Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция ВКР по направлению "Право и организация социального обеспечения"

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Пособия по беременности и родам: порядок и условия назначения, размер

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА
1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ
ОСНОВЫ ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ 6 1.1. Эволюция социального обеспечения по
беременности и родам 6 1.1. Понятие пособия по беременности и родам,
его правовое регулирование 8 1.2. Порядок и условия назначения
пособий по беременности и родам 12 ГЛАВА
2. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ 18 2.1. Размер пособия по беременности и родам,
его расчет 18 2.2. Начисление и выплата пособия по
беременности и родам 24 2.3. Проблемы правового
регулирования пособий по беременности и родам 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 ГЛОССАРИЙ 38 СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41 ПРИЛОЖЕНИЯ 45

  

Введение:

 

Социальная защита женщин в период беременности и в
послеродовой период всегда являлась приоритетом, ведь именно в эти периоды
женщина нуждается в поддержке. Социальная политика любого государства в данном
аспекте направлена на обеспечение максимально комфортных и благоприятных
условий для таких женщин.

Наиболее уязвимой категорией граждан, рассчитывающих на
социальную помощь в условиях экономического кризиса, высоких инфляционных
процессов, являются женщины, поскольку в период беременности и родов они не
имеют возможности в полном объеме осуществлять трудовую деятельность. При этом
отсутствие социальной поддержки либо ее недостаточность могут отразиться на
общей демографической ситуации в стране.

Среди разнообразных форм
социального обеспечения пособию по беременности и родам принадлежит особое
место. Это их  распространенный вид
выплат, которые осуществляются за счет средств внебюджетных фондов и Фонда
социального страхования  России (далее —
ФСС). Являясь основным видом обеспечения из
средств социального страхования, данное пособие затрагивает интересы
абсолютного большого числа женщин.

Хотя система обеспечения пособиями по беременности и родам в
основном сформировалась в 80-е годы, кардинальная реформа правового
регулирования пособий данного вида была осуществлена с 1 января 2007 года,
когда вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством»[1]
(далее — ФЗ № 255),  установивший новые
нормы по назначению, исчислению,  размеру
и выплате пособий по беременности и родам. 
Реформа сопровождалась принятием целого ряда подзаконных актов. Но и после
этого нормы об упомянутом нами виде пособий продолжали изменяться. Поэтому
представляет интерес рассмотрение вопросов о том, как сегодня регулируется
основания, порядок выплаты и размер данного вида пособий. Такой интерес
особенно очевиден на фоне сопровождающих данный вид выплат проблем, связанных с
размером этого пособия, который ставит многие категории женщин в крайне
невыгодное положение в  качестве
получателей  исследуемого пособия.

Объект исследования — общественные
отношения, которые складываются в процессе назначения, исчисления, определения
размера и выплаты пособий по беременности родам.

Предмет исследования — нормы
действующего законодательства, по вопросам правового регулирования пособий по беременности
и родам.

Цель исследования — изучить и оценить
опыт правового регулирования пособия по беременности и родам.

Данная цель предполагает решение целого ряда задач:

1. охарактеризовать
сущность и правовую базу пособия по беременности и родам;

2. выделить круг лиц,
которые имеют право на получение этого пособия;

3. рассмотреть основные
случаи обеспечения пособиями;

4. дать характеристику
правил определения размеров пособий по беременности и родам.

Проблемы социальной защиты женщин в период беременности и в послеродовой
период исследовала Т.С. Гусева, «налоговым» аспектам трудового законодательства
посвящены работы М.А. Климовой, В.В. Семенихина обозначила существующие в России
проблемы, связанные с оплатой больничных, выплатой других пособий по
беременности и родам.

Практическая значимость работы определяется тем, что
сформулированные в работе выводы и предложения могут быть положены в основу
дальнейшего совершенствования норм российского законодательства, посвященных
пособию по беременности и родам.

Нормативную базу
исследования составили нормы Трудового кодекса, соответствующих
федеральных закона и подзаконных актов, регулирующих вопросы выплаты пособия по
беременности и родам.

В основе работы — формально-юридический метод
исследования, а также метод сравнительно-правовой.

Структура работа состоит из
введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка
литературы. [1]
Федеральный закон от 29.12.2006 N
255-ФЗ  (ред. от 26.05.2021) «Об
обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. №1 (1 ч.).
Ст. 18.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный нами анализ
показал, что пособие по беременности
и родам — главный вид пособия в системе пособий гражданам, имеющим детей.

Исследуемое нами пособие
имеет ряд своеобразных характеристик, позволяющих отличать его от иных видов
социального обеспечения:

— имеет
страховой характер,

— носит
временный характер,

— источниками
финансирования пособия становятся 
страховые взносы

— главное
назначение данного пособия – компенсация женщине заработной платы на время
отпуска по беременности и родам, — получателями
его могут быть только женщины.

Мы пришли к выводу,
что  пособие по беременности и родам — периодическая
выплата из средств страховых взносов женщине — застрахованному лицу при
наступлении беременности и родов для компенсации женщине заработной платы на
время отпуска по беременности и родам.

Законодательство,
регулирующее обязательное социальное страхование  в связи с материнством весьма объемно; оно
включает более десяти основных нормативных правовых актов.

 Условно получателей пособия законодатель
разделяет на четыре категории при том условии, что это могут быть женщины.  Итак, речь идет о следующих категориях женщин:

1. работающие
женщины, 2. женщины,
обучающиеся по очной форме обучения;

3. женщины
– военнослужащие или проходящие службу в правоохранительных органах;

4. женщины,
усыновившие ребенка.

Отношения по выплате пособий
по временной нетрудоспособности и по беременности и родам  возникают 
на  основании  сложного фактического состава, в который
входит, в частности, факт социального страхования от определенного вида
социального риска. Назначение и выплата
пособия по беременности и родам осуществляются ФСС. Законодатель подробно
описывает процедуру представления документов страхователями в ФСС. В общем
случае пособие назначается и выплачивается на основании больничного в
электронной форме. Пособие по беременности и
родам исчисляется по-разному в зависимости от категории, к которой относится
получатель пособия. Размер пособия по беременности и родам зависит от наличия и
размера заработка за два года, предшествующих году ухода в декрет, режима
работы, страхового стажа.

Пособие выплачивается
суммарно за весь период отпуска по беременности и родам в зависимости от
категории обратившегося, в частности, территориальными органами ФСС РФ, по
месту службы, по месту учебы, территориальными органами ПФР (ТО ПФР) по месту
жительства (месту пребывания или фактического проживания).

За весь период отпуска по
беременности и родам женщине полагается пособие по беременности и родам

Мы считаем
пособие по беременности и родам важным проявлением государственной заботы о
семье.  Однако, правовое регулирование
пособия на данный момент имеет недостатки:

1) если  период  работы 
застрахованной  женщины  составляет 
не более  полугода,  то 
она  может  рассчитывать 
на  пособие  по 
беременности  и родам  в  объеме  минимального 
размера  оплаты  труда, что не стимулирует рождаемости; 2) государство ограничивает максимальный размер пособия;

 3) ущемление прав
женщин-индивидуальных предпринимателей, для которых размер исследуемого пособия
составляет менее 100% от своего среднемесячного заработка.

В связи с этим
предлагаем:

— сократить
до полугода необходимый страховой стаж, влияющий на расчет пособия по
беременности и родам.

— отменить
максимальный размер пособия по беременности и родам;

— дифференцировать
продолжительность отпуска по беременности и родам в зависимости от того, каким
по счету рождается ребенок. Следует увеличить 
продолжительность отпуска по беременности и родам при рождении второго и
последующих детей, как и при многоплодной беременности (до 84 календарных дня
до родов и 110 календарных дней после родов). Отпуск по беременности и родам
такой же продолжительностью следует установить и для одиноких матерей;

— размер
такого пособия женщине, уволенной в связи с 
ликвидацией организации, в том числе прекращением физическим лицам
деятельности   должен составлять 100% от
среднемесячного заработка.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

1.1. Эволюция социального обеспечения
по беременности и родам

История
социального обеспечения беременных женщин и рожениц, в том числе за счет
денежных выплат берет свое начало с конца XIX столетия. В дореволюционный
период о такого рода помощи женщинам речи не велось.

Но
в конце XIX в. изменился экономический базис элементов денежной поддержки
работающих граждан (в том числе беременных женщин и кормящих матерей)
в рамках социального страхования. Впервые выплаты роженицам (за 2
недели до и 2 недели после родов) были установлены законом в 1886 г. Их
финансирование производилось за счет аккумулирования штрафов с
работников и, соответственно, не были по своей природе страховыми.

Позднее, с принятием в 1912 г. закона
«О страховании на случай болезни», послеродовой период выплаты пособий был увеличен до 4
недель, а фонд выплаты средств образовывался
за счет совокупных взносов
работников и работодателей в
кассу предприятия.[1] Этот этап развития законодательства о социальном
обеспечении по беременности и родам можно назвать предварительным.

После осуществления Октябрьской
революции большевиками
был взят курс на изменение концепции поддержки населения. Так, в области поддержки семей с
детьми окончательно была сформирована система выплат для рожениц и молодых матерей — работниц
предприятий, зачатки которой были созданы еще
в императорской России, включающая пособие
по беременности и родам.

Еще
во время функционирования Временного правительства закон 1912 г. был серьезно дополнен:
увеличился срок получения пособия для рожениц (до 8 недель: 2 недели до и 6
недель после
родов), размер которого составлял от 50 до 100% заработка. Важным
нововведением декрета ВЦИК от 22.12.1917 «О
страховании на случай болезни» стало значительное увеличение срока
выплаты пособия
на кормление ребенка (с 20 недель до 9 месяцев и
установление границ его размеров: от ¼ до половины заработка), а также
увеличение срока выплаты пособия по беременности и родам с 8 до 16
недель: 8 недель до и 8 недель после родов и установление его в размере
100% заработка
работницы.

Окончательно
система страховых гарантий для беременных женщин и молодых матерей
была сформирована
в Кодексе законов о труде РСФСР (в редакциях 1918 и 1922 гг.),[2] закреплявшем
следующие изменения:

1)
пособие по беременности и родам устанавливалось в размере не ниже фактического заработка
работницы предприятия;

2)
срок выплаты пособия по беременности и родам для работниц умственного труда был
сокращен до 12
недель: 6 недель до и 6 недель после родов (для работниц физического труда
остался прежним: 8
недель до и 8 недель после родов);

3)
пособие на кормление ребенка устанавливалось в размере ¼ заработной платы
работницы предприятия;

4)
дополнительно вводилось единовременное пособие на покупку
предметов ухода за новорожденным в размере 100% заработной платы. [3]

Описанная
базовая архитектура, состоящая из трех страховых пособий, функционировала не
только до конца
эпохи СССР, но существует и по сей день.

В
условиях кризисного положения экономики в 1991–1993 гг.
развитие системы социальной поддержки семей с детьми отошло на второй
план. Единственным
временным нововведением стали дополнительные компенсационные
выплаты на товары детского пользования для малоимущих семей. В общем и целом,
архитектура социальных пособий оставалась неизменной вплоть до
1994 г.

Период
1994–1995 гг. охарактеризовался фундаментальным упрощением архитектуры мер поддержки, в
процессе которой было как сокращено количество выплат (до 5), так и упрощены
процедуры их
назначения. Конечные результаты модернизации были закреплены Федеральным
законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей», который и в настоящее время является основным
законом, регламентирующим
денежные выплаты для данной категории граждан. Закрепленная
данным законом архитектура просуществовала без
значительных видоизменений
вплоть до 2005 г.

Итак, пособие по
беременности и родам введено в нашей стране одновременно с пособием по временной  нетрудоспособности, причем до начала
1940-х  годов прошлого века беременность
и роды  рассматривались как один из  случаев обеспечения пособием в связи с
временной  нетрудоспособностью.[4]
Впоследствии  данная выплата по
беременности и родам превратилась в самостоятельный вид пособия. 1.1. Понятие
пособия по беременности и родам, его правовое регулирование В системе пособий
граждан, имеющим детей, пособие по беременности и родам занимает особенное
место. Точнее: пособие по беременности и родам — главный вид пособия в системе
пособий гражданам, имеющим детей. Прецедент рождения ребенка  характеризует всю систему других семейных
пособий.

Исследуемое нами пособие
имеет ряд своеобразных характеристик, позволяющих отличать его от иных видов
социального обеспечения.

Так, уже само
наименование пособия, указывает нам на его специфическое основание, каковым
является состояние беременности и дальнейшие роды.

Пособие это имеет
страховой характер.

Пособие данного рода также
носит временный характер. По общему правило платят его застрахованному лицу
весь период, пока длится декретный отпуск.

Целевая направленность
пособия по беременности и родам тоже обладает спецификой. Для большинства тех, кто
столкнулся с ситуацией беременности оно является единственным источником средств
для существования в указанный период.

Источниками
финансирования пособия становятся средства работодателя  и страховые взносы.

У пособия по временной
нетрудоспособности – широкий функционал.

Главное назначение
данного пособия – компенсация женщине заработной платы на время отпуска по
беременности и родам, так как в это время зачастую она  вынуждена 
прекратить  трудовую  деятельность. 
Также  целью  пособия является охрана здоровья будущей
матери и его восстановление после родов и воспитание  ребенка. Данное  пособие 
выплачивается  за  весь 
период  полагающегося отпуска по
беременности и родам. Получателями его могут быть только женщины.

По  продолжительности  выплаты 
пособия пособие по беременности и родам относят к периодическим.[5]

Все указанными нами
признаки могут стать основой для формулировки понятия пособия по беременности и
родам. Таковым можно считать периодическую, выплату  из средств работодателя и страховых взносов
женщине — застрахованному лицу при наступлении беременности и родов для
компенсации женщине заработной платы на время отпуска по беременности и родам.

Задачи по повышению
эффективности государственной политики в области материнства и детства ставились
и в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Так, Послание Президента
РФ 2020 года  начинается с признания
комплекса серьезных детских проблем и огромной важности их решения: «Судьба
России, ее историческая перспектива зависит от того… сколько детей родится в
российских семьях через год, через пять, десять лет, какими они вырастут…
Каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать
прежде всего с точки зрения высшего национального приоритета — сбережения и
приумножения народа России».[6]

Способы решения проблем
материнства и детства конкретизированы в Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 г. Однако условия жизни и развития
детей, созданные в стране, еще далеки от современных стандартов. Этому
свидетельствует продолжающееся сокращение численности населения детского
возраста.[7]

В России 2020 год прошел
под знаком особого интереса к Конституции, ее значимости для настоящего и
будущего страны. Знаменательна конституционная новелла, согласно которой дети
являются важнейшим приоритетом государственной политики России, а государство
создает условия, способствующие их всестороннему духовному, нравственному,
интеллектуальному и физическому развитию (ч. 4 ст. 67.1).[8] Международное
право социального обеспечения также содержит нормы, регулирующие условия и
порядок предоставления пособий по беременности и родам. В этой отрасли права
основными называем следующие акты: Конвенция Международной организации труда
(далее — МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»[9]
(раздел VIII. Пособия по беременности и родам), Конвенция МОТ № 103 «Об охране
материнства»[10]. Согласно
международным нормам размер денежного пособия должен полностью обеспечить жизнь
женщины и ее ребенка в хороших с точки зрения гигиены условиях и
удовлетворительный уровень жизни,  сумма
пособия из средств обязательного социального страхования должна быть не менее
двух третей предшествующего заработка женщины. В соответствии с Конвенцией МОТ
№ 163, женщина имеет право на отпуск по беременности и родам продолжительностью
не менее 14 недель. Денежные пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы
женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с
санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни.

Для
рассматриваемого вида пособия большое значение имеют нормы о социальном
страховании, сконцентрированные в Федеральном законе от «Об основах
обязательного социального страхования».[11]

Этот вид
страхования в ст. 1 данного закона обозначен как система мер правового,
экономического и организационного характера, направленных на компенсацию или
минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения
работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных
категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления
инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на
производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения
ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий,
установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Наибольшее значение имеет ФЗ № 255-ФЗ. Здесь определены  такие вопросы, как назначение и выплата
пособия по беременности и родам,  права и
обязанности субъектов страхования по назначению и выплате пособий при
наступлении страхового случая в связи с беременностью и родами и др.

Центральным в системе правового регулирования пособия по
беременности и родам является Федеральный закон «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей».[12] Здесь определены условия
назначения и выплаты рассматриваемого пособия,  период выплаты и др.

Постановлением Правительства РФ от 11.09.2021 N 1540 утверждены Правила
исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,
ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному
социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством (далее — Правила N 1540).[13]

Данные Правила действуют с 1 января 2022 года. [1] Ашмарина С.В. Завершающий этап
становления системы страхования в дореволюционной России. Закон 23 июня
1912 г. -. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Labour/Article/1912.htm
(дата обращения: 10.05.2022). [2]  Кодекс законов о труде РСФСР. Принят
ВЦИК  10 декабря 1918 // Собрание
узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. № 87-88.
10.12.1918 [3] Ромайкин П.Д.
Система социальной поддержки семей с детьми: первый опыт и история развития //
Научные записки молодых исследователей. 2022. № 1. С. 18. [4] Диветайкина Т.Е., Ануфриева Е.Ф. Пособие по
беременности и родам: проблемы законодательства. XLVIII Огарёвские чтения.
2020. С.303 [5] Кургина
Т.В., Меренич М.Н. Отличительные
черты выплат пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком у
женщин-индивидуальных предпринимателей. 
// Вопросы современной юриспруденции. 2015. № 49. С. 95. [6] Послание Президента Федеральному Собранию. 15 января
2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения —
11.04.2022). [7] Распределение
населения по возрастным группам. Официальный сайт Росстата. – Режим доступа:
https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения — 10.04.2022). [8] Азарова Е.Г. Дети
как приоритет государственного регулирования социального обеспечения // Журнал
российского права. 2021. N 5. С. 106 — 119. [9]  Конвенция N 102 Международной
организации труда  «О минимальных нормах
социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Собрание
законодательства РФ. 08.06.2020. № 23. Ст. 3589. [10] Конвенция
Международной Организации Труда N 103 об охране материнства (пересмотренная в
1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.) // СПС Гарант-Аэро. [11]  Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ
«Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ.
19.07.1999, N 29, ст. 3686. [12] Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 06.12.2021) //  Собрание законодательства РФ.
22.05.1995. № 21. Ст. 1929. [13] Постановление Правительства РФ от
11.09.2021 N 1540 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления
пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного
пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» //
Собрание законодательства РФ. 20.09.2021, N 38. Ст. 6635.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы