Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Понятие и виды пенсий в России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ.. 6
1.1
Общая характеристика российской пенсионной системы.. 6
1.2
Основания классификации видов пенсии. 17
1.3
Характеристика отдельных видов пенсий. 23
ГЛАВА
2 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ.. 34
2.1
Актуальные проблемы пенсионной реформы.. 34
2.2
Возможные последствия пенсионной реформы и перспективы реформирования
пенсионного законодательства. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
ГЛОССАРИЙ.. 58
СПИСОК
СОКРАЩЕНИЙ.. 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ. 68
Введение:
Актуальность темы. Функционирование пенсионных систем на
протяжении длительного времени остаются предметом особого внимания, как в
России, так и в большинстве зарубежных стран. От того как функционирует
пенсионная система зависит социально-экономическая и политическая стабильность
общества.
С необходимостью проведения реформ сталкиваются все
национальные пенсионные системы. Реформирование пенсионных систем приобрело
масштабный характер в период с 2009 по 2013 годы, когда им были охвачены многие
страны. В последующие годы темпы пенсионных реформ несколько замедлились, что
связывают с улучшением состояния государственных финансов, усталостью населения
от реформ, а также политической нестабильностью. В большинстве стран пенсионные
реформы проводились по следующим направлениям: повышение пенсионного возраста,
стимулирование позднего выхода на пенсию, ужесточение условий раннего выхода на
пенсию, увеличение трудового стажа, ограничения на выплаты пенсий работающим
пенсионерам.
Реформы, в основном, касались распределительных пенсионных систем
и были направлены на снижение государственных обязательств перед пенсионерами.
Новые социально-экономические и демографические вызовы, такие как повышение рисков
потери финансовой устойчивости пенсионной системы, низкий уровень пенсий,
сокращение численности трудоспособного населения по отношению к количеству
пенсионеров, обуславливают необходимость реформирования пенсионной системы и в
Российской Федерации. В связи с этим исследование направлений реформирования
пенсионной системы страны приобретает высокую актуальность. Этим вопросам
уделили значительное внимание многие российские ученые.
Таким образом, уже на протяжении последних двух десятков лет
отечественная пенсионная система находится в процессе модернизации, в результате
которой были достигнуты определенные результаты: на законодательном уровне
установлено, что размер пенсии не должен быть ниже величины прожиточного минимума
пенсионера в регионе, где он живет; проведена валоризация пенсионных прав
граждан, утраченных в ходе рыночных реформ; увеличен средний размер пенсий,
внедрена новая формула расчета пенсий и т.д. Однако, две основные проблемы
пенсионной системы: повышение уровня жизни пенсионеров и обеспечение ее
финансовой устойчивости остаются нерешенными.
Объектом в работе является сфера формирования общественных и
государственных отношений в области пенсионного обеспечения в Российской
Федерации.
Предметом в работе выступают правовые аспекты системы пенсионного
обеспечения, особенности правового регулирования различных видов пенсий, научная
и учебная литература по вопросам, исследуемым в настоящей работе.
Цель дипломной работы – исследовать правовые основы современной
пенсионной системы России, проанализировать понятие и особенности отдельных
видов пенсий.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Дать общую характеристику российской пенсионной системы.
2. Рассмотреть основания классификации видов пенсии.
3. Охарактеризовать отдельные виды пенсий.
4. Исследовать актуальные проблемы пенсионной реформы в РФ.
5. Выявить возможные последствия пенсионной реформы и
перспективы реформирования пенсионного законодательства.
Степень научной разработанности темы. Вопросы пенсионного
страхования, пенсионной системы были предметом исследования многих ученых.
Теоретической основой настоящей работы выступили научные труды и публикации
таких авторов, как: Авдейкина Е.И., Андреева А.В., Афтахова А.В., Бондаренко
И.В., Булавка Д.М., Виноградов Н.В., Заборовская Ю.М., Зайцева Л.В., Киреева
Е.В., Киященко Т.П., Кривошеева О.А., Крусс В.И., Меркуль С.В., Напсо М.Б., Олесова
М.М., Роик В.Д., Сигалов К.Е., Сочнева Е.Н., Терентьева И.В., Урусова А.Б., Хромов
Е.А., Шестакова Е.Е., Шинкаренко О.А. и др.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования,
а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа,
системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы
для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в
настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования
действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющих семь параграфов, заключения, глоссария, списка сокращений, библиографического
списка и приложений.
Заключение:
Начиная с 2002 г. в пенсионной системе были произведены
существенные изменения. Так, из формулы назначения пенсии был изъят показатель
трудового стажа; вместо него были приняты особые правила для исчисления так
называемого пенсионного капитала, который накопился за прошлые годы на
(условном) индивидуальном счете каждого лица, выходящего на пенсию.
Целями реформирования системы пенсионного обеспечения на
современном этапе являются: финансовая обеспеченность всех пенсионных выплат;
зависимость размера пенсии от трудового стажа; создание более легкой и понятной
формулы расчета пенсии; повышение легального трудового стажа, для обеспечивания
выплат, уплаченными страховыми взносами.
Пенсионная реформа должна содействовать: поддержанию уровня
страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для
всех категорий работодателей; развитию трехуровневой пенсионной системы:
государственная пенсия – корпоративная пенсия – частная пенсия (с упором на два
последних уровня для высокооплачиваемых граждан); повышению эффективности
накопительной составляющей пенсионной системы.
Кроме того, законодатель должен одновременно предусмотреть
правила, позволяющие застрахованным лицам получить обратно (полностью или в
части) уплаченные за них страховые взносы в случае не достижения установленной
минимальной планки длительности страхового стажа. В ином случае это означает
конфискацию страховых взносов.
Следует признать, что новая пенсионная реформа преследует
лишь одну цель – решить проблему финансирования пенсии, преодолеть дефицит
Пенсионного фонда, а также обеспечить экономию бюджетных средств. При этом
стандарты достойного социального страхования на случай старости не
обеспечиваются, а возникновение права на пенсионное обеспечение становится все
более затруднительным.
Действующий с 1 января 2015 г. Федеральный закон «О
страховых пенсиях» является очередным шагом на этапе реформирования пенсионной
системы. Новая пенсионная реформа, бесспорно, создала предпосылку к усилению
страховых принципов в обязательном пенсионном страховании, что, в свою очередь,
предопределяет повышение активности и ответственности каждого застрахованного
лица за свое будущее пенсионное обеспечение.
Страховая пенсия по инвалидности входит в распределительную
пенсионную систему, которая является частью экономической системы государства и
зависит от текущего и долгосрочного социально-экономического развития.
Пенсионная система всегда находится в прямой зависимости от демографических
факторов. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы предусматривает обеспечение
связи между параметрами пенсионной системы и базовыми макроэкономическими и
демографическими показателями, обеспечения преемственности и сохранения
социально-страхового принципа функционирования, согласно которому пенсия представляет
собой компенсацию части утраченной заработной платы работника.
Страховая пенсия по инвалидности — это ежемесячная денежная
выплата, финансируемая за счет средств Пенсионного фонда из государственного
бюджета, при признании гражданина инвалидом, определенной группы при наличии у
него страхового стажа без учета причины инвалидности.
Полагаем, что гарантированность выплаты страховых пенсий по
инвалидности и случаю потери кормильца, по сути, независимо от предшествующей
трудовой деятельности и размера внесенных страховых платежей придает им оттенок
помощи нуждающимся. Полагаем, что обеспечение инвалидов, практически не имеющих
страхового стажа, должно производиться вне рамок системы обязательного
пенсионного страхования.
Считаем
целесообразным предусмотреть зависимость права на страховые пенсии по
инвалидности от продолжительности страхового стажа, требования к которому
должны быть дифференцированы в зависимости от возраста наступления
инвалидности, а пенсионное обеспечение инвалидов, не имеющих права на
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ
СИСТЕМЫ 1.1 Общая характеристика российской пенсионной
системы Прежде всего отметим, что пенсионная система России — это
совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных
институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального
обеспечения в виде пенсии. Пенсионное страхование, действующее в силу закона,
охватывая все категории населения.
В России можно выделить два основных вида пенсионного страхования:
— обязательное пенсионное страхование-включает трудовую
пенсию по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца
— добровольная пенсия-включает пенсии, выплачиваемые за счет
взносов работодателей и независимых пенсионных накоплений граждан.
Обязательное пенсионное страхование — это вид социального
страхования и, в свою очередь, страхование в самом широком смысле этого слова
(ст. 1 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[1])
и определено в ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании[2]
как система правовых, экономических и институциональных мер, созданных
государством для компенсации гражданам доходов (выплат, вознаграждения в пользу
застрахованного), которые они получают до установления обязательного
страхования, то есть до назначения и получения пенсии.
Понятие «обязательное страхование» отражает соблюдение со
стороны страховщика своих обязательств перед застрахованным лицом при
наступлении случая страхования, в первую очередь, путем выплаты пенсии,
страхования, пенсии, сбережений и, во-вторых, социального пособия на погребение
пенсионеров, умерших, которые не подлежали обязательному государственному
социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством на день смерти. Рассматриваемая концепция может рассматриваться
как часть более широкой концепции «обязательного социального обеспечения»[3].
Обязательное пенсионное страхование должно включать ту часть
обязательного социального страхования, которая непосредственно направлена на
обеспечение исполнения обязательств государства, связанных с выплатой страховой
пенсии, право на получение которой гражданин приобрел в результате своей
трудовой деятельности, в ходе которой выплачивались страховые взносы по обязательному
пенсионному страхованию[4].
Необходимо уточнить, что обязательные выплаты, страховые
взносы по обязательному пенсионному страхованию, являются неналоговыми платежами.
Так, в соответствии со ст. 8 НК РФ[5] налог
является обязательным, индивидуальным и бесплатным платежом, взимаемым с
организаций и физических лиц в виде отчуждения их имущества, хозяйственного
управления или оперативного управления средствами для финансового обеспечения
деятельности государства и / или муниципалитетов.
Таким образом, обязательным признаком налогообложения
является безвозмездность, которой нет в обязательных страховых взносах
пенсионного страхования.
Отсутствие
дотаций в пенсионной системе выражается в том, что работник, за которого
выплачиваются взносы, получит определенную индивидуально определенную сумму
пенсии в зависимости от общей суммы средств, имеющихся на индивидуальном счете.
Размер будущей пенсии застрахованного напрямую зависит от суммы взносов,
уплаченных им в [1] Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах
обязательного социального страхования» (ред. от 24.02.2021) // СЗ РФ. 1999. №
29. Ст. 3686. [2] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 24.02.2021)
// СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832. [3] Батеева Е.В., Булавина М.А., Заикина И.В., Питерская
А.Л. Принципы правового и социального государства и их влияние на институт
социального партнерства: отдельные аспекты взаимодействия // Социальное и
пенсионное право. 2020. № 3. С. 8-12. [4] Крусс В.И. Конституционализация фискально-экономических
обязанностей в Российской Федерации: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 304
с. [5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.