Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Правоотношения по социальному обеспечению: понятие и элементы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Правоотношения в сфере социального обеспечения как один из видов
общественных отношений: общие положения. 7

1.1.
Понятие правоотношения по социальному обеспечению.. 7

1.2.
Основания (юридические факты) возникновения, изменения и прекращения
правоотношений по социальному обеспечению.. 10

1.3.
Виды правоотношений по социальному обеспечению.. 20

Глава
2. Структура и содержание правоотношения по социальному обеспечению   38

2.1.
Субъекты и объекты правоотношения по социальному обеспечению.. 38

2.2.
Содержание правоотношения по социальному обеспечению.. 42

Заключение. 51

Глоссарий. 54

Список
использованных источников. 56

Приложения. 62

  

Введение:

 

Актуальность темы. Правоотношение в юридической науке
определяется как общественное отношение, урегулированное нормами права,
участники которого обладают взаимными правами и обязанностями. Система
объектов, на урегулирование которых направлены правоотношения, представляется
обусловленной политическим и экономическим развитием общества, а также перспективами
его развития.

Правоотношение является идеальным предметом в философском
понимании. Мы не можем реально осязать его, но оно объективно существует в
действительности. Проходя через волю, сознание людей, изменяя их поведение,
воздействуя на свой объект, достигая цели своей реализации, правоотношение
существует. Мы, в свою очередь, на наш взгляд, можем видеть только содержание
правоотношения при его реализации. Таким образом, материальное содержание —
поведение субъектов правоотношения, в конечном счете, представляет нам идеальный
объект — правоотношение. В этом аспекте и заключается, прежде всего, сложность
изучения категории — правоотношение, его структура абстрактна. Предлагаемый
нами подход к определению правоотношения как в самом общем смысле общественного
отношения, урегулированного нормой права, позволяет реально определить права и
обязанности его субъектов, выделить его объект, раскрыть цели реализации
правоотношения, и, полагаем, выполнить задачу общетеоретической разработки
категории «правоотношение» — определение механизма воздействия права на
общественные отношения.

При
изучении вопроса о правоотношениях в сфере социального обеспечения нужно
руководствоваться системным методом, рассматривать их в единой диалектической
взаимосвязи друг с другом. Социально-обеспечительное правоотношение есть
отношение, урегулированное нормами права социального обеспечения между
физическим лицом (семьей) и органом

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Следует отметить, что в современном мире стали неоспоримы
аргументы в пользу большого значения социальной защиты. Именно она является
ключевым элементом разумной экономической политики. Социальная защита – это
мощный фактор, способствующий сокращению масштабов бедности, социальной
изоляции и неравенства и одновременно укрепляющий политическую стабильность и
социальную сплоченность. Социальная защита также стимулирует экономический
рост, поскольку она содействует сохранению доходов домашних хозяйств и, тем самым,
поддерживает внутреннее потребление. Это особенно важно в наше время, которое
характеризуется медленными темпами восстановления и низким уровнем спроса в
мире. Кроме того, социальная защита обогащает человеческий капитал и повышает
производительность, она стала одним из важнейших направлений политики,
нацеленной на преобразующее жизнь национальное развитие.

Социальная политика является основным фактором обеспечения
экономической безопасности России, наряду с государственно–правовой,
международной, конкурентной, финансовой, бюджетной, инновационной,
инвестиционной, ресурсной политикой, так как основным ориентиром всех
мероприятий, направленных на обеспечение безопасности национальной
экономической системы, является достижение высокого уровня и качества жизни
населения, развития социальной сферы, оптимального соотношения индустриального
и постиндустриального секторов экономики. В современных условиях достижение
указанной цели осложняется влиянием внешнеэкономических факторов, в частности,
глобализации и санкционного давления.

В виду ограниченности размера бюджета, выполняя социальные
функции, государство вынуждено устанавливать приоритетность и очередность
предоставления помощи тем или иным группам граждан. Осуществляемая государством
поддержка представляет собой систему и имеет адресную направленность на
поддержку нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих групп населения.

Крайне важным является обязательность непрерывного
совершенствования системы социальной защиты, т.к. нередко в ряде случаев только
оперативное вмешательство способно предотвратить наступление негативных
последствий. Справедливости ради стоит отметить, что не все из принципов
социального обеспечения воплощены в жизнь в России, часть застыла в виде
лозунгов.

Механизм гарантирования государством этой категории
социальных прав заключается в определении размера и правил уплаты взносов
работодателей, накопление данных средств в пределах Фонда соцстрахования и их
перечислении работодателю для дальнейших выплат работнику в случае наступления
страхового случая. Принимая во внимание, что и работники, и работодатели могут
принимать участие в распоряжении средствами Фонда только лишь косвенно
(посредством своего представительства в государственных органах и деятельности
разных институтов гражданского общества), подчеркнем, что в будущем как
абсолютно возможное и логичное развитие системы социального страхования может
быть ее выход из публичной области в частноправовую. Это даст возможность
гражданам применять большее число инструментов защиты их прав, а работодателям
даст убежденность в целевом использовании средств, которые они перечисляют. В
данных обстоятельствах необходимо упростить защиту гражданами своих прав, в то
же время государство должно обладать широкими контрольными полномочиями в
данной области.

Авторы и инициаторы реформ в современной России не должны
копировать либеральные западноевропейские социальные системы, но они обязаны
изучать опыт стран, прошедших через сложную структурную перестройку.
Расширенные системы социальной поддержки населения многих государств не
приживутся в России из-за отсутствия необходимого ресурсного обеспечения.
Несмотря на развитую культуру самообеспечения населения в странах Западной
Европы, ставка на создание в них социальных государств является не только гарантией
социального спокойствия, но и крайне затратным проектом. Кроме того, в Европе
поступательное социальное развитие, решение периодически обостряющихся
социальных противоречий основываются на фундаменте устойчивой рыночной
социально-экономической системы. В России, как уже говорилось, опыт подобных
отношений и решения социальных проблем посредством рыночных механизмов недолог,
и ему противодействуют некоторые элементы, сохранившиеся от прежней плановой
системы.

Именно сейчас возникает ситуация, когда внедрение инноваций
в деятельность государственных финансово-кредитных учреждений, занятых в сфере
обязательного государственного страхования будет способствовать развитию
системы социальной защиты, что необходимо для экономического восстановления,
инклюзивного развития и социальной справедливости, и эти параметры должны стать
частью программы развития на период после 2018 года.

Единая отраслевая кодификация в праве социального
обеспечения безусловно необходима. Но при отсутствии опыта подобной работы этот
процесс затянется на годы, а, учитывая хаотичные изменения законодательства о
социальном обеспечении, эта работа, возможно, не приведет к ожидаемому
результату. Поэтапная (частичная) кодификация законодательства о социальном обеспечении
предпочтительнее. Поэтому правы, на наш взгляд, те авторы, которые считают, что
для того, чтобы отдельные кодексы или консолидированные законы можно было
впоследствии объединить в единый нормативно — правовой акт, необходимо до их
принятия разработать Концепцию кодификации законодательства о социальном
обеспечении, которая определит ее направления, цели, принципы, сроки
осуществления каждого этапа.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правоотношения в сфере социального
обеспечения как один из видов общественных отношений: общие положения 1.1. Понятие правоотношения по социальному обеспечению Основу системы правоотношений по социальному обеспечению
составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются
объективные потребности личности в материальных и социальных услугах.
Отличительной чертой социально-обеспечительных правоотношений является то, что
лицо (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным
правом на получение пенсии, пособия, компенсации, услуги или льготы, а
государственный орган обязан их предоставить[1]. При этом обязанность
государственного органа определяется требованием уполномоченного лица. Это
означает, что в одностороннем порядке или по соглашению сторон обязанность не
может быть изменен. Следует отметить, что именно в этом заключается одно из
главных отличий обязанностей в социально-обеспечительных отношениях от долга в
гражданских правоотношениях, где субъекты по своему усмотрению возлагают на
себя обязанности в предусмотренных законом пределах[2].

Вследствие целевого характера средств, предназначенных для
социального обеспечения, отношения, которые рассматриваются, возникают, как
правило, на не договорной основе (кроме добровольного и негосударственного
социального страхования). Этому утверждению не противоречит тот факт, что
правоотношения по обязательному социальному страхованию возникают на основе
договора между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица —
застрахованного. Нормативными актами определен типовой договор, который содержит
все необходимые условия, отход от которых не допускается, если это нарушает
права застрахованного лица.

Правоотношения в сфере социального обеспечения обладают
собственными отличительными признаками.

1. Правоотношения в сфере социального обеспечения возникают
вследствие действия норм социального обеспечения, регулирующих поведение субъектов
по отношению к определенным благам – объектам (пенсии, пособий, социальных
услуг и т.п.). В качестве оснований возникновения, изменения и прекращения
правоотношений в сфере социального обеспечения лежат определенные юридические
факты, как события (например, временная нетрудоспособность), так и действия
(например, подача заявления на выплату пособия). Как правило, для возникновения
сложных правоотношений в сфере социального обеспечения требуется юридический
состав, т.е. совокупность юридических фактов. Например, для возникновения
пенсионного правоотношения по установлению и выплате страховой пенсии по старости
необходимо как минимум два юридических факта: достижение гражданина пенсионного
возраста и обращение в Пенсионный фонд с соответствующим заявлением.

2. Правоотношения в сфере социального обеспечения
устанавливает юридическую связь между субъектами путем наделения их в силу
нормы прав субъективными правами и юридическими обязанностями. Эти права и
обязанности взаимосвязаны между собой. Например, в случае правоотношения по
пенсионному страхованию работодатель является обязанным лицом в части уплаты
страховых взносов и предоставления необходимой отчетности, Пенсионный фонд РФ,
в свою очередь, вправе требовать от работодателей исполнения данных обязанностей,
вправе применять меры юридической ответственности. При этом Пенсионный фонд РФ
является обязанным лицом перед, например, работником, имеющим право на
получение пенсии по инвалидности. Государство в целом является одновременно
управомоченным лицом в сфере установления и изменения общеобязательных правил
поведения участников правоотношений по социальному обеспечению, и обязанным
лицом в сфере реального обеспечения действия принципа социального государства,
создания эффективного механизма правового регулирования сферы социального
обеспечения в целом и отдельных ее элементов в частности.

3. Правоотношения в сфере социального обеспечения как
правило индивидуализированы. Это не абстрактные и абсолютные правоотношения,
как например отношения собственности. Персонификация прав и обязанностей –
характерный признак правоотношения в сфере социального обеспечения, при котором
всегда известны конкретные лица, имеющие субъективные права и обладающие
юридическими обязанностями. Таковы например, отношения между гражданином,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и учреждением, оказывающим социальные
услуги. Всегда строго индивидуальными являются правоотношения по пенсионному
обеспечению, медицинскому обслуживанию, страхованию от несчастных случаев на
производстве и т.д.

4. Правоотношения в сфере социального обеспечения возникают
вследствие действия принципа социального государства, а потому подлежат
обязательной охране со стороны государства. Обеспечение законности и
правопорядка в сфере социального обеспечения – необходимое условие
существования современного общества, и важнейшая функция демократического
государства.

5. Правоотношения в сфере социального обеспечения имеют
претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект правоотношения вправе
требовать предоставления ему определенного вида обеспечения (например,
страховой выплаты вследствие приобретения профессионального заболевания), а
другой субъект – безусловно обязан предоставить указанное обеспечение. [1]
Хмелевская С.А. Социальное обеспечение как компромисс государства и гражданского
общества: философские размышления // Социально-политические науки. 2014. № 1.
С. 16-24. [2]
Васильева Ю.В. Становление правовой политики в сфере социального обеспечения:
проблемы и подходы // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2014.
№ 2. С. 129-135.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы