Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Организация досуга детей в каникулярное время как приоритетное направление деятельности сельской библиотеки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Особенности организации досуга
детей в каникулярное время. 8
1.1. Организация свободного времени детей в период
каникул: содержание, формы, методы.. 8
1.2. Роль культурно-досуговых учреждений в организации
досуга детей в каникулярное время. 15
1.3. Сочетание онлайн и офлайн формата в организации
каникулярного досуга детей как требование времени. 22
2. Возможности сельской библиотеки в
организации каникулярного времяпрепровождения детей (на примере Марьинской
поселенческой библиотеки Тбилисского района) 27
2.1. Сельская библиотека как центр организации досуга
детей. 27
2.2. Каникулы в библиотеке: форматы и инструменты.. 33
2.3. Практическая часть. 37
Заключение. 47
Список
использованных источников. 49
Приложение 1. 54
Приложение 2. 55
Приложение 3. 56
Введение:
Актуальность темы
исследования. Сегодня в нашей стране развиваются доступные формы отдыха детей и
подростков: загородные лагеря, лагеря дневного пребывания, клубы по месту
жительства и дворовые площадки. Постоянное обновление, оперативная «модернизация»
содержания и методов организации летнего отдыха детей и подростков — неотложная
команда времени, необходимое условие выполнения соответствующих требований
федеральных и региональных законов об образовании и работе с детьми. и
подростки. Ведь значительную часть ежегодного свободного времени ребенка
составляет и составляет его главная мечта – летний отдых.
Это время идеально для
ребенка, чтобы отвлечься от надоевших занятий, развить творческий потенциал,
включить в систему новые отношения, снять накопившееся напряжение, восстановить
силы, потраченные за учебный год, новые возможности для личностного роста. Для
многих организаций дополнительного образования и библиотек этот период не менее
важен, как и учебное время. А летний отдых – это продолжение процесса
формирования, социализации и воспитания личности через активное взаимодействие
ребенка с окружающей средой, за счет расширения поля его социального
взаимодействия, повышения самостоятельности и изменения его деятельности.
Не стоит забывать и о
новых задачах, стоящих сегодня перед обучением, которые могут быть эффективно
реализованы только в единой системе с задачами воспитательными, так как в
процессе образования обучение, воспитание и развитие неразделимы. Современное
общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки населения. За
последние годы существенно возрос поток информации для обязательного усвоения учащимися.
Кроме того, необходимым сегодня является навык ориентации в изменяющихся
условиях и постоянная готовность к получению новых знаний, а также определенная
гибкость мышления. Без работы образовательных и библиотечных систем по развитию
указанных навыков проблема социализации молодого человека не может быть решена
в полной мере.
При организации летнего
отдыха детей необходимо согласовывать желания и потребности детей и задачи,
поставленные перед педагогами. Свободное время ребенка можно регулировать лишь
косвенно, путем создания условий, позволяющих использовать его в соответствии
со своими способностями и потребностями. При этом свободное время становится
лучшим временем для саморазвития только тогда, когда выбор деятельности основан
на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом
комфорте, в специальном образовательном пространстве.
Современные концепции
организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают
детский отдых в учреждениях летнего отдыха и оздоровления не только как особую
педагогическую систему, но прежде всего, как неотъемлемую часть жизни ребенка,
в которой гармонично сочетаются духовные, эстетические, нравственные принципы и
жизнь ребенка осваиваются самым естественным, непосредственным путем.
Проблема данной дипломной
работы связана с организацией досуга детей в каникулярное время, а именно — как
приоритетное направление деятельности сельской библиотеки. Потому считаем, что
организация летнего отдыха детей и подростков является непосредственно
традиционной деятельностью наших российских библиотек.
Организация досуга юных
читателей в летнее время — неотъемлемая часть работы библиотеки. Летнее чтение
активизирует у ребят интерес к книге, приобщает к культуре чтения, развивает
детскую фантазию и творческие способности и в какой-то мере решает проблемы
занятости детей и подростков в дни каникул.
В летний период все
библиотеки призываем работать в тесном контакте со школами, дошкольными
учреждениями, Домами Культуры и сельскими клубами, летними оздоровительными
лагерями, школьными площадками.
Летом главная задача всех
библиотек – охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников,
расширить их кругозор, научить творчески общаться, привить любовь к книге и
бережное отношение к природе. Районные и сельские библиотеки сотрудничают со
школами, детскими садами и оздоровительными лагерями по организации летнего
отдыха. Кроме того, библиотекари используют разнообразные формы и методы
рекламы – выступление на педсоветах, родительских собраниях, размещение
информации в СМИ, рассказ о программе летних чтений по радио, размещение
листовок на подъездах близлежащих домов, проведение индивидуальных беседы со
своими читателями.
Объект исследования:
организация досуга детей в каникулярное время.
Предмет исследования: организация
досуга детей в каникулярное время в сельской библиотеке.
Гипотеза исследования:
предполагаем, что организация досуга в каникулярное время в сельской библиотеке
— это оптимальная новая форма социокультурного досугового центра для организации
социально-значимой деятельности ребенка.
Цель исследования:
изучить опыт организации досуга детей в каникулярное время в сельской
библиотеке (на примере Марьинской поселенческой библиотеки Тбилисского района).
Задачи:
1. Изучить особенности организации
свободного времени детей в период каникул;
2. Показать роль культурно-досуговых учреждений в организации
досуга детей в каникулярное время;
3. Рассмотреть сочетание онлайн и офлайн формата в организации
каникулярного досуга детей как требование времени;
4. Дать характеристику сельской библиотеки как центра организации
досуга детей;
5. Проанализировать форматы и инструменты
организации досуга детей в каникулярное время в сельской библиотеке (на примере
Марьинской поселенческой библиотеки Тбилисского района).
В процессе исследования
применялись следующие методы работы по рассматриваемой проблеме: теоретический
анализ научно-методической литературы по теме исследования, анализ
педагогической и воспитательной деятельности.
Анализ
психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что рассматриваемая
нами проблема изучалась такими исследователями в данной области, как: Ажеева
Р.Б., Андреева Т., Антоненко С.А., Галкина В.В., Григоренко Ю.Н., Елжова Н.В., Ерошенков
И.Н., Канлибекова-Олжабаева Т., Киселева Т. Г., Келлер С.В., Красильникова
Ю.Д., Кругликова Г.Г., Кыштымова Т.В., Малышенко Т.Т., Маслова А.Н., Моисеева
Н.В., Николаева Л.В., Олийнык Г.М., Пилко И.С., Петрова Т.А., Плотникова Н.Г.,
Сысоева М.Е., Ткаченко С.С., Тикунова И.П., Хамер Г.В. Целищева Н.И., Шмаков
С.А., Шубович М. и многих других.
Новизна и теоретическая
значимость дипломной работы заключается в том, что изучены особенности организации
свободного времени детей в период каникул; показана роль культурно-досуговых
учреждений в организации досуга детей в каникулярное время; рассмотрено
сочетание онлайн и офлайн формата в организации каникулярного досуга детей как
требование времени; охарактеризована работа сельской библиотеки как центра
организации досуга детей; проанализированы форматы и инструменты организации
досуга детей в каникулярное время в сельской библиотеке (на примере Марьинской
поселенческой библиотеки Тбилисского района).
Практическая значимость работы
в том, что основные выводы по теме исследования могут быть использованы в работе
организации досуга детей в каникулярное время в деятельности сельских
библиотек.
Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и
приложения.
Заключение:
В заключении анализа опыта
организации досуга детей в каникулярное время в сельской библиотеке (на примере
Марьинской поселенческой библиотеки Тбилисского района), можно сделать
следующие выводы.
Период каникул
представляет собой социально-педагогическое явление, эффективность которого
обусловлена многообразием возможных форм воспитательной деятельности,
интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.
Правильно организованные
прогулки, экскурсии, походы станут эффективным средством воспитания лишь в том
случае, если будут сочетаться с викторинами, играми, различными конкурсами и
соревнованиями. Организация летнего отдыха детей и подростков — традиционное
направление деятельности библиотек, которому необходимо уделять особое
внимание.
Важно, чтобы летом, во
время занятости родителей, ребята не оказались предоставленными сами себе,
брошенными на улицу со всеми ее соблазнами и опасностями, а были заняты
полезным делом. При подготовке и проведении летних мероприятий учитываются
интересы ребят, их возрастные особенности, социальный статус.
Каждое лето библиотека
должна сделать для своих читателей необыкновенным, незабываемым. Конкурсы, игры,
приключения, путешествия, сюрпризы позволят сделать досуг детей не только
интересным, но и полезным. Для библиотеки лето становится еще одной
возможностью привлечения детей и подростков к чтению, к пользованию
библиотекой.
Применение цифровых
технологий, сочетание онлайн и офлайн формата в организации каникулярного
досуга детей позволяют сделать отдых более интересным, нестандартным,
творческим, поисковым.
Сельская библиотека, как
один из институтов социализации, является важнейшим источником культуры в селе.
Детская библиотека должна являться современным многофункциональным культурным
центром, способствующим процессу социализации личности ребёнка, готовя ребёнка
к его будущей жизни в условиях современного информационного общества.
Проблемы, актуальные в настоящий
момент для сельских библиотек, необходимо решать комплексно — изменяя или
корректируя не только технологию деятельности библиотеки, но и само физическое
пространство библиотеки. Пространство библиотеки должно быть оптимизировано
таким образом, чтобы функциональное наполнение библиотеки осуществлялось как
можно более полно и результативно. Полноты и результативности библиотечной
деятельности можно добиться, решив функционально-планировочную структуру по
принципам «универсальности», «многофункциональности» и «транс-формируемости».
Эти принципы могут быть соблюдены при совместной работе архитектора и
библиотеки.
В данной работе изучены
особенности сочетания онлайн и офлайн формата в организации каникулярного досуга
детей как требование времени.
Проанализированы
возможности сельской библиотеки как центра организации досуга детей и изучены форматы
и инструменты организации досуга детей в каникулярное время в сельской
библиотеке на примере Марьинской поселенческой библиотеки Тбилисского района.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности организации досуга
детей в каникулярное время 1.1. Организация
свободного времени детей в период каникул: содержание, формы, методы Летние каникулы — лучшая
пора для укрепления здоровья, развития творческих способностей и
совершенствования возможностей ребенка, удовлетворения индивидуальных интересов
и потребностей, вовлечения его в новые социальные связи. Это период интересных
знакомств, новых увлечений, творчества, возможность освоить новые виды
деятельности, попробовать себя в новом качестве.
Проблему организации
оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают соответствующие
организации (лагеря, центры, базы и т.д.), которые, с одной стороны, выступают
формой организации свободного времени детей, с другой — пространством для
воспитания, оздоровления, развития творческого потенциала[1].
Это происходит благодаря продуманной организованной системе лагерной смены, в
пришкольных лагерях, а также на совместно организованных летних площадках
библиотек[2].
Право детей и подростков
на развивающий отдых и досуг отражено в нормативных и концептуальных документах
международного и российского уровней (Конвенция о правах ребенка, Конституция
РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ», Закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ» и др.; правительственные программы и постановления: «Национальная
доктрина образования в России на период до 2025 г.», «Наша новая школа»,
Типовое положение о детском оздоровительном лагере от 16 февраля 2011 г.,
Положение о детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях
различной тематической направленности от 13 июля 2017 г. № 656 и др.). [1] Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р.
Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное
пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманиг. ун-та, 2017. — С. 10. [2] Ажеева Р.Б. Историко-краеведческая
деятельность публичных библиотек: учебное пособие / Р. Б. Ажеева. – М.: Литера,
2019. – С. 47.