Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правоотношения в сфере социального обеспечения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ И ВИДОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5

1.1 Общая характеристика понятия социального обеспечения 5

1.2 Общая характеристика правоотношений в сфере социального обеспечения 14

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 23

2.1 Особенности российской пенсионной системы 23

2.2. Государственное пенсионное обеспечение граждан 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

  

Введение:

 

В Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на социальное обеспечение и возложена на государство обязанность создавать все условия для его осуществления. Статья 39 Конституции РФ гарантирует всем гражданам России право на социальное обеспечение по возрасту, в случае заболевания, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом. Законом установлены государственные пенсии и социальные пособия [1]. Предусматривается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и оказание помощи нуждающимся гражданам.

Актуальность темы исследования заключается в том, что при изучении вопроса о правоотношениях в сфере социального обеспечения нужно руководствоваться системным методом, рассматривать их в единой диалектической взаимосвязи друг с другом. Правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированные нормами права связи между определенными в законе субъектами — гражданином и соответствующими органами социального обеспечения или другими уполномоченными государством органами, организациями или ИП, физическими лицами, не признаваемыми работодателями — по поводу предоставляемого социального материального блага.

На право социального обеспечения возлагается первостепенное значение в силу ее сущностной характеристики – она придает всем социальным правам их сущностную особенность, отличающую данную группу прав от других прав, позиционирующих все социальные права как права, направленные на обеспечение достойного существования человека.

Сегодня в России актуальна проблема начисления и выплаты пенсий и различных пособий. Из-за роста цен на продукты и услуги, спрос на стабильную адекватную пенсию вырос в несколько раз. Пенсионеры надеются на то, что долгожданная прибавка пенсий будет все же осуществлена и они смогут дожить до старости в комфортных условиях.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере права социального обеспечения.

Предмет работы – законодательство социального обеспечения России, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.

Цель исследования — дать общую характеристику и изучить элементы правоотношений по социальному обеспечению.

Для достижения указанной цели, поставлены следующие задачи

— рассмотреть общую характеристику понятия социального обеспечения;

— охарактеризовать правоотношения в сфере социального обеспечения;

— изучить особенности российской пенсионной системы;

— исследовать государственное пенсионное обеспечение граждан.

Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Теоретической базой исследования послужили труды ученых в области права социального обеспечения:

Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальное обеспечение является частью социальной защиты, имеет сложный многоаспектный характер и, в первую очередь, представляет собой материальную, экономическую категорию. Социальным обеспечением предусмотрен ряд социальных пособий: по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи и т.п.); по безработице; пособия семьям, имеющим детей.

В РФ основными социальными правами определены такие как: право на труд, свободный выбор места работы, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд; право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах государства; право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, на отдых и досуг, на образование, на социальную и медицинскую помощь и прочее.

Социальная политика является основным фактором обеспечения экономической безопасности России, наряду с государственно–правовой, международной, конкурентной, финансовой, бюджетной, инновационной, инвестиционной, ресурсной политикой, так как основным ориентиром всех мероприятий, направленных на обеспечение безопасности национальной экономической системы, является достижение высокого уровня и качества жизни населения, развития социальной сферы, оптимального соотношения индустриального и постиндустриального секторов экономики. В современных условиях достижение указанной цели осложняется влиянием внешнеэкономических факторов, в частности, глобализации и санкционного давления.

В виду ограниченности размера бюджета, выполняя социальные функции, государство вынуждено устанавливать приоритетность и очередность предоставления помощи тем или иным группам граждан. Осуществляемая государством поддержка представляет собой систему и имеет адресную направленность на поддержку нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих групп населения.

Крайне важным является обязательность непрерывного совершенствования системы социальной защиты, т.к. нередко в ряде случаев только оперативное вмешательство способно предотвратить наступление негативных последствий. Справедливости ради стоит отметить, что не все из принципов социального обеспечения воплощены в жизнь в России, часть застыла в виде лозунгов.

Механизм гарантирования государством этой категории социальных прав заключается в определении размера и правил уплаты взносов работодателей, накопление данных средств в пределах Фонда соцстрахования и их перечислении работодателю для дальнейших выплат работнику в случае наступления страхового случая. Принимая во внимание, что и работники, и работодатели могут принимать участие в распоряжении средствами Фонда только лишь косвенно (посредством своего представительства в государственных органах и деятельности разных институтов гражданского общества), подчеркнем, что в будущем как абсолютно возможное и логичное развитие системы социального страхования может быть ее выход из публичной области в частноправовую. Это даст возможность гражданам применять большее число инструментов защиты их прав, а работодателям даст убежденность в целевом использовании средств, которые они перечисляют. В данных обстоятельствах необходимо упростить защиту гражданами своих прав, в то же время государство должно обладать широкими контрольными полномочиями в данной области.

Авторы и инициаторы реформ в современной России не должны копировать либеральные западноевропейские социальные системы, но они обязаны изучать опыт стран, прошедших через сложную структурную перестройку. Расширенные системы социальной поддержки населения многих государств не приживутся в России из-за отсутствия необходимого ресурсного обеспечения. Несмотря на развитую культуру самообеспечения населения в странах Западной Европы, ставка на создание в них социальных государств является не только гарантией социального спокойствия, но и крайне затратным проектом. Кроме того, в Европе поступательное социальное развитие, решение периодически обостряющихся социальных противоречий основываются на фундаменте устойчивой рыночной социально-экономической системы. В России, как уже говорилось, опыт подобных отношений и решения социальных проблем посредством рыночных механизмов недолог, и ему противодействуют некоторые элементы, сохранившиеся от прежней плановой системы.

Именно сейчас возникает ситуация, когда внедрение инноваций в деятельность государственных финансово-кредитных учреждений, занятых в сфере обязательного государственного страхования будет способствовать развитию системы социальной защиты, что необходимо для экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости, и эти параметры должны стать частью программы развития на период после 2018 года.

Единая отраслевая кодификация в праве социального обеспечения безусловно необходима. Но при отсутствии опыта подобной работы этот процесс затянется на годы, а, учитывая хаотичные изменения законодательства о социальном обеспечении, эта работа, возможно, не приведет к ожидаемому результату. Поэтапная (частичная) кодификация законодательства о социальном обеспечении предпочтительнее. Поэтому правы, на наш взгляд, те авторы, которые считают, что для того, чтобы отдельные кодексы или консолидированные законы можно было впоследствии объединить в единый нормативно — правовой акт, необходимо до их принятия разработать Концепцию кодификации законодательства о социальном обеспечении, которая определит ее направления, цели, принципы, сроки осуществления каждого этапа.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ И ВИДОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1 Общая характеристика понятия социального обеспечения

Термин «социальное обеспечение» активно начали внедрять в практику с 1918 года как в законодательных актах, так и в научной литературе. Его интерпретация осуществлялась через термины «помощь», «кредитная помощь», «крестьянская взаимопомощь» и была приоритетным направлением социальной политики СССР. Существенные изменения в социальной политике государства начались с 90х годов ХХ столетия и В 1991 г. в законодательных актах появился термин «социальная защита» [49,277]. Таким образом на смену государственной политики социального обеспечения СССР пришла государственная система социальной защиты Российской Федерации, которая была направлена на адресную помощь. Именно в этот период осуществилась смена парадигм.

Социальное обеспечение – это один из способов достижения соглашения, который способствует социальному миру и участию в социальной жизни всех социальных групп. Социальное обеспечение представляет собою неотъемлемую часть государственной социальной политики государства и способствует предотвращению снижения уровня жизни населения.

Для законодательных актов советского периода характерно было наличие противоречий, они не во всех случаях обладают необходимым механизмом реализации, что приводит к отсутствию у государства возможности гарантировать обеспечение гражданам их конституционных социальных прав. Принятие Конституции РФ способствовало развитию социального обеспечения, так как ею были учтены разные потребности в социальной защите нуждающихся категорий граждан [27,63].

Государство посредством законодательных норм осуществляет закрепление прав и свобод человека, в связи с чем они выступают как мера возможного, то есть они обретают пределы дозволенного. Закрепление прав и свобод, а также иные действия регламентируются многими нормативно -правовыми актами, основополагающим из которых является Конституция РФ. Конституция РФ и федеральное законодательство являются основой в процессе формирования системы законодательства субъектов РФ по ведущим направлениям государственной социальной политики [51,230].

Как правовой источник социального обеспечения, Конституция РФ обладает определенными функциями:

— посредством статей 2, 7, 37-39, 41 Конституции РФ осуществляется закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в сфере социального обеспечения и социальной защиты;

— на основании содержания статей 45-46, 48, 53, 55 Конституции РФ установлены гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения;

— по содержанию статей 71-72, 76, 132 Конституции РФ определены основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Социальная защита населения РФ основана на следующих принципах:

— партнерство. В государственную обязанность входит исполнение обязательств перед населением. Данный принцип предполагает наличие тесного сотрудничества между государством и организациями;

— экономическая справедливость. В основе государственной структуры имеются экономические отношения. Государство целенаправленно исключить экономическое неравенство населения;

— адаптивность. Данный принцип предполагает самосовершенствование социальной защиты населения РФ;

— приоритет государственных начал. Этот принцип определяет как основную государственную задачу достижение приемлемого уровня жизни населения РФ;

— превентивность мер по социальной защите. Выявление факторов риска социального направления.

Права и свободы, закрепленные в содержании Конституции РФ являются основными и фундаментальными. Конституционные права и свободы – это важные права, посредством которых раскрывается их естественное состояние и обладают высшей юридической силой. Начиная с XX века были провозглашены права «второго поколения», то есть социально – экономические, которые регулируют отношения между государством и личностью [35,215].

Если рассматривать понятие социального государства в широком смысле, то оно представляет собой особый тип государства, которое осуществляет функции социальной сферы общества.

Таким образом, целенаправленность социального государства определяется его стремление для обеспечения общества достойного существования, участвуя при этом в процессе производства и в самореализации каждого индивидуума в общества, осуществляя всеобщие блага в соответствии с социальной общественной справедливостью и законодательством. Такими действиями социальное государство способствует сглаживанию неравенств не только имущественных, но и иных, а также способствует предоставлению общества жизненной среды, сохранении мира и предоставлении для общества источника для существования.

Посредством Конституции РФ признано право социального обеспечения каждого человека, а также определена государственная обязанность на создание необходимых условий для реализации данного права. Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ обстоятельствами, как оснований для наступления социального обеспечения определяет такие как возраст, болезнь или инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей, многодетность, а также нетрудоспособность [16,34].

 

Содержание:

 

Введение

Глава 1. Общая
характеристика правоотношений в сфере социального обеспечения

1.1. Понятие и особенности правоотношений по
социальному обеспечению

1.2. Признаки правоотношений по социальному обеспечению

1.3. Виды правоотношений по социальному обеспечению

Глава 2. Структура
правоотношений по социальному обеспечению, характеристика ее элементов

2.1.   Субъекты и объекты правоотношений по
социальному обеспечению

2.2.   Содержание  правоотношений по социальному обеспечению

2.3.  Основания возникновения, изменения и  прекращения правоотношений по социальному
обеспечению

Заключение

Список
использованных источников

  

Введение:

 

Актуальность  дипломной работы состоит  в 
том,  что  в  
условиях рыночной  экономики   граждане 
подвергаются социальным рискам вследствие утраты заработка, либо при
изменении своего материального или социального положения. Развитие рыночной
экономики сопряжено с явлением  бедности.
В соответствии с нормами  в ст. 7
Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством,  политика которого направлена на
перераспределение материальных благ в соответствии с принципами социальной справедливости,
ради достижения каждым гражданином достойного качества и уровня жизни,
сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся[1]. Указанная
политика достигается через систему социального обеспечения по средствам
предоставления гражданам пенсий, пособий и т.д. за счет специализированных
источников, на условиях и нормах, установленных законом, при наступлении социальных
рисков. Социальное обеспечение является многоуровневой системой.  В теории не существует единого мнения  о понятийном 
аппарате правоотношений в сфере социального обеспечения. От того
насколько качественно и эффективно будет разрешен вопрос, связанный с
правильным применением норм права, лежащих в основе всех правоотношений в сфере
социального обеспечения, зависит 
развития общества и государства.

Объектом
исследования в дипломной работе выступают общественные отношения,
возникающие  в сфере социального
обеспечения при реализации прав.

 Предметом исследования являются нормы
законодательства и судебной практики, характеризующие правоотношения в сфере
социального обеспечения.

Цель
дипломной работы-провести  анализ
правоотношений в сфере социального обеспечения. Указанную цель можно достичь
при выполнении следующих задач:

-дать
общую характеристику социального обеспечения, при этом  рассмотреть  понятие, особенности, виды правоотношения в
праве социального обеспечения;


исследовать элементы и положения правоотношений в сфере обеспечения, а именно содержания,
субъектов, объектов.

Входе
написания работы использовался метод научного познания, метод исследования,
проводился анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, судебной практики,
который был использован и реализован, через метод обобщения.

Теоретическая  основа исследования  в 
работе  представлена  анализом научных работ таких авторов:
Мачульской   Е.Е.[2] Мироновой
Т.К., [3] и
других. Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный
закон  «О государственной  социальной 
помощи»,  Федеральный  закон 
«О прожиточном  минимуме  в 
Российской  Федерации»,  Федеральный закон «О порядке учета доходов и
расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина  для  признания 
их  малоимущими  и 
оказания  им  государственной социальной помощи»,  и т.д.

Структура  дипломной 
работы  состоит  из 
введения,  двух глав, заключения и
списка использованных источников. [1]
Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская
газета. — 1993. — №237; 2020. — №55. [2]
Мачульская Е. Право
социального обеспечения: учебник. – М.:Юрайт.2014. 441 с. [3]
Миронова Т.К. Право
социального обеспечения: учеб. Пособие. – М.:Кнорус, 2015.226 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Входе
написания первой главы было установлено, что социальные правоотношения это
форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное
обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджет.  Социальные правоотношения состоят из трех  структурных понятия : социальная помощь,
социальное обеспечение, социальная защита.

 Указанный вид отношений обладает рядом
особенностей, а именно:


добровольный характер и возникают на основе волеизъявления гражданина;


в субъективном составе  субъектами
правоотношений являются физические лица (гражданин) и государственный
уполномоченный орган, который является носителем субъективных прав и
обязанностей;


отношения носят имущественный и длящийся характер;


возникают при наличии юридического факта.

В
соответствии с нормами действующего законодательства государством
предоставляется социальная  помощь
гражданам, которая представлена в шести видах: пенсия, пособие, социальное
обеспечение компенсационными  льготами,
предоставление медицинских и социальных услуг, предметы первой необходимости.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Общая характеристика правоотношений в сфере социального обеспечения 1.1. Понятия   и
особенности правоотношений по социальному

обеспечению Правоотношения
являются разновидностью общественных  отношений,
 которые регулируются  нормами права. Правоотношения представляют
собой юридическую связь между субъектами. Правоотношение — это юридическая
взаимосвязь субъектов права, возникающая на основе правовых норм в случае
наступления предусмотренных законом юридических фактов. В теории права существует
множество мнений о понятии правоотношений.

Так,
с точки зрения Коркунова Н.М. правоотношение — это такое общественное
отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами
и обязанностями. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая
предоставляется его участникам нормами объективного права[1].

Алексеев
С.С., считает что  правовое отношение-это
возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют
субъективные права и  юридические
обязанности, обеспеченные государством[2].

С
точки   зрения Лазарева В.В.  правоотношение-это объективно возникающая в
обществе в соответствии с законом или даже до закона особая форма социального
взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими
правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей
и интересов в особом порядке, не запрещенном государством или гарантированном и
охраняемом им в лице определенных органов. Правоотношение определяет конкретное
поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегулированный и порядка в
общественную практику, имеет социально-экономическую основу и собственно
юридические свойства[3].

Таким
образом, правоотношения возникают при наличии следующих обстоятельств:


возникают в обществе между людьми;


на основе норм права и регулируется ими;


при наличии взаимных юридических прав и обязанностей;


имеют сознательно — волевой характер.

Соответственно
возникает вопрос, что представляют из себя правоотношений в сфере социального
обеспечения.

Лушников
М. В. указывает, что правоотношения по социальному обеспечению-это публичные
односторонние обязательственные отношения, где одна сторона — физическое лицо
вправе требовать государственного обеспечения в объеме, предусмотренном
законом, а другая сторона — государство в лице своих органов обязана в
безусловном порядке его предоставить[4].

Общественные
отношения, возникающие между гражданином и органом социального обеспечения,
складывающиеся по поводу материального блага на основании норм права
социального обеспечения. В рамках правоотношений, в сфере социального обеспечения,
образуются специфические юридические связи, в рамках которых гражданин
реализует право на определенный вид социального обеспечения (пенсии, пособия и
т. д), а орган социального обеспечения способствует реализации данного права
гражданина. [1]
Пегова Н.Э. Историзм
правопонимания Н. М. Коркунова: правовая норма, правоотношения, правовой
порядок. //Гуманитарные и социальные науки. 2015 № 3. С. 191-201 [2] Синюков В.Н. Теория права С. С.
Алексеева и ее роль в развитии отечественной юридической доктрины.// Журнал
российского права. 2020. № 2. С. 5-20 [3]
Старостин С.А. Правовые
отношения: общетеоретические и отраслевые аспекты (обзор методологического
семинара).// Актуальные проблемы российского права. 2019  № 7. С 172-191 [4] Лушникова М.В. Лушников А.М.
Курс права социального обеспечения. – М., 2011. С. 44.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы