Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности методики развития скоростных способностей юных спринтеров проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Характеристика скоростных способностей 6
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности юношей 16-17 лет 10
1.3. Анализ существующих методик развития скоростных способностей юных спринтеров, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. База исследования 25
2.2. Характеристика контингента 25
2.3. Этапы исследования 26
2.4. Методы исследования 26
2.5. Описание экспериментальной программы тренировок развития скоростных способностей юных спринтеров, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе 31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1. Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента 37
3.2. Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента 39
3.3. Анализ полученных результатов 41
ВЫВОДЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….59
Введение:
Актуальность исследования. Легкая атлетика занимает особое место в перечне спортивных дисциплин, в том числе и потому, что отличается высокой «медалеемкостью», т.е. количеством разыгрываемых медалей в различных международных соревнованиях (в том числе и на Олимпиаде).
За последние десять лет мы можем наблюдать скачок в спортивном мастерстве атлетов и демонстрируемых ими результатах во всех легкоатлетических дисциплинах, в том числе и в беге на короткие дистанции. Для того чтобы отечественные спортсмены могли конкурировать в борьбе за победу с лучшими атлетами мира необходимо реализовывать четкую и оперативную систему контроля над их подготовленностью, пополнять резерв для формирования спортивных команд и обеспечивать преемственность на всех этапах учебно-тренировочного процесса.
На настоящем этапе можно отметить, что экстенсивный период развития спорта окончился, уступив место интенсивному пути развития. Это означает, что ведущим средством повышения спортивных достижений стала оптимизация тренирующего воздействия, которая обусловила повышение интереса к поиску новых средств и методик тренировки, особенно в циклических видах спорта, к которым, в том числе, относится бег на короткие дистанции.
Бег на короткие дистанции относится к легкой атлетике – наиболее популярному и доступному во всем мире виду спорта. Занятия бегом не требуют особых материально-технических и финансовых возможностей, могут проводиться как в спортивном зале, так и на стадионе или в парке. Занятия бегом имеют оздоровительное, воспитательное, прикладное и образовательное значение.
Рост конкуренции в современной легкой атлетике обуславливает повышение требований к подготовленности спортсменов. В частности, к квалифицированным спринтерам предъявляются все возрастающие требования в отношении их технической и скоростно-силовой подготовленности.
Скорость бега на короткие дистанции обусловлена целым рядом факторов, одним из которых, безусловно, выступает развитие скоростно-силовых качеств атлетов. В связи с этим, для дальнейшего совершенствования тренировочного процесса у бегунов на короткие дистанции 16-17 лет важно реализовывать внедрение специальных методик развития скоростно-силовых качеств.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и доказать эффективность экспериментальной программы тренировок развития скоростных способностей юных спринтеров, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе.
Задачи исследования:
1. Изучить доступную литературу по данному вопросу.
2. Выполнить диагностику скоростных качеств бегунов 16-17 лет на короткие дистанции.
3. Составить и апробировать содержание методики развития скоростно-силовых качеств бегунов 16-17 лет на короткие дистанции.
4. Выявить динамику скоростно-силовых качеств бегунов 16-17 лет на короткие дистанции.
Объект исследования: развитие скоростных качеств.
Предмет исследования: методика развития скоростных способностей юных спринтеров проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение экспериментальной программы тренировок развития скоростных способностей, обеспечит улучшение соответствующих показателей у юных спринтеров проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и уточнении научных позиций относительно характеристики скоростных способностей; в выявлении и обобщении анатомо-физиологических и психологических особенностей юношей 16-17 лет; в выполнении анализа существующих методик развития скоростных способностей юных спринтеров проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе бегунов 16-17 лет на короткие дистанции; материалы будут полезны студентам, обучающимся по специальности «Физическая культура и спорт», а также молодым ученым, занимающимся разработкой схожей научной проблематики.
Методы исследования:
— анализ и обобщение научно-методической литературы;
— тестирование;
— педагогический эксперимент;
— математико-статистическая обработка данных.
Структура работы. Актуальность темы, исследуемой в ВКР, обусловила следующую ее структуру: работа состоит из введения, основной части (три главы, 8 разделов), выводов, заключения, списка литературы и приложений. Исследование представлено на 62 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 50 источников. Работа содержит 2 таблицы, 3 рисунка, 4 приложения.
Заключение:
В результате изучения особенностей методики развития скоростных способностей юных спринтеров, проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе, можно сформулировать следующие основные выводы:
1) В тренировочном процессе необходимо стремиться к обеспечению преемственности задач, средств, методов и организационных форм. Критерием грамотной преемственности подготовки спортсмена выступает достижение наивысшего спортивного результата, оптимального для возрастного периода. Основной целью скоростной подготовки юных спринтеров выступает ориентация на спортивное совершенствование и достижение мастерства. Для достижения оптимальных физических кондиций юных спринтеров необходимо стремиться к обеспечению сочетания различных сторон физической и технической подготовки. В процессе многолетнего тренировочного процесса важно соблюдать правило о том, что соотношение между общей физической и технической подготовкой меняется с преобладания первой на начальных этапах тренировочного процесса до преобладания второй по мере развития атлета. Процесс многолетней тренировки также предполагает поступательный рост объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый новый годичный цикл в своем начале и конце должен превосходить в объемах предшествующий год тренировок. В процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок важно строгое соблюдение принципа постепенности, поскольку обеспечить рост физической и технической подготовленности спортсмена можно только в условиях соответствия нагрузок возрастным особенностям. Нельзя переоценить роль индивидуального подхода к процессу скоростной и технической подготовки спортсменов. Спортивная история знает множество имен талантливых спортсменов, которые досрочно оканчивали свою карьеру из-за травм, возникших в результате нарушения оптимального процесса спортивной подготовки. В связи с этим, несмотря на стремление соблюдать общие рекомендации, всегда важно учитывать индивидуальные особенности атлета.
2) Результаты диагностики на начальном этапе исследования позволяют отметить, что общефизический уровень у юных спринтеров, как экспериментальной, так и контрольной группы приблизительно равен, что позволяет проводить их дальнейшее корректное сравнение.
3) Цель экспериментальной программы тренировок – создание благоприятных условий для формирования основ развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями юных спринтеров. Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, двигательной, спортивно-оздоровительной.
4) В результате внедрения в тренировочный процесс юных спринтеров 16-17 лет экспериментальной программы тренировок удалось получить следующие результаты: сократить среднее время при выполнении челночного бега 3*10 м с 12,3 до 9,7 с (Р≤0,05); сократить среднее время при беге на 30 м с 8,6 с до 6,3 с (Р≤0,05); сократить среднее время при беге на 1000 м с 9,1 с до 7,5 с (Р≤0,05); увеличить среднее число подтягиваний из положения виса с 15 до 20 раз (Р≤0,05). В контрольной группе динамика менее явная: среднее время при выполнении челночного бега 3*10 м сократилось с 11,9 до 10,6 с (P>0,05); среднее время при беге на 30 м сократилось с 8,5 с до 8,2 с (P>0,05); среднее время при беге на 1000 м сократилось с 9 с до 8,3 с (P>0,05); среднее число подтягиваний из положения виса возросло с 16 до 17 раз (P>0,05). Полученные данные свидетельствуют в пользу того, что внедрение экспериментальной программы тренировок развития скоростных способностей, обеспечит улучшение соответствующих показателей у юных спринтеров проходящих спортивную подготовку на тренировочном этапе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Характеристика скоростных способностей
Одной из характеристик, входящей в общефизическую подготовку индивида, выступает такое физическое качество как скорость (иначе быстрота).
Эта физическая характеристика означает способность выполнить физическое действие за минимально возможный временной промежуток. Скорость человека не обусловлена в полной мере координацией движений, т.к. научно доказан факт, что время реакции не имеет прямой связи с быстротой выполнения изолированного движения. Так, индивид может характеризоваться оперативной реакцией на сигналы, но отличаться малой частотой движений. Может быть и наоборот. Эта связь приводит к тому, что, достигнув большой быстроты при выполнении одного упражнения, эта быстрота автоматически не переносится на другие упражнения. Иначе говоря, с каждым изолированным движением необходимо работать по отдельности, чтобы добиться высокой скорости во всех. В связи с этим более верно говорить о развитии скоростных характеристик в конкретных движениях, а не о развитии быстроты в общем.
Двигательную быстроту определяют, в первую очередь, мышечное напряжение и расслабление, которое координируется нервной системой. Быстрота движений обусловлена совершенством техники атлета, эластичностью и силой его мышц, суставной подвижностью и имеющимися резервами организма (выносливостью).
В физиологическом отношении двигательная быстрота объясняется оперативностью протекания процессов физиологии, как в центральной нервной системе, так и непосредственно в самом месте нервно-мышечной передачи [2].
Быстрота как физическая характеристика развита на протяжении всей жизни человека не одинаково. Так, наибольший свой рост она переживает в период от 4 до 14 лет. Далее быстрота продолжает развиваться, но значительно