Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Порядок присутствия лиц в открытом судебном заседании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИСУТСТВИЯ ЛИЦ В ОТКРЫТОМ
СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ.. 6
1.1 Правила присутствия участников процесса в открытом
судебном заседании 6
1.2 Порядок присутствия граждан и представителей средств
массовой информации в судебных заседаниях. 14
2. ОБЗОР
ПРАКТИКИ ПРИСУТСТВИЯ ЛИЦ В ОТКРЫТОМ СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ.. 25
2.1 Порядок
участия лиц в онлайн судебном заседании. 25
2.2
Ограничение доступа в суды в период ограничений по короновирусной инфекции. 34
3.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОРЯДКА ПРИСУТСТВИЯ ЛИЦ В
ОТКРЫТОМ СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 58
Введение:
В современном
демократическом обществе принцип гласности судопроизводства служит одной из
гарантий справедливого и демократического осуществления правосудия. Гласность
является важнейшим условием социального контроля за судебной властью, за тем,
как вершится правосудие, что заставляет каждого судью контролировать свое
поведение. Достоверная судебная информация позволяет обеспечить доступность и
открытость судебной системы для граждан и представителей СМИ, способствует
формированию положительного общественного мнения о деятельности судебной власти,
а также выполнению воспитательных задач правосудия.
Международные нормы,
касающиеся отправления правосудия, указывают на гласность как на непременный
элемент его справедливости.
Лица, участвующие в деле,
и присутствующие граждане вправе в открытом судебном заседании фиксировать с
занимаемых ими в зале мест, письменно или с использованием аудиозаписи ход
судебного разбирательства, для чего не требуется предварительного разрешения
суда, а также согласия участвующих в деле лиц. Но лица, фиксирующие ход судебного
процесса, должны пользоваться правом на ведение аудиозаписи, открыто. То есть
перед началом судебного заседания, лица, фиксирующие ход судебного процесса
должны устно уведомить об использовании ими письменных средств или средств
аудиофиксации, для соблюдения конституционных прав и свобод участников
процесса. Так как отсутствие факта уведомления лиц, участвующих в деле о
применении вышеуказанных способов фиксации может служить основанием для
нарушения прав, свобод и законных интересов участников процесса, к тому же
полученные сведения не могут быть использованы в дальнейшем в качестве
доказательства, так как данные материалы получены с нарушением норм
действующего законодательства.
Что касается кино- и
фотосъемки, видеозапись, радио- и телетрансляции в ходе судебного процесса, то
указанная фиксация допускается по разрешению суда с учетом мнения лиц,
участвующих в деле. В свою очередь, участвующие в деле лица могут представить
мотивированные возражения против проведения указанных действий. Соответственно
фиксация судебного процесса не должна мешать нормальному ходу судебного
заседания и может быть ограничены судом во времени.
Таким образом, в случае
осуществления фиксации судебного процесса с применением кино-фотосъемки и
видеозаписи суд должен выяснить мнение лиц, участвующих в деле и дать
разрешение или отказ на осуществление данных действий, в том случае если ход
судебного процесса будет фиксироваться присутствующими лицами письменно или с
использованием аудиозаписи предварительного разрешения суда или выяснения
мнения участников процесса не требуется, но для соблюдения прав и законных
интересов участников процесса необходимо устно уведомить суд и лиц, участвующих
в деле об осуществлении аудиозаписи в ходе судебного процесса.
В связи с этим,
актуальность темы работы выражена, продиктована необходимостью исследования
принципа гласности, как принципа укрепления гарантий правосудия, повышения
качества рассмотрения и разрешения дел, усиления доверия граждан к судебной
системе.
Объектом работы являются
общественные отношения, связанные с конституционно-правовым регулированием и
реализацией присутствия лиц в открытом судебном заседании.
Предметом работы являются
нормы права, отражающие действие гласности и обозначающие ее пределы в судебном
процессе.
Целью работы является
исследование порядка присутствия лиц в открытом судебном заседании.
Достижение поставленной
цели определяет решение следующих задач:
— исследовать правила
присутствия участников процесса в открытом судебном заседании;
— раскрыть порядок
присутствия граждан и представителей средств массовой информации в судебных
заседаниях;
— охарактеризовать
порядок участия лиц в онлайн судебном заседании;
— рассмотреть ограничение
доступа в суды в период ограничений по короновирусной инфекции;
-проанализировать предложения
и рекомендации по совершенствованию порядка присутствия лиц в открытом судебном
заседании.
Методологическую базу
работы составляют следующие методы: логический, системный,
формально-юридический, структурный, анализ, описание и другие методы.
Нормативную базу работы
составили Конституция РФ, Федеральные законы и федеральное законодательство
регулирующее процессуальный порядок судебного разбирательства, Постановление
Пленума Верховного Суда РФ и другие нормативные акты.
Теоретическую основу
работы составили труды таких ученых как А.В. Абсалямов, Валеев,
Д.Х.,Добровлянина О.В., Прокудина, Л.А., Решетников, И.В.,Чаплинский А.В. и
других.
Работа состоит их
введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Пункт 1 ст. 123
Конституции РФ закрепляет основу гласности судебного разбирательства, указывая,
что «разбирательство дел во всех судах открытое». Такое толкование принципа
гласности сложилось еще в XIX в. в законодательстве Российской империи и
сохранилось до настоящего времени.
Закрепленный в
конституции принцип гласности судебного разбирательства один из важнейших
показателей демократизма судопроизводства, такая же позиция находит выражение и
в международном гуманитарном праве. Данный принцип обеспечивает гражданам
возможность присутствовать в зале судебного заседания и следить за ходом
производства по делу, тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за
деятельностью судебной власти.
Открытость и гласность
судопроизводства, своевременное, квалифицированное, объективное информирование
общества о деятельности судов общей юрисдикции способствуют повышению уровня
правовой осведомленности о судоустройстве и судопроизводстве, являются
гарантией справедливого судебного разбирательства, а также обеспечивают
общественный контроль за функционированием судебной власти. Открытое судебное
разбирательство является одним из средств поддержания доверия общества к суду.
Открытость судебного
заседания обеспечивает связь между судом и обществом. Публичный характер
судопроизводства защищает участников разбирательства от тайного отправления
правосудия. С одной стороны, при реализации принципа гласности осуществляется
контроль за деятельностью суда со стороны представителей общества, что
дисциплинирует судей, повышает чувство ответственности при разрешении дел,
стимулирует судью к повышению профессиональной квалификации, заставляет судью
следить за речью, этикой поведения, своим внешним видом. С другой стороны,
присутствующие в судебном заседании лица знакомятся с деятельностью суда.
Доступ к информации о
деятельности судов обеспечивается не только присутствием граждан в открытом
судебном заседании, но и путем обнародования информации о деятельности судов в
средствах массовой информации, размещения ее в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет.
Законодателем возложены
новые обязанности на органы судебной власти, связанные с обеспечением
постоянного доступа граждан к информации об их деятельности, обязанности по
приему обращений граждан в электронном виде.
Обеспечивая открытость
своей деятельности, суд не только реализует конституционное право граждан на
получение объективной информации, способствует построению гражданского
общества, но и существенно укрепляет авторитет судебной власти, улучшает
качество судейской работы.
Судам следует создавать
необходимые условия для обеспечения открытости и гласности судопроизводства и
реализации права на получение информации о деятельности судов указанными
органами и лицами, в том числе лицами с ограниченными возможностями здоровья, с
учетом требований Конвенции о правах инвалидов 2006 года, Федерального закона
от 24 ноября 1995 года « 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации». Так, проведение судебного разбирательства дела, в котором участвуют
лица с ограниченными возможностями здоровья, должно быть организовано в
доступном для них зале судебного заседания (расположение зала судебного
заседания на первом этаже, наличие лифта в здании суда и т.п.).
Законодательно вопрос
трансляции судебных заседаний в интернете был урегулирован еще в 2017 году:
подобная трансляция допускается с разрешения судьи. Однако весной 2020 года,
вводя ограничения на доступ в суды, не предложил судам компенсировать снижение
публичности с помощью интернет-трансляций. Суды, в свою очередь, в некоторых случаях
отказывались вести трансляции и даже предоставлять СМИ аудиозаписи, ссылаясь на
режим повышенной готовности .
Учитывая, что присутствие
журналистов в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу
является законным способом поиска и получения информации, а также что при
осуществлении профессиональной деятельности журналист выполняет общественный
долг (статья 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»),
не допускается чинение препятствий и отказ им в доступе в зал судебного
заседания по мотиву профессиональной принадлежности, по причине отсутствия
аккредитации и (или) по иным основаниям, не предусмотренным законом.
Установление личности
лица, участвующего в судебном заседании в режиме веб-конференции, будет
осуществляться с использованием информационно-технологических средств,
обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы
идентификации и аутентификации, единой информационной системы персональных
данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических
персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их
соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина РФ)
Фрагмент текста работы:
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИСУТСТВИЯ ЛИЦ
В ОТКРЫТОМ СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ 1.1 Правила присутствия участников
процесса в открытом судебном заседании В судах действует
пропускной режим, включающий в себя регистрацию посетителей. Людей и вещи могут
досмотреть — ст. 11 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской
Федерации»[1].
При этом закон разрешает
досмотр «при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе»
запрещенные предметы. Естественно, в абсолютном большинстве случаев приставы
таких «оснований полагать» иметь не могут. Тем не менее, в большинстве судов
посетителей подвергают сплошному досмотру.
Конкретный порядок
досмотра ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» не
установлен, поэтому следует ориентироваться на ст. 27.7 КоАП РФ как на
единственную норму, хотя бы в какой-то мере относящуюся к делу[2].
При входе в суд требуется
предъявить приставу документ, удостоверяющий личность. Такой документ по общему
правилу — паспорт. Если паспорта при себе нет, рекомендуем предъявить
заграничный паспорт либо военный билет.
В Правилах пребывания в
некоторых судах прямо прописана возможность использования таких документов в
качестве удостоверяющих личность для пропускного режима.
В правилах поведения
граждан в судах запреты на появление в суде в целом единообразны, но
сформулированы по-разному, иногда недостаточно четко, допускают множественное
толкование.
Например, Правила
поведения граждан в Самарском областном суде запрещают появляться в суде:
— в состоянии опьянения
(алкогольного, наркотического, токсического);
— с животными;
— в виде, не отвечающем
санитарно-гигиеническим требованиям,
— людям, ведущим себя
агрессивно,
— малолетним детям без
сопровождения взрослых[3].
«Агрессивное поведение»,
очевидно, не является само по себе правонарушением, потом что в этом случае
такой человек подлежал бы задержанию в соответствии с законом. В чём же, в
таком случае, заключается «агрессивное», но законное поведение, — нам неясно;
можем лишь надеяться на здравый смысл приставов в толковании этого положения[4].
Российское
законодательство не использует понятия «взрослый» — и, соответственно, не
раскрывает смысла термина. Вероятно, под «взрослым» следует понимать
совершеннолетнее лицо, достигшее 18 лет.
Известно использование
описания сопровождающего «малолетнего» как «родитель», «близкий родственник»,
«опекун», «педагог». Под малолетним ребенком, как следует из Гражданского
кодекса РФ, стоит понимать не достигшего 14 лет.
В соответствии с
практикой, наблюдаемой в разных регионах, в суды не допускаются мужчины в шортах.
Например, в Заволжском
районном суде Ярославля в Правилах пребывания прописано, что запрещается
проходить в суд в пляжной одежде (майках, шортах)[5].
Примечательно, что
ношение юбок/платьев аналогичной длины этими правилами никак не
регламентируется.
Часть 2 ст. 11 ФЗ «Об
органах принудительного исполнения Российской Федерации» устанавливает право
пристава не пропускать в суд лица, имеющие при себе определенные предметы[6]:
— оружие, боеприпасы,
взрывчатые вещества, взрывные устройства;
— наркотические средства,
психотропные вещества;
— иные представляющие
угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.
Кроме того, существуют
правила пребывания в конкретном суде (к счастью, единообразные), которые также
содержат перечень запрещенных к проносу предметов.
Для примера — вполне
типичные правила в Московском городском суде запрещают проносить[7]:
1. Огнестрельное оружие и
боеприпасы.
2. Пневматические,
травматические винтовки и пистолеты.
3. Ружья для подводной
охоты, арбалеты;
4. Имитаторы и муляжи
оружия и боеприпасов, электрошоковые устройства;
5. Газовое оружие и
оружие самообороны;
6. Газовые баллончики и
аэрозольные распылители;
7. Холодное оружие (ножи,
топоры, ледорубы, другие бытовые предметы, обладающие колюще-режущими
свойствами).
8. Взрывчатые вещества,
взрывные устройства;
9. Легковоспламеняющиеся
жидкости и вещества;
10. Радиоактивные
материалы;
11. Ядовитые,
отравляющие, едкие и коррозирующие вещества; [1] Федеральный закон
от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской
Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.07 1997. № 30.Ст.
3590. [2] Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
(ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 7.01 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1. [3] Правила поведения
посетителей в Самарском областном суде, утв. Приказом председателя Самарского
областного суда № 65-о от 12.10.2018. // [www-сайт]. URL:
http://oblsud.sam.sudrf.ru/modules.php?name=information&rid=47 (дата
обращения 07.04.2021). [4]Добровлянина О.В.
Правовое регулирование гласности судебного разбирательства в российском
уголовном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1. С.
148-154. [5]Треушников, М.К.
Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 6-е
изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Издательский дом
«Городец», 2017. С. 452. [6] Федеральный закон
от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской
Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.07 1997 г. №
30 Ст. 3590. [7] Порядок посещения
судов с целью ознакомления с материалами дел, получения копий решений //
[www-сайт]. URL: https://mos-gorsud.ru/
(дата обращения 07.04.2021).