Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности обеспечения и поддержки семей, потерявших кормильца
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Правовая
природа и порядок мер социальной поддержки семьям, потерявшим кормильца. 8
1.1. Этапы становления системы
социального обеспечения. 8
1.2. Правовое регулирование и условия
назначения пенсий по случаю потери кормильца. 22
1.3. Правовые особенности пенсионного
обеспечения лиц по случаю потере кормильца. 26
1.4. Меры социальной поддержки семей,
потерявших кормильца. 29
1.5. Выводы по 1 главе. 37
2. Правовые
особенности мер социальной поддержки семьям военнослужащих 39
2.1. Пенсионное обеспечение членов
семей военнослужащих, потерявших кормильца 39
2.2. Льготы и социальные гарантии
семьям военнослужащих, потерявшим кормильца 44
2.3. Правовые проблемы, возникающие в
связи с реализацией права граждан на меры социального обеспечения в связи с
потерей кормильца. 46
2.4. Выводы по 2 главе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Введение:
Потеря кормильца для членов его семьи и лиц, находящихся на его иждивении,
оборачивается не только болью утраты близкого человека, но и потерей одного из основных
источников доходов. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его
иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь,
которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Именно
поэтому государство должно включать данных лиц в программу пенсионного обеспечения
по случаю потери кормильца. От того, на сколько слаженно функционирует в государстве
данная система зависит уровень благосостояния многих граждан.
Выбранная тема не теряет своей актуальности в силу того, что Россия
является социальным государством, политика которого направлена на поддержку каждого
гражданина в тяжёлой жизненной ситуации и защиту от общественной несправедливости.
В фундаментальном законе – Конституции Российской Федерации, в ст. 39 утверждается,
что любому гражданину предоставлена такая гарантия как социальное обеспечение в
случае потери кормильца.
Рассмотрение вопросов оказания мер социальной поддержки семьям погибших
(умерших) военослужащих также актуально, поскольку одним из важнейших направлений
военно-социальной политики государства является забота о членах семей военнослужащих,
погибших (умерших), ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы
(ведении боевых действий).
Проведенный анализ показывает, что в данном направлении государством
ведется последовательная работа по улучшению качества жизни данной категории граждан.
Можно говорить о том, что сформирована определенная система мер поддержки в этом
направлении, включающая пенсионное обеспечение, жилищные льготы, выплату пособий,
медицинское обеспечение льготы по проезду на транспорте, внебюджетную помощь и ряд
других мер.
Большинство льгот членов семей военнослужащих, погибших (умерших),
ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы (ведении боевых действий),
определены Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Данный Закон для членов
семей погибших военнослужащих предоставляет широкий спектр жилищных льгот, льготы
по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, пенсионному обеспечению, проезду
на общественном транспорте и т. д.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
«О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации,
установленной частями 9, 10, 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии
военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная денежная компенсация
выплачивается:
— членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи
военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших)
при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы;
— членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные
сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы в периоды
ведения боевых действий в государствах и на территориях, указанных в перечне государств,
городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской
Федерации, предусмотренном приложением к Федеральному закону «О ветеранах», и в
установленном Законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных
умершими.
Федеральный закон «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых
федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими,
признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы
(служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения
с военной службы (службы в органах и учреждениях)» определяет право на ежемесячное
пособие с последующей его индексацией.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
№ 1051 детям отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных
органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших
инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного
характера предоставляются пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха.
Законодательством ряда субъектов Российской Федерации предусмотрены
дополнительные меры социальной поддержки несовершеннолетних детей военнослужащих,
погибших при исполнении служебного долга. Как правило, это выражается в ежемесячных
дополнительных выплатах, либо в форме единовременного денежного пособия, а также
других формах.
Вместе с тем проведенный анализ показывает, что несмотря на предпринимаемые
государством и регионами меры по повышению качества жизни членов семей военнослужащих,
погибших, ставших инвалидами при исполнении обязанностей военной службы, социально-экономическое
положение большинства граждан данной категории продолжает оставаться неудовлетворительным.
Исследования в рамках данной темы активно продолжаются, о чём свидетельствует
ряд работ, изданных в последнее время. Однако стоит отметить, что вопросы социальной
поддержки семей в случае потери кормильца затрагивают не только интересы учёных,
но и широкой общественности. Это справедливо объясняется тем, что любой гражданин
стремится быть защищённым, чувствовать поддержку государства в случае её необходимости.
От того, насколько эффективно и слажено будет работать государственный механизм
по оказанию социального обеспечения, зависит уровень жизни, как всего населения
страны, так и отдельных его членов, в том числе семей.
Таким образом, улучшение механизма назначения и выплаты пенсий по случаю
потери кормильца, а также оказания иных социальных мер поддержки семей можно по
праву считать одним из приоритетных направлений деятельности России, заинтересованной
в стабилизации демографической и социально-экономической ситуации.
Вышеперечисленное указывает на актуальность проблемы регулирования
установления мер социальной поддержки семьям, потерявшим кормильца, необходимости
поиска пути решения имеющихся проблем.
Теоретическую основу исследования
составили работы
Адамановой С.С., Афтахова А.В., Веревкина И.Е., Годлевская В.Я.,
Захаров М.Л., Каландия А.Н., Качмазова
М.Э., Никитин В.В., Павлосюк А.А.,
Федько В.С. и др.
Нормативной базой исследования
является Конституция РФ, федеральные законы: Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федеральный закон
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Целью
выпускной квалификационной работы является анализ особенностей обеспечения и поддержки семей, потерявших
кормильца.
Для достижения
поставленной цели в работе были определены следующие задачи исследования:
— изучить этапы становления
системы социального обеспечения;
— исследовать особенности
правового регулирования и условия назначения пенсий по случаю потери кормильца;
— проанализировать правовые
особенности пенсионного обеспечения лиц по случаю потере кормильца и существующие
меры социальной поддержки семей, потерявших кормильца;
— определить особенности пенсионное
обеспечение членов семей военнослужащих, потерявших кормильца;
— рассмотреть существующие
льготы и социальные гарантии семьям военнослужащих, потерявшим кормильца;
— раскрыть правовые проблемы,
возникающие в связи с реализацией права граждан на меры социального обеспечения
в связи с потерей кормильца.
Объектом
исследования в настоящей
работе выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения и поддержки
семей, потерявших кормильца.
Предметом
исследования являются нормативно-правовые
акты, научная и учебная литература, отражающие различные аспекты обеспечения и поддержки
семей, потерявших кормильца.
Научная
новизна исследования состоит
в комплексности предпринятого анализа особенностей обеспечения и поддержки семей,
потерявших кормильца, выявлении существующих проблем и перспектив развития.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения настоящей работы могут быть
использованы в преподавательской деятельности, а также для дальнейших теоретических
исследований по рассматриваемой в данной работе теме и в целях совершенствования
действующего законодательства.
Методологической основой настоящей работы является как общенаучный
диалектический метод, так и отдельные частно-научные методы: логический, исторический,
сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ научных концепций.
По своей структуре исследование состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Проведенное исследование позволило сделать следующие
основные выводы.
Правовое регулирование пенсии по случаю потери
кормильца во многом зависит от правового положения кормильца. Выбор права,
применимого в каждом конкретном случае, зависит от правового положения
кормильца.
Законодательством установлены четкие условия
назначения пенсии по случаю потери кормильца. Данное правоотношение возникает
при наличии сложной правовой конструкции, в которую, по общему правилу, входят
следующие юридические факты:
потеря кормильца — под потерей кормильца понимается
его смерть. Пенсионное законодательство трактует понятие убытка несколько шире.
Семьи умерших приравниваются к семьям пропавших без вести граждан, если их
отсутствие удостоверяется в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации. По ходатайству заинтересованных лиц гражданин может быть признан
принадлежность к членам его семьи. Круг лиц, имеющих
право на получение пенсии, определяется через понятие «член семьи», под которым
(в отношении детей) признается лицо, находившееся в определенном родстве с
умершим. Это понятие можно вывести из положений Семейного кодекса Российской
Федерации. несмотря на отсутствие в СК РФ определения понятия «член семьи», на
основании текста статьи 2 Кодекса можно установить, что родители и их дети (в
том числе усыновленные) относятся к числу лиц, особенно.
инвалидность члена семьи. Согласно действующему
пенсионному законодательству дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца
считаются недееспособными, если они не достигли 18-летнего возраста или
обучаются по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, — до их закончить такое обучение, но не дольше,
чем до достижения им 23-летнего возраста или старше этого возраста, если они
стали инвалидами до достижения 18-летнего возраста (статья 10 Закона о
страховых пенсиях).
Законодатель также определяет право на пенсию по
факту иждивенчества. Именно этот факт свидетельствует о потере кормильца —
индивидуума, который поддерживал, участвовал в содержании или должен был
содержать нетрудоспособных членов своей семьи.
Проведенный
во второй главе анализ показал, что для членов семьи военнослужащих в
Российской Федерации в случае его смерти предусмотрена особая выплата – военная
пенсия по случаю потери кормильца. Но не всегда родственники умершего
гражданина имеют право на назначение военной пенсии. Получателями данного
обеспечения могут стать члены семьи военнослужащего только в том случае, если
его смерть наступила:
в
период прохождения военной службы;
не
позднее трех месяцев со дня увольнения со службы;
в
случае заболевания, полученного на службе, или военной травмы, независимо от
прошедшего времени.
При
этом не имеет значения, проходил погибший службу по призыву или по контракту
(различия будут только в размере пенсий). В то же время, если решением суда
признано, что военнослужащий погиб в результате противоправных действий,
родственникам устанавливается социальная пенсия.
Также
члены семьи умершего военного пенсионера вправе оформить данную выплату, если
смерть пенсионера наступила в период получения пенсии или не позднее 5 лет
после того, как она прекратилась.
Данный
вид обеспечения может быть установлен нетрудоспособным родственникам погибшего
или умершего военнослужащего, а именно:
несовершеннолетним
и совершеннолетним детям, в том числе усыновленным;
родителям,
в том числе усыновителям;
супругу
(вдове);
братьям,
сестрам, внукам, если у них нет трудоспособных родителей;
бабушке
или дедушке, если нет иных лиц, которые по закону Российской Федерации обязаны
их содержать;
родственникам,
которые находились на его иждивении.
Этот
вид пенсии устанавливается на срок, в течение которого получатель является
нетрудоспособным, а в некоторых случаях – бессрочно.
Военная
пенсия по потере кормильца при определенных обстоятельствах может быть
назначена независимо от возраста и трудоспособности родственника умершего.
Например, если отец, мать или супруг и другие родственники умершего не работают
и заняты уходом за его детьми (братьями, сестрами или внуками), которые не
достигли 14 лет, то такие граждане также могут получат пенсию по потери
кормильца (ст. 29 закона N 4468-1 от 12.02.1993 г.).
В
соответствии со статьей 30 некоторым членам семьи умершего военнослужащего, а
именно супруге и родителям, данный вид пенсии может быть установлен на льготных
условиях. Это возможно, если смерть военнослужащего наступила:
в
результате военной травмы, полученной при защите Родины, на фронте;
во
время пребывания в плену;
в
период прохождения службы на территории иностранных государств, где велись
боевые действия;
при
исполнении служебных обязанностей.
Так
родственники умершего вправе оформить военную выплату по потере кормильца по
достижении возраста:
50
лет – супруга и мать;
55
лет – супруг и отец.
При
этом родителям умершего данная пенсия выплачивается в полном размере каждому,
независимо от того, были они иждивенцами у военнослужащего или нет.
Кроме
этого данное обеспечение может быть установлено супруге (или супругу) умершего
сразу после смерти военнослужащего, если она воспитывает его ребенка, не
достигшего возраста 8 лет. В этом случае возраст, трудоустройство и
трудоспособность получателя значения не имеют. Также неважно наличие и место ее
работы.
Размер
обеспечения напрямую зависит от формы службы, которую проходил умерший
военнослужащий (по призыву или по контракту), и от причины его смерти.
Граждане,
постоянно проживающие на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях,
получают денежное обеспечение в увеличенном размере за счет районных коэффициентов.
Однако данные коэффициенты распространяются только на тех получателей, которые
проживают в данном регионе. В случае переезда размер обеспечения
пересчитывается в соответствии с условиями в новом районе проживания.
Статьей
38 Закона N 4468-1 от 12.02.1993 г. для некоторых получателей военной пенсии по
случаю потери кормильца предусмотрены определенные денежные надбавки, которые
увеличивают сумму ежемесячного обеспечения.
Дополнительная
материальная помощь в виде надбавки к пенсии в размере 100% получаемой выплаты
устанавливается:
инвалидам
первой группы;
получателям,
достигшим возраста 80 лет.
Денежная
надбавка в размере 32% к получаемой пенсии начисляется:
детям-инвалидам,
потерявшим обоих родителей, в том числе детям умершей одинокой матери;
инвалидам
с детства первой и второй групп, потерявшим обоих родителей.
Данная
мера является дополнительной поддержкой для особо незащищенных граждан нашей
страны.
Подводя
итог, следует отметить, что пенсия по случаю потери кормильца занимает особое
место в пенсионной системе РФ. Связано это, прежде всего с субъектами
обеспечения – нетрудоспособными членами семьи.
Пенсионное
обеспечение нетрудоспособных лиц, потерявших кормильца достаточно полно и ясно
урегулировано на законодательном уровне. Однако это не мешает возникновению на
практике различных проблем, связанных с назначением данного вида пенсии.
Фрагмент текста работы:
1. Правовая природа и порядок мер социальной поддержки
семьям, потерявшим кормильца
1.1. Этапы становления системы социального обеспечения Общество
всегда нуждалось в социальном обеспечении, и оно появилось примерно в то же
время, когда возникло более осмысленное и обоснованное человеческое общество. В
любом обществе, независимо от его политического и экономического устройства,
всегда есть люди или целые категории граждан, которые по тем или иным причинам
не могут самостоятельно приобретать товары и услуги для удовлетворения своих
жизненных потребностей. Сегодня государство и специалисты обозначили такие
категории граждан [34, с.41]:
•
Пенсионеры;
•
инвалиды;
•
Дети сироты;
•
многодетные семьи;
•
Беременные женщины.
Все
они являются инвалидами в той или иной степени, а потому не в состоянии
обеспечить себя доходом для удовлетворения основных и второстепенных
потребностей.
Кроме
того, к категории нетрудоспособного населения могут относиться абсолютно любые
люди, по определенным причинам утратившие способность к осуществлению трудовой
деятельности, как временно, так и постоянно. Основной причиной является потеря
здоровья, травмы и другие аспекты, влияющие на физическое состояние лиц [24,
с.29].
По
мере развития общества и выхода на новые этапы своего функционирования
усложнялись и социальные связи, а также расширялся круг причин, по которым
человек нуждался в социальном обеспечении и социальной помощи. Теперь эти
причины обусловлены характером сложившихся в обществе экономических отношений,
которые являются основополагающими в возникновении таких процессов, как
безработица, инфляция и, как следствие, бедность в обществе.