Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Педагогические условия формирования духовно нравственных качеств у старших дошкольников в игровой деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 6

1.1. Психологические предпосылки духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 6

1.2. Игровая деятельность как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 14

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию педагогических условий при формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников в игровой деятельности 19

2.1. Организация исследования уровня сформированности духовно-нравственного воспитания дошкольников 19

2.2. Использование педагогических условий при формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников в игровой деятельности 27

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

45

ПРИЛОЖЕНИЯ

49


  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одной из важных задач, которая стоит перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Следует понимать, что процесс освоения нравственных ценностей длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается, что невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать, переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому перед дошкольной организацией стоит важная задача – прививать моральное поведение, способствовать возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо. Этому может помочь развитие нравственно-эстетических чувств.

Формирование нравственно развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с окружающими по законам красоты.

Одним из важных средств формирования духовно-нравственной воспитанности дошкольников выступает игровая деятельность, поскольку игра в этот период является ведущим видом деятельности детей.

Степень изученности темы исследования. Нравственным воспитанием детей старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др. Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.

Целью исследования является определение педагогических условий формирования духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста при использовании игровой деятельности.

Поставленная цель предполагает достижение следующих задач исследования:

1. Изучить психологические предпосылки духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать особенности влияния игровой деятельности на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить основные направления опытно-экспериментальной работы.

4. Организовать работу по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников

5. Изучить результаты экспериментального исследования педагогических условий духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания старших дошкольников с помощью игровой деятельности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

2. Экспериментальные методы (наблюдение, эксперимент);

3. Количественный и качественной анализ полученных данных и их обобщение.

Гипотеза исследования: предполагается, что дети старшего дошкольного возраста требуют организации педагогических условий для дополнительной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в практике педагогов для формирования духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, духовно-нравственное формирование личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия. Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей жизни, накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.

На сегодняшний день складывается такая ситуация, что различные изменения в экономической и социальной сферах жизни требует подготовки подрастающего поколения, которое будет способно адаптироваться в изменяющейся обстановке, уметь принимать решения и делать собственный выбор, обладать высоким уровнем общей и национальной культуры. В связи с этим существует необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания детей дошкольного возраста.

В первую очередь духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста протекает в процессе специально организованной работе. На таких занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит от соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать сверстников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать его, помогать другим и принимать помощь. В процессе занятия или в свободной деятельности ребенок может получать удовольствие от процесса получения новых знаний, или огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок усваивает необходимый ему опыт, в том числе нравственных качеств.

Одним из эффективных средств воспитания такого человека считается игровая деятельность. Возможности использования игр при воспитании детей способствуют развитию творчества и воображения, формированию духовно-нравственной культуры, речевому развитию и т.д.

Так можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера, навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией духовно-нравственного воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Психологические предпосылки духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Понятие нравственного воспитания достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим фактором является нравственного воспитание [29].

По мнению К.В. Гупаловой, нравственность представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и коллективизм [14].

М.Е. Маркушева указывает, что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе. В связи с этим можно сказать, что нравственное воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и поведение индивида для формирования у них нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [22].

По мнению О.С. Богдановой и Л.И. Катаевой, среди основополагающих базовых категорий нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные нравственные отношения [6].

Задачами нравственного воспитания выступают следующие:

1. Формирование нравственного сознания.

2. Воспитания и развитие нравственных чувств.

3. Наработка умений нравственного поведения.

Важно заметить, что нравственное воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами всего общества. К нравственному воспитанию относится знакомство индивидов с нравственными идеалами и требованиями общества, перевод нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.

Следует отметить, что в результате нравственного воспитания появляется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности, проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого, нравственная воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и способности индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании, показывая моральную образованность и способность анализировать, показывать явления жизни с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему самостоятельную оценку [8].

Так мы можем сделать вывод, что нравственная воспитанность является устойчивостью положительных привычек и привычных норм поведения, показывая культуру отношений и общения в условиях детского коллектива. Помимо этого, об уровне нравственной воспитанности свидетельствует наличие у школьников сильной воли и способности к осуществлению нравственно-волевого контроля и самоконтроля, а также регуляции поведения.

Проявление нравственной воспитанности отражается в активной жизненной позиции индивида, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в трудных жизненных ситуациях, сохранение верности своей убежденности и самому себе [10].

Нравственным принято считать индивида, который нормы, правила и требования представляет за свои собственные взгляды и убеждения, принимая их как привычную форму поведения. Другими словами, нравственность представляется внутренним категорическим императивом личности, побуждаясь здоровыми общественными потребностями, которые связаны с моральными знаниями, взглядами, убеждениями и идеалами.

Стоит отметить, что на сегодняшний день содержание нравственного воспитания подвергается существенным изменениям по причине того, что существует необходимость возрождать общечеловеческие ценности. Для того, чтобы воспитанники совершали нравственные поступки, у них должна быть такая потребность. Поэтому формирование нравственной потребности дошкольников заключается в процессе усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. Так, при помощи нравственной потребности появляется основа для природы морали – возможности свободного выбора. В такой выработке способности к свободному нравственному выбору заключается функции этических воспитательных дел. А система поступков приводит к формированию нравственной привычки в виде появления устойчивой потребности совершения нравственных поступков [2].

Можно сделать вывод, что нравственные представления — это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой. На уровень сформированности нравственных представлений влияет глубина социального и личностного осознания значимости нравственных норм и правил.

Нравственное воспитание приносит пользу только в случае его интеграции в процесс образования, когда оно становится составной частью процесса воспитания и образования дошкольников. Нравственное воспитание призвано решать несколько задач, необходимых к разграничению, которые в самом воспитательном процессе должны реализовываться одновременно. Одна из них направляется на нравственную социализацию детей, способствующую формированию у них положительных качеств и ценностей, определяющих поведение и сознание. В действиях таких детей проявляется свобода выбора, притом, что они имеют право совершать ошибки. Важно, что дети в сложных для них ситуациях могут принимать неправильные решения, однако это будет способствовать формированию у них самостоятельности и ответственности за свои поступки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы