Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Теория и методика экологического образования дошкольников

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Ознакомление дошкольников средней группы с сезонными изменениями посредством организации наблюдений на прогулке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
ознакомления дошкольников средней группы с сезонными изменениями посредством
организации наблюдений на прогулке. 7
1.1. Особенности экологического
воспитания дошкольников средней группы   7
1.2. Анализ программы «От рождения
до школы» в рамках ознакомления дошкольников средней группы с сезонными
изменениями, основные методы   14
1.3. Прогулка как средство
экологического воспитания дошкольников. 24
Глава 2. Методические аспекты ознакомления дошкольников
средней группы с сезонными изменениями посредством организации наблюдений на
прогулке. 31
2.1. Особенности организации
наблюдений на прогулке для ознакомления дошкольников с сезонными изменениями. 31
2.2. Календарь наблюдений за
сезонными изменениями для дошкольников средней группы.. 37
2.3. Разработка и проведение
комплекса прогулок для ознакомления дошкольников средней группы с сезонными
изменениями. 44
Заключение. 58
Список используемых источников. 61
Приложение. 65
Приложение 1. 65
Приложение 2. 70

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Взаимодействие человека и природы, общества и его окружения в условиях быстрого
роста промышленного производства с существующими много отходными технологиями
достигло критических форм и размеров. Существует угроза самому существованию
человечества: происходит непрерывное истощение природных ресурсов и опасное
загрязнение окружающей среды для жизни человека.

Современная
экологическая ситуация в мире заставляет вновь взглянуть на экологизацию
образования и воспитания молодого поколения. Воспитание правильного отношения к
природе должно начинаться с самого раннего детства.

Специфической
чертой экологического образования дошкольников является непосредственный
контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с животным миром и
растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в
дошкольной образовательной организации.

Методика
экологического образования дошкольников в настоящее время переживает процесс
своего активного развития. В теории дошкольной педагогики складывается
системный подход в решении проблем экологического воспитания, разрабатываются
содержание и новые технологии.

В
настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания
дошкольников. Прививать детям любовь к природе следует начинать с самого
раннего возраста. Восприятие природы помогает развить такие качества, как
жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему
живому. Ребенок, любящий природу, не будет бездумно срывать цветы, разрушать
гнезда или обижать животных.

Признавая
важность экологического образования, усилия теоретиков и практиков направлены
на создание системы непрерывного экологического образования в регионах страны,
первым звеном которой является дошкольное образование.

По
мнению ряда авторов, наличие экологических идей, эмоционально позитивное
отношение к природе и организация полезной деятельности детей (В. Г. Грецова,
З. П. Плохий, М. К. Ибраимова и др.) являются основой осознанного бережного
отношения к природе.

Первое
отношение к природе формируется у детей на основе эмоций, ощущений, возникающих
в процессе созерцания его красоты. Но только эмоционального восприятия для
формирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Воспитатель
должен стремиться к тому, чтобы связать чувства детей с экологическими знаниями,
возникшими в результате непосредственного общения с природой, что, в свою
очередь, приведет к различной экологической деятельности.

Познакомить
детей с природой, воспитать любовь к ней помогут экологические праздники и
досуги в дошкольной образовательной организации, где дети знакомятся с
растениями и некоторыми животными.

Одной
из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложная
познавательная деятельность, поскольку она требует постоянного внимания и
включает в себя как восприятие, так и мышление и речь. Наблюдение-это
специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее
длительное и систематическое, активное восприятие детьми предметов и явлений
природы.

В
процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно изучить
объекты наблюдения, сравнить их друг с другом, показывает взаимосвязь различных
природных явлений. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями педагога
того, что дети видят в данный момент, чем более конкретными и яркими остаются представления
ребенка об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применить
полученные знания на практике.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
в ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

Экологическое
воспитание – система педагогического воздействия, которое направлено на
формирование экологической воспитанности у детей, на формирование и развитие
знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе. Экологическим
воспитанием детей среднего дошкольного возраста является педагогический
процесс, который опирается на основополагающие идеи и понятия экологии при
ознакомлении детей с природой. Результатом экологического воспитания будет
становление на основе экологических знаний осознанно-правильного
социально-одобряемого отношения к самой природе во всём её многообразии.

На
сегодняшний день, в сфере экологического образования дошкольников ДОО педагоги
применяют наиболее оптимальные программы развития, которые в определенной
степени соответствуют ФГОС ДО. Содержание программы «От рождения до школы»
(ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.), разработанной на базе
ФГОС ДО предназначено для применения в ДОО для развития основных
образовательных программ. В программе пятого издания 2019 года «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено
образовательной областью «Познавательное развитие» разделом – Ознакомление с
окружающим миром (Природное окружение).

Анализ
программы «От рождения до школы» доказывает, что в средней группе главной
задачей воспитателя является развитие у детей системы знаний о связях и
отношениях, существующих в природе: о воздействии условий жизни на потребности
растений и животных. Дети средней группы должны знать особенности каждого
времени года, его временные рамки и особенности его начала и конца; знать
последовательность времен года; проследить взаимосвязь между состоянием неживой
природы, растительного мира, работой и жизнью людей.

Особое
место в жизни детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении занимают
прогулки на свежем воздухе. Прогулки способствуют расширению кругозора детей
среднего дошкольного возраста, развитию любознательности, наблюдательности.
Знания и представления детей о мире углубляются на основе эмпирического,
прямого восприятия, они не навязываются сверху, не вызывают протеста, что очень
ценно в смысле сохранения особого психологического мира дошкольника.

Экологическое
воспитание в дошкольном учреждении осуществляется в течение всего учебного
процесса – в повседневной жизни и во время непосредственной образовательной
деятельности. Одной из форм познания мира является наблюдение. Это сложная
познавательная задача, потому что она требует постоянного внимания и включает в
себя как восприятие, мышление и речь. Наблюдение – это специально
организованное педагогом целенаправленное, более или менее продолжительное и
систематическое, активное восприятие детьми объектов и явлений природы

Разнообразные
наблюдения за погодой, растениями, животными позволяют сформировать у детей
конкретные представления о сезонах, о закономерностях природных явлений в
течение года, о зависимостях живой природы от неживой. Данную методику
сопровождают заполнением календаря сезонных изменений природы, т.е. фиксация
меняющихся характеристик каждого времени года с помощью определенных рисунков,
символов и значков

Для
реализации воспитательно-образовательных принципов был разработан и реализован
комплекс целевых прогулок, разработан тематический план работы по ознакомления
дошкольников средней группы с сезонными изменениями. В целом содержание
наблюдений на прогулках в каждом из сезонов включало следующие компоненты:
наблюдения за погодными условиями, наблюдение за растительным миром, наблюдение
за животным миром.

После
каждой прогулки проводилась беседа по итогам наблюдений, решались задачи
углубления и систематизации знаний детей, полученных в процессе целевых
прогулок в природу. Во время беседы задавались вопросы, помогающие детям
воспроизвести в памяти ход прогулки. Происходил анализ явлений, объектов,
рассмотренных ранее, выделение их особенных признаков. Такой анализ обеспечил
переход к обобщениям, приводил в систему разрозненные факты. Далее ставились
вопросы, требующие обобщения вывода, установления зависимостей и связей.

По
итогам проведенных прогулок с детьми была проведена обобщающая беседа «Времена
года». Данная беседа была проведена с целью уточнения знаний детей средней
группы о сезонных изменениях в природе.

Дети
уверено рассказывали о признаках времен года, отмечали их на картинках, их
ответы стали были достаточно содержательными. Большинство детей смогли верно
указать на картинках соответствующее время года, но столкнулись с проблемой
доказать свое мнение, описав характерных признаки каждого времени года.
Некоторые дети самостоятельно смогли указать только 1-2 признака на каждой
картинке. Так как дети затруднялись в поиске характерных признаков времен года,
задание сопровождалось помощью воспитателя.

Разработанный
и реализованный комплекс прогулок способствовал углублению представлений детей
среднего дошкольного возраста о сезонных изменениях.

Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы ознакомления
дошкольников средней группы с сезонными изменениями посредством организации
наблюдений на прогулке 1.1. Особенности экологического воспитания
дошкольников средней группы «Экология
– биологическая наука, изучающая организацию и функционирование
надорганизационных систем различных уровней: популяций,  биоценозов (сообществ), биогеоценозов
(экосистем) и биосферы» — Биологический Энциклопедический Словарь [2, стр. 730].

Экологическое
воспитание — это целенаправленное влияние на духовное развитие детей,
формирование их ценностей, моральная и экологическая позиция личности, умение и
навыки экологически безопасного взаимодействия с природой и обществом, по
мнению К.Д. Ушинского [33, стр. 54]

Экологическое
воспитание дошкольников — это знакомство детей с природой, основанное на
экологическом подходе, когда педагогический процесс основан на основных идеях и
концепциях экологии, —  это понятие было
дано С. Н. Николаевой [24, стр. 19].

Е.
В. Гончарова говорила, что «… достаточно часто экологическое воспитание детей
среднего дошкольного возраста сочетают только с сочетанием ими любви и
бережного отношения к природе» [8, стр. 120].  Между тем, психолого- педагогические
исследования дают право понимать и конкретизировать предмет и содержание этого
направления,  а так же связать их с
первоначальным понятиями экологии. Е. В. Гончарова говорит, что
научно-экологический подход «… дает возможность перенаправить знакомство
дошкольников с природой на экологическое воспитание и уже в среднем дошкольном
возрасте начать воспитание экологической культуры» [8, стр. 122].

Экологическое
образование — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается
от традиционного приобщения к природе. Основой общения дошкольника с природой является
отношение старшего к младшему (возникает потребность ласкать, заботиться о
растениях и животных) [10, стр.101]. Процесс взаимодействия ребенка с
растительным и животным миром носит противоречивый характер. Эволюционное
отношение к нему может проявляться у ребенка, как в моральных, так и
безнравственных действиях. Это связано с незнанием правил взаимодействия
дошкольников с объектами природы. Поэтому важно формировать предубеждения о
природе и формы отношения к ней. Сознательно правильное отношение развивается
при условии тесного контакта и различных формах взаимодействия ребенка с
растениями и животными, которые присутствуют в комнате, в детском саду и дома.

Цель
экологического образования достигается в решении единства следующих задач:

1. Образовательных — формирование системы
знаний об экологических проблемах современности и способах их решения;

2. Воспитательных — формирование мотивов,
потребностей и привычек экологически приемлемого поведения и деятельности,
здорового образа жизни;

3. Развивающих — разработка системы
интеллектуальных и практических навыков для изучения, оценки состояния и
улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной
охране окружающей среды: интеллектуального (способность анализировать
экологические ситуации), эмоционального (отношение к природе как универсальной
ценности), морального (воля и настойчивость) [3, стр. 47].

Экологическая
культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество
системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов,
правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их
реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы