Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 6
1.1. Психолого-педагогические
особенности детей. 6
1.2. Онтогенез речевого развития
у детей с ЗПР. 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
С ЗПР. 13
2.1. Общая характеристика контингента
детей и описание организационной базы исследования. 13
2.2. Методика исследования особенностей
речевого развития у детей с ЗПР. 15
2.3. Результаты исследования особенностей
речевого развития у детей с ЗПР. 27
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗПР. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 43
Введение:
Актуальность
темы исследования. В настоящее время в коррекционной педагогике
стоит актуальный вопрос об увеличении числа детей с ЗПР. У большинства детей с ЗПР
отмечается сложная речевая патология: наличие комплекса речевых нарушений, сочетание
различных дефектов речи. Многие проявления нарушений речи связаны с психопатологическими
особенностями протекания речевой деятельности в целом. Во многих случаях картина речевого дефекта свидетельствует
о задержке процесса речевого развития. Структура речевого дефекта детей с ЗПР (когда
определяющим является несформированность семантического компонента) характеризуется
комбинаторностью различных симптомов речевой патологии. У детей с ЗПР наблюдается
значительный разрыв между объемом активного и пассивного словаря по сравнению с
нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие лексики детей с ЗПР состоит в
неточном, недифференцированном, а иногда и неадекватном использовании обобщающих
слов, в расширении, смешении или сужении родовидовых понятий, а также в неправильном
понимании и употреблении слов, особенно близких по значению, в недостаточной сформированности
антонимических и синонимических отношений между языковыми средствами.
При восприятии у детей с ЗПР
отмечается нарушение дифференциации словоформ. У них недостаточно сформирована способность
воспринимать, определять, дифференцировать значения, заключенные в грамматических
единицах языка, что приводит к нарушению их употребления в собственной речи. Типичными
видами аграмматизмов у них являются неправильное употребление служебных слов, ошибки
в формообразовании и словообразовании (смешение падежных форм, ошибки при употреблении
предложно-падежных конструкций, нарушения видовременных форм глаголов и т.д.). Отмечается
задержка развития словообразовательных процессов, период детского словотворчества
(возникновение неологизмов) наблюдается значительно позже и продолжается дольше,
чем у их нормально развивающихся сверстников.
Речевые проблемы в старшем
дошкольном возрасте приводят к проблемам в школьном обучении, в усвоении письменной
речи, в частности. Именно по этой причине важно понимать специфику речевого развития
детей с ЗПР и, по возможности, корректировать патологические речевые проявления.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопрос речевого развития
дошкольников с ЗПР в целом достаточно изучен в научных исследованиях. В частности,
А.А. Леонтьев изучал непосредственно речевую деятельность, Н.А. Садвакасова и А.С.
Иванов с соавторами изучали специфику речевого развития детей с ЗПР как проблему
с точки зрения поступления в школу, И.Е. Буршит, Е.Г. Капитанец Е.Г и Е.И. Панарина
исследовали
Заключение:
В ходе теоретического
исследования были изучены основы речевого развития детей с ЗПР. В частности,
рассмотрены психолого-педагогические особенности детей. Выяснено, что старшие дошкольники
с ЗПР демонстрируют тревожность, они мало самостоятельны, у них слабо развиты факторы
любознательности личности, которая является побуждающим свойством к психическому
развитию дошкольников.
При изучении онтогенеза речевого
развития у детей с ЗПР было определено, что дети с ЗПР ограничены в речевом
развитии, их становление речи протекает фрагментарно. Становление речи
происходит в комплексе с формированием мышления.
В процессе исследования общей
характеристики контингента детей и описания организационной базы исследования
было утверждено, что в исследовании принимало участие 10 детей с диагнозом ЗПР
в возрасте 5-6 лет. Работа строилась на основе годового плана.
При обосновании методики исследования
особенностей речевого развития у детей с ЗПР мы определили, что комплексное обследование позволяет получить оценку речевой способности
старшего дошкольника в разных формах речевых высказываний – от элементарных,
которые заключаются лишь в составлении фразы, доболее сложных. Была выбрана методика
В.П. Глухова. Диагностика речевого развития у дошкольников с ЗПР
происходила по ряду методик, а именно: пересказ небольшого текста, составление собственного
рассказа по картинке, сочинение рассказа из личного опыта, составление рассказа-описания.
В процессе анализа результатов
исследования особенностей речевого развития у детей с ЗПР было выяснено, что у детей
с ЗПР наблюдаются определенные ошибки в построении предложений, которые выражаются
в неправильном оформлении фразы, ошибке в употреблении глагольных форм, дублировании
элементов фразы, длительной паузе для поиска нужного слова.
На этом основании при
решении следующей задачи были представлены методические рекомендации по развитию
речи дошкольников, которые представлены в виде комплекса упражнений или индивидуального
психолого-педагогического маршрута.
Таким образом, задачи данного
исследования решены.
Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 1.1. Психолого-педагогические особенности детей Понятие ЗПР характеризует тех детей, у который
имеются органические повреждения или недостаточность функционального аспекта ЦНС. Для таких детей присуща некоторая незрелость эмоционально-волевой
сферы и недоразвитие познавательной деятельности [3, с. 102].
Обратим
внимание, что на появление ЗПР влияют следующие факторы: конституциональные,
хронические соматические заболевания, органическое поражение головного мозга, неблагоприятные
условия воспитания.
Рассмотрим
классификации ЗПР. Так, с точки зрения М.С. Певзнер и Т.А. Власовой формы ЗПР структурируются
следующим образом: 1) Задержка развития, которая обуславливается
психическим инфантилизмом, а также недоразвитием познавательной деятельности и речи,
где основное место занимает недоразвитие эмоциональной сферы и факторов любознательности
[9, с. 57]. 2) Задержка, которая формируется еще в раннем
возрасте.
Интересно, что неосложненный
психический инфантилизм можно понимать в качестве благоприятной формой ЗПР.
Представим
также классификацию К.С. Лебединской. Автор выделяет четыре основных варианта ЗПР:
1) ЗПР конституционального
происхождения, демонстрирующие факторы запаздывания темпа аспектов развития личности,
которое выражается в определенной степени незрелости эмоционально-волевой сферы,
которая оказывает влияние на поведение дошкольника и его социальную любознательность.
2) ЗПР соматогенного происхождения.
В данном случае эмоциональная незрелость характеризуется достаточно длительными
хроническими заболеваниями.