Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности педагогической работы с одаренными детьми
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.. 6
1.1. Понятие одаренности в
психологии и педагогике. 6
1.2. Обучение одаренных детей
в контексте социальных концепций и идей. 14
1.3. Концепции и теоретические
модели обучения одаренных детей. 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 27
2.1. Методики выявления
одаренности у детей младшего школьного возраста 27
2.2. Анализ результатов
выявления одаренности у младших школьников. 34
2.3. Содержание, методы и
организация обучения одаренных детей в условиях начальной школы.. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 58
Приложение А.. 59
Введение:
На современном этапе, когда успехи каждой страны в
развитии экономики, социальной сферы и культуры в огромной мере зависят от
интеллектуального потенциала населения инновационной, творческой мобильности,
все более осознается необходимость создания наиболее благоприятных условий для
развития способностей одаренных и талантливых детей. Отбор, воспитание и
обучение одаренных и талантливых детей предстает одну из важнейших мировых
педагогических проблем.
Исследования проблемы детской одаренности в нашей
стране имеют давнюю историю. Отдельные психологические аспекты проблемы детской
одаренности рассматривались в трудах исследователей в следующих аспектах:
мышления и общего интеллектуального развития (Д.Б.Богоявленская, В.П.Зинченко,
З.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, М.А.Холодная и другие); психофизиологических основ
индивидуальных различий (В.Д.Небылицын, Т.А.Ратанова, Н.И.Чуприкова и многие
другие ); общих и специальных способностей (Б.Г.Ананьев, Э.А.Голубева,
В.П.Дружинин, О.М.Дьяченко, В.А.Крутецкий, В.А.Петровский, В.Д.Шадриков).
Относительно целостно и всесторонне проблемы детской одаренности исследовалось
в советский период известным отечественным психологом Н.С.Лейтесом.
Для более глубокого понимания подходов к выявлению
и обучению одаренных детей особое значение имели исследования А. И. Савенкова,
посвященные развитию продуктивного мышления одаренных детей. Важную роль в
формировании современных педагогических подходов к решению задач воспитания и
обучения одаренных детей сыграли исследования в области дидактики школы
(А.Е.Дмитриев, Л.В.Занков, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и многих
других); педагогической психологии (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
Д.Б.Эльконин); исследования проблем развития творческих качеств учителя
(С.И.Архангельский, Т.И.Воронова, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров,
В.А.Сластенин). Они показали конкретные возможности развития умственных
способностей учащихся на основе модернизации содержания образования и
применения новых, более эффективных методов обучения.
Проблема исследования. Каковы педагогические условия, влияющие на
эффективность обучения одаренных детей младшего школьного возраста?
Цель исследования – формирование и апробация системы
психолого-педагогических условий, влияющих на эффективность обучения одаренных
детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования являются психолого-педагогические особенности
обучения одаренных детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является система психолого-педагогических условий,
влияющих на эффективность обучения одаренных детей младшего школьного возраста.
Цель исследования обусловила постановку таких его задач:
1. Проанализировать современные взгляды на понятие
одаренности в психологии и педагогике;
2. Охарактеризовать обучение одаренных детей в
контексте социальных концепций и идей;
3. Рассмотреть концепции и теоретические модели
обучения одаренных детей;
4. Подобрать методики выявления одаренности у
детей младшего школьного возраста и провести анализ результатов проведенного
исследования;
5. Обосновать содержание, методы и организация
обучения одаренных детей в условиях начальной школы.
Методы исследования:
— теоретические: (анализ, сравнение, обобщение, классификация); — эмпирические: (тестирование,
анкетирование). Теоретическая значимость исследования. На основе сопоставления анализа
новейших источников представлена система обучения одаренных младших школьников.
Определены основные социальные концепции, влияющие на процесс обучения
одаренных детей в РФ. Выявлены концептуальные подходы к разработке содержания
программ для одаренных детей в начальной школе. Дана характеристика современных
психолого-педагогических теорий одаренности, положенных в основу практической
работы с одаренными детьми. Выделены тенденции развития системы обучения
одаренных младших школьников в РФ. Раскрыта процедура выявления одаренных
младших школьников, описаны соответствующие диагностические методики
(наблюдение, анкетирование, тестирование и другие).
В исследовании охарактеризована специфика содержания образования и
методов обучения талантливых младших школьников РФ (рост числа обязательных
учебных предметов; усиление внимания к естественно-технологической подготовке;
углубление дифференциации обучения; повышение роли "активных" методов
обучения, современных технических средств в развитии интеллектуальных
способностей детей).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования
могут быть использованы при дальнейшей теоретической и практической разработке
проблемы исследования.
Структура работы отвечает ее цели и задачам. Исследование состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных
языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из
наиболее актуальных.
Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни,
традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить, в частности,
учебные видеофильмы, использование которых способствует реализации важнейшего
требования коммуникативной методики представить процесс овладения языком как
постижение живой иноязычной действительности.
Более того, использование инновационных технологий на уроках способствует
индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности
обучаемых. При использовании инновационных технологий на уроках иностранного
языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда учебный материал
интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет
показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит
удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему
совершенствованию.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от
использования инновационных технологий именно через понимание языка, а не
только потому, что эти технологии существенно отличаются от привычных приемов,
используемых учителем на уроке иностранного языка.
Еще одним достоинством использования педагогических инноваций на уроках
английского языка является сила впечатления и эмоционального воздействия на
учащихся, влияющая на повышение уровня мотивации к предмету.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1.1. Понятие
одаренности в психологии и педагогике
Мышление является сложной многофакторной структурой. В зависимости от
уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны
полученных результатов, степени интеллектуальной активности ученые выделяют
несколько видов и способов мышления. Формулируя эту психологическую категорию,
необходимо разделять ее с такими смежными и взаимосвязанными понятиями, как
гениальность, одаренность, творчество, креативность и творческое мышление, поскольку
понимание этих характеристик поможет нам полнее понять суть указанного вопроса.
Так, гениальность – это самый высокий уровень развития способностей (как
общих, интеллектуальных, так и специальных), результатов деятельности личности,
является основным достижением человечества на определенных этапах развития
общества [3].
Одаренность понимается как наличие у человека задатков к развитию
способностей, позволяющих ему успешно осваивать виды деятельности, связанные с
соответствующими способностями. Одаренными являются те дети, у которых
проявляются те или иные формы общей или специальной одаренности. Одаренность
определяется не только врожденными задатками, но и во многом зависит от
окружающей среды и специфики деятельности.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых
материальных и духовных ценностей, в которой существенное значение принадлежит
воображению, интуиции, неосознанным компонентам умственной активности, а также
потребности личности в самоактуализации. Творчество в своем функционировании
комбинирует когнитивные, эмоциональные и волевые аспекты, имеет процессуальный
и личностный аспект.
Продукт творчества является результатом высокой концентрации духовных
сил, которую К. Станиславский обозначил термином «сверхсознание». Зависимость
научно-технического прогресса от творческого процесса приводит к попыткам его
компьютерного моделирования в рамках развития современных компьютерных
технологий.
Креативность означает способность к творчеству, которая понимается как
потенциал, внутренний ресурс человека, проявляющийся в мышлении, общении,
чувствах, отдельных видах деятельности, определяясь восприимчивостью к новым
идеям. Основное отличие понятия креативности от понятия творчества состоит в
том, что креативность рассматривается как некий специфический стиль
деятельности, в то время как творчество само по себе является деятельностью.
Креативность чаще, чем творчество, связывают с когнитивными процессами; она
может быть зафиксирована объективными методами.
На сегодня существуют достаточно надежные тесты, которые позволяют
определить различные виды креативности и ее параметры. О творчестве мы этого
сказать не можем. Его неоднозначность и иногда эфемерность мешает выработать
более или менее объективные критерии для его измерения, а те системы
оценивания, которые созданы, до сих пор содержат большую долю субъективности. У
детей часто наблюдаются высокие показатели креативности, что, однако, не
гарантирует в будущем их творческих достижений, а только увеличивает
вероятность их появления при условии овладения необходимыми творческими
навыками и наличии высокой творческой мотивации [5].