Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Организации работы с приемными семьями как направление деятельности органов опеки и попечительства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1. Понятие и особенности приемной семьи 5
1.2. Порядок образования приемной семьи 10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА О ПЕРЕДАЧЕ РЕБЕНКА В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ 22
2.1. Понятие и заключение договора о передаче ребенка в приемную семью 22
2.2. Права и обязанности органа опеки и попечительства по договору о передаче ребенка в приемную семью 32
ГЛАВА 3. РАБОТА ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ: СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 37
3.1. Социальная поддержка приемных семей 37
3.2. Социальная работа с приемными семьями 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Введение:
Актуальность темы. В современных условиях наше государство все больше уделяет внимание детям, оставшимся без родителей, по каким-либо причинам. Поскольку семья является первичным и основным социальным опытом для ребенка, данному аспекту должно быть уделено особое внимание.
Отсутствие родительской поддержки может привести к социальной дезадаптации ребенка. Решение этой проблемы возможно благодаря устройству ребенка в приемную семью и сопровождение его в данной семье. Данные вопросы успешно решаются органами опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства представляют собой разветвленную сеть учреждений, распределенную по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Нормативно-правовую базу органов опеки и попечительства составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, региональное законодательство. В настоящее время органами опеки и попечительства реализуется модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства осуществляют постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создают условия для их полноценного развития, обеспечивают защиту их интересов, проводят работу по помещению детей в приемную или патронажную семью. Также органы опеки и попечительства защищают различные интересы усыновленных детей, проводят обследования приемных семей, осуществляют контроль за соблюдением прав приемных родителей.
Анализ деятельности органов опеки и попечительства с детьми-сиротами в условиях приемной семьи показывает, что значительное внимание уделяется выбору приемных родителей или опекунов. Для этого проводится обследование, которое позволяет определить возможность помещения ребенка в данную семью и обеспечить необходимые условия для его развития. В настоящее время деятельность органов опеки и попечительства подверглась реформированию на государственном уровне, следствием чего стало расширение круга их деятельности и полномочий в защите и обеспечении прав и интересов детей-сирот. Для этого они взаимодействуют с региональными органами власти, организуют подготовку родителей, желающих принять ребенка-сироту, разрабатывают рекомендации и различные программы для учреждений социальной защиты.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере организации работы органов опеки и попечительства с приемными семьями.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, регулирующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, деятельность органов опеки и попечительства; научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности организации работы с приемными семьями как направления деятельности органов опеки и попечительства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и особенности приемной семьи.
2. Охарактеризовать порядок образования приемной семьи.
3. Изучить понятие и особенности заключения договора о передаче ребенка в приемную семью.
4. Рассмотреть права и обязанности органа опеки и попечительства по договору о передаче ребенка в приемную семью.
5. Исследовать меры социальной поддержки приемных семей.
6. Проанализировать вопросы социальной работы с приемными семьями.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Приемная семья является одной из форм устройства детей–сирот и детей, которые остались без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами (отдельными гражданами), которые желают взять детей на воспитание в семью). Несмотря на то, что в современной России опыт создания приемных семей невелик, она, по мнению многих специалистов, успешно зарекомендовала себя и является одной из перспективных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, среди других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленных действующим законодательством, приемная семья является сравнительно новым.
Приходим к выводу о том, что приемная семья, с одной стороны, имеет все признаки семьи как таковой, так как это общность лиц, которые совместно проживают и объединены правами и обязанностями, предусмотренные семейным законодательством, а с другой стороны – она имеет свои особенности, которые отличают ее от усыновления и опеки.
Правоприменительная практика в данных отношениях имеет ряд существенных проблем и нуждается в соответствующих научно обоснованных рекомендациях. Считаем необходимым отметить, что самой острой проблемой остается вопрос о материальном обеспечении и финансировании рассматриваемой сферы, а также отсутствие достаточной правовой регламентации порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи. Бесспорно, именно в комплексе различные меры будут способствовать дальнейшему развитию института приемной семьи в современной России и обеспечивать достойной воспитание ребенка.
Для содействия интересам ребенка и предотвращения возникновения негативных ситуаций в приемной семье семейным законодательством устанавливаются критерии для потенциальных приемных родителей. При этом важнейшее значение имеет личность приемного родителя, его отношение к ребенку и умение найти к нему правильный подход. Как свидетельствуют материалы судебной практики, далеко не все приемные родители обладают необходимыми качествами для создания теплых, доверительных и эмоционально благополучных отношений с детьми. Это приводит к возникновению травмирующих для несовершеннолетних ситуаций, влияющих на их дальнейшее отношение к себе и мировосприятие. Это свидетельствует о необходимости совершенствования учебной программы для лиц, желающих принять ребенка на воспитание.
На основании результатов исследования понятия и правовой природы договора о приемной семье приходим к следующим выводам:
1. Договором о приемной семье является соглашение органа опеки и попечительства и приемных родителей (приемного родителя) о срочном, возмездном устройстве и воспитании ребенка – сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей в условиях семьи, в целях обеспечения наилучших условий для его развития, защиты прав и законных интересов, социальной адаптации.
2. При регулировании опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних, а соответственно и приемной семьи, во взаимосвязи действуют нормы семейного, гражданского, административного права, создавая особый нормативно — правовой комплекс. Действие комплексного законодательства, в свою очередь, определяет смешанную семейно-правовую и гражданско-правовую природу договора о приемной семье с элементами публичности.
С учетом того, что предметом договора о приемной семье является устройство и воспитание приемных детей в условиях семьи, семейно-правовые нормы, регулирующие заключение договора о приемной семье и порядок ее деятельности должны быть усилены путем исключения акта о назначении опекуна (попечителя), предшествующего в настоящее время заключению договора (п. 2 ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве») и абзаца 2 п. 2 ст. 152 СК РФ, в соответствии с которым «к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений». Правовое регулирование порядка создания, деятельности приемной семьи, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье должны определяться семейным законодательством, в связи с чем предлагаем п. 3 ст. 152 СК РФ изложить в следующей редакции: «Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется настоящим Кодексом».
3. Трудовая и гражданско-правовая природа договора о приемной семье противоречат сути ее создания, которая заключается в возможности детей, оставшихся без попечения родителей жить и воспитываться в условиях обычной семьи, с внутренними отношениями «родитель – ребенок». Приемные родители хотя и должны обладать специальными навыками по воспитанию и уходу за приемными детьми с учетом индивидуальных потребностей и особенностей развития каждого ребенка, но их деятельность шире не только выполнения трудовых функций, но и оказания услуг по гражданско-правовому договору, поскольку требует от приемных родителей в том числе душевного тепла, проявления заботы, участия и любви к приемным детям.
Все участники договора о приемной семье обладают правами, органы опеки и попечительства и приемный родитель еще и обязанностями. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя, и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью приемных родителей, оказывают консультативную помощь.
Обобщая вышеизложенное, следует еще раз отметить, что социальные выплаты в отношении семей, имеющих детей, направлены на решение узловых проблем и достижение основополагающих целей в рамках реализации социальной функции государства в современной России. Подтверждением тому является соотношение приоритетов и национального (публичного) интереса в контексте социально-правовой политики государства. Меры, которые действуют в субъектах РФ в деле поддержки многодетных, малоимущих семей, семей одиноких родителей с детьми, ответственного родительства в молодых семьях, не только стабилизируют демографическую ситуацию, но и создают условия для преодоления социального неравенства на всей территории страны, что в конечном итоге приведет к стратегическим преимуществам России в быстро меняющемся мире. Следовательно, государственная поддержка семей с детьми может и должна рассматриваться как важнейший и основной элемент социальной функции государства.
Подводя итоги рассмотрению особенностей социальной работы с приемными семьями отметим, что с точки зрения социальной работы мы рассматриваем приемную семью как малую социальную группу, члены которой связаны договорными отношениями, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи.
Социальная работа – профессиональная деятельность, цель которой есть содействие людям, социальным группам и общностям в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы.
Мы согласны с мнением Е.И. Холостовой, что социальное сопровождение – это особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы.
Социальное сопровождение приемной семьи со стороны специалиста по социальной работе строится на принципах: 1) непрерывности; 2) целесообразной активности специалиста в процессе сопровождения; 3) конструктивности во взаимоотношениях между сотрудником и приемными родителями; 4) приоритетности целесообразной самоактивности родителей в разрешении возникшей проблемы в процессе сопровождения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ КАК ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Понятие и особенности приемной семьи
На современном этапе развития и существенных различий между развитыми и развивающимися странами, обеспечение прав ребенка является одной из острых проблем, в решение которой заинтересовано все мировое сообщество.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Любой ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, но дети, которые остались без попечения родителей самостоятельно не могут реализовывать данные права.
Понятие «приемная семья» в Российской Федерации относительно новое и получило юридический статус только в 1996 году, после принятия Семейного кодекса. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключенному между органами опеки и попечительства и приемными родителями на срок, указанный в данном договоре.
Схожее определение приводится во втором пункте «Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» . Исходя из данного Постановления, правовым основанием создания приемной семьи служит договор, который составляется на основании письменного заявления лица, которое желает стать приемным родителем конкретного несовершеннолетнего ребенка. Над детьми до 14 лет устанавливается опека, над детьми от 14 до 18 лет попечительство. Отметим, что передача ребенка, который достиг возраста 10 лет, осуществляется на основании его согласия.
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на начало 2022 года составила 406 128 человек . Почти 365 тысяч из них находились на воспитании в замещающих семьях. Приемная семья, как индивидуальная форма воспитания таких детей, является оптимальным вариантом для защиты права несовершеннолетних воспитываться в семье.
В настоящее время существует три формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение); опека и попечительство; приемная семья. На сегодняшний день вопрос об образовании приемной семьи и ее правовом статусе решен Семейным кодеком РФ (далее – СК РФ), где в ст. 123 закреплено, что приемная семья – это одна из форм устройства на воспитание в семью детей, которые остались без попечения родителей .
Приемная семья является одной из форм устройства детей–сирот и детей, которые остались без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами (отдельными гражданами), которые желают взять детей на воспитание в семью). Несмотря на то, что в современной России опыт создания приемных семей невелик, она, по мнению многих специалистов, успешно зарекомендовала себя и является одной из перспективных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, среди других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленных действующим законодательством, приемная семья является сравнительно новым. Кроме СК РФ, отношения, возникающие в связи с воспитанием детей в приемной семье, ранее регулировались специальным Положением о приемной семье . Детские дома семейного типа, которые были учреждены ранее, существуют и сегодня, большинство из них и не преобразованы в приемные семьи.
Стоит отметить, что опека по своим признакам больше всего похожа на приемную семью. Родители-воспитатели принимают на себя обязанность делать все по защите прав и интересов приемного ребенка, а также приобретают право на воспитание этого ребенка. В соответствии с п. 2 ст. 153 СК РФ приемные родители наделялся правами и обязанностями опекунов по отношению к принимаемому на воспитание ребенку. Однако, как в опекунстве, так и в приемной семье возникает совершенно самостоятельный правовой статус. Как воспитанник в приемной семье, так и подопечный в семье опекуна, имеет право получать все пособия и платежи, которые ему причитаются. Согласно п. 1 ст. 155 СК РФ ребенок в приемной семье находится на государственном обеспечении. Главное отличие между опекунством и приемной семьей в том, что опекуны все свои обязанности исполняют безвозмездно, а приемные родители делают это за плату. Более того, основанием возникновения приемной семьи является договор, а основанием возникновения опеки – административный акт. Одна из особенностей приемной семьи – это широкий круг льгот и преимуществ, которые органы опеки предоставляют приемным семьям.
Подчеркнем и сходство приемной семьи с усыновлением в том, что ребенок помещается в приемную семью в обоих случаях. Отличие приемной семьи от усыновления в том, что при усыновлении не учитывается мнение кровных родителей ребенка, так как все желания на этот счет биологических родителей ребенка правового значения не имеют, а при опеке и передаче детей в приемную семью, если есть родители, могут возникнуть конфликтные ситуации – разногласия между кровными родителями и лицами, которые управомочены на воспитание ребенка.
Приемная семья от обычных детских учреждений отличается тем, что в приемных семьях значительно меньше количество детей, благодаря чему дети получают не общественное, а семейное воспитание, которое будет основано на личном контакте приемных родителей с каждым из детей . Эти две формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются тем, что в приемной семье обязанности по воспитанию и защите интересов детей возлагаются на граждан, а при передаче в учреждение – на юридическое лицо (детское учреждение), в этом случае администрация учреждения представляет интересы детей и исполняет функции их законных представителей.