, предоставленное право работающим пенсионерам получать пенсию позволило
им продолжать свою работу. В-третьих, работники ничего не отчисляли в
пенсионную систему, а размер пенсионных отчислений для предприятий был повышен
до 28% фонда отплаты труда. Пенсия рассчитывалась исходя из зарплаты за
последние 5 лет. Закон был ориентирован на социально-экономические отношения,
которые себя изжили.

В 1990-1994 годах
правительство не задумывалось о пенсионной реформе, т.к. важнейшей проблемой
того времени была финансовая стабилизация страны. В это время власти
индексируют пенсии, в результате рост пенсий опередил рост зарплаты, а средняя
пенсия превысила прожиточный минимум пенсионеров. Пенсионная система являлась
инструментом компенсации потерь, сопровождающих преобразования экономики.

Первым документом в
области пенсии стала Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ, принятая 7
августа 1995 года. В ней было отмечено, что пенсионная реформа требует
реформирования: легализации заработной платы, полной уплаты взносов со всего
объема доходов, обеспечения прозрачности пенсионной системы.

Концепция предполагала
формирование трехуровневой системы пенсионного обеспечения. 1 уровень — базовая
пенсия; 2 уровень — трудовая (страховая) пенсия; 3 уровень — негосударственная
пенсия — дополнение к первым двум в форме профессиональных пенсионных систем
отдельных организаций или в форме личного пенсионного накопления граждан в
страховых компаниях. В этой Концепции был сделан вывод о важности развития
негосударственного пенсионного обеспечения как дополнительного источника
доходов пенсионеров. Она предполагала создание персонифицированного учета,
внедрения индексации пенсионных выплат — по инфляции и по росту заработной
платы в стране. Однако в ней не учитывался фактор старения населения [31, c.10].

В 1997 г. вступили в
силу изменения к федеральному закону о государственных пенсиях. В отличие от
Закона 1990 г. трудовой стаж не включал «нестраховые» периоды. Индексация
пенсий по росту цен была заменена индексацией по средней зарплате. Также закон
отменил пенсии работающим пенсионерам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы