Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика (физическая культура)

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности методики занятий оздоровительного плавания с детьми дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1 Анатомо — физиологические особенности детей дошкольного
возраста. 5
1.2.   Характеристика средств физического
воспитания дошкольников. 11
1.3 Значение оздоровительного плавания в
физическом развитии и физической подготовленности детей дошкольного возраста. 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 35
2.1. Методы исследования. 35
2.2. Организация исследования. 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 43
3.1. Анализ методики занятий по оздоровительному плаванию с
детьми дошкольного возраста. 43
3.2.  Результаты
исследования физической подготовленности детей 4-7 лет в процессе занятий по
оздоровительному плаванию.. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 56
Приложение 1. 60
Приложение 2. 62

  

Введение:

 

Наличие
новых разработок в теории и практике плавания, имеющихся в работах известных
специалистов, позволяет использовать их не только для более подробного изучения
плавания как учебной, спортивной и педагогической дисциплины, но и в улучшении
учебно-тренировочного процесса.

В
настоящее время не всегда еще прогрессивный опыт применяется на практике, что
естественно, снижает эффективность и качество проведения тренировочного
процесса в плавании.

Необходимо
приобщать ребенка к здоровому образу жизни и к спорту, даже если это не
приведет к появлению выдающегося спортсмена, это в результате, ведет к
оздоровлению людей в целом.

Выполнение
плавательных движений, связанных с перемещением тела человека в воде, вызывает
определенные сложности для восприятия собственных движений и управления ими.
Овладение двигательным действием в большой степени зависит от того, насколько
развита у занимающегося способность к правильному восприятию и оценке
собственных движений, насколько проявляются его двигательные представления.
Практические занятия показывают, как в процессе обучения детей в ряде случаев
они имеют неправильные представления об изученном движении. [6]

Актуальность.

Среди
многих массовых видов спорта, пожалуй, только плавание сочетает возможность
всестороннего развития организма, особенно выраженную оздоровительную
направленность и необходимое прикладное значение. По динамическим
характеристикам плавание является одним из самых доступных средств физической
культуры для лиц различного возраста и подготовленности.

Плавание
по праву может являться уникальным видом физической активности. С активными
движениями в водной среде связаны специфические особенности воздействия
плавания на детский организм.

Поэтому
особенно важным этапом обучения является освоение водной среды и обучение
умению держаться на поверхности воды.

Все,
ранее перечисленное, говорит об актуальности возникшей проблемы и необходимости
теоретического и практического ее изучения.

Цель
исследования —
разработать и экспериментально обосновать методику обучения плаванию детей
дошкольного возраста, позволяющую повысить эффективность учебно-тренировочного
процесса.

Объект
исследования –
учебно-тренировочный процесс обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Предмет
исследования —
методика обучения плаванию детей 4-7 лет.

Задачи
исследования:

1.
Изучить литературные источники для характеристики процесса обучения плаванию, и
определения возрастных особенностей детей дошкольного возраста..

2.
Разработать систему педагогического контроля эффективности процесса
формирования технических навыков в плавании на основе количественной оценки
основных элементов техники.

3.
Разработать методику обучения плаванию детей дошкольного возраста.

4.
Экспериментально обосновать эффективность методики обучения плаванию младшего
школьного возраста.

Гипотеза
исследования состоит
в предположении о том, что разработанная методика обучения плаванию детей дошкольного
возраста, будет содействовать более быстрому освоению с водой, формированию
структуры плавательных движений для дальнейшего перехода к обучению спортивным
способам плавания.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Изучены
литературные источники, позволяющие 
охарактеризовать процесс обучения детей плаванию и выявить наиболее
эффективные средства и методы обучения.

Изучение
возрастных особенностей детей дошкольного возраста дало возможность получить
знания, которые необходимы для организации и проведения занятий по обучению
спортивным способам плавания. Так как спортивные способы являются наиболее
рациональными по технике передвижения в воде и содействия нормальному
физическому развитию ребенка.

Проведенный
анализ данных литературы свидетельствует об актуальности проблемы оптимизации
учебно-тренировочного процесса в плавании.

2.
Разработана система педагогического контроля эффективности процесса
формирования технических навыков в плавании на основе количественной оценки
основных элементов техники с помощью следующих тестов:


выполнение выдоха-вдоха 8-10 раз подряд;


скольжение на груди;

— техника
плавания на спине;

— техника
плавания на груди.

3.
Разработана методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста с
использованием материалов и содержания программы начального обучения плаванию..

В нашей
методике содержится организационно-методический материал по обучению плаванию
детей начальной школы. Подробно рассматривается содержание, структура и
планирование занятий, а также последовательность действий педагога при обучении
детей плаванию, приводится примерный график распределения учебного материала..

4.
Экспериментально обосновали эффективность методики обучения плаванию детей
младшего школьного возраста.

Возраст с
5-6 лет является оптимальным периодом для обучения детей основам спортивной
техники плавания, развития гибкости, координационных способностей, подвижности
в суставах, укрепления опорно-двигательного аппарата.

Обязательными
требованиями к средствам начального обучения являются их максимальное
разнообразие, широкое использование игровых форм, которые должны обеспечивать
высокий эмоциональный фон занятий, так как монотонные упражнения отрицательно
сказываются на результатах обучения плаванию.

Таким
образом, предложенная нами методика обучения плаванию детей дошкольного
возраста с помощью специально подобранных упражнений, не только помогает
ознакомлению детей со свойствами воды и законами нахождения тела в воде, что
помогает освоить  задания для  удержания на поверхности воды на начальном
этапе обучения детей, но и формированию структуры плавательных движений и
установлению стойкого двигательного навыка при обучении технике спортивных
способов плавания. Способствует в связи с этим более быстрому освоению техники
движений в воде, а также оказывает положительное влияние на организм ребенка во
время занятий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анатомо — физиологические особенности детей
дошкольного возраста

Головной
мозг при рождении 350-380 гр. (10% от массы тела), к 3-м годам увеличивается в
3 раза. Имеются все борозды и извилины. Основная дифференцировка заканчивается
к 8 годам. Спинной мозг к 2 годам напоминает спинной мозг взрослого человека. К
5 годам его масса увеличивается в 3 раза, доходит по длине до первого
поясничного позвонка. Спинной мозг функционально более совершенен, чем
головной.

Вегетативная
нервная система обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует функции
внутренних органов. Однако, эта регуляция легко нарушается при воздействии
неадекватных возрасту внешних факторов.

Кожа и
подкожно-жировая клетчатка– осуществляет защитную, терморегуляторную,
выделительную, дыхательную и др. функции. Защитная функция выражена слабо.
Потовые железы полностью развиваются к 5-7 годам и через них удаляются шлаки.
Больше потовых желез располагаются в подмышечной, паховой области и заканчивают
свое развитие к половому созреванию. Подкожно-жировая клетчатка развита
достаточно. До 6 лет идет увеличение жировых клеток.

Костная
система. Кости постепенно уплотняются и с 2-3 лет уже имеют пластинчатое
строение. Швы на голове закрываются ко 2-3 месяцу, а их полное сращение
происходит в 3-4 года. Укрепление позвоночника и его изгибов происходит к 7-12
годам. Стопа и ее свод укрепляются к 5 годам. Грудная клетка имеет
цилиндрическую форму и оканчивает свое формирование, как и позвоночник к 12-13
годам.

К 2-3
годам имеется полный набор молочных зубов в количестве двадцати. Постоянные
зубы начинают прорезываться к 5-7 годам. Смена молочных зубов идет с 6-7 лет. С
3-х лет ребенок должен хорошо полоскать и чистить зубы и не злоупотреблять
сладостями (зубы разрушает молочная кислота, которую вырабатывают бактерии,
живущие в крахмале и сахаре)

Мышечная
система. Мышечная масса прирастает к 5 годам. Дети много двигаются,
увеличивается сила мышц, выносливость, совершенствуется координация движения.
Очень важно знать, что движения в этом возрасте ребенку жизненно необходимы. С
движением параллельно развивается зрение, слух, обоняние, тактильная
чувствительность. А т.к. центральное звено двигательного анализатора
расположено рядом с центром речи, письма, то сигналы из двигательного центра
распространяются на соседние области и стимулируют их развитие. Если давать
ребенку задание выполнять движения пальцами рук, можно совершенствовать его
речь, учить счету, письму и т.д.

Органы
дыхания тоже совершенствуются. Носовые ходы становятся более широкими.
Придаточные пазухи носа формируются к 2-х летнему возрасту и полного развития
достигают к периоду полового созревания. Лимфатическая ткань разрастается и пик
роста приходится на 4-10 лет. Гортань и трахея обильно кровоснабжены. Бронхи
прекращают свое ветвление к 7 годам. Увеличивается масса легких и их объем,
созревает ацинус. В легких идет развитие эластической ткани, они богато
васкуляризированы. Дыхание имеет свои особенности. В 1-2 года ЧД 30-35 в
минуту, в 5-6 лет ЧД 25 в минуту, к 10-12 годам становится как у взрослого –
17-18 в минуту. К 5-7 годам ребенок может делать глубокий вдох.

Сердечно-сосудистая
система. В 1,5-2 года вес сердца увеличивается в 3 раза, а к 6 годам – в 11
раз. При рождении у ребенка просвет артерий и вен одинаковый, в диаметре они
широкие, поэтому и давление низкое – 70/36 мм.рт.ст. С возрастом артерии
становятся уже, давление увеличивается.

Давлениеможно
определить по формуле

Систолическое
90 + 2п,где п – число лет

Диастолическое
60 + п

Пульс 1
год – 120-135 уд./ мин.

Года –
100-120 уд./ мин.

Года –
100-110 уд./мин.

Лет –
80-100 уд./ мин.

Лет –
70-100 уд./ мин.

Органы
мочевыделения. Идет интенсивное созревание ткани почки. Снижена способность
сохранять воду при длительном голодании, что ведет к быстрому обезвоживанию.
Мочеточники и лоханки широкие. Это может привести к застою мочи и развитию
ИМВП. У грудных детей удельный вес мочи низкий за счет сниженной
концентрационной функции почек. Частота мочеиспусканий 20-25 в сутки. Объем
мочевого пузыря к году 200 мл, число мочеиспусканий 15 раз в сутки.

Количество
выделенной мочи за сутки = 600 + 100 (п – 1), где п- возраст ребенка в годах.

Иммунная
система. На нее оказывает влияние активная иммунизация. Посещение детьми ДОУ
также приводит к частой антигенной стимуляции. Процесс созревания иммунной
системы заканчивается с наступлением половой зрелости. Лимфатическая ткань
является основным субстратом иммунной системы. К лимфоидным образованиям
относят вилочковую железу, лимфоузлы, селезенку, миндалины, лимфоузлы кишечника
(пейеровы бляшки). Центральным звеном является вилочковая железа. От 1 до 3-х
лет идет интенсивное ее увеличение, а к 12 годам – ее инволюция.

Физическое
развитие

Увеличение
массы и роста идет неравномерно. Пик увеличения массы приходится на 1-4 года и
8-10 лет, а роста – на 5-7 лет и 14-15 лет. Масса на 2-м году жизни
увеличивается на 2,5-3 кг, на 3-м – на 1,5-2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка
в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, а с 10-15 лет – на 3-4 кг.

Возраст
3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии
ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным
совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика
физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью.
На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год
вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни (в возрасте 6-7
лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. К 7-ми годам у него заметно
удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной
клетки.

Прибавка
массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются
и составляют в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем снова отмечается более
интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в
среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела
ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте.

В
дошкольном возрасте формируются базовые двигательные уме­ния и навыки,
создается фундамент двигательной деятельности.

В младшем
дошкольном возрасте движения еще несовершенные, неточные, сознательное
управление движениями ограниченно, изгибы позвоночника, сводов стоп
маловыраженны, вестибуляр­ный аппарат развит недостаточно, центр тяжести
расположен высоко, мышцы ног слабые, поэтому часты падения. Двигатель­ная
реакция замедленна, мышцы-разгибатели развиты недоста­точно. Малыши быстро
утомляются. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, ча­сто
замедленно.

На 3-м и
4-м году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка, развивается
произвольность управления движени­ями. К 3 годам формируются умения бросать и
ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом
воз­расте дети способны последовательно выполнять несколько дви­гательных
действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в
основном среднему). В 4-летнем возрасте малыши достаточно хорошо сохраняют
равновесие, спус­каются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на
трехколесном велосипеде.

В среднем
дошкольном возрасте движения ребенка разнообраз­нее, так как расширяются
возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобретает прочность в связи
с активным про­цессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы
позвоночника шейного и грудного отделов вполне отчетливы и определенны. Ребенок
гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Под руководством взрослых
дети могут дать элементар­ный анализ движения, выделить в нем несколько
характерных особенностей. Более устойчивыми становятся внимание, двига­тельная
память, мышление, воображение. Дети лучше ориентиру­ются в пространстве,
согласовывают свои движения с движения­ми товарищей. На 5-м году жизни в силу
наступающей морфо-функциональной зрелости центров головного мозга, регулирую­щих
крупные группы мышц, движения становятся точнее и энер­гичнее, формируются
способность удерживать исходное положе­ние, сохранять направление, амплитуду и
темп движений, уме­ние участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где
результат зависит от совместных действий.

В старшем
дошкольном возрасте позвоночник еще недостаточ­но сформирован, поэтому надо
следить за осанкой детей. На 6-м и 7 м году жизни происходит качественный
скачок в развитии дви­жений, появляются выразительность, плавность и точность,
осо­бенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети луч­ше осваивают ритм
движения, точнее оценивают пространственное располо­жение частей тела,
предметов. Ребята начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений,
способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании не только его
основные элементы, но и детали, начинают изучать более тонкие движения в
действии. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега,
прыжки со скакалкой, лазанье по ше­сту и канату, метание на дальность и в цель,
катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание.

Дети
дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к
физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют
определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе.
Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы