Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Психология/педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении в условиях реализации ФГОС начального общего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1.  Коррекционно-развивающая работа с детьми
младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении, в
условиях реализации ФГОС начального общего образования. 8

1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и
трудностями в обучении. 8

1.2 
Особенности работы с детьми с проблемами в развитии. 12

1.3 Особенности работы с детьми,
испытывающими трудности в обучении. 15

Глава 2. Изучение особенности работы
с детьми младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в
обучении, в  условиях реализации ФГОС
начального общего образования. 21

2.1 Организация и этапы исследования. 21

2.2 
Результаты исследования. 23

2.3 Методические рекомендации
педагогам, работающими с детьми младшего школьного возраста с проблемами в
развитии и трудностями в обучении. 35

Заключение. 39

Список используемой литературы.. 43

Приложение. 47

  

Введение:

 

Актуальность
темы данного исследования состоит в том, что современное образование не имеет
точного способа повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и
преодоления неуспеваемости. Практика указывает на увеличение числа обучающихся,
которые по разным причинам не в состоянии усвоить в необходимом объеме учебную
программу.

По
данным исследований от 20–30 % общего числа детей младшего школьного возраста
нуждаются в специальных формах и методах обучения. Среди неуспевающих
обучающихся есть школьники с педагогической запущенностью, ЗПР, неярко
выраженными сенсорными, речевыми и интеллектуальными нарушениями.

В
Федеральном Законе РФ «Об образовании» в статье 42 говорится о том, что детям,
испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, в развитии
и социальной дезадаптации  оказывается
психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, которая включает в
себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей
(законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие
и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; помощь обучающимся
в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

В
Федеральном Законе РФ «Об образовании» в статье 79 сообщается о том, что для
детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены определенные условия
для реализации обучения и воспитания, включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.

В
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования (далее – ФГОС НОО) говорится о необходимости учета индивидуальных,
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,
(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности. Проблемы образования детей с проблемами в
развитии и трудностями в обучении в нашей стране весьма актуальны. Для того,
чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо
обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых
сверстников в школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная,
требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для
ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под
имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования,
спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика
последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения
детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых
детей.

Программа
коррекционной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО)
направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении
основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию. Но, в связи с тем, что дети с особыми образовательными
потребностями часто находятся на домашнем обучении или в инклюзивной среде
школы, осваивая программу по нормативным срокам совпадающую с программой
«здоровых детей», то под коррекционно-развивающую работу попадают и дети,
которые испытывают проблемы в обучении по причине школьной дезадаптации и  неготовности к школьному обучению.

В основу инклюзивного образования
положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает
равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей с
особыми потребностями.

Таким
образом, цель данного исследования – изучить особенности работы с детьми
младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении в
условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Для
достижения цели данного исследования необходимо решить ряд задач, а именно:

1.
Рассмотреть характеристику детей с проблемами в развитии и испытывающих
трудности в обучении в условиях реализации ФГОС начального общего образования;

2.  Изучить особенности работы с детьми с
проблемами в развитии

3.
Исследовать особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении;

4.
Провести эмпирическое исследование

5.
Обработать полученные данные

6.
Разработать методические рекомендации педагогам, работающим с детьми младшего
школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении.

Объект
исследования – процесс коррекционной работы с детьми младшего школьного
возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении.

Предмет
исследования – особенности работы с детьми младшего школьного возраста с
проблемами  в развитии и трудностями в
обучении.

 Гипотеза исследования – использование учителем дифференцированного,
индивидуального и 
системно-деятельностного  подходов
в обучении младших школьников, имеющих проблемы в развитии и трудности в
обучении, повысит уровень развития когнитивной сферы личности и успеваемости
обучающихся в условиях ФГОС НОО.

Методологическая
основа работы: материалы  ФГОС НОО, труды
..

Методы
исследования: теоретические, эмпирические (эксперимент, наблюдение, обобщение
практического опыта); методы количественной и качественной обработки данных.

Структура
выпускной квалификационной работы состоит из введения, теоретической и
практической глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как показывает
педагогический опыт, в каждой школе, в каждом классе всегда имеются дети,
испытывающие трудности в обучении. Задача педагогов помочь таким ученикам не
только освоить учебный материал, но и, используя современные педагогические
системы и технологии, способствовать развитию личности каждого ученика, научить
его мыслить, действовать, заставить поверить в себя и свои силы.

Очень
важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в
младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым
годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин
неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления
данной проблемы.

Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей,
которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд
неуспевающих, является сегодня очень и очень актуальной. Ее решение требует
разработки и практического применения новых подходов к диагностике уровня
психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной
деятельности, к коррекционно-развивающей деятельности.

Использование учителем
дифференцированного, индивидуального и 
системно-деятельностного  подходов
в обучении младших школьников, предполагает: 1) принцип педагогики,
согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог
взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели с учетом их
особенностей; 2) ориентированность на индивидуальные особенности ребенка в
общении с ним; 3) учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе
обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития
всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Исследование
было проведено в три этап: констатирующий, формирующий и контрольный.

По результатам методики Замбицявичене Э.Ф. на констатирующем этапе было
выявлено, 1 ученик имеет 4 Уровень успешности – 32 балла и более (80-100% О.У.)
– это 10% от общего числа испытуемых, 5 человек имеют второй уровень успешности
–50%, самый низкий уровень успешности имеют 4 человека – это 40% группы
испытуемых.

Данные теста показывают что 60% детей в группе затрудняются
классифицировать объекты по выделенным признакам.

Все это говорит о том, что без особой работы прием классификации объектов
по выделенным признакам усваивается плохо. Его формирование находится в зависимости
от формирования форм мышления, таких как, анализа и синтеза, сравнения,
абстракции. Классификация по выделенным признакам связана с выделением значимых
признаков объектов и явлений. Известно, что важными моментами в усвоении
понятий являются выделение одних и тех же сущностных признаков их должности из
нематериальных, раскрывающих связи и отношения между объектами и явлениями.

Результат
по Методике «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и
различий в объектах» на констатирующем этапе показал тоже низкий результат.

По
Методике «Нелепицы» (С.Д.
Забрамная) были получены следующие результаты — низкие (80%), очень
низкие (10%) и средний уровень был получен только одним ребенком. В целом образные представления, ребенка об
окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих
между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой, а
так же  умение ребенка рассуждать
логически и грамматически правильно выражать свою мысль находятся на
низком уровне.

С
детьми, на основании показателей констатирующего этапа было проведено
индивидуальное обучение, основанное на показателях, которые были поучены на
констатирующем этапе исследования.

Следовательно,
на формирующем этапе были разработаны индивидуальные задания, направленные на
три уровня: высокий, средний и низкий. Все задания имели разный уровень
сложности и учитывали уровень развития математических знаний и умений детей.

На контрольном этапе эксперимента, использовались те же методики, которые
мы использовали на констатирующем этапе нашего эксперимента.

По результатам методики Замбицявичене Э.Ф. 2 ученика имеет 4 Уровень
успешности – 32 балла и более (80-100% О.У.) – это 20% от общего числа
испытуемых, 4 человека имеют 3 уровень успешности – 40%, 4 человек имеют второй
уровень успешности –40%.

Данные теста показывают, что только 40% детей в группе затрудняются
классифицировать объектов по выделенным признакам. Все это говорит о том, что
процесс формирования у младших школьников умения классификации объектов по выделенным
признакам имеет успех при реализации технологий дифференцированного, индивидуального и  системно-деятельностного  подходов в обучении младших школьников,
имеющих проблемы в развитии и трудности в обучении.

Результат
по Методике «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и
различий в объектах» показал, что дети в целом имеют средний уровень
определения понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
на констатирующем этапе (80%), 20% получили очень низки уровень.

По
Методике «Нелепицы» (С.Д.
Забрамная) были получены следующие результаты средние (70%), высокие
(20%) показатели.

В
целом образные
представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и
отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их
образом жизни, природой, а так же  умение
ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль
находятся на высоком и среднем уровне.

Действительно, использование учителем
дифференцированного, индивидуального и  системно-деятельностного  подходов в обучении младших школьников,
имеющих проблемы в развитии и трудности в обучении, повысит уровень развития
когнитивной сферы личности и успеваемости обучающихся в условиях
ФГОС НОО.

Тем
самым гипотеза исследования доказана полностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. 
Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста с
проблемами в развитии и трудностями в обучении, в условиях реализации ФГОС
начального общего образования 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении Младший
школьный возраст является новым этапом развития ребенка, охватывающая период с
6-7 лет до 10-11 лет. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных
задач, которые возникают в результате взаимодействия с внешней средой. Обычно,
с ростом детского организма происходят качественные изменения и в психике
ребенка, усложняется система его социальных связей, мотивов. Но самым главным
событием этого возрастного периода является бесспорно изменение социального
статуса -поступление ребенка в школу. На пути своего становления как личность
ребенок проходит несколько этапов психического и физического развития, создают
предпосылки формирования и воспитания у него различных качеств и свойств,
развитие способностей и интересов, в которых она является наиболее сенситивной
(наиболее восприимчивой).

Главным
событием этого возрастного периода является, бесспорно, изменение социального
статуса, социальной роли – поступление ребенка в школу, когда происходят
качественные изменения в психике школьника, усложняется система его социальных
связей, мотивационной деятельности. Однако по мнению известного психолога
советского периода С. Рубинштейна [8], меняется не только социальная роль, но и
восприятие собственного статуса, поскольку ребенок выступает в новой роли –
роли ученика. Начало школьной жизни — серьезный экзамен для большинства детей,
которые приходят в первый класс.

В
этой ситуации, учебная деятельность становится ведущей, по отношению к
дошкольному возрасту, когда ведущей была игровая. Они должны привыкать к новому
коллективу, новым требованиям, к повседневным обязанностям, режиму. Обучение становится
важной общественно-оценочной деятельностью.

Исследователи
проблем детей младшего школьного возраста И. Агафонова, О. Никоненко [7]
утверждают, что изменение социальной роли ребенка, появление новых обязанностей
сказывается на ее отношениях со сверстниками, учителями, родителями, так как
учащиеся по-разному реагируют на начало школьного обучения, поэтому успешность
их приспособления к новому социальному статусу существенно зависит от
деятельности учителя начальных классов и поддерживающего отношения родителей.
При благоприятных условиях начала обучения ребенка в школе в его психике
формируется первое психическое новообразование возраста — внутренняя позиция
школьника, что является показателем успешной адаптации к условиям школьного
обучения.

Внутренняя
позиция школьника — сложившееся общее позитивное отношение ребенка к школьному
обучению, его готовность к выполнению требований педагога, признание его
авторитета. Это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной
период своего развития – младший школьный возраст. Переход ребенка от
дошкольного детства к школьному обучению, от семейного до системы школьного
воспитания является важным и сложным процессом, который сопровождается
значительными анатомо-физиологическими, психологическими изменениями,
новообразованиями в ее личном развитии, которых не было в дошкольном возрасте.
Известные психологи советской эпохи В. Давыдов, Д. Эльконин и др.. отмечают,
что личность младшего школьника характеризуется определенной системой качеств,
относящихся к новообразованиям личности ребенка в этот возрастной период.

В
частности, по мнению ученых, появляются такие свойства, как произвольность
действий, внутренний план действий, рефлексия, которые в определенной степени
способствуют формированию гуманистических ценностей.

Авторы
доказывают, что произвольность внутренний действий личности младшего школьника
проявляется в умении ставить перед собой определенную цель, задачу и находить
способы достижения результата или решения проблемы, преодолевать препятствия.
Внутренний план действий младшего школьника позволяет планировать и продумывать
наперед возможный ход выполнения деятельности и подбирать все необходимое для
этого; устно решать задачи; устно отчитываться о выполненном др [4]. По мнению
еще одного известного психолога Л. Божович [1], именно на основе этих процессов
у младших школьников развивается самоконтроль как способность к саморегуляции,
что в свою очередь требует от него, например, произвольного запоминания или
воспроизведения информации.

А
решение разнообразных задач требует от школьника осознания цели действий,
умения предусматривать возможность ее выполнения, то есть требует внутреннего
плана действий.

Рефлексия
меняет познавательную деятельность младших школьников, их отношение к себе и к
окружающим, взгляд на мир, заставляет не просто воспринимать на веру знания от
взрослых, но и вырабатывать собственное мнение, собственные взгляды,
представления о ценности общества [3].

Таким
образом, младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы,
которыми он овладевает во взаимодействии со взрослыми и ровесниками, что важно
учитывать в проведении эксперимента нашего исследования. В процессе обучения в
начальных классах у младших школьников происходит интенсивное развитие и
качественные преобразования всех процессов познавательной сферы: восприятия,
внимания, воображения, памяти, мышления, обогащается эмоционально-волевая
сфера. Ребенок учится с помощью взрослых управлять своими эмоциональными
состояниями, преодолевать импульсивные желания. У него развиваются
настойчивость, выдержка, самообладание. В конце этого периода познавательные
процессы превращаются в высшие психические функции, которым присуща произвольность
и опосредованность[9].

Одной
из важных проблем современной школы является проблема трудностей в обучении
младших школьников. По данным различных исследователей, количество детей,
испытывающих трудности в обучении, в младшей школе достигает 20–30 % [1].

Различные
теоретические разработки в этой области отражают неоднородность и отсутствие
единого взгляда на данную проблему. К категории детей с трудностями в обучении
обычно относят тех, которые испытывают в силу различных биологических и
социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при
отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха,
зрения, речи, двигательной сферы [2]. При характеристике детей с
трудностями в обучении обычно отмечается недостаточная сформированность
основных школьных навыков (чтения, письма, счета), низкая познавательная
активность, несформированность учебной мотивации, недостаточная критичность,
завышенная или заниженная самооценка, сниженная работоспособность, замедленная
ориентировка в новом материале, темп, врабатываемость, незрелость
эмоционально-волевой сферы [3, 4].

На
современном этапе выделены различные причины трудностей в обучении. Их можно
разделить на первичные и вторичные. К первичным относятся недостаточная
функциональная зрелость определенных отделов головного мозга, соматическая
ослабленность, несоответствие содержания, форм и методов обучения возрастным и
индивидуальным особенностям ребенка, зоне его ближайшего развития,
социально-педагогическая запущенность, гиперопека. Вторичные причины трудностей
в обучении, как правило вызванные первичными, включают в себя: недостаточный
уровень развития психических процессов, мелкой моторики, несформированность
учебной деятельности, трудности в формировании школьных навыков, низкий уровень
произвольной регуляции поведения. Однако, несмотря на то, что причины
рассматриваемой проблемы в настоящее время изучены и хорошо известны широкому
кругу специалистов разных профилей (психоневрологам, детским психиатрам,
психологам, учителям-дефектологам) можно говорить о росте количества учащихся,
которые испытывают трудности при освоении школьной программы и недостаточной
эффективности работы по профилактике и коррекции трудностей в обучении.

Трудности
в обучении — в целом обозначают специфические проблемы, связанные с обучением.
Трудности в обучении могут препятствовать ребенку что-то изучать или
использовать определенные навыки. Обычно, это навыки чтения, письма, слушания,
рассуждения, счета, связной речи и тому подобное.

Трудности
в обучении бывают разнообразными.

Общепедагогические причины: недостатки
учебно-воспитательной работы учителей.

Психофизиологические причины:
нарушения нормального физического, физиологического и интеллектуального
развития детей.

Социально-экономические и социальные причины:
материально-техническая база школы, уровень дошкольного воспитания детей,
домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в
семье.

Специалисты
считают, что трудности в обучении обусловлены различиями в обработке мозгом
информации. Дети, которые испытывают трудности в обучении не ленивы, не имеют
пониженный уровень интеллектуального развития. Они, как правило, имеют
нормальный интеллектуальный потенциал. Просто их мозг обрабатывает информацию
иначе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы