Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Юрист

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правовое обеспечение реабилитации детей с ограниченными возможностями в контексте государственной социальной политики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Теоретический анализ правового обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями 7

1.1 Понятие и содержание правового статуса детей с ограниченными возможностями 7

1.2 Нормативно-правовая база реабилитации детей с ограниченными возможностями 14

Глава 2 Правовое обеспечение отдельных видов реабилитации детей с ограниченными возможностями 28

2.1 Медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями 28

2.2 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями 36

2.3 Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями 42

Глава 3 Проблемы и перспективы правового обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями 50

3.1 Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями 50

3.2 Направления развития правового обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями 60

Заключение 64

Список использованных источников 69

  

Введение:

 

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что по данным ООН, в мире насчитывается более 450 млн. человек с нарушениями психического и физического развития, т.е. с той или иной формой инвалидности. Инвалидизация населения во всем мире является объективной социальной проблемой, избежать которой невозможно ни в одном обществе.

Люди с ограниченными возможностями имеют более низкие показатели здоровья, более высокий уровень бедности, более низкие достижения в образовании, меньше участвуют в экономической жизни, чем люди без инвалидности. Отчасти это связано с тем, что они сталкиваются с препятствиями в доступе к услугам, которые многие из нас долгое время считали сами собой разумеющимися, включая здравоохранение, образование, занятость и транспорт, а также информацию.

В последние годы проблемы социального развития стремительно нарастают, в связи с чем исследования в области детской инвалидности становятся все более актуальными. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями требуют высокого уровня знаний и доступа к ресурсам, информации и услугам.

Концепция ВОЗ в отношении понятия «дети-инвалиды» основана на трехстороннем подходе к оценке последствий болезни. Прежде всего, выбранный подход направлен на большой охват детей в группе инвалидности, что в свою очередь позволяет оказать существенную помощь по проблемам профилактики и реабилитации, а также социальной помощи детям с ограниченными возможностями.

Также немаловажным является недостаточное внимание в вопросах социально-психологического аспекта реабилитации со стороны медицинских работников и в неполноценной оценке значимости и необходимости этапов медицинской реабилитации со стороны работников социальных служб.

Слабо развита преемственность в деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности, курирующих вопросы, связанные с инвалидностью. Проблеме инвалидности детей посвящены работы многих авторов. Комплексный анализ проблем реабилитации детей с ограниченными возможностями проведён в работах таких авторов как Амрахов Н.И., Андриченко Л.В., Антипьева Н.В., Банникова И.Г., Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А., Васильева Ю.В., Крикунова А.А., Шевнина Л.Е. и ряда других.

Однако лишь единичные из них затрагивают вопросы правового обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями в контексте государственной социальной политики.

Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся в сфере правового обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В качестве предмета исследования определены правовые нормы, которые призваны регламентировать исследуемые правовые отношения, а помимо этого научные, в том числе монографические литературные источники, научно-практические и теоретические разработки, которые связаны с правовым обеспечением реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов проанализировать и определить сущность, особенности правового обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями в контексте государственной социальной политики, проанализировать проблемы и перспективы правового обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

1. Рассмотреть понятие и содержание правового статуса детей с ограниченными возможностями.

2. Изучить нормативно-правовую базу реабилитации детей с ограниченными возможностями.

3. Рассмотреть медицинскую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

4. Проанализировать социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

5. Раскрыть психолого-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.

6. Выявить проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

7. Представить направления развития правового обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.

В качестве теоретической основы исследования определены статьи, монографии, другие научные труды разнообразных ученых-правоведов по вопросам, которые являются предметом данного исследования.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ; международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; федеральные законы; нормативные правовые акты Президента РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ; ведомственные нормативные правовые акты; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты и другие документы.

Структура работы. Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.

Основываясь на проведенном анализе употребления терминов «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья», можно утверждать, что термины значительно различаются как в порядке определения того или другого статуса, так и в части мер социальной поддержки. Представленные права и гарантии в сфере образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в идеале, то есть при качественном соблюдении специальных условий обучения таких лиц, позволяют обеспечивать в полном объеме права этой категории граждан.

Действие принципа равноправия, который гарантирован государством в ст. 19 Конституции Российской Федерации в отношении детей-инвалидов на современном этапе развития российского общества весьма неоднозначно. Усиление действия этого принципа, формирование в общественном сознании снисходительного отношения к инвалидам, недопустимость дискриминации по признаку инвалидности – базовые цели, которые должны быть достигнуты для обеспечения реализации правового статуса детей-инвалидов.

Предлагается определить правовой статус ребенка-инвалида как конституционно протектированную детерминированную нарушением здоровья и ограничением жизнедеятельности динамичную совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов несовершеннолетнего, осуществляемую по воле родителей или иных законных представителей.

Успешное решение сложных задач, связанных с реабилитацией детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, возможно только в том случае, если все названные направления будут осуществляться в системе и адресно. Но, главное, в этот процесс будут включены специалисты – представители различных сфер профессиональной деятельности: врачи, психологи, социальные работники, педагогии, юристы, которые четко, в рамках своих компетенций будут выполнять предписанные функции. При этом научное обоснование их деятельности, разработка практико-ориентированных подходов, правовых норм должны осуществляться на государственном уровне и под контролем соответствующих государственных структур.

Медицинская реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья – это сложная мультидисциплинарная деятельность, которая должна быть ориентирована на потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи, организована на основании индивидуальной программы реабилитации. Важным является то, что медико-социальная работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов. Использование социально-медицинских технологий, таких как социальная профилактика, социальная диагностика, социально-медицинская реабилитация и терапия позволит сохранить и укрепить физическое, психологическое, социальное, нравственное здоровье детей с ограниченными возможностями, сформировать социально-значимые ориентации и установки в жизненном самоопределении, что является необходимым условием для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Наиболее эффективная социальная реабилитация детей с ОВЗ осуществляется при помощи социально-культурных мероприятий, при которых они активно взаимодействуют со специалистами и волонтерами, т. е. дети с ОВЗ сами включаются в процесс своей реабилитации.

В настоящее время многое сделано для повышения эффективности и доступности комплексной реабилитации детям в различных регионах России. Одновременно с этим имеет место ряд актуальных проблем, которые нуждаются в поиске рациональных решений для их скорейшего устранения.

В первую очередь, нужно провести исследование закономерностей и вариантов психического развития детей с нарушениями здоровья различной этиологии и степени тяжести. Утвердить единую научно-методическую основу комплексной реабилитации детей с учетом современных национальных и мировых технологий. Разработать универсальные критерии эффективности комплексной абилитации/реабилитации, в том числе провести клиническую апробацию новых методов восстановительного лечения, психолого-педагогического воздействия и психотерапевтической поддержки в подразделениях, участвующих в процессе абилитации/реабилитации. Крайне важно определить и осуществить план мероприятий, способствующих просвещению общественности в отношении укрепления здоровья детей, в том числе с хроническими инвалидизирующими болезнями и детей-инвалидов, пропаганде роли и современных возможностей комплексной реабилитации.

Семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают много трудностей. К проблемам семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья можно отнести следующее: длительная психотравмирующая ситуация, неконструктивные взаимоотношения между членами семьи, распад семьи, снижение социального статуса, страх ответственности, материальные трудности, неприятие некоторыми членами общества, трудности в организации быта, образования, отдыха, страх за будущее ребёнка. Представленные выше проблемы только доказывают это и свидетельствуют о необходимости оказания им специальной профессиональной помощи во всех вопросах, касающихся жизнедеятельности ребёнка и родителей.

Выявленные в работе проблемы могут существенно осложнить социализацию ребенка с ОВЗ. Такие семьи остро нуждаются в помощи специалиста, который мог бы, понимая все трудности и особенности, составить индивидуальную программу для решения, в первую очередь психологических и социальных проблем, с учетом конкретной ситуации.

Одна из важных целей социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ — это научиться справляться с возникающими трудностями, находить оптимальное решение проблем. Специалист должен активно включить родителей в коррекционный и реабилитационный процесс.

Нет ничего важнее родительской любви и понимания, особенно для детей с ОВЗ. Благодаря активному взаимодействию социальных работников, педагогов, психологов и родителей ребенок с особенностями развития будет чувствовать себя полноценным членом общества и активным гражданином нашей страны.

На основании выявленных в работе проблем нами были разработаны рекомендации по улучшению процесса реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Совместная работа с семьей ребенка с ОВЗ. Успешная социализация, развитие и интеграция ребенка в общество зависит в большей степени от ситуации в семье. Семья, так же, как и ребенок, нуждается в помощи для интеграции в социум, формирования активной жизненной позиции. На родителей ложится много обязанностей по уходу за ребенком. В связи с этим обостряются психологические, материальные проблемы семей. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важно понимать, что они не остались одни со своими проблемами. Семья нуждается в эмоциональной, медицинской, психологической, педагогической, социальной, правовой поддержке. Семьи, в которых есть ребенок-инвалид, находятся в социальной среде и не могут быть изолированы, поэтому необходимо их учить жить в этом обществе, и соответственно общество должно знать, что есть такие семьи.

2. Проведение встреч и тренингов с родителями: во-первых, необходима психологическая работа с родителями (снятие психологического напряжения, искоренение негативных установок, а также повышение мотивации), во-вторых, просветительская работа с родителями – получение знаний и навыков (в обслуживании ребенка, приемам продуктивного общения с ним).

3. Организовать обучение специалистов за пределами учреждения – повышение квалификации, посещения ими тренингов, встреч для обмена опытом, конференций, лекций и круглых столов.

4. Учет индивидуального подхода к каждому ребенку. Наиболее эффективно будет применение средств, методов и форм организации социально-медицинской реабилитации, которые будут индивидуально подобраны для каждого ребенка.

5. Организация бесплатных и доступных кружков и секций для детей с ограниченными возможностями, проведение дистанционных занятий. Дополнительное образование способствует формированию многосторонней, гармоничной личности, развитию творческих способностей у детей, повышает уверенность ребенка в себе. Необходимо создать условия для успешного развития каждого ребенка. Низкий уровень материального благосостояния, ограниченная мобильность ребенка и тяжелые формы заболеваний делают невозможным активную жизнь ребенка.

6. Организация системы раннего вмешательства. В связи с этим актуальна просветительская и профилактическая работу среди населения.

Таким образом, из вышеизложенного следует отметить, что комплекс проблем семей с детьми-инвалидами достаточно широк, затрагивает почти все сферы жизнедеятельности, являясь помехой их нормальному функционированию и требует поиска эффективных способ разрешения и новых технологий реабилитации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретический анализ правового обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями

1.1 Понятие и содержание правового статуса детей с ограниченными возможностями

Изучая правовые нормы, можно отметить существование достаточно много терминов, которые обозначают близкие по смыслу понятия в отраслевом законодательстве. При этом похожие или близкие термины могут иметь разное содержание, которое в первую очередь зависит от предмета правового регулирования.

Достаточно часто вместе с термином «инвалид» употребляется термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В Федеральном законе «Об образовании в РФ» употребляется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Выделяется категория обучающихся, под которой понимается «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Термин «инвалид» определяется как «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Под «ограничением жизнедеятельности», в свою очередь, подразумевается «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» .

В современной юридической науке и социальной сфере за рубежом термин «лица с ограниченными возможностями здоровья» и термин «инвалид» часто используются как синонимичные понятия, между которыми не проводится четкой разграничительной понятийной линии. Достаточно часто эти понятия взаимозаменяются или используются как тождественные. На это указываю в своих работах такие авторы как И. В. Перевозникова и Е. М. Рузаева .

В научной литературе достаточно часто встречаются предложения о введение в законодательство единого обобщающего термина.

В процессе развития педагогической и психологической наук название лиц с ограниченными возможностями здоровья претерпевало изменения. Начиная с первой половины ХХ в. использовались термины «трудные дети», «дефективные дети», «исключительные дети», «аномальные дети». На протяжение многих лет возникали и до сих пор возникают серьезные противоречия в терминологии и определении сущности понятий. По данному вопросу особый интерес вызывает доклад комиссии по правам человека ООН «Права человека и инвалидность». В нем отмечено, что «… набор терминов, употребляемых в языке и юридических текстах при определении не только признаков инвалидности, но и самих инвалидов, ограничен, а в ряде случаев они носят уничижительный характер». В настоящее время прослеживается тенденция в использовании терминов, которые не указывают на прямую на физические функциональные недостатки людей. Термин «аномальные дети», указывающий на ненормальность, неполноценность, заменился термином «дети с особыми потребностями», или «дети с проблемами», или «дети с особенностями в развитии». На сегодняшний момент в мировой практике достаточно широко распространён термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». В научном контексте данный термин подразумевает, что особые образовательные потребности могут быть как связаны с психофизиологическими особенностями ребенка, так и могут носить социокультурный характер .

На сегодняшний момент в отечественных правовых документах используется термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В данной категории выделяют несколько нозологических групп:

— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты);

— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— дети с умственной отсталостью;

— дети с задержкой психического развития;

— дети с расстройством аутистического спектра; дети с множественными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью) .

В Законе города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» понятие «ограничение возможностей здоровья» определяется как «любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах». Следует заметить лица (дети) с ограниченными возможностями здоровья имеют больше психофизиологических возможностей, чем инвалиды. Предполагается, что данная категория достаточно независима от посторонней помощи в социально-бытовом плане, самостоятельно может передвигаться, общаться, осуществлять самообслуживание.

Таким образом, термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» гораздо шире термина «инвалид» или даже включает в себя последний. Другими словами, не каждый ребенок, имеющий стойкое нарушение здоровья, является инвалидом. Использование термина, который носит более широкий характер, является и уместным и определяется главенствующим принципом равноправия, обеспечивающим доступ всех детей без исключения к массовому качественному образованию. Так же учитывается и важный фактор, который определяет то, что термин «инвалид» является термином социального законодательства, и далеко не всем детям, нуждающимся в особых условиях освоения образовательной программы присваивается данный статус .

Достаточно часто термины «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» в правовых нормах разных уровней употребляются в одном контекстуальном поле через союз или пунктуацию. Через данную особенность законодатель указывает на то, что норма действует и распространяется как на инвалидов, так и на лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы