Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Организация государственного управления в области социальной защиты граждан.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы организации государственного управления в области социальной защиты граждан 6
1.1. Понятие, сущность и принципы социальной защиты 6
1.2. Направления и функции социальной защиты населения 17
1.3. Способы организации государственного управления в области социальной защиты граждан 22
Глава 2. Особенности организации государственного управления и функционирования социальной защиты как государственной системы 36
2.1. Органы социальной защиты граждан 36
2.2. Организационно-правовая характеристика системы государственного управления в области социальной защиты граждан 42
2.3. Анализ проблем и основные направления развития социальной защиты населения на современном этапе 48
Заключение 60
Библиографический список 63
Введение:
Актуальность темы. Развитие в России социально ориентированной рыночной экономики, предполагает не только создание эффективного рыночного механизма хозяйственной деятельности, но и достижение должного уровня общественного развития через обеспечение прав, гарантий и свобод всем индивидам и социальным группам, а также гарантий высокого уровня и качества жизни населения, благосостояния, обеспечения занятости и поддержки нетрудоспособного населения. Именно социальная поддержка населения выражается в итоге в обеспечении общественной, и, соответственно, экономической безопасности страны.
Следовательно, одним из основных факторов обеспечения экономической безопасности страны является социальная политика, реализуемая преимущественно в форме социальной защиты и социальной поддержки населения.
Научная разработка вопросов социальной защиты граждан в современном обществе имеет важное научное и практическое значение. Содержание и механизм реализации института социального обеспечения всегда привлекали внимание исследователей. Однако многие аспекты формирования системы социального обеспечения, использование средств, правовые основы самой системы пока не получили достаточного освещения.
Ухудшение экономической ситуации, постоянно растущее социальное неравенство, падение доходов населения являются последствиями очередного витка экономического кризиса в нашей стране. В качестве единственного способа для преодоления этих катастрофических тенденций является проведение реформ в сфере социального обеспечения, обеспечение эффективного механизма социальной защиты граждан. Проводимые изменения должны коренным образом перестроить систему социальной защиты с учетом современных тенденций в способах их осуществления.
Все сказанное выше обуславливает актуальность проведения данного исследования.
Степень научной исследованности темы. Вопросы социальной защиты населения были предметом исследования многих научных работ. Теоретическую основу настоящего исследования составили научные публикации таких авторов, как: Алексеев С.С., Андреев В.С., Андресян А.А., Барашян Р.Л., Бароцкая К.Б., Барышникова Т.Ю., Бахарева М.Ю., Бекетова Е.Н., Биккужиева А.А., Бошно С.В., Великородный С.Н., Гордиенко Ю.Н., Горюшкина Е.И., Гусев А.Ю., Захаров М.Л., Иванова С.И., Кукушкина М.С., Мачульская Е.Е., Петрова А.А., Сапфирова А.А., Сейран А.С., Сенякин И.Н., Толмачев А.П., Урусова А.Б., Хлабыстина С.В. и др.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере права социального обеспечения.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, определяющие правовые основы социальной защиты, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, акты судебных органов.
Цель работы – изучить теоретические и нормативные основы социальной защиты населения как государственной системы, закрепленной в Конституции Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие, сущность и принципы социальной защиты.
2. Выявить направления и функции социальной защиты населения.
3. Охарактеризовать способы организации государственного управления в области социальной защиты граждан.
4. Рассмотреть органы социальной защиты граждан.
5. Дать организационно-правовую характеристику системы государственного управления в области социальной защиты граждан.
6. Проанализировать проблемы и основные направления развития социальной защиты населения на современном этапе.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Следует отметить, что в современном мире стали неоспоримы аргументы в пользу большого значения социальной защиты. Именно она является ключевым элементом разумной экономической политики. Социальная защита – это мощный фактор, способствующий сокращению масштабов бедности, социальной изоляции и неравенства и одновременно укрепляющий политическую стабильность и социальную сплоченность. Социальная защита также стимулирует экономический рост, поскольку она содействует сохранению доходов домашних хозяйств и, тем самым, поддерживает внутреннее потребление. Это особенно важно в наше время, которое характеризуется медленными темпами восстановления и низким уровнем спроса в мире. Кроме того, социальная защита обогащает человеческий капитал и повышает производительность, она стала одним из важнейших направлений политики, нацеленной на преобразующее жизнь национальное развитие.
Социальная политика является основным фактором обеспечения экономической безопасности России, наряду с государственно–правовой, международной, конкурентной, финансовой, бюджетной, инновационной, инвестиционной, ресурсной политикой, так как основным ориентиром всех мероприятий, направленных на обеспечение безопасности национальной экономической системы, является достижение высокого уровня и качества жизни населения, развития социальной сферы, оптимального соотношения индустриального и постиндустриального секторов экономики. В современных условиях достижение указанной цели осложняется влиянием внешнеэкономических факторов, в частности, глобализации и санкционного давления.
В виду ограниченности размера бюджета, выполняя социальные функции, государство вынуждено устанавливать приоритетность и очередность предоставления помощи тем или иным группам граждан. Осуществляемая государством поддержка представляет собой систему и имеет адресную направленность на поддержку нуждающихся и незащищенных слоев и малоимущих групп населения.
Крайне важным является обязательность непрерывного совершенствования системы социальной защиты, т.к. нередко в ряде случаев только оперативное вмешательство способно предотвратить наступление негативных последствий. Справедливости ради стоит отметить, что не все из принципов социального обеспечения воплощены в жизнь в России, часть застыла в виде лозунгов.
Механизм гарантирования государством этой категории социальных прав заключается в определении размера и правил уплаты взносов работодателей, накопление данных средств в пределах Фонда соцстрахования и их перечислении работодателю для дальнейших выплат работнику в случае наступления страхового случая. Принимая во внимание, что и работники, и работодатели могут принимать участие в распоряжении средствами Фонда только лишь косвенно (посредством своего представительства в государственных органах и деятельности разных институтов гражданского общества), подчеркнем, что в будущем как абсолютно возможное и логичное развитие системы социального страхования может быть ее выход из публичной области в частноправовую. Это даст возможность гражданам применять большее число инструментов защиты их прав, а работодателям даст убежденность в целевом использовании средств, которые они перечисляют. В данных обстоятельствах необходимо упростить защиту гражданами своих прав, в то же время государство должно обладать широкими контрольными полномочиями в данной области.
Авторы и инициаторы реформ в современной России не должны копировать либеральные западноевропейские социальные системы, но они обязаны изучать опыт стран, прошедших через сложную структурную перестройку. Расширенные системы социальной поддержки населения многих государств не приживутся в России из-за отсутствия необходимого ресурсного обеспечения. Несмотря на развитую культуру самообеспечения населения в странах Западной Европы, ставка на создание в них социальных государств является не только гарантией социального спокойствия, но и крайне затратным проектом. Кроме того, в Европе поступательное социальное развитие, решение периодически обостряющихся социальных противоречий основываются на фундаменте устойчивой рыночной социально-экономической системы. В России, как уже говорилось, опыт подобных отношений и решения социальных проблем посредством рыночных механизмов недолог, и ему противодействуют некоторые элементы, сохранившиеся от прежней плановой системы.
Именно сейчас возникает ситуация, когда внедрение инноваций в деятельность государственных финансово-кредитных учреждений, занятых в сфере обязательного государственного страхования будет способствовать развитию системы социальной защиты, что необходимо для экономического восстановления, инклюзивного развития и социальной справедливости, и эти параметры должны стать частью программы развития на период после 2016 года.
Единая отраслевая кодификация в праве социального обеспечения безусловно необходима. Но при отсутствии опыта подобной работы этот процесс затянется на годы, а, учитывая хаотичные изменения законодательства о социальном обеспечении, эта работа, возможно, не приведет к ожидаемому результату. Поэтапная (частичная) кодификация законодательства о социальном обеспечении предпочтительнее. Поэтому правы, на наш взгляд, те авторы, которые считают, что для того, чтобы отдельные кодексы или консолидированные законы можно было впоследствии объединить в единый нормативно — правовой акт, необходимо до их принятия разработать Концепцию кодификации законодательства о социальном обеспечении, которая определит ее направления, цели, принципы, сроки осуществления каждого этапа.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и правовые основы организации государственного управления в области социальной защиты граждан
1.1. Понятие, сущность и принципы социальной защиты
Социальная защита граждан – это правомерная деятельность по защите законных интересов различных субъектов права, важнейшая область правового регулирования общественных отношений.
Право на социальное обеспечение действенно только в ситуациях, когда обеспечено возможностью защиты этого права. Защиту права можно рассматривать, как государственно-принудительную деятельность, которая направлена на обеспечение реализации юридической обязанности и восстановление нарушенного права.
Безусловно, в системе прав человека право на социальное обеспечение занимает одно из важнейших мест и заслуживает специального исследования. При этом, в российском законодательстве до сих пор нет официального определения понятия «социальное обеспечение». Каждый из авторов, изучавших вопросы социального обеспечения, формулировал свое собственное определение.
Так, один из основателей права социального обеспечения, профессор В.С. Андреев считал следующее. Социальное обеспечение представляет собой комплекс некоторых социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в пожилом возрасте и инвалидности, с уходом за матерями и детьми, с медицинским обслуживанием и лечением в качестве основных средств восстановления, профилактики и восстановления трудоспособности .
Русский правовед В.Н. Дурденевский охарактеризовал «социальное обеспечение» как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи .
К.Н. Гусов высказал такое мнение. Социальное обеспечение следует рассматривать как форму выражения государственной социальной политики, направленной на оказание материальной поддержки определенным категориям граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных средств в случае возникновения событий, которые считаются социально значимыми государством на данном этапе их развития, с тем чтобы уравнять социальное положение этих граждан по сравнению с остальными членами этого общества .
К.Б. Бароцкая предлагает считать социальное обеспечение формой распределения, гарантирующую гражданам при наступлении неблагоприятных социальных ситуаций государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг .
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.12.1997 № 20-П указывает, что социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, но по смыслу конституционных норм главное его содержание заключается в материальном обеспечении и предоставлении человеку средств к существованию .
При таком многообразии трактовок, тем не менее, ни одна из них не является универсальной и не охватывает всех направлений социального обеспечения, как важной правовой категории. В связи с этим становится необходимым на законодательном уровне ввести понятие «социального обеспечения», точно объясняющее его предмет, признаки и функции.
С нашей точки зрения, социальное обеспечение можно определить как обеспечение государством члена своего общества в случае тяжелой жизненной ситуации либо нетрудоспособности. При этом, конкретные случаи наступления права на социальное обеспечение должны быть указаны в соответствующих нормативно-правовых актах .
Раскрывая природу социально-обеспечительных правоотношений, нужно отметить, что они тесно связаны со многими иными отношениями, являющимися предметами правового регулирования различных отраслей права, имеют сходные с ними черты. Некоторые из них предполагают в прошлом, настоящем или будущем существование социально-обеспечительных правоотношений. В своей структуре имеют общих участников с социально-обеспечительными правоотношениями, являются необходимым условием существования и реализации, при определенных условиях, социально-обеспечительных правоотношений.
Вопросам защита прав граждан в различных сферах общественной жизни в настоящее время посвящено множество работ. В целом в теории права отмечается, что право на защиту можно определить следующим образом. Так, по мнению, С.С. Алексеева, «защита прав — это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности» .
Данное определение достаточно универсальное, вместе с тем не учитывает того факта, что в процессе реализации субъективных прав могут возникнуть препятствия в их осуществлении, устранение которых также входит в понятие «защита права». Кроме того, субъективное право может быть защищено не только посредством применения государственного принуждения.
Обратим внимание на определение защиты прав в науке трудового права. «Защита права – это деятельность по реализации мер, направленных на восстановление нарушенного права и устранение препятствий к осуществлению субъективных прав» . Приведенное определение представляется достаточно четким, однако не полным, поскольку не учитывает, что до самого факта нарушения права управомоченное лицо может принять ряд правовых мер, направленные на пресечение и предупреждение нарушения (например, подача заявления в орган государственной власти, вынесение предостережения прокурора).
Виды социального обеспечения распределяются независимо от источников их финансирования. Исследователи подчеркивают, что социальное обеспечение, которое реализуется в следующих формах, может помочь обществу измениться, стирая сырые границы, которые существуют между состоятельными и бедными категориями населения. Поэтому целесообразно говорить о следующих основных типах:
— Денежные выплаты, которые могут быть представлены в виде пенсионных и льготных выплат, а также в виде материальной помощи, которая адресна и предоставляется отдельным категориям граждан;
— Тип естественной помощи-лекарства, продукты первой необходимости, детское питание, технические устройства, предназначенные для людей с ограниченными возможностями здоровья;
— Пособия и некоторые виды услуг, включая содержание лиц в домах и интернатах для пожилых людей и лиц с проблемами со здоровьем; сиротские дома и социальные услуги на дому;
— Возмещение дополнительных расходов, которые напрямую связаны с оказанием медицинской помощи людям, их последующей реабилитацией, а также с оздоровлением, которое осуществляется в специальных больницах, амбулаториях в санаториях и домах-интернатах .
К видам социального обеспечения относятся также некоторые виды неденежной и неденежной поддержки, которую государство или социальные учреждения оказывают в качестве адресной помощи отдельным категориям граждан, оказавшихся в трудном положении и подавших все документы о том, что они не могут самостоятельно обеспечить себя продуктами, лекарствами и услугами первой необходимости. После тщательной проверки заявителей органы социального обеспечения оказывают им помощь (если вся информация подтверждена).
Виды социального обеспечения также распределяются в зависимости от категорий граждан, получающих вышеупомянутые социальные услуги. Мы должны выделить следующие категории:
— граждане, не достигшие трудоспособного возраста (дети и подростки, а также пенсионеры и инвалиды);
— граждане трудоспособного возраста, но по тем или иным причинам не в состоянии осуществлять свою полноценную трудовую деятельность (безработные, безработные и временные инвалиды, инвалиды, многодетные семьи, дети, малообеспеченные семьи или граждане) .
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции РФ , которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности или в иных случаях, установленных законом .
Понятие «социальная защита» является достаточно широким, что следует из содержания ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в связи с чем в юридической литературе предложено множество его определений. На наш взгляд, можно принять во внимание наиболее универсальное определение данного понятия, из которого усматривается связь между защитой права на социальное обеспечение и социальной защитой.