Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правовое регулирование и юридическое значение трудового(страхового)стажа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Общие положения
о страховом стаже. 6
1.1 Понятие, значение и
виды страхового стажа. 6
1.2 Правовое
регулирование порядка исчисления страхового стажа. 11
Глава 2. Порядок
исчисления страхового стажа. 18
2.1 Период работы и иной
деятельности, включаемые в страховой стаж.. 18
2.2 Правила подсчета и
порядок подтверждения страхового стажа. 23
Глава 3. Проблемы
подтверждения страхового стажа и пути их решения. 28
3.1. Судебная практика. 28
3.2. Направления решения
проблем подтверждения стажа. 43
Заключение. 49
Список использованных
источников. 54
Приложения. 60
Введение:
Актуальность темы исследования. Право на социальное
обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека.
Насколько известно, что социальное обеспечение в РФ не сводится к пенсионному.
Однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии
имеют доминирующее значение в общей системе материального обеспечения
престарелых и нетрудоспособных граждан. Для
того чтобы отправить работника на пенсию, необходимо рассчитать его страховой
стаж.
Страховой
стаж – это
суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, за которые
начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также
иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (т. н. «нестраховые периоды») (п.
2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых
пенсиях")[1].
В отличие
от общего трудового стажа страховой стаж предполагает, что в этот период за
гражданина уплачиваются страховые взносы. Общий трудовой стаж влиял на размер
пенсии до 1 января 2002 года, страховой стаж имеет определяющее значение после
этой даты.
На сегодняшний день
приходится констатировать тот печальный факт, что споры, связанные определением
страхового стажа, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе
рассматриваемых судами дел, что свидетельствует о недостаточной эффективности
государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение
на законодательном уровне. Причиной этого, прежде всего, является неисполнение
органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, ряда предоставленных им в
соответствии с законом полномочий: например, таких как истребование у
работодателей и третьих лиц необходимых документов для назначения пенсии;
несоответствие сведений, содержащихся в данных документах, нормам
законодательства и фактическому положению дел. Кроме того, определенные периоды
работы почему-то не включаются органами Пенсионного фонда в стаж, дающий право
на назначение досрочной страховой пенсии, в связи с невыполнением нормы
нагрузки и в силу других обстоятельств.
Объект
исследования: общественные отношения, возникающие в результате правового
регулирования страхового стажа.
Предмет
исследования: нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления
страхового стажа.
Исследованию темы исчисления стажа посвящены работы таких
российских ученых, как Долженкова Г.Д., Гусов К.Н., Захаров М.Л., Тучкова Э.,
Беликова Т.Н., Минаева Л.Н., Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И.,
Афанасьев М.В., Голенко Е.Н, Ковалев В.И. и др.
Целью
работы является изучение сущности, юридического значения, порядка исчисления
страхового стажа для назначения страховых пенсий в жизнедеятельности населения
РФ.
Задачи:
— Рассмотреть
понятие и значение страхового стажа.
— Определить
правовое регулирование порядка исчисления страхового стажа.
— Рассмотреть
периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
— Определить
правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа.
— Рассмотреть
судебную практику в отношении страхового стажа.
— Определить
направления совершенствования правового регулирования института страхового
стажа.
Методологическая
основа: обзор информационных источников, системный анализ и синтез, сравнение,
аналогия, индукция и дедукция, анализа
нормативно-правовой документации, классификация, обобщение.
Практическая значимость
представленной работы заключается в том,
что ее результаты могут стать предметом изучения студентами права социального
обеспечения, а предложения данные по итогам исследования могут быть использованы
при совершенствовании действующего законодательства.
Структура
работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных
источников и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень
научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования,
раскрывает теоретическую и практическую значимость работы
В первой главе
рассмотрены теоретические аспекты понятия страхового стажа.
Во второй главе
определены порядок исчисления страхового стажа.
В третьей главе выявлены
проблемы подтверждения страхового стажа на основании рассмотрения судебной
практики и разработаны пути их решения.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются
окончательные выводы по рассматриваемой теме. [1] О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013
№ 400-ФЗ // Российская газета, 2014, № 6.
Заключение:
По итогам проведенного
исследования были сделаны следующие выводы.
Страховые пенсии являются
социальным обеспечением, ежемесячной выплатой, служащая основным источником
средств существования.
С 2015 года пенсионная система претерпела существенные
изменения.
Пенсионные права граждан
теперь формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, или пенсионных
баллах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без
уменьшения в пенсионные баллы и учитываются при назначении страховой пенсии.
Также существенным
моментом в новых правилах является новый порядок учета страхового стажа
для назначения пенсии – именно правилам его подсчета посвящено
Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N1015 «Об утверждении Правил
подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых
пенсий", призванное дополнить собой ФЗ "О страховых пенсиях".
Страховой стаж – это суммарная
продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые
начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иные периоды,
засчитываемых в страховой стаж.
Наличие
страхового стажа должно подтверждаться соответствующими документами: в
частности, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, документами
ПФР об уплате страховых взносов (документы могут предоставляться как на
бумажном, так и на электронном носителе), а также свидетельскими показаниями. К
уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное
социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога и
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Вопросов при определении права на льготную пенсию возникает
немало, особенно когда специальный стаж "смешанный" или же не
выработан полностью ни по одному основанию.
Правительством
закреплен список производств и профессий, которые дают право на льготы. Но они
во многом устарели, законодательство постоянно изменяется и не все предприятия
подают сведения в ПФР о своих работниках.
Основные
проблемы возникают, когда человек не может подтвердить имеющийся специальный
стаж документами, и в случае, когда трудно определить: есть право на пенсию или
нет.
Условия
назначения пенсий при работе во вредных и тяжелых условиях не меняются с 1956
года, когда они впервые были установлены.
По
Списку 1: до десяти лет снижения возраста; наличие специального стажа от 7,5
лет (для женщин) до 10 лет (для мужчин); количество страхового (ранее общего
трудового) стажа не меньше 15 лет (женщины) и 20 лет (мужчины).
По
списку №2: до пяти лет снижения о возраста; наличие льготного стажа от 10 лет
(для женщин) до 12,5 лет (для мужчин); количество страхового (ранее общего
трудового) стажа не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины).
Работники
Севера: до пяти лет снижения возраста; наличие льготного стажа 15 календарных
лет в районах КС или 20 лет в МПКС; количество страхового (ранее общего
трудового) стажа не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины).
Кроме
названных, законом установлены так называемые "малые списки", которые
предусматривают досрочную пенсию для представителей отдельных профессий:
геологов, железнодорожников, водителей пассажирского транспорта на регулярных
городских маршрутах — всего их около полутора десятков. Требования для них
разные, но все они снижают пенсионный возраст на 5 лет. Для выхода на пенсию по
"малым спискам" — нужно иметь полный требуемый стаж.
Нельзя не
упомянуть о том, что в Постановлении отдельно выделены перечни подтверждающих
документов, для конкретных случаев. К таким документам, в частности относятся
документы, подтверждающие периоды:
— работы
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в
страховой стаж (пп.10-17 Постановления);
— иной
деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица,
включаемые в страховой стаж (пп. 18-25);
— иные
периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица,
засчитываемые в страховой стаж (пп.26-36).
По общему
правилу, данные периоды должны подтверждаться сведениями индивидуального
(персонифицированного) учета. В том случае, если эти сведения неполные, они
могут дополняться данными из других источников, в зависимости от сферы
деятельности лица (например, трудовыми
книжками, авторскими
договорами, свидетельствами об уплате налога).
Так же, в
законодательном акте устанавливаются особенности подтверждения страхового
стажа отдельных категорий застрахованных лиц: например, получателей пенсии по
законам иностранного государства (пп.44-46 Постановления).
При
исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию,
следует указать, что периоды работы, до введения в действие ФЗ "О
страховых пенсиях", которые засчитывались в трудовой стаж по старому
законодательству, могут включаться в страховой стаж с применением правил
подсчета соответствующего стажа, предусмотренных, действовавшим на время
выполнения работ, законодательством, по выбору лица. Правило распространяется и
на льготный порядок исчисления стажа. При отсутствии выбора лица, пенсионный
орган, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право
на страховую пенсию не возникает.
