Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Организация предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации
предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста. 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика
развития детей дошкольного возраста. 5
1.2. Особенности предметно-развивающей среды в
группах дошкольного возраста. 11
1.3. Выводы по 1 главе. 19
Глава 2. Практические аспекты организации предметно-развивающей
среды в группах дошкольного возраста. 21
2.1. Анализ организации предметно-развивающей
среды в группах дошкольного возраста. 21
2.2. Рекомендации по организации
предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста. 27
2.3. Выводы по 2 главе. 40
Заключение. 42
Список использованной литературы.. 44
Введение:
Актуальность темы исследования. Тема Организация
предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста всегда была и
остается актуальной.
Современная социокультурная среда, ее
такие факторы, как трансформация системы ценностей и моделей поведения, культ
потребительства, глубокое социальное и экономическое неравенство и др., не
способствуют формированию у детей нравственных ценностных ориентаций и качеств
личности.
Проблема широко отражена, как
отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская,
С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и
др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К.
Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).
По мнению ученых, дошкольный возраст
отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям и является периодом
становления базиса личностной культуры, усвоения ребенком норм морали и
нравственных ценностей, субъективного отношения к ним, образцов нравственного
поведения.
Цель исследования: изучить особенности организации предметно-развивающей среды в группах
дошкольного возраста.
Объект исследования: предметно-развивающая среда в группах дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности организации предметно-развивающей среды в группах
дошкольного возраста.
В соответствии с целью нами
определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую
характеристику развития детей дошкольного возраста
2. Проанализировать особенности
предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста
3. Провести анализ организации
предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста
4. Предложить рекомендации по
организации предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста
Теоретико-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы
системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного
образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в
образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С.
Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности
(Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.
Терстоун и др.);
— положения
концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
—
теоретические: анализ научных источников;
— анализ;
— синтез;
—
классификация;
— обобщение.
Теоретическая значимость результатов
исследования состоит
в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы
могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных
образовательных организаций.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Заключение:
В дошкольном возрасте
продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и
действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему).
В этот период продолжают
активно развиваться речь, способность к замещению, к действиям с символами и
использованию знаков, наглядно- действенное и наглядно-образное мышление,
воображение и память.
В возрасте с трех до семи
лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить
о детской личности.
Ребенок к концу
дошкольного возраста учится необходимым эмоциям и чувствам, которые помогают
ему налаживать продуктивные отношения с другими детьми и со взрослыми.
К концу дошкольного возраста ребёнок учится
ответственному отношению к результатам своих действий и поступков.
Вся
организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу
передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового
помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского
сада, включая те, которые предназначены для взрослых.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные
условия, такие, которые необходимы
для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. При насыщении
среды учитывались возрастные возможности, особенности воспитанников и содержание образовательной программы. В группе размещены
оборудования, материалы, пособия
по центрам, что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая
деятельность, экспериментирование.
Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную,
коммуникативную функции, работает на развитие
самостоятельности и самодеятельности, служит
удовлетворению потребностей и
интересов ребенка.
В группе предметно-развивающая среда организована так, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом. Вся мебель ориентирована на возраст детей и
безопасность (прикреплена, имеет
закругленные края).
В развивающей среде групп отражены
основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Развивающая предметно-пространственная среда группы меняется
в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,
образовательной программы.
Одним из компонентов образовательной среды ДОО является
– РППС.
РППС – одно из основных
средств, формирующих личность
ребенка, источник получения
знаний и социального опыта. Именно в
дошкольном возрасте закладываются фундамент
начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду
ППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию
и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые
понятны и интересны
детям, без которых
невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет
содержание ВОП, сужает варианты развития игры и пр.
Принимая во внимание особенности детей раннего и дошкольного возраста, характеристики ведущих видов деятельности (предметной и игровой), создаваемая среда
должна удовлетворять потребности в отобразительной и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечивается интенсивное интеллектуальное и личностное
развитие, становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов
игровой деятельности, её активных
творцов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты
организации предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая
характеристика развития детей дошкольного возраста
Для того, чтобы
проследить развитие ребёнка и создать необходимые условия, нужно выделить
определённые этапы и их границы. Такое детальное рассмотрения и изучения
возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как
позволит не пропустить существенные новообразования. Хотя каждый ребёнок и
развивается по- разному, есть общие закономерности развития и это необходимо
учитывать.
В науке есть несколько
разных подходов к возрастной периодизации. Наиболее основательным и отсюда
правомерным можно считать подход, предложенный Л.С. Выготским: «…только
внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении
могут дать надёжное основание для определения главных эпох построения личности
ребёнка, которые мы называем возрастами» [15, с. 247].
По Выготскому возрастная
периодизация выглядит так [15]:
— кризис новорождённости;
— младенческий возраст (2
месяца – 1 год);
— кризис 1 года;
— раннее детство (1 – 3
года);
— кризис 3 лет;
— дошкольный возраст (3
года – 7 лет);
— кризис 7 лет;
— школьный возраст (8 –
12 лет);
— кризис 13 лет;
— пубертатный возраст (
14 – 16 лет)
— кризис 17 лет.
Остановимся подробнее на
особенностях старшего дошкольного возраста [3].