Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Музыкальное образование (специальность)

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Педагогическая технология освоения музыкальной культуры Архангельска детьми дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития
музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. 11

1.1. Философский аспект раскрытия сущности музыкальной
культуры личности  11

1.2. Развитие музыкальной культуры дошкольников как
проблема психолого-педагогического исследования. 16

1.3. Особенности музыкальной и народных традиций
Архангельской области  19

Выводы по первой главе. 26

ГЛАВА II. Содержание и технология развития музыкальной
культуры детей 5-6 лет на основе народных традиций. 28

2.1. Модель развития музыкальной культуры детей старшего
дошкольного возраста на основе народных традиций. 28

2.2. Формы, методы и приемы развития музыкальной культуры
детей старшего дошкольного возраста на основе народных традиций. 31

2.3. Динамика развития музыкальной культуры детей старшего
дошкольного возраста. 37

Выводы по второй главе. 39

Заключение. 42

Список использованной литературы.. 45

Приложение. 49

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Культура
любого народа оставляет человечеству не только материальные и духовные
ценности, но и определенный тип сформированной личности, которая одновременно
является творцом и продуктом этой культуры. Одним из основных показателей
формирования личности на этапе дошкольного детства является развитие
музыкальной культуры ребенка. Сегодня на первый план выходит задача воспитания
личности ребенка, развития его музыкального сознания и создания системы
духовно-нравственных ценностей.

Музыкальная культура личности —
важнейшее условие ее гармоничного развития. Музыка как часть жизни содержит в
себе генетический кодек человечества, его интеллектуальный, волевой,
художественный заряд, запечатлевший весь спектр духовной и материальной
культуры народов, все многообразие человеческого облика (периоды, этносы,
традиции, идеалы, так далее.). Восприятие музыки в различных формах и видах
музыкальной деятельности способствует развитию у детей творческих способностей,
образного мышления (оригинальности, пластичности, фантазии, ассоциаций). В этой
связи будет оправдано говорить о творческой, художественной, музыкальной
ассимиляции мира.

Актуальность темы обусловлена ​​необходимостью
пересмотра преобладающих задач музыкального образования. Учебно-воспитательная
работа дошкольных учреждений, проводимая отдельно от социальной практики людей
и жизненного опыта детей, оказывается недостаточно эффективной.

В настоящее время возник новый
уровень философского и психолого-педагогического осмысления комплекса вопросов,
в рамках которого может решаться проблема развития музыкальной культуры
дошкольников. Среди философских течений важнейшие идеи философии гуманизма
(Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев и др.), Экзистенциальной сущности
человека и его потенциалов (А.С. Богомолов, О.Ф. Болнов, В.С. Соловьев и др.),
позиция герменевтики о построении образования как процесса понимания (Х.-Г.
Гадамер, Г.Д. Тульчинский, М. Хайдеггер и др.), синергетический взгляд на
человека как сложную организованную систему (И.Р.Пригожин, И.Стенгрес, Е.Н.
Князева и др.) О значении эстетического воспитания в плане духовного развития
человека написано в философии (В. Г. Белинский, Ш. М. Герман, А. И. Герцен, Н.
А. Добролюбов, И. А. Масеев, В. К. Скатерщиков, Г. Чернышевский и др.). Большая
заслуга в раскрытии проблемы эстетического воспитания, развитии детской
музыкальной культуры принадлежит таким педагогам, как Н. Л. Грозденская, Б. Т.
Лихачев, И. Л. Люблинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. Н. Шацкая, С.
Шацкий.

Развитие детской музыкальной культуры
изучено в трудах Е.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксина, Д.Б.Кабалевского
и др. Для нас особенно важны следующие результаты этих исследований: эстетическое
воспитание детей, подчеркивающее важность конструирования и развития их.
собственная музыкально-эстетическая культура личности ребенка.

Д.Б.Кабалевский призывал «воспитывать
в учащихся культуру как часть их духовной культуры» [10, с.4]. В концепции Д.
Б. Кабалевского музыкальная культура и музыкальная деятельность образуют
тождество процесса. Музыкальная деятельность — это предпосылка, условие,
процедура, форма, результат проявления музыкальной культуры человека.

Такую же позицию занимает Р.А. Тельчарова,
которая, анализируя музыкальную культуру личности, ее особенности творческого
характера, связь с музыкальной деятельностью, определяет музыкальную культуру
личности с комплексом таких проявлений, как «способности, отношения, знания,
умения, навыки, творчество " [32, с.9].

В данном исследовании основные идеи в
понимании развития детской музыкальной культуры как целостной черты личности,
формирующейся в процессе систематического, целенаправленного обучения и
воспитания, заложены в идеях Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Р.А.
Тельчарова.

Исследования специалистов в области
музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к
проблеме развития музыкальной культуры, но, анализируя возможности ее развития
в музыкальной культуре и сравнивая их с реальной организацией педагогического
процесса в дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что научные исследования
на практике.

В связи с этим существующая система
образования требует пересмотра, развития и использования новых педагогических
технологий, учитывающих новые социокультурные условия и ставящих новые задачи:
полилог культур, синтез этико-эстетических и культурных знаний, ориентация
теории культуры на качество социальной и индивидуальной жизни человека [13, с.
116].

Исследованию специфики музыкальной
культуры посвящены работы философов: М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Л. Н.
Когана, Ю. А. Лукин и др. Одни исследователи рассматривают музыкальную культуру
как «подсистему» ​​духовной культуры, другие — как «третий слой», расположенный
в структуре деятельности между «материальным» и «духовным» слоями, третьи, не
отрицая тесной связи между этими понятиями. , подчеркнем и подчеркнем его
уникальность, объясним их отличия.

Работы российских психологов Л. С.
Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, Е. В. Назайкинского, Г. С.
Тарасова, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина раскрывают деятельностный аспект
музыкальной культуры. Основные подходы в динамике взаимосвязи активности и
общения ребенка, основанные на построении структуры и развития личности в
деятельности — Леонтьев А.Н. на основе исследования целостного развития
образовательного процесса — Давыдов В.В., Занков Л.В.

Анализ исследований, проведенных в последние годы по
выявлению эффективных способов развития музыкальной культуры дошкольников,
показывает, что, несмотря на исключительную теоретическую и практическую
значимость современных методов обучения музыке, они отражают достаточно узкие
аспекты проблемы, особенно связанные с развитием. специальных

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в данной работе рассмотрено
формирование музыкальной культуры в ДОУ. Данная тема актуальна, т.к. приобщать
ребенка к миру прекрасного нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка влияет
на интеллектуальное развитие, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека.
Но в основном, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

Ведь в современном мире, где в основном
реальное общение часто подменяется виртуальным, много стрессов и переживаний,
человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения.
Поэтому возрастает как никогда.

Для формирования музыкально культуры
ребенка необходимо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять
себя в различных формах музыкальной работы — слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая
деятельность, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных
инструментах. Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, углубляют
его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение,
формируют музыкальный вкус.

В деятельности музыкального руководителя
ДОУ можно выделить три основных направления по формированию музыкальной
культуры дошкольников:

а) Музыкальный руководитель отвечает
за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;

б) В перечень обязанностей музыкального
руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по
организации музыкального образования дошкольников;

в) Важным направлением деятельности
музыкального руководителя является его взаимодействие с родителями детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития
музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста

1.1. Философский аспект раскрытия сущности музыкальной
культуры личности

С древних времен человечество
пыталось постичь секреты музыкального искусства и особенно его специфического
влияния на духовное формирование человека, что привело к ряду философских и
эстетических концепций, определяющих сущность и роль музыкального искусства в
духовной жизни человека.

Отношения между философией и музыкой
имеют два аспекта: решимость со склонностью развивать философские идеи в
отношении музыки и способность музыки выражать философские концепции. Как
отмечает Н. Шахназарова "влияние философии на музыку связано с
рассмотрением роли философских идей в формировании и развитии
музыкально-теоретической и музыкально-эстетической мысли и с влиянием
философских идей определенного периода на формирование мировоззрения. концепции
композиторов » [28, с.24].

С давних времен подчеркивалась
особенность музыкального искусства как самого чувственного среди других видов
искусства. Эта интерпретация основана на особых свойствах звукового искусства.
Установлено, что такие особые компоненты музыки, как мелодия и ритм, способны
влиять не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на обновление
его внутреннего мира. Аристотель объяснил это тем, что в основе музыки лежат,
так сказать, зародыши нравственных состояний. В мелодии есть движение: «эти
движения активные, а действия — признаки этических качеств»[3,с.57].

Современные исследователи находят,
что в трудах древнегреческих философов музыка воспринималась как «мимесис»,
отражение человеческой жизни и космической гармонии. «Древнегреческое
представление о музыке сочетает в себе объективный космически-структурный смысл
и человеческую чувствительность, связь между микрокосмом и макрокосмом, между
человеком и вселенной» [5, с.95].

Определение характера музыкального
воздействия на человека по-разному: как «этос», как «аффект», как «воля» и так
далее. Древнегреческие мыслители признали общую черту музыкального искусства,
которая способна формировать духовный образ человека.

Это также согласуется с мыслями
восточных мудрецов, которые в дискуссиях о музыке и ее свойствах подчеркивали
ее важность не только в формировании духовных и нравственных качеств человека,
но и его специфических функций в управлении.

В более поздний период появились
также гипотезы и научные домыслы многих мыслителей, пытавшихся объяснить социально
значимую роль музыки в духовном и эстетическом воспитании личности. Г. Лейбниц
определил музыку как скрытое арифметическое упражнение духа. По мнению А. Шопенгауэра,
музыка — это «тайное метафизическое упражнение души, прямой образ
бессознательной воли, музыка чужда познанию видимого мира, поскольку не зависит
от него». О. Шпенглер же считал музыку высшей формой человеческого познания. В.
Одоевский отмечал, что музыка выражает внутреннее чувство человека, А. Толстой
называл музыку транскрипцией душевного состояния. [16, с.44].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы