Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении в условиях реализации ФГОС начального общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Коррекционно-развивающая работа с детьми
младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении, в
условиях реализации ФГОС начального общего образования. 8
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и
трудностями в обучении. 8
1.2
Особенности работы с детьми с проблемами в развитии. 12
1.3 Особенности работы с детьми,
испытывающими трудности в обучении. 15
Глава 2. Изучение особенности работы
с детьми младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в
обучении, в условиях реализации ФГОС
начального общего образования. 21
2.1 Организация и этапы исследования. 21
2.2
Результаты исследования. 23
2.3 Методические рекомендации
педагогам, работающими с детьми младшего школьного возраста с проблемами в
развитии и трудностями в обучении. 35
Заключение. 39
Список используемой литературы.. 43
Приложение. 47
Введение:
Актуальность
темы данного исследования состоит в том, что современное образование не имеет
точного способа повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и
преодоления неуспеваемости. Практика указывает на увеличение числа обучающихся,
которые по разным причинам не в состоянии усвоить в необходимом объеме учебную
программу.
По
данным исследований от 20–30 % общего числа детей младшего школьного возраста
нуждаются в специальных формах и методах обучения. Среди неуспевающих
обучающихся есть школьники с педагогической запущенностью, ЗПР, неярко
выраженными сенсорными, речевыми и интеллектуальными нарушениями.
В
Федеральном Законе РФ «Об образовании» в статье 42 говорится о том, что детям,
испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, в развитии
и социальной дезадаптации оказывается
психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, которая включает в
себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей
(законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие
и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; помощь обучающимся
в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
В
Федеральном Законе РФ «Об образовании» в статье 79 сообщается о том, что для
детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены определенные условия
для реализации обучения и воспитания, включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
В
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования (далее – ФГОС НОО) говорится о необходимости учета индивидуальных,
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,
(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности. Проблемы образования детей с проблемами в
развитии и трудностями в обучении в нашей стране весьма актуальны. Для того,
чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо
обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых
сверстников в школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная,
требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для
ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под
имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования,
спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика
последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения
детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых
детей.
Программа
коррекционной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО)
направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении
основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их
социальную адаптацию. Но, в связи с тем, что дети с особыми образовательными
потребностями часто находятся на домашнем обучении или в инклюзивной среде
школы, осваивая программу по нормативным срокам совпадающую с программой
«здоровых детей», то под коррекционно-развивающую работу попадают и дети,
которые испытывают проблемы в обучении по причине школьной дезадаптации и неготовности к школьному обучению.
В основу инклюзивного образования
положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает
равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей с
особыми потребностями.
Таким
образом, цель данного исследования – изучить особенности работы с детьми
младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении в
условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Для
достижения цели данного исследования необходимо решить ряд задач, а именно:
1.
Рассмотреть характеристику детей с проблемами в развитии и испытывающих
трудности в обучении в условиях реализации ФГОС начального общего образования;
2. Изучить особенности работы с детьми с
проблемами в развитии
3.
Исследовать особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении;
4.
Провести эмпирическое исследование
5.
Обработать полученные данные
6.
Разработать методические рекомендации педагогам, работающим с детьми младшего
школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении.
Объект
исследования – процесс коррекционной работы с детьми младшего школьного
возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении.
Предмет
исследования – особенности работы с детьми младшего школьного возраста с
проблемами в развитии и трудностями в
обучении.
Гипотеза исследования – использование учителем дифференцированного,
индивидуального и
системно-деятельностного подходов
в обучении младших школьников, имеющих проблемы в развитии и трудности в
обучении, повысит уровень развития когнитивной сферы личности и успеваемости
обучающихся в условиях ФГОС НОО.
Методологическая
основа работы: материалы ФГОС НОО, труды
..
Методы
исследования: теоретические, эмпирические (эксперимент, наблюдение, обобщение
практического опыта); методы количественной и качественной обработки данных.
Структура
выпускной квалификационной работы состоит из введения, теоретической и
практической глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
Как показывает
педагогический опыт, в каждой школе, в каждом классе всегда имеются дети,
испытывающие трудности в обучении. Задача педагогов помочь таким ученикам не
только освоить учебный материал, но и, используя современные педагогические
системы и технологии, способствовать развитию личности каждого ученика, научить
его мыслить, действовать, заставить поверить в себя и свои силы.
Очень
важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в
младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым
годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Также выявление причин
неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления
данной проблемы.
Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей,
которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд
неуспевающих, является сегодня очень и очень актуальной. Ее решение требует
разработки и практического применения новых подходов к диагностике уровня
психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной
деятельности, к коррекционно-развивающей деятельности.
Использование учителем
дифференцированного, индивидуального и
системно-деятельностного подходов
в обучении младших школьников, предполагает: 1) принцип педагогики,
согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог
взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели с учетом их
особенностей; 2) ориентированность на индивидуальные особенности ребенка в
общении с ним; 3) учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе
обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития
всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Исследование
было проведено в три этап: констатирующий, формирующий и контрольный.
По результатам методики Замбицявичене Э.Ф. на констатирующем этапе было
выявлено, 1 ученик имеет 4 Уровень успешности – 32 балла и более (80-100% О.У.)
– это 10% от общего числа испытуемых, 5 человек имеют второй уровень успешности
–50%, самый низкий уровень успешности имеют 4 человека – это 40% группы
испытуемых.
Данные теста показывают что 60% детей в группе затрудняются
классифицировать объекты по выделенным признакам.
Все это говорит о том, что без особой работы прием классификации объектов
по выделенным признакам усваивается плохо. Его формирование находится в зависимости
от формирования форм мышления, таких как, анализа и синтеза, сравнения,
абстракции. Классификация по выделенным признакам связана с выделением значимых
признаков объектов и явлений. Известно, что важными моментами в усвоении
понятий являются выделение одних и тех же сущностных признаков их должности из
нематериальных, раскрывающих связи и отношения между объектами и явлениями.
Результат
по Методике «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и
различий в объектах» на констатирующем этапе показал тоже низкий результат.
По
Методике «Нелепицы» (С.Д.
Забрамная) были получены следующие результаты — низкие (80%), очень
низкие (10%) и средний уровень был получен только одним ребенком. В целом образные представления, ребенка об
окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих
между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой, а
так же умение ребенка рассуждать
логически и грамматически правильно выражать свою мысль находятся на
низком уровне.
С
детьми, на основании показателей констатирующего этапа было проведено
индивидуальное обучение, основанное на показателях, которые были поучены на
констатирующем этапе исследования.
Следовательно,
на формирующем этапе были разработаны индивидуальные задания, направленные на
три уровня: высокий, средний и низкий. Все задания имели разный уровень
сложности и учитывали уровень развития математических знаний и умений детей.
На контрольном этапе эксперимента, использовались те же методики, которые
мы использовали на констатирующем этапе нашего эксперимента.
По результатам методики Замбицявичене Э.Ф. 2 ученика имеет 4 Уровень
успешности – 32 балла и более (80-100% О.У.) – это 20% от общего числа
испытуемых, 4 человека имеют 3 уровень успешности – 40%, 4 человек имеют второй
уровень успешности –40%.
Данные теста показывают, что только 40% детей в группе затрудняются
классифицировать объектов по выделенным признакам. Все это говорит о том, что
процесс формирования у младших школьников умения классификации объектов по выделенным
признакам имеет успех при реализации технологий дифференцированного, индивидуального и системно-деятельностного подходов в обучении младших школьников,
имеющих проблемы в развитии и трудности в обучении.
Результат
по Методике «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и
различий в объектах» показал, что дети в целом имеют средний уровень
определения понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
на констатирующем этапе (80%), 20% получили очень низки уровень.
По
Методике «Нелепицы» (С.Д.
Забрамная) были получены следующие результаты средние (70%), высокие
(20%) показатели.
В
целом образные
представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и
отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их
образом жизни, природой, а так же умение
ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль
находятся на высоком и среднем уровне.
Действительно, использование учителем
дифференцированного, индивидуального и системно-деятельностного подходов в обучении младших школьников,
имеющих проблемы в развитии и трудности в обучении, повысит уровень развития
когнитивной сферы личности и успеваемости обучающихся в условиях
ФГОС НОО.
Тем
самым гипотеза исследования доказана полностью.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста с
проблемами в развитии и трудностями в обучении, в условиях реализации ФГОС
начального общего образования 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении Младший
школьный возраст является новым этапом развития ребенка, охватывающая период с
6-7 лет до 10-11 лет. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных
задач, которые возникают в результате взаимодействия с внешней средой. Обычно,
с ростом детского организма происходят качественные изменения и в психике
ребенка, усложняется система его социальных связей, мотивов. Но самым главным
событием этого возрастного периода является бесспорно изменение социального
статуса -поступление ребенка в школу. На пути своего становления как личность
ребенок проходит несколько этапов психического и физического развития, создают
предпосылки формирования и воспитания у него различных качеств и свойств,
развитие способностей и интересов, в которых она является наиболее сенситивной
(наиболее восприимчивой).
Главным
событием этого возрастного периода является, бесспорно, изменение социального
статуса, социальной роли – поступление ребенка в школу, когда происходят
качественные изменения в психике школьника, усложняется система его социальных
связей, мотивационной деятельности. Однако по мнению известного психолога
советского периода С. Рубинштейна [8], меняется не только социальная роль, но и
восприятие собственного статуса, поскольку ребенок выступает в новой роли –
роли ученика. Начало школьной жизни — серьезный экзамен для большинства детей,
которые приходят в первый класс.
В
этой ситуации, учебная деятельность становится ведущей, по отношению к
дошкольному возрасту, когда ведущей была игровая. Они должны привыкать к новому
коллективу, новым требованиям, к повседневным обязанностям, режиму. Обучение становится
важной общественно-оценочной деятельностью.
Исследователи
проблем детей младшего школьного возраста И. Агафонова, О. Никоненко [7]
утверждают, что изменение социальной роли ребенка, появление новых обязанностей
сказывается на ее отношениях со сверстниками, учителями, родителями, так как
учащиеся по-разному реагируют на начало школьного обучения, поэтому успешность
их приспособления к новому социальному статусу существенно зависит от
деятельности учителя начальных классов и поддерживающего отношения родителей.
При благоприятных условиях начала обучения ребенка в школе в его психике
формируется первое психическое новообразование возраста — внутренняя позиция
школьника, что является показателем успешной адаптации к условиям школьного
обучения.
Внутренняя
позиция школьника — сложившееся общее позитивное отношение ребенка к школьному
обучению, его готовность к выполнению требований педагога, признание его
авторитета. Это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной
период своего развития – младший школьный возраст. Переход ребенка от
дошкольного детства к школьному обучению, от семейного до системы школьного
воспитания является важным и сложным процессом, который сопровождается
значительными анатомо-физиологическими, психологическими изменениями,
новообразованиями в ее личном развитии, которых не было в дошкольном возрасте.
Известные психологи советской эпохи В. Давыдов, Д. Эльконин и др.. отмечают,
что личность младшего школьника характеризуется определенной системой качеств,
относящихся к новообразованиям личности ребенка в этот возрастной период.
В
частности, по мнению ученых, появляются такие свойства, как произвольность
действий, внутренний план действий, рефлексия, которые в определенной степени
способствуют формированию гуманистических ценностей.
Авторы
доказывают, что произвольность внутренний действий личности младшего школьника
проявляется в умении ставить перед собой определенную цель, задачу и находить
способы достижения результата или решения проблемы, преодолевать препятствия.
Внутренний план действий младшего школьника позволяет планировать и продумывать
наперед возможный ход выполнения деятельности и подбирать все необходимое для
этого; устно решать задачи; устно отчитываться о выполненном др [4]. По мнению
еще одного известного психолога Л. Божович [1], именно на основе этих процессов
у младших школьников развивается самоконтроль как способность к саморегуляции,
что в свою очередь требует от него, например, произвольного запоминания или
воспроизведения информации.
А
решение разнообразных задач требует от школьника осознания цели действий,
умения предусматривать возможность ее выполнения, то есть требует внутреннего
плана действий.
Рефлексия
меняет познавательную деятельность младших школьников, их отношение к себе и к
окружающим, взгляд на мир, заставляет не просто воспринимать на веру знания от
взрослых, но и вырабатывать собственное мнение, собственные взгляды,
представления о ценности общества [3].
Таким
образом, младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы,
которыми он овладевает во взаимодействии со взрослыми и ровесниками, что важно
учитывать в проведении эксперимента нашего исследования. В процессе обучения в
начальных классах у младших школьников происходит интенсивное развитие и
качественные преобразования всех процессов познавательной сферы: восприятия,
внимания, воображения, памяти, мышления, обогащается эмоционально-волевая
сфера. Ребенок учится с помощью взрослых управлять своими эмоциональными
состояниями, преодолевать импульсивные желания. У него развиваются
настойчивость, выдержка, самообладание. В конце этого периода познавательные
процессы превращаются в высшие психические функции, которым присуща произвольность
и опосредованность[9].
Одной
из важных проблем современной школы является проблема трудностей в обучении
младших школьников. По данным различных исследователей, количество детей,
испытывающих трудности в обучении, в младшей школе достигает 20–30 % [1].
Различные
теоретические разработки в этой области отражают неоднородность и отсутствие
единого взгляда на данную проблему. К категории детей с трудностями в обучении
обычно относят тех, которые испытывают в силу различных биологических и
социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при
отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха,
зрения, речи, двигательной сферы [2]. При характеристике детей с
трудностями в обучении обычно отмечается недостаточная сформированность
основных школьных навыков (чтения, письма, счета), низкая познавательная
активность, несформированность учебной мотивации, недостаточная критичность,
завышенная или заниженная самооценка, сниженная работоспособность, замедленная
ориентировка в новом материале, темп, врабатываемость, незрелость
эмоционально-волевой сферы [3, 4].
На
современном этапе выделены различные причины трудностей в обучении. Их можно
разделить на первичные и вторичные. К первичным относятся недостаточная
функциональная зрелость определенных отделов головного мозга, соматическая
ослабленность, несоответствие содержания, форм и методов обучения возрастным и
индивидуальным особенностям ребенка, зоне его ближайшего развития,
социально-педагогическая запущенность, гиперопека. Вторичные причины трудностей
в обучении, как правило вызванные первичными, включают в себя: недостаточный
уровень развития психических процессов, мелкой моторики, несформированность
учебной деятельности, трудности в формировании школьных навыков, низкий уровень
произвольной регуляции поведения. Однако, несмотря на то, что причины
рассматриваемой проблемы в настоящее время изучены и хорошо известны широкому
кругу специалистов разных профилей (психоневрологам, детским психиатрам,
психологам, учителям-дефектологам) можно говорить о росте количества учащихся,
которые испытывают трудности при освоении школьной программы и недостаточной
эффективности работы по профилактике и коррекции трудностей в обучении.
Трудности
в обучении — в целом обозначают специфические проблемы, связанные с обучением.
Трудности в обучении могут препятствовать ребенку что-то изучать или
использовать определенные навыки. Обычно, это навыки чтения, письма, слушания,
рассуждения, счета, связной речи и тому подобное.
Трудности
в обучении бывают разнообразными.
Общепедагогические причины: недостатки
учебно-воспитательной работы учителей.
Психофизиологические причины:
нарушения нормального физического, физиологического и интеллектуального
развития детей.
Социально-экономические и социальные причины:
материально-техническая база школы, уровень дошкольного воспитания детей,
домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в
семье.
Специалисты
считают, что трудности в обучении обусловлены различиями в обработке мозгом
информации. Дети, которые испытывают трудности в обучении не ленивы, не имеют
пониженный уровень интеллектуального развития. Они, как правило, имеют
нормальный интеллектуальный потенциал. Просто их мозг обрабатывает информацию
иначе.