Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение. 3
Глава
1.Теоретические аспекты изучения музыкального развития детей дошкольного
возраста. 7
1.1Сущность
и задания музыкального развития детей дошкольного возраста. 7
1.2Принципы
и методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста  11
1.3Музыкально-дидактические
игры в музыкальном воспитании детей. 22
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по музыкальному воспитанию детей старшего
дошкольного возраста. 27
2.1.
Констатирующий эксперимент по выявлению уровня музыкального воспитания детей
старшего дошкольного возраста. 27
2.2 Развитие
восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации
педагогической технологии (формирующий эксперимент) 30
2.2 Развитие
восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации
педагогической технологии (формирующий эксперимент) 34
2.3 Анализ
результатов исследования по музыкальному воспитанию.. 42
детей
старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 42
Заключение. 47
Список
литературы.. 50
Приложения. 54

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В современных условиях интенсивного развития всех общественных
процессов содержание образования, образовательные стандарты находятся в
динамике, поэтому нуждаются в постоянном психологическом мониторинге и
сопровождения. Это побуждает к поиску новых путей и методов психологической
поддержки развития подрастающей личности.

Дошкольное образование —
целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития
ребенка-дошкольника в соответствии с его задатками, склонностей, способностей,
индивидуальных, психических и физических особенностей. И именно для этого
возраста существенной должна быть роль музыки, песни, в том числе народной,
поскольку в ее содержании сохранено генетические сенсорные эталоны украинского
народа.

Развитие музыкальных
способностей дошкольников является важным сенситивным и творческим аспектом по
эстетические становления их личности. Эти способности влияют на развитие
эстетического мировосприятия, креативного потенциала, речевой активности,
воображения, мышления, памяти, эмоциональной сферы, познавательного интереса и
взаимодействий дошкольников со взрослыми. Кроме того, развитие музыкальных
способностей способствует становлению общей музыкальной культуры, музыкального
слуха, вокальных способностей, умения воспринимать, понимать, запоминать и
эмоционально переживать музыкальные произведения.

В психологических
исследованиях отмечено, что музыкальные способности, в отличие от других видов
способностей, являются, проявляются и могут развиваться с раннего возраста.

Так, вокальная функция
проявляется с первым криком ребенка (А.Л.Арисменди, С.Атанасова-Вуков,
В.А.Багадуров), эмоциональный отклик на музыку наблюдается еще до рождения
ребенка (А.Л.Готсдинер, И.Л.Дзержинская). При этом элементы подпевание, моторных
реакций на музыку оказываются в течение первого года жизни ребенка — это и есть
первыми проявлениями музыкальных способностей.

В современных
исследованиях проблема развития музыкальных способностей дошкольников
рассматривается в следующих аспектах: структура музыкальности (Н.С.Гребенюк,
Д.Крис, С.И.Науменко, Н.А.Римского-Корсакова, К.Сишор, К.В.Тарасова,
Б.М.Теплов) влияние на подрастающего личность музыкально-интеллектуальных
процессов, в частности музыкальной памяти, мышления, внимания, музыкально-слуховых
представлений (Л.А.Баренбойм, А.К.Бриль, И.П.Гейндрихс, А.Л.Готсдинер, Ц.
Колев, О.О.Мальцева, Т.В.Нестеренко, Г.М.Ципин) особенности развития
музыкальности ребенка дошкольного возраста (А.Л.Арисменды, А.И.Вайчете,
Н.А.Ветлугина, М.Ю.Викат, А.Л.Готсдинер, И.Л.Дзержинська, О.В.Запорожець, В
.И.Катинене, И.И.Левидов, Н.С.Лейтес, Г.О.Люблинська и др.); пение, как ведущий
вид музыкальной деятельности (Л.М.Василенко, С.М.Гладка, В.В.Емельянов,
О.И.Зеленская, Р.Т.Зинич-Сепова, К.М.Малинина, Е.П. Печерская, К.Хофман и др.)
особенности формирования певческих навыков и влияние пения на
психофизиологическое развитие ребенка (В.А.Багадуров, М.П.Блинова, М.С.Грачова,
В.Г.Емельянов, Ф.Ф.Заседателев, Н.Ф.Лебедева, И. И.Левидов, В.П.Морозов)
этнопсихологических факторы развития музыкальных способностей (В.Г.Антонюк,
Д.Аспелунд, О.Г.Бенч-Шокало, Ф.Заседателев, Б.Н.Павленко, Л.Пархоменко,
И.О.Сикорський, Л.Л.Христианденсен) .

Еще в трудах Б.М.Теплова
было раскрыто понятие "музыкальные способности", выделено взаимосвязь
перцептивного и репродуктивного компонентов этих способностей, определены
эмоциональность как основной признак музыкальности и обоснованно связь
эмоционального и познавательного аспектов музыкальной деятельности. Однако на
современном этапе феномен музыкальных способностей остается недостаточно
исследованным. В частности, в научных кругах нет единого взгляда на
содержательное наполнение понятия "музыкальные способности";
существуют значительные различия в определении структуры музыкальных способностей,
отсутствует четкая характеристика особенностей их развития у старших
дошкольников; нуждается в совершенствовании психодиагностические аппарат
изучения музыкальных способностей; отсутствуют психологические исследования,
посвященные определению комплексной системы наиболее оптимальных
психологических условий, путей и средств развития музыкальных способностей
дошкольников.

Актуальность и
недостаточная разработанность теоретических и прикладных аспектов проблемы
развития музыкальных способностей у дошкольников обусловили выбор темы
исследования: " Особенности музыкального развития детей
дошкольного возраста".

Цель исследования —
теоретически обосновать содержание, структуру, условия развития музыкальных
способностей старших дошкольников и экспериментально исследовать влияние
психологических условий на развитие этих способностей.

В основу исследования
положено предположение о том, что музыкальные способности старших дошкольников
должны изучаться с помощью проявления психологических особенностей их перцептивно-репродуктивных
возможностей, а эффективность развития этих способностей обеспечивается
музыкально-интеллектуальным потенциалом, интегрированием содержания
перцептивно-репродуктивной основы музыкальности дошкольников, воспитанием у них
вокальной культуры, использованием национального музыкального наследия как
генетически и фенотипически заданных сенсорных эталонов музыкальных
способностей, развитием познавательного интереса к музыкальным занятиям и
организацией эффективного взаимодействия со взрослым в процессе музыкальных
занятий.

В соответствии с
поставленной целью определены основные задачи исследования:

1. Определить сущность и
задания музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

2.Рассмотреть принципы и
методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

3.Проанализировать музыкально-дидактические
игры в музыкальном воспитании детей.

4.Провести
опытно-экспериментальную работу по музыкальному воспитанию детей старшего
дошкольного возраста.

Объект исследования —
музыкальные способности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования —
психологические условия развития музыкальных способностей у детей старшего
дошкольного возраста.

Методы исследования.
Теоретические — системный анализ, сравнение, обобщение и систематизация
научно-практических и исследовательских данных; эмпирически-диагностические —
включенное наблюдение, беседа, анкетирование.

Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе осуществлен
теоретический анализ, методологическое обоснование и экспериментальное решение
проблемы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного
возраста. Раскрыто научные положения о структуре музыкальных способностей;
особенности их становления у детей; определены психологические условия,
критерии и уровни развития музыкальных способностей старших дошкольников;
осуществлена экспериментальная апробация развивающей программы.

Обобщение результатов
исследования позволило сделать следующие выводы:

1. Музыкальные
способности — индивидуально-психологические свойства личности, которые
обеспечивают возможность успешного выполнения музыкальной деятельности. Старший
дошкольный возраст является сензитивным для развития музыкальных способностей,
поскольку у детей этого возраста ярко выраженная эмоциональность реакции на
музыку и они способны овладевать основными приемами музыкальной деятельности.

2. В основе структуры
музыкальных способностей лежат перцептивно репродуктивные соотношение
компонентов музыкального слуха (ладовый, ритмичный, звуко-высотный,
гармоничный, динамичный, тембровый слух), которые обеспечиваются
музыкально-интеллектуальными процессами (музыкальной памятью, музыкальным
мышлением и музыкальной воображением).

3. Психологическими
условиями развития музыкальных способностей являются: активизация
эмоционального отклика ребенка на музыку; актуализация
перцептивно-репродуктивной основы музыкальных способностей; повышение
познавательного интереса к музыкальным занятиям; организация эффективного
взаимодействия дошкольников со взрослыми в процессе музыкальной деятельности;
становления музыкального слуха путем использования народной музыки; развитие
вокальных способностей в процессе певческой деятельности.

4. Критериями определения
уровней развития музыкальных способностей являются: качество эмоциональной
реакции на музыку; особенности ощущения и воспроизведения ритмической, звуко-высотной,
гармоничной, динамической, тембровой и ладовой организации музыкального
произведения; умение чувствовать его логику, форму, настроение, узнавать и
воспроизводить услышанные ранее мелодии, создавать и передавать с помощью
слова, движения, рисунка музыкальные образы. Развитие музыкальных способностей
старших дошкольников характеризуется высоким, средним и низким уровнями,
которые определяются в соответствии с уровнем сформированности, систематичности
и целостности проявления всех указанных выше критериев.

5. Экспериментальное
изучение музыкальных способностей дошкольников выявило следующие их
психологические особенности: развитость эмоциональности, что проявляется в
двигательных реакциях на музыку; динамического и тембровой слуха (как
перцептивного, так и репродуктивного компонента) и ритмического слуха (репродуктивного
компонента) слабая развитость составляющих музыкального слуха (чувств строя,
звуковысотный слух) и музыкально-интеллектуальных процессов (музыкальное
мышление и память).

6. Развитие музыкальных
способностей старших дошкольников должно базироваться на основных положениях
развивающей деятельности (прямое участие ребенка в музыкальной деятельности,
использование их естественной активности, активизация в них познавательных и
социальных мотивов) и личностно ориентированного воспитания (ориентация на личность
ребенка, обеспечение гармоничного становления личности, понимание и принятие
поведенческих проявлений дошкольников). Развитие перцептивного и
репродуктивного структурных компонентов музыкального слуха (ладовый, ритмичный,
звуковысотный, гармоничный, динамичный, тембровый слух) и
музыкально-интеллектуальных процессов (музыкальной памяти, музыкального
мышления и музыкального воображения) зависит от активизации психологических
условий.

7. Разработанные
содержанием программно-методического обеспечения психологических условий на
развитие музыкальных способностей, а именно: музыкальной деятельности лучше
всего способствует эмоционально-положительная свободная, непринужденная
атмосфера в отношениях "воспитатель — ребенок", "ребенок —
ребенок"; внедрение в процесс развития музыкальных способностей положений
деятельностного и личностно ориентированного подхода с учетом возрастных и
индивидуально психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного
возраста;

Развитие музыкальности
детей требует установки взаимосвязей между структурными компонентами
музыкальных способностей; повышение уровня развития интеллектуальной основы
музыкальности — музыкально-слуховых представлений, музыкальной памяти,
музыкального мышления. Перспективными, по нашему мнению, есть такие направления
работы, как изучение особенностей развития музыкальных способностей у детей с
неразвитой слухо-вокальной координации и исследования влияния музыкального
развития детей на становление общих способностей, и станет предметом наших
дальнейших исследований.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1.Теоретические аспекты изучения музыкального развития детей дошкольного
возраста

1.1Сущность и
задания музыкального развития детей дошкольного возраста Развитие дошкольника,
становление его как личности — главная задача современного дошкольного
образования.

Музыкальное воспитание —
область эстетического воспитания; организованный педагогический процесс,
направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных
способностей детей с целью становления творческой личности ребенка Музыкальное
воспитание является одним из самых мощных средств воспитания, с помощью
которого осуществляется формирование всесторонне развитых детей дошкольного
возраста личности; это процесс становления и развитие музыкальных способностей
на основе природных задатков, формирование основ музыкальной культуры,
творческой активности (от простейших форм к более сложным) [4, с. 84]. Основой
современной системы дошкольного музыкального воспитания детей стали труда В.
Шацкого, Л. Шлегер, Б. Асафьева, Т. Бабаджан, Ю. Двоскин, Т. Вилькорейской, Е. Кершнер,
Н. Метлова, А. Кенеман, М. Румер , С. Беляевой, Б. Теплова и других педагогов и
психологов. Ученые рассматривают этот процесс в широком и узком смыслах. В
широком смысле музыкальное воспитание — это формирование духовности человека,
его нравственно-эстетических представлений, способности и оценивать сквозь
призму искусства жизненные явления. В этом смысле музыкальное воспитание — это
воспитание человека.

В узком смысле
музыкальное воспитание — это формирование музыкального восприятия, которое осуществляется
в различных видах музыкальной деятельности и направлено на развитие музыкальных
способностей, способности к эмоциональному и осмысленного постижения, и
переживания содержания музыки, ее выразительного исполнения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы