Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности виктимного поведения подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения виктимного поведения подростков 5

1.1. Виктимное поведение: понятие, характеристика 5

1.2. Правовые основы поддержки семьи и детства 12

Глава 2. Анализ виктимного поведения подростков 19

2.1. Причины виктимного поведения подростков 19

2.2. Состояние подростковой преступности 26

Глава 3. Профилактика виктимного поведения подростков 32

3.1. Организация профилактики виктимного поведения подростков 32

3.2. Пути предупреждения виктимного поведения подростков 36

Заключение 42

Список использованной литературы 44

  

Введение:

 

В настоящее время, необходимо задуматься о постоянном повышении частоты противозаконных действий не только среди взрослого населения, но и среди молодежи, это становится возможным, в том числе, в результате возрастающей виктимизации. Можно предположить, что отдельные лица могут демонстрировать более высокий уровень виктимности и специфическую картину виктимного поведения, так как они оказываются более чувствительными и уязвимыми к влиянию социума в различных сферах жизнедеятельности. Особенно часто виктимное поведение наблюдается в подростковом возрасте. Так же актуальным является вопрос о новых типах и способах взаимодействия между подростками и различными социальными группами, отличающихся, в том числе и социально-опасными явлениями. Равным образом, негативными последствиями могут считаться общение с обладателями форм девиантного поведения – это пьянство, наркомания, явная или скрытая психопатология.

Вместе с тем сами подростки могут не только обрести антисоциальную направленность и совершать противоправные действия, но и оказаться под прямым и косвенным воздействием социального влияния и демонстрировать виктимное поведение. Как наиболее незащищенная и восприимчивая возрастная группа, они могут невольно побуждать к совершению преступных действий по отношению к себе.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие при виктимном поведении подростков.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие виктимное поведение подростков.

Целью выпускной квалификационной работы является системное и функциональное изучение особенностей виктимного поведения подростков.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи выпускной квалификационной работы:

— раскрыть сущность виктимного поведения;

— изучить правовые основы поддержки семьи и детства;

— рассмотреть причины виктимного поведения подростков;

— проанализировать состояние подростковой преступности;

— охарактеризовать организацию профилактики виктимного поведения подростков;

— определить пути предупреждения виктимного поведения подростков.

Методология и методы курсовой работы. При исследовании виктимного поведения подростков использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ходе исследования были выявлены основные особенности виктимного поведения подростков.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию профилактики и предупреждения виктимного поведения подростков.

Нормативную базу выпускной квалификационной работы составило Конституция РФ , международное законодательство, нормативные акты Российской Федерации, в том числе регламентирующее виктимное поведение подростков.

Структура выпускной квалификационной работы определена объектом, предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Виктимное поведение рассматривается как психологическое отклонение, которое закреплено в привычных формах человеческой активности и обуславливается потенциальной или реальной предрасположенностью субъекта становиться жертвой. Основным признаком виктимного поведения является осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что индивид оказывается в роли потерпевшего. Выделяют несколько видов виктимности: ролевая, социальная, личностная.

2. Исследование нормативных правовых актов, регулирующих систему поддержки семьи и детства позволяет сделать вывод о многообразие законных и подзаконных актов.

По нашему мнению, новые законы в сфере социальных пособий в РФ практически не принимаются. Поэтому вполне логичным представляются все чаще звучащие предложения о необходимости принятия специализированного федерального закона «Об основах социальной политики в Российской Федерации», который бы систематизировал действующие многочисленные нормативные акты в сфере социальных пособий в РФ. Причем, проект данного закона существует с 1999 г.

Для создания единого кодифицированного источника, законодателю в первую очередь необходимо выбрать один из путей при составлении кодекса:

1) провести поэтапную систематизацию источников права социального обеспечения;

2) провести единую отраслевую кодификацию законодательства в области социального обеспечения. После этого ему необходимо установить основные цели и задачи данного кодекса, которые будут реализовывать права граждан в сфере социального обеспечения.

3. При рассмотрении причин виктимного поведения подростков причинам уделяется особое внимание. В большинстве случаев это сложная финансовая ситуация, обусловленная негативным влиянием на воспитание детей, как правило, в неблагополучных семьях. Среди детей из неблагополучных семей уровень преступности выше, так как насилие и жестокость применяются к детям в том числе. А, как мы знаем, жестокость порождает жестокость. Необходимо отметить, что эти семьи оказывают отрицательное влияние не только на членов их семей, но и на подростков, с которыми их дети дружат и общаются.

4. Подростковая преступность за последние 18 лет значительно снизилась, однако количество преступлений, совершенных подростками, все еще составляет около 40 тысяч случаев.

5. По нашему мнению, необходимо рассмотреть возможные пути профилактики подростковой преступности (рис. 3.1).

Во-первых, для профилактики совершения преступления юными гражданами необходимо проводить всестороннее оздоровление условий их семейного воспитания.

Во-вторых, необходимо проводить профилактику преступности в школьном возрасте.

В-третьих, необходимо всячески привлекать подрастающее поколение к занятиям в различных секциях, которые направлены на физическое, интеллектуальное и творческое развитие подростков.

6. Совокупное профилактическое воздействие и своевременная коррекционная работа с подростками, трансформация их личностных особенностей в позитивное русло с помощью индивидуальных и групповых форм работы, может значительно снизить уровень виктимизации, оснащая их эффективными моделями безопасного поведения и раскрывая их внутренние резервы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения виктимного поведения подростков

1.1. Виктимное поведение: понятие, характеристика

Проблема изучения виктимности и виктимного поведения на сегодняшний день, несомненно, является одной из важнейших для исследования современной психологии. Широкая общественность, психологические и юридические сообщества в настоящее время не имеют четкой позиции по проблеме виктимности как формы девиантного поведения, но многие известные писатели и ученые занимались проблемой виктимности в своей работе.

Д. В. Ривман отмечает, что зарубежными учеными Ф. Т. Джасом, А. Фейербахом, Э. Сазерлэндом, А. Фаттахом, А.В. Алленом, Кане фон Кентигом и Бенджамин Мендельсоном поднималась тема виктимности .

Виктимность понимается как стабильное качество личности, которое отражает способность человека стать жертвой внешних обстоятельств и действий социальной среды. Эта концепция предполагает предрасположенность человека стать жертвой в условиях взаимодействия, нейтральных для других условий .

В рамках нашей работы рассмотрим различные классификации виктимности.

И.Н. Полубинский выделил четыре типа виктимности:

1. Индивидуальную, в который учитываются особенности индивида и служат в определенных ситуациях условием совершения преступлений с особым вредом для индивида.

2. Видовую, которая проявляется в восприимчивости человека, становится жертвами определенных видов преступлений при определенных обстоятельствах.

3. Групповую состоящую из определенных категорий людей с общими социальными, демографическими, психологическими, биофизическими и другими характеристиками «повышенной способности», становится жертвой преступления.

4. Массовую, которая представляет риск для определенной части людей из-за наличия в них определенных характеристик для причинения физического, морального и материального ущерба от преступлений. Она содержит три компонента:

• общий потенциал уязвимости, который фактически существует в населении в целом и в его отдельных группах (сообществах);

• активный компонент поведения, который проявляется в общем количестве действий, которые опасны для активных людей (позитивные, негативные, криминализируют или создают благоприятную среду);

• совокупность актов причинения вреда, последствия преступлений, то есть практика виктимности, виктимизации (результат виктимности) .

В своих трудах Л.В. Франк отмечает несколько видов виктимности:

• ролевую (профессиональную) — виктимность является результатом выполнения человеком определенных социальных функций;

• социальную — виктимность обусловлена преступлением в обществе, в котором каждый человек становится потенциальной жертвой;

• личностная — виктимность предполагается как совокупность социально-психологических характеристик личности, определяющих способность стать жертвой преступления .

Выделяют два типа виктимности в своих работах: общий, который зависит от социальных, гендерных и ролевых характеристик жертвы, и социальный, который реализуется в отношении, атрибутах и чертах личности.

Выделяют следующие виды виктимности :

• виктимогенное изменение личности представляется как совокупность социально-психологических характеристик и личностных качеств, вызванных неблагоприятными социальными условиями. В этом разнообразии фиксируется эмоциональная нестабильность, низкий уровень абстрактного мышления, высокая конфликтность, импульсивность;

• профессиональная или ролевая виктимность представляются как признак социальной роли человека, которые проявляются без учета личностных качеств и, исходя из этой роли, увеличивает риск насилия;

• возрастная виктимность представлена как психофизиологическое качество человека для людей с ограниченными возможностями и определенных возрастных групп;

• виктимность-патология проявляется в результате патологического состояния человека на фоне психических заболеваний, недостаточного развития зрительных и слуховых анализаторов и других серьезных заболеваний.

Приводят следующую классификацию виктимности :

По признакам поведения в различных жизненных ситуациях: политическая; криминальная; транспортная; бытовая; экономическая.

По психологическим механизмам: познавательную; эмоционально-волевую; мотивационную; смешенную.

По количеству участников: групповую; индивидуальную; массовую.

По отношению к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности: общегражданскую; профессиональную.

По психологическому уровню виктимности: сильновыраженную; средневыраженную; слабовыраженную.

По времени:

• ситуативную; относительно стабильную.

Различается два основных типа виктимности: личностный и ролевый. Личная виктимность напрямую влияет на поведение в ролях и определяется личностными характеристиками человека. Подчеркивается позиция жертвы и статус жертвы, и их динамическое воплощение: игровые роли жертвы, социальные роли жертвы. Приводится ряд примеров игровых и социальных типов жертв. Также автор выделяет несколько компонентов виктимности:

• ситуационную;

• аксиологическую;

• интеллектуально-волевую;

• деятельносто-практическую;

• эмоционально-установочную;

• конституционально-биологическую.

Таким образом, понятие виктимность представляет собой сочетание личных и ситуативных компонентов и подкрепляется интеграцией социальных, ролевых и гендерных характеристик жертвы на виктимные свойства личности. Люди, пережившие насилие в детстве, имеют такие качества по отношению к своим мучителям, предрасположенность к выбору антисоциального лидера, готовность жертвовать, желание помогать другим за счет себя, вызывающее зависимое поведение.

В работах О.А. Клачковой описаны факторы виктимности. Особо важным фактором она отмечала фактор «экспрессивность». В данном факторе наблюдались следующие психологические характеристики: личностная лабильность, импульсивность, пессимизм, беспокойство, индивидуальность .

Д.В. Ривман теоретически обосновал, что люди, которые не подвергались виктимности, характеризуются такими качествами, как: высокая способность сознательно регулировать поведение и эмоциональное состояние, гармоничность «Я-концепция», высокий адаптационный потенциал, развитая духовная и моральная уверенность в себе.

Поведение жертвы И.Г. Малкина-Пых считает психологическим отклонением. Данное отклонение определяется потенциальной или фактической предрасположенностью субъекта стать жертвой и проявляется в повседневной жизни человека .

Особый интерес представляет теория М.А. Одинцовой, которая рассматривает особенности виктимной личности через категорию жертва, выделяя несколько типов жертв, обладающих определёнными виктимными комплексами .

В исследовании М.А. Одинцовой показано, что лица, имеющие внутриличностные конфликты отличаются от всех типов жертв более высоким уровнем комплексов.

Комплексы жертвы могут проявляться как деструктивное поведение, которому способствуют ролевые межличностные конфликты:

1. Жертва — ребенок: в этом комплексе депрессивные состояния воспроизводятся путем провокации других к межличностным конфликтам из-за нежелания что-либо менять.

2. Жертва — подкаблучник: происходит на фоне осознания беспомощности совместно с депрессивными состояниями.

3. Безвинная жертва: этот комплекс считается самооправданием и невиновностью, вызывая вину со стороны других и постоянный контроль над ними.

Следует отметить, что неразрешенность внутриличностных конфликтов приводит к формированию виктимных комплексов:

• комплекс притворной жертвы, заключающийся в том, что индивид привлекает проблемы своими страхами;

• комплекс мнимой жертвы, состоящий из проявлений трусости, тревоги, мнимых предположений о наличии постоянной опасности и опасности от других.

Сочетание характеристик жертвы приводит к незавершенным эмоциям, напряженности и насильственному поведению, что может привести к совершению преступления.

При изучении структуры виктимности, возникает возможность глубже понять различные причины ухода от безопасного поведения, особенности межличностных контактов, которые приводят к кризисным ситуациям.

В своих трудах М.А. Одинцова выделила игровую и социальную роль жертвы.

Игровая роль жертвы определяется как принятая роль участников межличностного взаимодействия и основана на свободном, ситуативном и взаимовыгодном поведении. Эти действия соответствуют внутриличностным характеристикам.

М.А. Одинцова выделяет следующие признаки игровой роли жертвы:

• демонстративность;

• инфантильность;

• боязнь ответственности;

• манипулирование;

• пластичность.

Положение жертвы определяется как устойчивое образование, которое воплощает роль жертвы и проявляется в виде комбинации установленных рентных установок. Со временем, по мере того как сила игры возрастает, рентные установки постепенно разрушаются. У людей, которые играют роль жертвы, все признаки сохраняются и выделяются, и их выражение имеет экспрессивный характер.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы