Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Юриспруденция

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правовое регулирование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1 Общие положения обязательного социального страхования   6

1.1
Нормативно-правовое регулирование обязательного социального страхования в
Российской Федерации. 6

1.2 Понятие и
сущность обязательного социального страхования как формы организации социальной
защиты населения. 11

1.3 Основные
принципы осуществления обязательного социального страхования  16

2 Классификация видов и актуальные проблемы обязательного
медицинского страхования.. 22

2.1 Анализ и
характеристика видов пособий по временной нетрудоспособности и в связи с
материнством. 22

2.2 Особенности и
проблемы реализации  обязательного
социального страхования на сегодняшний день. 27

2.3
Правоприменительная практика и предложения по совершенствованию обязательного
социального страхования в Российской Федерации. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   51

  

Введение:

 

Актуальность изучаемой темы обусловлена следующими
факторами. Переход России к рыночной экономике ознаменовался не только
положительными экономическими изменениями, но и отрицательными: такими, как,
например, высокая степень безработицы и низкий уровень жизни населения. Для
решения данной проблемы государство направляет свои финансовые ресурсы на
обеспечение общеэкономических и социальных гарантий. Статья 39 Конституции РФ
закрепила право каждого на социальное обеспечение ввиду тех обстоятельств,
которые ставят под сомнение социальное достоинство человека. Государственная
поддержка, выражающаяся в выделении государственных и социальных выплат,
согласно Основному закону, регулируется отдельными нормативно-правовыми актами.
Так же на конституционном уровне закреплено стимулирование добровольного
социального страхования, создания новых форм социального обеспечения и
благотворительности.

В современных условиях, под влиянием экономических,
политических и социальных изменений актуализировалась проблема обеспечения
безопасности населения за счет социальных гарантий. В связи с этим важно
подробно рассмотреть вопрос социального страхования как одного из важнейших
инструментов социальной защиты населения. Актуальность рассмотрения данной
проблемы обусловлена существованием достаточно большого количества рисков:
потеря работы, нетрудоспособность, болезнь, выход на пенсию, работа на опасных
объектах и др.

Ключевая цель социального страхования связана с
защитой населения от возможных изменений в области материального положения, с
обеспечением экономической стабильности[1].

Целью данной работы является анализ правового
регулирования обязательного социального страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:

— рассмотреть нормативно-правовое регулирование
обязательного социального страхования в Российской Федерации;

— изучить понятие и сущность обязательного социального
страхования как формы организации социальной защиты населения;

— охарактеризовать основные принципы осуществления
обязательного социального страхования;

— провести анализ и дать характеристику видам пособий
по временной нетрудоспособности и в связи с материнством

— выявить особенности и проблемы реализации  обязательного социального страхования на
сегодняшний день;

— исследовать правоприменительную практику и
предложения по совершенствованию обязательного социального страхования в
Российской Федерации.

Объект исследования охватывают социальные
отношения, складывающихся в области правового регулирования
обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством

Предмет исследования: нормы правовых
актов, которые своей сущностью регулируют вопросы обязательного
социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Научная разработанность выбранной темы исследования
охватывается многочисленным количеством научных трудов. Исследованием и научным
обоснованием проблематики по правовому регулированию обязательного
социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством занимались такие авторы, как: Авдеев,
А.Н., Азарова Е.Г., Аракчеев В.С., Аракчеев В.А., Борисов А.Б., Колесникова
Г.И., Лотова, А.В., Павлова Т.М., Похвощев В.А., Суворова, А.Н., Трухнина,
П.Н., Уваров, А.Н., Яковлев, А.А. и другие.

Методология.
Методологическое основание данного исследования составил
диалектико-материалистический метод познания объективной действительности,
благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии,
взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата
диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и
сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и
возможность» и др.

Формально-логический
метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов
выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Нормативная база
исследования – общепризнанные принципы и нормы отечественного законодательства
в сфере социального обеспечения.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, в
котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух
глав и шести параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого  в данной работе вопроса, заключения, в
котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит
перечень материалов, использованных при написании данной работы. [1] Миллер
О.С.Трансформация социального страхования как инструмента социальной защиты
населения на региональном уровне / О.С. Миллер, Е.А. Морозова // Вестник КемГУ.
Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2020. – №1(15). –
С. 113-120.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государство посредством законодательных норм
осуществляет закрепление прав и свобод человека, в связи с чем они выступают
как мера возможного, то есть они обретают пределы дозволенного. Закрепление
прав и свобод, а также иные действия регламентируются многими
нормативно-правовыми актами, основополагающим из которых является Конституция
РФ. Конституция РФ и федеральное законодательство являются основой в процессе
формирования системы законодательства субъектов РФ по ведущим направлениям
государственной социальной политики.

Как правовой источник социального обеспечения,
Конституция РФ обладает определенными функциями:

− Посредством статей 2, 7, 37-39, 41 Конституции РФ
осуществляется закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в сфере
социального обеспечения и социальной защиты;

− На основании содержания статей 45-46, 48, 53, 55
Конституции РФ установлены гарантии для реализации гражданами их прав на
отдельные виды социального обеспечения;

− По содержанию статей 71-72, 76, 132 Конституции РФ
определены основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления.

В основе социальной защиты населения РФ основана на
следующих принципах:

— партнерство. В государственную обязанность входит
исполнение обязательств перед населением. Данный принцип предполагает наличие
тесного сотрудничества между государством и организациями;

— экономическая справедливость. В основе
государственной структуры имеются экономические отношения. Государство
целенаправленно исключить экономическое неравенство населения;

— адаптивность. Данный принцип предполагает
самосовершенствование социальной защиты населения РФ;

— приоритет государственных начал. Этот принцип
определяет как основную государственную задачу достижение приемлемого уровня
жизни населения РФ;

— превентивность мер по социальной защите. Выявление
факторов риска социального направления[1].

Права и свободы, закрепленные в содержании Конституции
РФ являются основными и фундаментальными. Конституционные права и свободы – это
важные права, посредством которых раскрывается их естественное состояние и
обладают высшей юридической силой. Начиная с XX века были провозглашены права
«второго поколения», то есть социально – экономические, которые регулируют
отношения между государством и личностью[2].

Если рассматривать понятие социального государства в
широком смысле, то оно представляет собой особый тип государства, которое
осуществляет функции социальной сферы общества.

Таким образом, целенаправленность социального
государства определяется его стремление для обеспечения общества достойного
существования, участвуя при этом в процессе производства и в самореализации
каждого индивидуума в общества, осуществляя всеобщие блага в соответствии с
социальной общественной справедливостью и законодательством. Такими действиями
социальное государство способствует сглаживанию неравенств не только
имущественных, но и иных, а также способствует предоставлению общества жизненной
среды, сохранении мира и предоставлении для общества источника для
существования.

Относительно научного уровня, то социальное
государство проявляет себя как идея. Если рассматривать проявления социального
государства на нормативном уровне, то оно проявлено в виде конституционного
принципа, который в свою очередь урегулирован Социальное государство должно
способствовать равенству в правах общества и способствовать прогрессу каждого
индивидуума. Посредством социального государства должен обеспечиваться общественный
и экономический прогресс.

Стоит выделить то, что возникновение такого термина,
как социальное государство определило признание определенной формы
государственности со стороны общества. То есть государство перешло с формы
договорной и высшей формы власти к форме государства, которое осуществляет
социальные функции и является ответственным за благополучие и жизнедеятельность
общества в целом.

В ходе своей деятельности социальное государство
осуществляет финансирование госпрограмм по социальной политике, осуществляет
социальное страхование граждан и выступает как основной субъект в обществе,
обладающий социальными функциями.

Социальное государство предполагает достижение
общественного прогресса на принципах всеобщей солидарности, социального равенства,
а также на принципе взаимной ответственности[3].

Всеобщая Декларация наравне с иными международными
нормативно – правовыми актами в совокупности определены как правовая основа для
социальной государства, посредством которых осуществляется обеспечение граждан
приемлемыми условиями, характерными для социального государства. Также эти акты
гарантируют для граждан не только социальные стандарты, но и выступают гарантом
их социально – экономических прав.

В содержании Всеобщей декларации определено то, что
все люди обладают правом на социальное обеспечение и на поддержание своего
достоинства и свободного развития как в экономической области, а также в
социальной и культурной областях через национальные усилия и международное
сотрудничество.

Посредством Конституции РФ признано право социального
обеспечения каждого человека, а также определена государственная обязанность на
создание необходимых условий для реализации данного права.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ
обстоятельствами, как оснований для наступления социального обеспечения
определяет такие как возраст, болезнь или инвалидность, потеря кормильца,
воспитание детей, многодетность, а также нетрудоспособность.

Этот перечень не исчерпывающий, имеются и иные
обстоятельства, которые имеют законодательное закрепление.

Социальное обеспечение находится в зависимости от
политического, экономического состояния, а также от социального благополучия
общества в целом.

Социальные права по своей сути — это часть системы
конституционного регулирования положения личности, как в социальной сфере, так
и во всех остальных областях жизнедеятельности.

Они должны рассматриваться в единой системе и быть
взаимосвязанными с другими правами.

Процесс реализации социальных прав отличен от
реализации гражданских и политических прав, так как предполагается обеспечение
обществу достойного уровня жизни и других его благ посредством активного
участия со стороны государства. Оно должно осуществлять разработку и реализацию
государственных социальных программ.

Социально – экономические права обладают в сравнении с
личными и политическими правами меньшей универсальностью, их распространение
осуществляется на определенные категории населения, а их нацеленность
определяется не только правомочием, но и правообладанием. Они представляют
собой самостоятельный институт прав для определенной социальной области
жизнедеятельности, находятся в зависимости от экономики и ресурсов, обеспечивая
достойный уровень жизнедеятельности и социальную защищенность обществу со
стороны государства.

Социальные права человека являются совокупностью
конституционных прав человека или гражданина, посредством которых он может
претендовать на получение разных материальных благ[4].

Такими благами являются: право социального
обеспечения, право на образование, право на защиту здоровья и медицинскую
помощь, особые права инвалидов и детей, право на жилище. В содержании статей
38-41 Конституции РФ закреплены социальные права человека. [1] Волкова Н.С.,
Еремина О. Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения
эффективности // Журнал российского права. 2016. № 9. [2] Путило Н.В.
Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал
российского права. 2016. № 10. [3] Снежко О.А.
Защита социальных прав граждан: теория и практика // — М.: ИНФРА-М, 2017. — 274
с. [4] Гусев, А.Ю.
Конституционное право на социальное обеспечение // Труд и социальные отношения
— 2015.- № 1 –С.49-51.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Общие положения обязательного социального страхования 1.1
Нормативно-правовое регулирование обязательного социального страхования в
Российской Федерации Социальное страхование можно определить как отношение
по защите личных неимущественных благ физического лица от социальных рисков в
виде потери работы, доходов и трудоспособности.

Его предмет складывается из таких личных
неимущественных благ, как: жизнь, здоровье, трудоспособность человека – они
оказываются «под ударом» при наступлении социальных страховых случаев. Поэтому
объектом социального страхования выступают страховые интересы, которые связаны
с компенсацией потерь доходов лица из-за наступления неблагоприятных событий –
страховых случаев.

Социальное страхование реализуется в форме
добровольного и обязательного. Они различаются по правовой базе, характеру
правоотношений, складывающихся между страхователем и страховщиком, механизмом
формирования и расходования страховых фондов.

Социальное добровольное страхование регулируется
нормами частного права, отношения между сторонами носят равноправный характер.

Правовая природа отношений в рамках обязательного
социального страхования по-разному трактуется исследователями. Многие считают,
что они входят в предмет трудового права[1].
Данная позиция представляется малоубедительной, поскольку Трудовой кодекс
Российской Федерации содержит в этой части отсылочные нормы.

На наш взгляд, отношения, возникающие по поводу
обязательного социального страхования, имеют сложный характер. При регистрации
лица в качестве страхователя и уплате им страховых взносов – финансовые, при
осуществлении выплат – отношения, составляющие предмет права социального
обеспечения. Обязательное социальное страхование является составной частью
публичной финансовой деятельности[2].

Правовые основы обязательного социального страхования
(далее ОСС) образуют Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 27.11.1992 №
4015- 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Гражданский
кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, иные
нормативные правовые акты.

Существенное значение в правовом обеспечении
обязательного социального страхования имеют нормы международного права, в
частности, ряд конвенций Международной организации труда ООН.

Обязательное социальное страхование включает в себя
четыре разновидности: обязательное пенсионное страхование;

обязательное социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством; обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обязательное медицинское страхование.

Субъектный состав ОСС специфичен.

Можно выделить следующие категории субъектов
обязательного социального страхования: страхователи – (организации любой
организационно-правовой формы, органы публичной власти, граждане, на которых
возлагается обязанности уплачивать страховые взносы, а в законодательно
установленных случаях и производить страховые выплаты); страховщики (коммерческие и некоммерческие
организации, создаваемые в силу требований законодательства для обеспечения
прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию);

застрахованные лица (физические лица – граждане
Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства); иные органы, организации и граждане.

В системе ОСС не может быть посредников – это
законодательно запрещено.

Страховыми случаями признаются такие юридические
факты, как: наступление пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря
кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или
профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей),
уход за ребенком в возрасте до полутора лет.

Перечень страховых случаев определяется федеральными
законами о конкретных разновидностях ОСС. Нормативно определен перечень видов
страхового обеспечения по ОСС.

Основным финансовым документом, устанавливающим
источники поступления страховых взносов, направления расходования по каждому
виду ОСС выступает соответствующий Федеральный закон о бюджете.

В рамках обязательного социального страхования
осуществляется бюджетный процесс по правилам, содержащимся в Бюджетном кодексе
Российской Федерации. Финансовые планы по каждой разновидности обязательного
социального страхования утверждаются на очередной финансовый год и плановый
период. Проекты федеральных законов вносятся в Государственную Думу Правительством
Российской Федерации.

Бюджеты фондов конкретных видов ОСС не являются частью
федерального бюджета или любого другого бюджета. Они не подлежат изъятию.

Доходная часть рассматриваемых бюджетов формируется за
счет страховых взносов, межбюджетных трансфертов, мер финансовой
ответственности, сумм, получаемых страховщиками в порядке регресса, доходов от
депозитов, иных поступлений.

Страховые взносы начисляются на определенные выплаты,
произведенные в пользу физических лиц за расчетный период.

Установлены пределы базы для исчисления страховых
взносов по каждому виду ОСС. Законодательно определены тарифы страховых
взносов, которые ранжируются в зависимости от вероятности наступления
социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения обязательств в
рамках ОСС.

В юридической науке в течение длительного периода
времени велись дискуссии о правовой природе страховых взносов на ОСС. Многие
ученые, опираясь на правовые позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, отрицали их налоговую сущность. В настоящее время спор решен –
тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование определяются
актами законодательства о налогах и сборах, контроль за уплатой страховых
взносов возложен на налоговые органы. Страховые взносы являются разновидностью
фискальных платежей. Им свойственны все те признаки, которые характеризуют
любой налог. В то же время имеется специфика, обусловленная целевым характером
использования собираемых денежных средств.

Уплата социальных страховых взносов порождает множество
правовых конфликтов, разрешаемых в судебном порядке.

Анализ материалов судебной практики позволяет сделать
вывод, что достаточно часто судебные споры возникают в связи с тем, что
страхователи своевременно не подтверждают основной вид осуществляемой ими
экономической деятельности. Фонд социального страхования это делает
самостоятельно, часто не принимая во внимание даже данных прошлых лет. В
результате возникает конфликтная ситуация. В целях ее разрешения и
предупреждения интересным представляется предложение О.Н. Ельской об изменении
механизма правового регулирования, обеспечив получение информации о
страхователях, изменивших основной вид деятельности в предыдущем году в порядке
электронного обмена между Фондом социального страхования Российской Федерации и
налоговыми органами[3].

Судебная практика сигнализирует еще об одном пробеле
законодательства, а именно: юридической неурегулированности последствий
непринятия ФСС к зачету расходов на выплату пособий на обязательное социальное
страхование. Суммы выплачены, но не приняты к зачету. Возникает вопрос – нужно
ли на них начислять страховые взносы? Финансовые и налоговые органы дают
положительный ответ, поскольку данные суммы не являются выплатами страхового
обеспечения по ОСС[4].

Суды занимают прямо противоположную сторону. Верховный
Суд Российской Федерации указал, что отказ в принятии к зачету не изменяет
статуса выплаченных сумм, они сохраняют свою социальную направленность, они не
являются вознаграждением за выполнение трудовых функций, поскольку страховой
случай имел место. Действующее законодательство не допускает обложение
страховыми взносами суммы страхового обеспечения[5].

В целях обеспечения определенности права предлагаем
внести изменения в действующее законодательство, нормативно закрепив позиции судебных
органов.

Сегодня система обязательного социального страхования
переживает серьезные трудности. Вызывают тревогу случаи мошенничества в форме,
например, подачи документов о назначении страховых выплат в связи с якобы
наступившим страховым случаем, незаконного получения медицинскими организациями
денежных средств за якобы оказанные медицинские услуги, представление липовых
больничных листов.

Проблема заключается в том, что до настоящего времени
нет эффективного механизма предупреждения, пресечения мошенничества в сфере
социального страхования.

В связи с чем предлагаем внести изменения в:

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах
обязательного социального страхования», уточнив, что должностные лица,
допустившие нарушения в сфере обязательного страхования, несут дисциплинарную
ответственность; Уголовный кодекс Российской Федерации, предусмотрев
уголовно-правовые санкции за совершение мошеннических действий в сфере
социального страхования. [1] Барышникова Т.Ю.
К вопросу о включении отношений по обязательному социальному страхованию в
предмет правового регулирования отрасли трудового права // Трудовое право в
России и за рубежом. 2016. № 1. [2] Мирошник С.В.
Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой
реальности// Банковское право. 2015. № 3. [3] Ельская О.Н.
Проблемы определения справедливого страхового тарифа на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний // Социальное и пенсионное право. 2017. № 4. [4] Письмо ФНС России
от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19093 «О направлении письма Минфина России» (вместе с
Письмом Минфина России от 01.09.2017 № 03-15-07/56382)// Нормативные акты для
бухгалтера. 2017. № 21. [5] Определение
Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.08.2017 №
308-КГ17-680 по делу № А32-2339/2016// СПС «Консультант Плюс».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы