Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности советской системы социального обеспечения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………… ……………………………………… 3 1 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ…….. 5 1.1 Сущность социального обеспечения….…………………………………. 5 1.2 История социального обеспечения России ……………………………. 12 1.3 Нормативно – правовое регулирование социального
обеспечения в СССР…………………………………………………………………………… 18 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СССР……. 27 2.1 Советская пенсионная система………………………………………….. 27 2.2 Льготы в системе социального обеспечения СССР……………………. 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 49

  

Введение:

 

Система социальной защиты любого современного
государства – почти необъятный объект исследования, поскольку включает
пенсионную систему, систему обязательного социального страхования (на случай
временной нетрудоспособности, трудового увечья или профессионального
заболевания, беременности и родов и пр.), медицинское страхование, социальное
обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, различные виды натуральной и
денежной помощи ветеранам, безработным, семьям с детьми, малоимущим и другим
категориям населения, субсидирование расходов граждан по оплате жилья и
коммунальных услуг и т.д. Любая из этих подсистем сама по себе заслуживает
отдельного исследования. Поэтому данная работа не претендует ни на
исчерпывающий характер, ни на глубокое погружение в проблематику каждого из
элементов системы социальной защиты.

С 1912 года Россия влилась в строй цивилизованных
стран со складывающейся, достаточно широкой системой обязательного социального
страхования и обеспечения. После Октябрьской революции 1917 года Советским
правительством был принят ряд декретов по социальному обеспечению и
страхованию. 31 октября 1917 года СНК РСФСР принял «Положение о социальном
обеспечении трудящихся». 17 апреля 1919 года оно было дополнено некоторыми
изменениями, в соответствии с которыми финансирование расходования стало
производиться из государственного казначейства в сметном порядке. Пенсионное
обеспечение по старости стало вводиться поэтапно с 1928 года, а в 1929 году был
принят Закон «Об обеспечении и порядке социального страхования по случаю
старости».

Крупной реформой стали мероприятия, проводимые в
соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года по
социальному обеспечению и страхованию. Важнейшей радикальной реформой всей
системы социального обеспечения и страхования стал Закон «О пенсионном
обеспечении граждан в СССР», принятый 15 мая 1990 года.

На современном этапе право на социальное обеспечение
закреплено в Конституции Российской Федерации и осуществляется на практике с
помощью определенного организационно-правового механизма, который представляет
собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. Этот
механизм не остается неизменным, он постоянно совершенствуется в соответствии с
конкретными условиями и задачами государства. Социальное
обеспечение – это система социально-экономических мероприятий по обеспечению и
обслуживанию престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также
других лиц, нуждающихся в поддержке и помощи.

Оно гарантирует конституционное право граждан
Российской Федерации на материальное обеспечение и обслуживание в старости, в
случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца,
для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Объект исследования – исторические
периоды развития социального обеспечения. Предмет исследования – особенности
советской системы социального обеспечения.

Цель курсовой работы – изучение
особенностей советской системы социального обеспечения.

Задачи курсовой работы:

— раскрыть сущность социального обеспечения;

— изучить историю социального обеспечения России;

— исследовать нормативно – правовое регулирование
социального обеспечения в СССР;

— провести анализ системы социального обеспечения в
СССР путем исследовать советской пенсионной системы и льгот в системе
социального обеспечения СССР.

Структура курсовой работы
опосредуется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и списка использованных
источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги
проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.

Советская
социалистическая система социального обеспечения пред-ставляло  определенную государством систему
социально-экономических ме-роприятий по обеспечению населения СССР в старости,
в случае болезни и потери трудоспособности, по беременности и родам и в других
установлен-ных законом случаях.

Система
медицинского, культурного и бытового обслуживания, осу-ществляемая за счёт
особых фондов, созданных государством, которая осу-ществляется за счёт прямых
бюджетных ассигнований государства

Создание и
внедрение социального обеспечения в советское время было один из условий
пролетариата дореволюционной России. В частности, оно было сформулировано в
Проекте РСДРП, установленной 2-м съездом партии (1903). В 6-й (Пражской)
Всероссийской конференции РСДРП (1912) компар-тия большевиков снова выдвинула
требование принять право пролетариата в социальное обеспечение, установила
надлежащие организационно-правовые формы, гарантирующие действительное
осуществление данного права, а именно (государственную систему страхования),
более точно определила случаи, когда такое право появляется (заболевание,
старость, потеря кор-мильца, утраты трудоспособности, рождения детей и т.д.).
Данные условия были сформулированы В. И. Лениным и вошли в историю под
наименовани-ем ленинская страховая рабочая программа.

В СССР система
социального обеспечения, созданная на ленинских принципах, нашла свое отражение
в ст. 1 Конституции СССР,что Союз Совет-ских Социалистических Республик есть
социалистическое государство рабо-чих и крестьян, политика которого направлена
на создание условий, обеспе-чивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека.

Социальное
обеспечение осуществлялось в следующих организацион-но-правовых формах:
государственное социальное страхование рабочих и служащих, приравненных к ним
лиц и их семей, социальное обеспечение кол-хозников за счёт централизованного
союзного фонда колхозников,- дополни-тельные формы социального обеспечения за
счёт средств отдельных колхо-зов, фондов, творческих союзов (писателей,
художников, композиторов и со-циальное обеспечение государственными органами за
счёт прямых ассигнова-ний государственного бюджета.

Одну из главных
отличительных черт советской системы социального обеспечения составляло то, что
оно осуществлялось за счёт средств государ-ства.

Престарелые и
инвалиды по их желанию, могли  на полном
государ-ственном обеспечении  жить в
домах интернатах. Здесь были созданы все условия для спокойной и интересной
жизни. По беременности и родам жен-щины в СССР получали пособие в размере
заработка, ещё многодетным мате-рям можно было выходить на пенсию в возрасте
45-50 лет. Учитывая, что медицинская помощь в СССР бесплатная, и заболевшему,
отправляясь в по-ликлинику или вызывая врача на дом, незачем было заглядывать в
свой коше-лёк.

Кроме того, крупные
ассигнования государства  шли на
предупрежде-ние заболеваний и укрепление здоровья населения, а также на
улучшение условий и охраны труда, что безусловно приводило к систематическому
сни-жению заболеваний , инвалидности и количества трудовых травм. Пенсионе-рам,
при их желании, разрешалось получать одновременно заработную плату и пенсию.
Установленный в СССР пенсионный возраст был один из самых низких в мире — 55
лет для женщин и 60 для мужчин, при этом необходимый стаж работы должен был
составлять у мужчин 25 лет и у женщин 20 лет. Ещё меньше  был необходимый стаж для занятых на работах с
тяжёлыми и опас-ными для здоровья человека условиями труда (шахтёры, металлурги
и т.д.) При инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального
за-болевания пенсия назначалась независимо от стажа работы.

Многие проблемы
и ошибки социального обеспечения в Российской Федерации связанны с тем — что
это безупречная, но устаревшая система со-циального обеспечения была разрушена
вместе с Советским Союзом, а новая в полном объёме не создана.

Но   и  в
современном социальном обеспечении присутствует значи-тельная роль государства.
На текущий момент, главной загвоздкой общегосу-дарственной социальной помощи
населения в Российской Федерации считает-ся недостаток общего Федерального
закона, который мог бы в полном объёме координировать государственную поддержку
российских семей. Особенно хочу отметить проблему, связанную с состоянием и
перспективами развития системы пенсий. Урегулирование, данных проблем зависит  не только 
от эко-номического состояния государства, но и от новейшей системы
пенсионного обеспечения. Одной из проблем остается предоставление социальной
помощи гражданам, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. К подобным лю-дям
можно отнести бомжей, беженцев, мигрантов и переселенцев.

Для решения
названных проблем следует приложить общие усилия территориальных организаций
социальной защиты с другими заинтересован-ными службами по созданию
общественных гостиниц и приютов, а также трудоустройству. Следует уменьшить
случаи отказа в помощи гражданам.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ

1.1 Сущность социального
обеспечения

Появление такой
категории, как «социальное обеспечение» является формой разрешения противоречий
между нетрудоспособным по различным причинам населением и активными
трудоспособными членами общества, следовательно, формой согласования их
экономических интересов.

Социальное
обеспечение является очень многогранным понятием. Так, с социологической точки
зрения институт социального обеспечения удовлетворяет и поддерживает на
приемлемом уровне потребности граждан, идентифицируемых как социально
нуждающиеся в системе всего общества. В свою очередь, с экономической точки
зрения «социальное обеспечение» представляет собой результат реализации
экономических отношений с точки зрения аккумулирования и дальнейшего
перераспределения доходов в адрес нетрудоспособных членов общества.

Определим
понятие «социальное обеспечение» на принципах историзма (таблица 1.1).

Таблица 1.1 —
Основные подходы к пониманию содержания категории «социальное обеспечение» Источник Содержание понятия Э.Э. Бодрова  (Борьба с
безработицей: по материалам Первого всероссийского съезда профсоюзов) Это распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг
нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно
действующим основаниям, нормам и правилам, определённым общефедеральным
законодательством как обязательные для всех участников и уровней М.Л. Бутовская, И.Ю. Дьяконов, М.А. Ванчатова (Бредущие среди нас.
Нищие в России и странах Европы, история и современность) Это государственная система обеспечения и обслуживания престарелых и
нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. Осуществляется за
счёт государства и колхозов Словарь финансовых терминов под редакцией О.М. Долидович Государственная система материального обеспечения и обслуживания
граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты
трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Это система прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает
предоставление социальной защиты, включающей материальное обеспечение граждан
в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности,
потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также
в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счёт денежных
фондов, которые формируются путём уплаты страховых взносов собственником или
уполномоченным им органом (далее – работодатель), гражданами, а также
бюджетных и других источников, предусмотренных законом в государственные или
негосударственные страховые фонды М. Жумабаева (К вопросу социального обеспечения) Форма выражения социальной политики государства, направленной на
материальное обеспечение определённых категорий граждан из средств
государственного бюджета в случае наступления событий, признаваемых
государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью
выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными
членами общества Я. Железнева (Социальное страхование и обеспечение в 2020- 2021
годах) Защита самых уязвимых слоёв населения, которые в силу объективных и
субъективных причин не могут о себе позаботиться самостоятельно: инвалиды,
старики, дети, сироты и другие Определение
социального обеспечения как части заработной платы класса рабочих, а также как
«деятельности людей», компиляции определенной деятельности, «направленной на
сохранение устойчивости имущественного положения пролетариата в условиях,
угрожающих этому положению», давалась Л. В. Забелиным. Автор считал, что
социальную необеспеченность трудящихся при капитализме возможно преодолеть лишь
с помощью института обязательного социального страхования.

В свою очередь,
Н. А. Вигдорчик в основу классификации видов социального страхования положил
различные социальные риски. В своих рассуждениях он моделирует идеальный
инструмент социального страхования, инструмент реализации функции государства
по социальному обеспечению своих граждан, существующий без взносов
застрахованных лиц. Однако позиция автора была подвержена критике его
современником Л. В. Забелиным, который являлся сторонником упразднения
обязательного социального страхования.

Кроме того, в
этот же период в работах Н. А. Вигдорчика и Л. В. Забелина отразилась
дискуссионность вопросов о финансовых источниках фондов социального
страхования. Н. А. Вигдорчик среди основных источников определил государство,
муниципалитеты и взносы работодателей, Л. В. Забелин настаивал на том, что
социальное страхование во всех случаях должно осуществляться за счет
предпринимателей.

Различные
позиции ученых прослеживаются также в части определения организационного
управления институтом социального страхования. Л. В. Забелин не соглашался с
позицией Н. А. Вигдорчика об участии предпринимателей в составе органов
социального страхования.

Разработка
проблемы вариативности форм социального обеспечения затрагивалась и в работе А.
Н. Винокурова «Социальное обеспечение (от капитализма к коммунизму)». При
активном содействии указанного государственного деятеля в период нэпа были
выделены три основные формы социального обеспечения: 1) социальное страхование
наемных трудящихся; 2) государственно-обязательная взаимопомощь крестьянства;
3) государственное обеспечение, осуществляемое организациями социального
обеспечения, учебно-профессиональными и производственными мастерскими.

Базисы правового
регулирования социального страхования излагались в трудах З. Р. Теттенборн.
Автор рассматривала институт социального страхования как составляющую трудового
права. Не углубляясь в анализ трудов предшественников, она разрабатывает
собственную концепцию социального страхования, в основу которой закладывает
разграничение социального страхования и социального обеспечения по основанию
финансирования: последнее, по ее мнению, осуществляется в общебюджетном порядке
и охватывает потребности всех нуждающихся. При этом возвращение к социальному
страхованию в период нэпа не представляется ей «шагом назад», поскольку, несмотря
на принципиальные различия в финансировании, обе формы отражают классовую
идеологию пролетариата.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы