Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СПОСОБА АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА
ЖИЗНИ.. 7
1.1. Общая характеристика развития
речи у детей дошкольного возраста. 7
1.2. Особенности и условия развития
активной речи детей
третьего года жизни. 12
1.3. Влияние пальчиковых игр на
развитие активной речи детей третьего года жизни 23
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ
АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ.. 30
2.1. Выявление уровней развития
активной речи детей третьего года жизни. 30
2.2. Содержание работы развития
активной речи детей третьего года жизни посредством использования пальчиковых
игр. 37
2.3. Динамика развития и определение эффективности
результатов проведенной с помощью пальчиковых игр работы по развитию активной
речи детей третьего года жизни. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ. 57
Введение:
Современные педагогические исследования
показали, что в последнее время возросло число детей, имеющих недостатки
речевого развития (А.Г. Арушанова, О.А. Белобрыкина, Л.В. Лидак, Л.Н.
Смолякова, Е.В. Савушкина и др.). Речевое развитие ребенка – одно из основных
условий становления личности в дошкольные годы (Н.И. Красногорский, А.А.
Люблинская, Е.И. Тихеева). Речь является непременным условием и необходимым
компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают
сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются
накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами.
Недостатки развития речи накладывают
отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы,
затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность (О.С.
Ушакова,
Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и д.р.).
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в последние годы, когда живое
общение заменяется общением посредством компьютерных технологий.
Еще К.Д. Ушинский писал: «Язык, не есть
что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов
человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством».
Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно,
грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же
время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной. Идеи К.Д.
Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником
методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями
речи – значит владеть орудием умственного развития человека. Главным в речевом развитии ребенка раннего
возраста является стимулирование его активной речи. Это обеспечивается за счет
активизации взрослым общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Дети должны
быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать,
изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.
Развитие речи может проходить не только на
специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на
протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Проблеме развития
активной речи у детей раннего возраста посвящены работы А. Г. Арушановой, Е. И.
Радиной, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохина,
Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной и др. В настоящее время методика развития речи у
дошкольников активно разрабатывается О. А. Бизиковой, Е. С. Рычаговой, А. А.
Соколовой, А. В. Чулковой и др.
Отечественными учеными
А.Н. Гвоздевым, И.Е. Исениной, Д.Б. Элькониным и другими доказана связь между
речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между
речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных
импульсов пальцев идет совершенствование речи.
Обычно дети, которые
имеют высокий уровень развития мелкой моторики, обладают логическим мышлением,
хорошей памятью, вниманием, связной речью. Развитие мелкой моторики руки
оказывает положительное воздействие на формирование правильного произношения,
темп речи, интонационное разнообразие, снимает психическое напряжение. Важность
специального развития мелкой моторики заключается еще и в том, что современные
игрушки, предметы быта сделаны максимально удобными, что не содействует
развитию мелкой мускулатуры.
Одним из эффективных
способов развития активной речи детей третьего года жизни являются пальчиковые
игры. Пальчиковые игры — общепринятое название занятий на развитие мелкой
моторики у детей с целью влияния на развитие речи. Учеными доказано, что
развитие речи и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Руки являются специфическим органом с множеством разнообразных функций.
В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной
системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга,
ответственные за речь.
В связи с эти возникает противоречие между: потенциальными
возможностями пальчиковых игр в развитии активной речи детей третьего года
жизни и недостаточным их использовании в решении данной проблемы.
Выявленные противоречия
помогли обозначить проблему исследования, которая заключается в
недостаточном изучении возможностей использования пальчиковых игр для развития
активной речи детей третьего года жизни.
Объект исследования
– процесс развития активной речи детей третьего года жизни.
Предмет исследования
– пальчиковые игры, как средство развития активной речи детей третьего года
жизни.
Цель исследования
– изучение возможностей использования пальчиковых игр для развития активной
речи детей третьего года жизни.
Гипотеза исследования
— процесс развития активной речи детей третьего года жизни будет эффективным:
• при систематическом
использовании пальчиковых игр в разных видах деятельности в течение дня.
• при организации участия
родителей в педагогическом процессе (игры дома)
Задачи исследования:
1. Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть
особенности и условия развития активной речи детей третьего года жизни.
3. Изучить возможности
использования пальчиковых игр для развития активной речи детей третьего года
жизни.
4. Подобрать методики,
направленные на диагностику уровня развития активной речи детей третьего года
жизни.
5.Организовать
диагностическое обследование детей по подобранным методикам и провести оценку
результатов.
6.Сравнить полученные в
результате исследования данные и подвести итог по полученным результатам;
Методы исследования:
– теоретический: анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические:
библиографический метод, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
– методы анализа:
количественная и качественная характеристика полученных данных.
Методологическую основу
исследования составляют положения о ведущей роли речи
как особом виде деятельности в развитии ребенка (М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин,
А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский); современные концепции
личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания детей
раннего возраста (Л.С. Выготский, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, Л.Н
Галигузова, С.Ю. Мещерякова); педагогические концепции развития речи детей
раннего возраста (Ю.Ф. Гаркуша, С.Н. Цейтлин ,В.В. Гербова, О.Е. Громова, И.Б.
Карелина, М.И. Лисина, Т.А. Датешидзе Г.В. Чиркина и др.).
Практическая
значимость исследования
заключается в том, что комплекс пальчиковых игр, направленный на развитие
активной речи детей третьего года жизни, может быть использован в развивающем
направлении, при реализации задач ОО «Речевое развитие», включаться в
образовательную и самостоятельную деятельность детей.
Структура
работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Развитие активной речи играет ведущую роль
в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и
как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон
речи является необходимым условием развития активной речи, и в то же время
развитие активной речи способствует самостоятельному использованию ребенком
отдельных слов и синтаксических конструкций.
В среднем дошкольном возрасте возрастает
речевая активность ребенка: запас слов быстро растет, дети употребляют слова в
самых разнообразных грамматических и синтаксических сочетаниях, выражают свои
мысли не только простыми, но и сложными предложениями; учатся сравнивать,
обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отделенного смысла слова.
Речь становится контекстной. Дошкольники в возрасте третьего года жизни активно
осваивают диалог. В этом возрасте возникает новая форма общения – внеситуативно-личностное,
в процессе которого ребенок ориентируется на мир людей, овладевает
взаимосвязями в социальном мире.
Одним из средств развития активной речи
детей третьего года жизни являются пальчиковые игры. Пальчиковый игры –
уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и
взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики
стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения,
воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше
запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но
и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Очень важным фактором
для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные
действия сопровождаются стихами.
Исследование проводилось на базе ___,
группа детей третьего года жизни. В результате проведения констатирующего этапа
было выявлено, что у большинства детей у третьего года жизни отмечается низкий
уровень развития умений вести диалог и навыков общения.
Работа по развитию активной речи
посредством пальчиковых игр. Кроме того, мы отметили, что эффективность
организации занятий заключается в следующем: специальный подбор пальчиковых
игр; художественной литературы и фольклорных произведений (сказок); дифференцированный
подход к объединению детей в игре по речевым навыкам, что способствует
активизации словаря у более слабых детей.
По результатам диагностики было выявлено,
что у 50% детей третьего года жизни уровень развития активной речи находится на
высоком уровне. Эти дети занимают активную позицию в общении, умеют поддержать
диалог в процессе общения, привлечь внимание собеседника, используют вербальные
и невербальные средства общения. У 50% детей выявлен средний уровень навыков
общения. Эти дети испытывают затруднения начать общение, привлечь внимание
взрослого или сверстника. В процессе общения используют преимущественно невербальные
средства общения. Низкий уровень развития активной речи на контрольном этапе
выявлен не был.
Таким образом, по итогам проведенной
диагностики выявлено, что у большинства детей третьего года жизни наблюдается
положительная динамика в развитии активной речи. На основе полученных
результатов можно сделать вывод, что проведенная работа по развитию активной
речи у детей третьего года жизни была эффективной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР КАК СПОСОБА АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО
ГОДА ЖИЗНИ 1.1. Общая характеристика
развития речи у детей дошкольного возраста Речь – важная часть социального
существования людей, нужное условие жизни человеческого общества, форма общения
людей, опосредствованная языком. [49, с. 237]. Благодаря ей человек
обретает, усваивает знания и передает их. Она является средством воздействия на
сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов,
удовлетворения потребностей в общении [65, с. 122]. Но говоря о том, какое
важное значение имеет речь, мы должны обязательно говорить и о содержании ее,
поскольку все вышеупомянутое-лишь отражение синтеза того объема понятий,
который имеет в своем расположении человек. Обедненная речь не может быть
эффективной. Таким образом мы приходим к тому, что обогащение словаря – это то,
что делает речь насыщенной, производящей нужное воздействие, помогающей ребенку
полноценно взаимодействовать с окружающими.
Этап раннего детства является началом
сенситивного периода в развитии речи, который в общем длится от двух до пяти
лет. Это время наибольшей чувствительности ребенка к речевым влияниям, к
наполнению как пассивного, так и активного словаря.
В развитии словаря детей дошкольного
возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его
качественное развитие, т.е. овладение значениями слов [1, с. 23].
В любом слове возможно отметить его
значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление) и
морфологическую текстуру. Все без исключения данные свойства слова необходимо
принимать во внимание при проведении словарной работы [4, с. 42].