Обобщение
дел по пенсионным искам позволили сделать вывод о том, что суды сформировали
единообразную практику по основным категориям пенсионных дел, соответствующую
разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
Рассматриваемые споры возникают между сторонами главным образом в связи с
подтверждением страхового стажа, дающему право на льготное пенсионное
обеспечение.
На практике очень часто
возникают проблемы, когда человек не может подтвердить документально свой
страховой стаж, поэтому не может вовремя или досрочно уйти на пенсию, получить
социальное обеспечение и выплату. Поэтому для совершенствования правового механизма
реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения
необходимы:
1) доработка Стратегии долгосрочного
развития пенсионной системы Российской Федерации. Стратегия не касается
пенсионного обеспечения значительного числа граждан: военнослужащих,
сотрудников правоохранительных органов, гражданских и муниципальных служащих,
лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;
2) обеспечение
синхронности развития федерального законодательства и законодательства
субъектов РФ в данной сфере;
3) доработать
законодательство в сфере социального обеспечения, о государственной социальной
помощи, социальной поддержке и дополнительном социальном обеспечении, в
частности, страхового стажа, например, создать один нормативный акт, который бы
регулировал определение страхового стажа
во всех сферах, т.к. большое количество документов затрудняет четкое
определение подсчета и подтверждения стажа. Такой документ содержал бы все
периоды, включаемые в страховой стаж для всех категорий граждан.
Рассмотренные проблемы
подтверждения страхового стажа позволяют внести следующие предложения по
совершенствованию действующего законодательства:
1. Представляется
целесообразным в ч. V Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. указать
на два свидетеля исключив словосочетание «и более». Исключить из данной нормы
необходимость предоставлять помимо показаний свидетелей еще и иные
подтверждающие документы, разрешив подтвердить стаж исключительно посредством
показаний свидетелей или обязать соответствующий орган делать запросы и
получать такие документы без участия гражданина.
2. Исключить из п. 38
Постановления Правительства РФ от 2014 № 1015 упоминание о том, что в случае
подтверждения стажа посредством свидетелей, подтверждается стаж не более
половины страхового стажа, который необходим для назначения страховой пенсии,
или указать, что подтверждению подлежит весь страховой стаж в противном случае, гражданин, проработавший
всю жизнь на одном предприятии будет поставлен в неравные условия с другими
гражданами.
3. В п. 40 Постановления
Правительства РФ от 2014 № 1015, указать каким именно образом должны быть
заверены документы для подтверждения страхового стажа, то ли это должен быть
нотариально заверенный документ или достаточно того, что такой документ заверит
руководитель медицинского учреждения, где гражданин находится на стационарном
или ином лечении.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения о страховом
стаже
1.1 Понятие, значение и виды
страхового стажа Конституция Российской
Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека (ст. 7)[1]. Основными
элементами государственной системы социальной защиты населения являются[2]:
— государственная социальная помощь;
— государственные социальные гарантии,
включая социальные льготы;
— государственное социальное страхование.
Система социальных
гарантий
означает предоставление общественных благ всем гражданам страны без учета
трудового вклада и проверки нуждаемости. В этом случае ряд базисных
потребностей (в образовании, культурном развитии, охране здоровья, материнства
и детства) обеспечивается за счет общественных фондов потребления и бюджетного
финансирования[3].
Специфической
формой социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан без
проверки нуждаемости, выступают социальные льготы,
распространяющиеся, как правило, на определенные социально-демографические
группы (ветераны войны и труда, пенсионеры, инвалиды).
Социальное страхование — это форма социальной защиты
экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной
солидарности возмещения ущерба. Социальный риск — вероятность ухудшения
материального положения и понижения социального статуса, связанная с потерей
работы, трудоспособности и доходов по объективным социально значимым причинам[4]. [1]Конституция РФ (в ред. 04.03.2020 №
1-ФКЗ) // Официальный
интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. [2]Право социального обеспечения / под ред. Филлиповой. —
М.: Юрист, 2019. – С. 38. [3] Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. Все о пенсиях. — СПб.:
Питер, 2016. – С. 12. [4]Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право
социального обеспечения. — М.: Юрайт, 2020. – С. 55.