Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Особенности игры детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы игры
детей раннего возраста. 6
1.1.
Сущность и понятие игра. 6
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. 10
1.3.
Особенности игры у детей раннего возраста. 22
Глава 2. Методические аспекты
развития игры у детей раннего возраста. 28
2.1. Анализ состояния практики по
развитию игры у детей раннего возраста. 28
2.2. Методы и формы развития игры у
детей раннего возраста. 34
Заключение. 41
Список использованных источников. 43
Введение:
Игровая деятельность является самой
доступной для ребенка раннего возраста, так как соответствует его психическим и
физическим возможностям. Она способствует развитию интересов и способностей
детей, воспитанию положительных качеств, помогает расширить, углубить и
уточнить представления об окружающем мире, о явлениях природы, ознакомиться с
различными свойствами предметов.
Игра вызывает радостные переживания,
бодрое настроение, что является залогом хорошего здоровья. В процессе игры дети
активно и творчески усваивают правила и нормы поведения людей, их отношение к
труду, друг к другу. Игра способствует сильным эмоциональным и эстетическим
переживанием, поэтому является одним из средств эстетического развития.
Сущность, психологическая природа, влияние
игры на развитие личности издавна интересовали философов, педагогов,
психологов, математиков, социологов, демографов. Физиолог И. Сеченов усматривал
причину игры в особенностях детской психики. Основатель кибернетики
американский ученый Норберт Винер одобрял попытки разработки модели игры
математическим способом.
Достаточно большое значение игре в
развитии личности оказывал Ф. Фребель. В частности, он отмечал, что «игра
порождает радость, свободу, достаток, покой в себе и вокруг себя, мир с миром».
Д. Эльконин подчеркивал, что в игре
реализуются потребности ребенка «действовать, как взрослый». Только в игровой
деятельности в полной мере проявляется способность детей моделировать
человеческие взаимоотношения, происходит социализация личности в проигрывании
социальных ролей.
Ш. Амонашвили неоднократно отмечал, что
особенность организации игровой деятельности заключается в том, что ребенка
нельзя заставить играть. Иначе это будет не игра, а принудительная работа. Ведь
принципиальная особенность игры как деятельности – это интерес, который
помогает детям чувствовать усталости и напряжения.
Игра является целенаправленной,
сознательной деятельностью, по которой ребенок проявляет активность,
самостоятельность, инициативность, строит отношения с детьми и взрослыми (А.
Валлон, Л. Белинова, Е. Петрова, К. Щербакова, С. Новоселова).
Несмотря на большое количество работ по
теории игры и особенностей ее организации с детьми дошкольного возраста,
проблема развития игровой деятельности детей раннего возраста в условиях ДОО
является весьма актуальной.
Во многих ДОО еще не создано
соответствующего игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у
детей представлений об окружающем мире, их самостоятельным играм. Подчинение
игры задачей обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию
самостоятельных игр из жизни детского сада, а также снижает познавательную
мотивацию, которая является основной формирования учебной деятельности. Кроме
того, время, отведенное на игровую деятельность, часто используют для учебных
занятий, кружковой работы, подготовки к праздникам, утренников и тому подобное.
Цель исследования
— изучить особенности игры детей раннего возраста и проанализировать работу по
развитию игровой деятельности детей раннего возраста в условиях ДОО.
Объект исследования
— игры для детей раннего возраста.
Предмет исследования –
особенности игры детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и понятие
игра.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую
характеристику детей раннего возраста.
3. Изучить особенности игры у детей
раннего возраста.
4. Проанализировать состояния практики по
развитию игры у детей раннего возраста.
5. Раскрыть методы и формы развития игры у
детей раннего возраста.
Методы исследования:
теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогических
научно-исследовательских и учебно-методических источников по проблеме
исследования), эмпирические (наблюдение за игровой деятельностью детей,
диагностическая беседа, качественный и количественный анализ полученных
результатов).
Теоретико-методологическую основу
исследования составляют: концепция детского развития
Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина; теоретические аспекты исследований процесса
развития в раннем возрасте предметно-игровой деятельности (Л.Н. Галигузова,
Е.В. Зворыгина, Р.И. Жуковская, Н.Я Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.О. Смирнова,
Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин и др.).
Практическая значимость исследования
Данные материалы могут быть использованы в практической деятельности
воспитателей групп раннего возраста дошкольных учреждений.
Структура работа. Дипломная работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Игра
является историческим образованием. Ее возникновение обусловил развитие
общества. Социально-личностное развитие ребенка предполагает формирование у него
положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой
деятельности, общения со сверстниками. Для формирования и поддержания у ребенка
положительного отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим
для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко
реагировать на все его переживания. Взрослые должны способствовать развитию у
ребенка представление о его внешнем виде, возможности, способности и действия,
поощрять все его успехи.
Важную часть педагогического процесса
составляет формирование у детей социальных навыков. В ходе игровой деятельности
они постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть,
одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Педагоги приучают
детей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать
воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При
формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет
индивидуальных особенностей каждого.
Проанализировав
исследования, раскрывающие проблемы онтогенеза предметно-игровой деятельности,
можно сделать вывод, что в период раннего возраста она проходит сложный
динамичный путь развития, имеющий последовательный, этапный характер. К
настоящему времени изучены различные аспекты развития предметной игры, среди
которых наибольший интерес у исследователей вызывает становление игровых
действий с предметами-заместителями. Предметная игра детей раннего возраста
носит моделирующий характер, представляя собой осуществляемое в
условно-образном плане воссоздание действий окружающих людей, их
последовательности и взаимоотношений с другими субъектами деятельности.
Соответственно основным содержанием игры в раннем возрасте является развернутая
ориентировка ребенка в предметной стороне человеческой деятельности, которая
начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути
самостоятельного, творческого построения образов предметных действий с опорой
на реальные объекты.
Элементы
игровой деятельности должны включаться во все виды взаимодействия педагога с
детьми, а сама игра — стать основной формой организации различных видов детской
деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и
дидактические игры; специальным задачей является развитие у детей
процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации,
отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за
окружающей, с детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с
группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком.
Для
успешного руководства игровой деятельностью детей раннего возраста важно знание
воспитателем психологических и возрастных особенностей детей дошкольного
возраста; завоевания доверия у воспитанников, умение устанавливать с ними
дружеские контакты; развитие у детей познавательного интереса; проведение
работы с детьми по ознакомлению с окружающей жизнью с целью предоставления
знаний об окружающей действительности; развитие в процессе игры у дошкольников
творчества, фантазии, воображения; содействие организации детского коллектива в
игре, воспитанию дружеских чувств, положительных моральных качеств.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1.1. Сущность и понятие
игра
Игра принадлежит к одному из самых
привлекательных видов деятельности. Она позволяет совместить приятное с
полезным, расширить кругозор, закрепить и углубить свои знания, развить память,
смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности.
Возникнув в глубокой древности, еще в доклассовом родовом обществе, игра
развивалась и вбирала в себя многообразные явления действительности.
Игра как особый вид деятельности человека,
имеющий свободный, непринужденный характер и во многом определяющий духовную
культуру эпохи, отличается сложностью и многозначностью. Существует огромное
количество переносных и метафорических значений этого слова (игра слов, игра
случая, игра воображения, игра страстей, вести большую игру и т.д.), что
затрудняет его определение. Игрой называют исполнение сценической роли и
музыкального произведения, а также ряд действий, преследующих определенную цель
(политическая игра).
В России одно из первых определений игры
принадлежит В.И. Далю (1801–1872). В «Толковом словаре живого великорусского
языка» (1863–1866) он рассматривал «игру» только как средство развлечения, как
«забаву, установленную по правилам».
В «Новейшем культурологическом словаре»
игра рассматривается как «…вид непродуктивной свободной деятельности, которая
скрывает в себе забытое символическое значение, развертывается ради
удовольствия в особых пространстве и времени в форме либо состязания, либо
представления (ролевого исполнения) различных ситуаций в соответствии с
добровольно принятыми, но неукоснительно соблюдаемыми правилами и
противопоставляется утилитарно-практической активности в качестве сферы
серьезного» [17]. Как видим, в этом определении выявляются не только
отличительные особенности игры, но и ее исторические корни – «забытое
символическое значение».
В философском словаре понятие игры
рассматривается в деятельностно-социальном ключе: игра понимается как
специфический вид активности субъекта, отличный как от деятельности (в силу
своей антиутилитарной природы), так и от общения (в силу фиксированной нормативности
игрового пространства). Игра является проявлением своего рода «избытка сил»
человеческого существа, свободной от какой бы то ни было «внешней потребности»
(Ф. Шиллер), и «чем более она бесцельна, тем скорее мы находим в ней малое, но
полное в себе счастье» [28].
В социологическом словаре находим
следующее определение: «Игра – непринудительная, свободная деятельность (в
противоположность утилитарно-практической); является формой самовыражения
субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении,
удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и
умений» [26].
В педагогическом словаре дано следующее
определение: «Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается
не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке,
снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих
отношений. Особенно важна для детей как способ познания мира» [12].