Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Операции коммерческого банка с платёжными картами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
1 Теоретические аспекты использования коммерческим банком
платежных карт 7
1.1 Сущность и классификация пластиковых карт. 7
1.2 Основные операции коммерческих банков с пластиковыми
картами. 11
1.3 Российский и зарубежный опыт использования пластиковых
карт в расчётах 14
2 Операции с платежными картами на
примере ПАО «Росбанк». 16
2.1 Экономическая характеристика ПАО
«Росбанк». 16
2.2 Анализ деятельности с платежными
картами ПАО «Росбанк». 25
2.3 Предложения и перспективы
операций с платежными картами ПАО «Росбанк» 41
Заключение. 49
Список использованной литературы.. 51
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что в настоящих условиях уровень развития
информационных технологий в банковской сфере объективно определяет появление
новых способов и механизмов проведения процедур платежа. В настоящее время
наблюдается высокая активность российских кредитных организации в развитии
системы электронных платежей, сокращение бумажной технологий. Для этого
процесса характерно: увеличение эмиссии пластиковых карт, рост оборотов и
остатков по карточным счетам, расширение спектра услуг с использованием
банковских карт. В ходе развития пластикового рынка были созданы разные виды
пластиковых карт, различающихся назначением и техническим характеристикам.
Операции
с банковскими пластиковыми картами открыли новые перспективы финансового
обслуживания клиентов российских банков. В стране разворачиваются и набирают
обороты различные платёжные системы, всё большее число российских граждан
становиться участниками системы безналичных платежей на основе использования
банковских карт. Россия относительно недавно переняла опыт зарубежных стран по
применению пластиковых карт, из-за чего и возникает много проблем в этой сфере.
Целью
работы является теоретическое и практическое обоснование процесса организации
безналичных расчетов на основе пластиковых карт.
В
соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи, которые
определили внутреннюю структуру исследования:
— изучить сущность и
классификация пластиковых карт;
— исследовать
основные операции коммерческих банков с пластиковыми картами;
— рассмотреть
российский и зарубежный опыт использования пластиковых карт в расчётах;
— дать экономическую
характеристику ПАО «Росбанк»;
— провести анализ
деятельности с платежными картами ПАО «Росбанк»;
— разработать
предложения и перспективы операций с платежными картами ПАО «Росбанк».
Объектом исследования выступают безналичные
расчеты. Соответственно, предметом исследования является процесс использования
банковских платежных карточек в безналичных расчетах субъектов хозяйствования.
В
процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, группировки и
сравнения, научной абстракции и моделирования, экономико-математические методы,
которые позволили наиболее полно изучить исследуемые явления.
В
процессе исследования получены следующие результаты, характеризующие научную
новизну дипломной работы:
— обоснована
необходимость внедрения системы электронных расчетов в систему безналичных
расчетов предприятий торговли и сервиса;
— обобщены и
классифицированы основные виды и типы пластиковых карт не только с точки зрения
их функционального назначения, области применения и т. д., но и с точки зрения
безопасности;
— проанализировано
современное состояние рынка платежных карт России;
— даны рекомендации
по оптимизации организации и совершенствования расчетов, осуществляемых с
помощью пластиковых карт учитывая международный опыт и мировую практику.
Практическое
значение работы заключается в ее ориентации на решение актуальных вопросов
эффективности использования систем безналичных расчетов на основе пластиковых
карт и возможности использования основных положений и выводов в деятельности
отечественных банковских учреждений.
Заключение:
Рассматривая
в качестве объекта работы ПАО «Росбанк», следует отметить, что отделение не
только сохраняет свои позиции на рынке банковских карт, но и существенно
упрочняет их, увеличив все основные показатели деятельности на данном сегменте
рынка банковских услуг. Расчеты, произведенные в работе, позволяют сделать ряд
выводов:
Оборот в эквайринговой торговой сети ПАО «РОСБАНК» за 2020 год увеличился
по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 29,6 процента и составил
20,3млрд. руб.
Нужно отметить, что подавляющее большинство операций является снятием с карточки
заработной платы в ближайшем банкомате, хотя количество операций по оплате растет
в 2019-2020 гг. достаточно хорошими темпами.
Таким
образом, можно сделать вывод, что объем клиентуры, обслуживаемой сегодня ПАО
«РОСБАНК», позволяет достаточно быстрыми темпами развивать сами пластиковые
проекты, а также ту сеть банкоматов, каналов связи, терминалов в магазинах и
торговых сетях, которая обеспечивает удобство использования этих карт.
В
ходе анализа работы банка были выявлены следующие основные недостатки
использования банковских карт:
1) серьезной
проблемой на рынке платежных карт является рост мошенничества. По мере развития технологий, используемых
на рынке платежных карт, совершенствуются и способы мошеннических действий;
2) российской
особенностью можно считать признаваемую многими высокую степень недоверия между
участниками расчетов: банками. И их клиентами, торговыми предприятиями и т.д.
Низкая эффективность торгово-сервисной инфраструктуры обслуживания банковских карт;
3) одним из важных препятствий к широкому
внедрению карт является укоренившаяся в сознании людей привычка к использованию
наличных денег;
4) большинство карт выпущены в рамках «зарплатных» проектов (90%), по
существу, клиенты карты не выбирают, а их выбор осуществляет менеджер. Как следствие,
клиенты используют карты не для проведения безналичных платежей, а только как
средство доступа к банкомату для снятия наличных денег. Доля безналичных
платежей не превышает 15 %.
Мероприятия по расширению функциональных возможностей банковских карт в ПАО
«Росбанк»:
1) одно из
направлений развития операций с банковскими картами – развитие эквайринга.
Эквайринг позволяет принимать банковские карты в оплату товаров или услуг
предприятия. Это хороший способ увеличить обороты предприятия за счет клиентов,
расплачивающихся банковскими картами. В работе была рассчитана эффективность от
заключения договоров на эквайринг, со скоро отрывающимся торговым центром
Весна. Расчеты показали, что доход, полученный банком в год, составит 864 тыс.
руб. Полученная дополнительно прибыль может быть направлена на развитие
эквайринга, что позволит привлечь дополнительные доходы в перспективе;
2) продолжить работу
по развитию системы удаленных каналов. Согласно прогнозам в 2021 году операции
по погашению кредитов и оплаты коммунальных платежей должны быть переведены в
удаленные каналы обслуживании на 70 %. Тогда экономия затрат по обслуживанию
операций по погашению кредитов и оплаты коммунальных платежей составила бы
24029,25 тыс. руб.
Таким образом, развитие системы удаленных каналов
обслуживания по погашению кредитов для отделения является очень выгодным
направлением, так как это экономит денежные средства, увеличивает долю
безналичных расчетов, разгружает операционно-кассового работника, повышает
скорость и качество обслуживания. Подводя
итоги мероприятиям по расширению функциональных возможностей банковских карт,
можем сделать вывод, что проведенный в работе анализ позволил сформулировать
необходимые рекомендации по улучшению существующего положения с вероятностью
получения значительного экономического эффекта
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты использования коммерческим банком
платежных карт 1.1 Сущность и классификация пластиковых карт Пластиковая
банковская карта — это персонифицированный платежный инструмент,
предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты
товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах)
банков и банковских автоматах (банкоматах).
Номер
платежной карточки состоит из последовательности цифр, обычно от 13 до 19, чаще
всего — 16. В платежных системах банковских карточек номер карточки начинается
с 6 цифр, называемых BIN (идентификационный номер банка). Заканчивается номер
карточки контрольной цифрой, которая вычисляется исходя из предыдущих цифр с
помощью несложного алгоритма [19, c. 204].
Эмбоссирование
(тиснение) — метод физической персонализации. Эмбоссированные символы —
выпуклые, подкрашенные специальной краской (обычно серебряной, черной или золотой).
Эмбоссирование необходимо для визуальной идентификации кассиром или операционистом
персональных данных о держателе и для переноса их с карточки на слип (счет-извещение).
Платежная
карта является важным элементом платежной системы карт и существует в ее
рамках. В основе любой платежной системы банковских карт лежит процессинговый
центр – организация или ее подразделение, которое обеспечивает техническое
взаимодействие между участниками этой системы. Обычно такие центры создаются
при крупных банках. Другими важными участниками системы являются эмитенты-организации,
которые выпускают и обслуживают карты, и эквайеры, которые организуют прием
карт к оплате. В России эмитентами и эквайерами обычно становятся банки. Эмитенты
обязаны выпускать карты, открывать и обслуживать привязанные к ним счета. Эквайер
организует прием платежей по картам и обслуживание в банкоматах. Один и тот же
банк может быть одновременно и эмитентом, и эквайером. Для взаимодействия между
разными банками создаются расчетно-клиринговые центры [35].
Системы
на основе платежных карт могут быть международные и национальные.
К
наиболее известным в России платежным системам относятся: — Международные
платежные системы: VISA, MasterCard, AmericanExpress, China UP.
1.
Российская национальная система платежных карт «Мир». По данным АО «НСПК» на 2020
год [5] в мире доля платежных систем по эмиссии платежных карт распределены
следующим образом:
— на долю VISA
приходится 23,3%,
— MasterCard — 15,
5%,
— китайская
платежная система China UP — 48,5 %,
— на остальные такие
платежные системы, как, Union Pay, American Express, JCB -12,7% [12, c. 36].
В
России же на конец 2020 года доли платежных систем по эмиссии карт распределены
следующим образом:
— на долю VISA
приходилось — 44,7%,
— MasterCard — 49,
4%,
— на остальные
платежные системы, — 5,9%.
Каждая
платежная система, зарегистрированная на территории России, имеет право
устанавливать собственные правила, критерии вхождения в платежную систему. При
этом оператор платежной системы обязан гарантировать отсутствие дискриминации
при решении вопроса о допуске к участию в платежной системе [31, c. 62].
Национальная
платежная система в России была создана сравнительно недавно — в 2011 году.
Работу платежных систем определяет Федеральный закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О
национальной платежной системе» [6].
Надзор
за их работой ведет Банк России. Работа национальной системы платежных карт
регулируется гл. 4.1. «Национальная система платежных карт» вышеназванного
закона.
Целью
организации национальной системы платежных карт (далее-НСПК), является
обеспечение бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по
переводу денежных средств. В рамках НСПК осуществляются переводы денежных
средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, а также
оказываются услуги платежной инфраструктуры по осуществляемым на территории
России переводам денежных средств с использованием международных платежных
карт. НСПК обеспечивает весь платежный механизм расчетов с использованием платежных
карт, причем не только российских, но и иностранных платежных систем.
Классификационные
виды пластиковых карт.
1.
По виду проводимых платежей:
— кредитные карты;
— дебетовые
(расчетные) карты;
— предоплаченная
карта;
— виртуальная карта.
По
статусу карты:
— классические;
— золотые;
— платиновые.
По
характеру использования:
-индивидуальная;
-семейная;
-корпоративная;
-зарплатная.
По
времени использования:
— ограниченные
временным промежутком;
— неограниченные.
2.
По статусу карты:
— классические карты
предназначены для рядового клиента. Это Visa/ Master Card Classic.
— золотые карты –
для клиентов со средними остатками на счетах. Это Visa/MasterCard Gold.
— платиновые карты –
для состоятельных клиентов. Visa/ MasterCard Platinum.
Чем
выше статус пластиковой карты, тем больше лимиты на снятие наличных, тем больше
привилегий, скидок и бонусов предоставляется для держателя карты [8, c. 194].
3.
По характеру использования:
— индивидуальная
карта, выдаваемая отдельным клиентам банка;
— семейная карта,
выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет
ответственность по счету;
— корпоративная
карта выдается юридическому лицу.
На
основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам
(руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам). Им открываются
персональные счета, привязанные к корпоративному карточному счету.
Ответственность перед банком по корпоративному счету имеет организация, а не
индивидуальные владельцы корпоративных карт.
— зарплатная карта выдается сотруднику фирмы, которая
заключила зарплатный проект с кредитной организацией. Дает возможность получать
заработную плату не наличными деньгами, а путем ее перечисления на специальный
карточный счет.
4.
По территориальной принадлежности:
международные, действующие