Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Организация системы работы на уроках окружающего мира по активизации познавательной деятельности младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Пояснительная записка. 4
1.1
Теоретико-методологическое обоснование изучения аспектов развития
познавательной деятельности младших школьников. 4
1.2
Система работы по активизации познавательной деятельности в образовательном
процессе начальной школы.. 7
Проектная часть. 11
2.1.
Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта. 11
2.2
Методика активизации познавательной деятельности детей в процессе изучения
естествознания. 23
2.3.
Методические рекомендации по реализации педагогического проекта. 36
Заключение. 37
Список используемой литературы.. 39
Словарь. 42
Введение:
Актуальность работы. На сегодняшний день начальная школа претерпевает
серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный
подход обучения младших школьников заключается в формировании субъективной
учебной деятельности. При этом для формирования такой деятельности важно
побуждать и развивать познавательный интерес каждого ребенка в ходе учебной
деятельности. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует организации системного
похода для его осуществления.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования
определяет важность социальной значимости процесса формирования у обучающихся
познавательной деятельности, направленной на разработку моделей обучения, которые
будут гарантировать их достижение в будущем. А также выделяет основные цели,
среди которых выделяется развитие личности обучающихся, их творческих
способностей, интереса к процессу обучения и развитие умений учиться [21].
На актуальность исследования указывает тот факт, что использование
поэлементного формирования познавательной деятельности и недостаточное
использование в учебном процессе целенаправленных действий по его развитию, не
могут полностью и эффективно обеспечивать у обучающихся такое личностное
интегральное образование. А опыт современных педагогов начальных классов
указывает на наличие определенных трудностей при формировании у младших
школьников интереса к познанию и развитию творческих способностей.
Тем самым развитие познавательной деятельности представляется сложной
задачей, решение которой способствует эффективности учебной деятельности детей
младшего школьного возраста. Педагогика и психология разрабатывает различные
подходы к развитию познавательной деятельности школьников.
Проблема исследования: недостаточный уровень использования современных
технологий образования для активизации познавательной деятельности на уроках
окружающего мира в начальных классах.
Цель работы заключается в разработке проекта по активизации
познавательной деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи:
1. Дать теоретико-методологическое обоснование изучения аспектов развития
познавательной деятельности младших школьников.
2. Изучить систему работы по активизации познавательной деятельности в
образовательном процессе начальной школы.
3. Организовать проект по активизации познавательной деятельности детей.
4. Разработать методику активизации познавательной деятельности детей
младшего дошкольного возраста на уроках окружающего мира.
5. Предложить методические рекомендации по реализации проекта.
Заключение:
Нами был организован проект, в котором принимали участие обучающиеся 2
«А» и 2 «Б» класса в количестве 40 человек, разделенных на две группы –
экспериментальную и контрольную.
Проведение исследования было разбито на несколько этапов. На первом
этапе, в ходе исходной диагностике, было организовано наблюдение на уроках
окружающей действительности, которое позволило выявить особенности проявления
познавательной деятельности второклассников, а также методики, направленные на
изучение направленности познавательной деятельности. Так, было определено, что
большинство детей в обеих группах имеют средний и высокий уровень
сформированности познавательной деятельности. Однако есть младшие школьники,
которым характерен низкий уровень.
С целью активизации познавательной деятельности
у младших
школьников был организован на втором этапе исследования формирующий эксперимент
с детьми экспериментальной группы, основанный на использовании современных
технологий образования на уроках окружающего мира.
В ходе работы, которая применялась в процессе организации уроков по
окружающему миру, использовались определенные игровые технологии и проектная
деятельность, которые позволяли повысить любознательность, активность и интерес
ребенка. Дети контрольной группы продолжали заниматься по программе учебного
заведения и педагога и не участвовали в формирующем эксперименте.
После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная
диагностика, основанная также на методе наблюдения за детьми младшего школьного
возраста и авторских методиках. Проведение заключающего исследования показало
нам, что после проведенной работы для познавательного развития, все дети экспериментальной
группы показывают более высокие результаты. У большинства младших
школьников отмечен рост познавательной деятельности, расширение и
углубление познавательных интересов, желания и способности познавать новое.
Тогда как в контрольной группе результаты детей практически не изменились и их
показатели развития познавательной деятельности остаются преимущественно на
среднем и низком уровнях.
Таким образом, в результате успешного
применения образовательных технологий мы достигли следующих результатов:
· развитие интереса к познавательной деятельности;
· постепенное увеличение объема работы в процессе учебной
деятельности с обучающимися, как следствие, повышение внимания и хорошей
работоспособности;
· усиление стремлений к творчеству, дети ждут новых заданий,
сами проявляют инициативу в их поиске.
· улучшается и общий психологический климат в классе: дети не
бояться ошибок, помогают друг другу.
Все это говорит об успешности внедрения
использования образовательных технологий на уроках окружающего мира для развития
познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
Пояснительная
записка
1.1
Теоретико-методологическое обоснование изучения аспектов развития
познавательной деятельности младших школьников
Изучением
познавательной деятельности с психологической точки зрения занимались такие
ученые, как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И.
Щукина, В.И. Загвязинский и др. Проблемой формирования познавательной
деятельности занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых Ю.К.
Бабанский, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.Г.
Морозова, И.И. Аргинская, Ф.К. Савина, М.А. Щевцова, Л.В. Степанова, М.С.
Якимова и др.
В младшем школьном возрасте, который выступает как время для накопления и
развития знаний об окружающей действительности, познавательная деятельность выступает
на первый план. Тем самым формирование познавательной деятельности происходит в
младшем школьном возрасте на основе проявлений любознательности детей, позволяя
при этом оказывать влияние на развитие познавательного интереса в процессе обучения.
В научной литературе понятие «познавательная деятельность»
понимается как свойство личности, которое формируется на протяжении жизни в
обществе в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Так, по мнению Г.
Щукиной, познавательная деятельность, это личностное образование, которое
выражает индивидуальный отклик на процесс познания, живое участие, умственно
эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе [24].
В исследованиях Х. Ахриевой познавательная
деятельность определяется как свойство личности, которая проявляется в ее
отношении к познавательной деятельности, предполагает состояние готовности,
стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоения индивидом
социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, а
также в качества этой деятельности, осуществляемой путем выбора наиболее
оптимальных способов для достижения целей познания [1].
Э.В. Маклаева, Е.К. Дмитриева понятие «деятельность»
связывают с понятием «активность», и под познавательной активностью понимает
самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание
окружающей действительности (как проявление любознательности) и обусловленную
необходимостью решить задачи, стоящие перед ним в конкретных жизненных
ситуациях [11].
Общим для ученых является то, что познавательная
деятельность всегда связывается со сформированности самостоятельности ребенка,
а именно, способности без помощи взрослых определить цель деятельности,
спланировать и организовать ее, правильно оценить результат. С понятием
«познавательная деятельность» тесно связывается понятие «учебная активность»,
что характеризует степень вхождения ученика в предмет его деятельности:
готовность выполнять учебные задания, попытки выполнять деятельность
самостоятельно, сознательное выполнение задач, систематичность учения,
стремление повысить свой образовательный уровень [15].
По мнению В.Г. Малышевой, учебная активность — это
деятельный состояние ученика, который характеризуется тягой к знаниям,
умственным напряжением и выявлением волевых усилий в процессе овладения
знаниями. Учебная активность на уровне направленности личности означает
глубокую убежденность ученика в необходимости всестороннего познания, а ее
высокий уровень носит преобразующий характер [12].
Анализируя психологическую и педагогическую
литературу, было определено, что сущность познавательной деятельности
заключается в том, что она представляет собой интегративное качество личности,
которое показывает стремление индивида к познанию и при этом является видом
деятельности.
Также были определены признаки познавательной
деятельности, среди которых выделим следующие:
— отношение обучающегося к содержанию и характеру организации
учебно-познавательной деятельности;
— наличие стремления младшего школьника к
самопознанию, саморазвитию, саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю,
самооценке;
— наличие стремления обучающегося к осуществлению
процесса учения, включать умственное напряжение и проявление волевых усилий;