Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правоотношения по социальному обслуживанию

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1.
Общая характеристика правоотношений по социальному обслуживанию   6
1.1.
Правовое регулирование правоотношений по социальному обслуживанию.. 6
1.2.Субъекты
правоотношений по социальному обслуживанию.. 16
1.3.
Содержание правоотношений по социальному обслуживанию.. 25
Глава 2.
Объекты правоотношений по социальному обслуживанию.. 31
2.1.
Социальные услуги. 31
2.2. Формы
социального обслуживания. 40
Заключение. 50
Список
использованных источников. 54

  

Введение:

 

Введение

Социальное обслуживание
населения является одним из направлений социальной политики в Российской
Федерации, поэтому значение качества предоставления государственных услуг в
указанной сфере, его развитие, а также выявление проблем, являющихся барьером в
улучшении жизнедеятельности граждан и повышении уровня их социального комфорта,
имеет первостепенное значение для государственных органов исполнительной власти
и учреждений социальной поддержки и защиты населения.

За последние десять
правовое регулирование сферы социального обеспечения на федеральном уровне
претерпело значительные преобразования, подтверждением чему служит ряд
законодательных инициатив, реализованных органами власти в 2013 г. в указанной
области.

Разработка проекта,
принятие и проведение работ по успешному внедрению и реализации Федерального
закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации» является огромным шагом в становлении отечественного института
социальной защиты граждан.

Внедрение основ механизма
признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или предоставлении
социальных услуг, а также дифференциация полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере социального обслуживания стало новым витком в системе
социального обеспечения в нашей стране.

Вместе с тем в связи с
увеличением количества населения, нуждающегося в социальном обслуживании, перед
государственными органами исполнительной власти и уполномоченными учреждениями
социальной защиты встает ряд актуальных проблем, среди которых можно выделить
следующие:

1) недостаточность в
развитии правотворческой деятельности на уровне субъектов Российской Федерации,
в зависимости от региональных особенностей и традиций;

2) ограниченность
финансовых ресурсов;

3) неравномерное
распределение финансовых ресурсов социального обеспечения между субъектами
Российской Федерации;

4) низкий уровень
организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций,
благотворителей и добровольцев;

5) отсутствие
стимулирующих механизмов привлечения молодых специалистов в сферу социальной
защиты.

Таким образом, можно
констатировать, что правоотношения в рассматриваемой сфере постоянно
модернизируются и усложняются, появляются новые социальные услуги, изменяются
способы их предоставления, права и обязанности сторон, что обуславливает
актуальность темы исследования.

Целью выпускной
квалификационной работы является анализ правоотношений по социальному
обслуживанию, выявление существующих проблем и направлений развития.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть правовое
регулирование правоотношений по социальному обслуживанию,

— изучить субъектов
правоотношений по социальному обслуживанию,

— проанализировать
содержание правоотношений по социальному обслуживанию,

— рассмотреть социальные
услуги,

— проанализировать формы
социального обслуживания.

Объектом исследования
настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере
социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

Предметом –
нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, акты судебных органов,
статистика, отражающие различные проблемные аспекты социального обслуживания
граждан в Российской Федерации.

Теоретической основой
исследования стали научные труды в области права таких ученых как Бадя Л.В.,
Демина Л.И., Егошина В.Н., Бодак А.В., Александрова А.Н., Старовойтова Л.И.,
Козловская С.И., Шимановская Я.В., Протасова Т.Н., Шайхатдинова В.Ш. и др.

Нормативную основу
составили: Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные и ведомственные
правовые акты.

Методологической основой
исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из
него частно-научные методы: исторический, системно-структурный,
социологический, технико — юридический, лингвистический, сравнительного
правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.

Структура выпускной
квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала.

Работа включает введение,
две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных
источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно
сделать следующие выводы и предложения.

Понятие социального
обслуживания граждан в РФ, которое фиксирует необходимость государственной
поддержки лиц, находящихся в социально уязвимом положении, принадлежит к числу
широко применяемых в юридической и обществоведческой литературе.

Граждане как субъекты
правоотношений по социальному обслуживанию, наряду с субъективными правами
несут определенные обязанности, прямо предусмотренные в нормативных правовых
актах. Этим обязанностям соответствуют права другого субъекта правоотношения по
социальному обслуживанию; применить правоограничительные санкции в виде
выселения из стационарного учреждения, перевода в специализированное
стационарное учреждение или учреждение другого типа, обращения в судебные
органы для решения вопроса об отказе в предоставлении социальных услуг,
изменения условий их оказания и другие.

Субъективное право
граждан на социальное обслуживание может быть ограничено в случае нарушения
гражданином установленных норм и правил получения услуг или нарушения им
общественного порядка. По моему мнению, указанные выше обстоятельства не могут
быть основанием для лишения или ограничения субъективного права гражданина на
социальное обслуживание.

Субъектами правоотношений
по социальному обслуживанию являются граждане пожилого возраста (женщины старше
55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды, дети, семьи с детьми, а также другие
граждане, обладающие специфическими особенностями, независящими от возраста и
состояния здоровья (например: без определенного места жительства; остро
нуждающиеся в социальной поддержке; награжденные орденами и медалями и т.д.)
Вступая в правоотношения по социальному обслуживанию, граждане не вправе
выбирать обязанного субъекта. Бесплатно социальное обслуживание будет
предоставляться им соответствующим компетентным органом по месту их проживания.

Субъективное право
гражданина в правоотношении по социальному обслуживанию включает в себя право
на выбор определенного вида социального обслуживания и право на получение
соответствующего этому виду комплекса социальных услуг, закрепленных в законе.
Независимо от вида материального правоотношения по социальному обслуживанию, в
которое вступает гражданин, у него есть субъективное право на получение
бесплатной информации о конкретном виде социального обслуживания, порядке и
условиях его предоставления. На основе анализа действующего законодательства мы
пришли к выводу, что юридические обязанности другого субъекта — органа,
учреждения, предоставляющего социальное обслуживание в каком-либо из видов, в
нормах права детально не закреплены, они вытекают лишь из смысла норм о праве
на социальное обслуживание.

Проведя исследование
правовых норм, регулирующих отношения по социальному обеспечению с учетом
специфики предмета и метода правового регулирования, выявила наличие
определенных особенностей, присущих отношениям только по социальному
обслуживанию.

Во-первых, социальные
услуги, хотя и являются определенным материальным благом, однако, они
предоставляются гражданам не в денежной форме (в отличие от пенсий, пособий,
компенсаций), а в "натуральной". Отличительным признаком социальных
услуг является то, что их предоставление финансируется за счет бюджетных
средств, в связи с чем их распределение производится на основе закрепленных
общеобязательных норм потребления по каждому виду услуг в пределах
гарантированных государством.

Во-вторых, в правовом
регулировании общественных отношений по социальному обслуживанию используются
те же приемы и способы, что и в правовом регулировании иных отношений по
социальному обеспечению в целом.

Однако регулирование
данных отношений имеет некоторые особенности, в частности:

а) централизованное
правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию услуг
ограничивается установлением государственных стандартов социальных услуг, а
субъекты Федерации за счет собственных финансовых источников и при наличии
возможностей вправе предоставлять как больший их объем, так и устанавливать
дополнительные виды социального обслуживания. Локальное регулирование отношений
в области социального обслуживания может заключаться в создании дополнительных
гарантий социальной защиты (по сравнению с централизованным и региональным) на
муниципальном уровне и на уровне отдельной организации;

б) в регулировании
отношений по социальному обслуживанию наряду с такими способами как дозволение,
позитивное обязывание, запрет, используется и рекомендация. Нормы
рекомендательного характера в сфере оказания социальных услуг применяются
только к органам, предоставляющим социальные услуги, а не к гражданам;

в) правовосстановительная
санкция не характерна при регулировании отношений по социальному обслуживанию.
Социальные услуги невозможно предоставить за прошлое время и невозможно
возместить их в денежной форме;

г) отсутствие каких-либо
санкций в отношении граждан, незаконно получивших социальные услуги.

В ходе исследования был
выявлен ряд проблемных вопросов, в связи с чем, предлагаются некоторые пути их
решения.

1. В нормативно-правовых
актах отсутствует определение сферы «социального обслуживания». Возможно,
именно по этой причине в России еще не разработан специальный кодекс,
регулирующий правоотношения в сфере социального обслуживания. Незакрепленность
правовых понятий создает пробел законодательства.

2. В российском
законодательстве для разных форм социального обслуживания и для отдельных видов
социальных услуг предусмотрено два уровня правового регулирования – федеральный
и региональный. Причем в некоторых случаях такое регулирование является
дублирующим. Дублирование правовых норм на федеральном и региональном уровне
создает избыточность.

3. Для
правоприменительной практики в сфере социального обслуживания характерны две
основные черты: произвольность и односторонность действий, противоречащих
договору, как учреждений социального обслуживания, так и получателей социальных
услуг.

4. Сегодня большим
недостатком является то, что закон о защите прав потребителей не применим при
нарушении права на социальную поддержку.

Таким образом, рассмотрев
проблемы правового обеспечения социального обслуживания, можно предложить
рекомендации по его совершенствованию, в том числе:

1. Необходима разработка
и принятие «Кодекса социального обслуживания РФ», в котором следует определить
все основные понятия, в том числе закрепить понятие социального обслуживания.

Такая новелла
законодательства несомненно облегчит регулирование соответствующих
правоотношений.

2. Необходимо проведение
«регуляторной гильотины» в федеральном и региональном законодательстве, то есть
отсечение дублирующих правовых норм.

3. Необходимо повышение
правовой грамотности граждан, для чего следует увеличивать объемы бесплатного
правового информирования и обучения пожилых граждан.

4. Необходимо
предусматривание санкций для учреждений социального обслуживания за нарушение
прав получателей социальных услуг.

Для разрешения последнего
направления достойным выходом было бы подведение сферы социальных услуг под
действие Закона Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» по
аналогии с медицинскими услугами.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика правоотношений по социальному
обслуживанию

1.1. Правовое регулирование правоотношений по социальному
обслуживанию

В соответствии с
Конституцией РФ[1]
Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих всестороннее развитие человека и гражданина и достойные
параметры его жизнедеятельности (ст. 7). В этом смысле для реализации
социальных характеристик Российского государства институты публичной власти
преследуют достижение следующих задач:

— охраняется здоровье и
труд людей, занятых в структуре национальной экономики;

— устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда;

— обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, признаваемых важнейшими институтами социального развития;

— организуется система
социальных служб, деятельность которых направлена на оказание социальных услуг
населению РФ;

— устанавливаются
государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом,
законодатель устанавливает и признает защиту прав и интересов граждан как
неотъемлемую и важнейшую характеристику социального государства РФ.

В данном контексте право
социального обеспечения, которое является самостоятельной отраслью системы
российского права, направлено на реализацию гарантий всех социальных прав,
декларированных Конституцией РФ и иными нормативно — правовыми актами,
уточняющими конституционные принципы.

Базовые положения
правового регулирования в сфере социального обслуживания населения РФ
устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[2] (далее — Закон № 442-ФЗ). [1] Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //
http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. [2] Федеральный закон
от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Российская
газета", № 295, 30.12.2013.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы