Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Обязательное социальное страхование: понятие, виды, субъекты.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Понятие и виды обязательного социального
страхования. 6
1.1. Понятие
обязательного социального страхования. 6
1.2. Обязательное
пенсионное страхование. 12
1.3. Обязательное
страхование временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 18
1.4. Обязательное
страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний. 23
1.5. Обязательное
страхование в случае наступления инвалидности. 29
Глава 2. Субъекты обязательного социального страхования. 35
2.1. Страхователи как субъекты обязательного социального
страхования. 35
2.2. Страховщики как субъекты обязательного социального
страхования. 41
2.3. Застрахованные лица как субъекты обязательного
социального страхования 46
2.4. Основные проблемы, связанные с реализацией права на
обязательное социальное страхование и пути их решения. 52
Заключение. 59
Список использованных источников: 62
Введение:
Конституция РФ[1],
определив Россию социальным, правовым и демократическим государством,
обозначила главную направленность внутренней политики — создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции
РФ). При разработке Конституции РФ применительно к социальным правам граждан
были учтены международные документы, в частности, Международный пакт об
экономических, социальных, культурных правах (1966 г.), Международный пакт о
гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция о защите прав человека и
основных свобод (1950 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991
г.). Российская Федерация как государство,
стремясь максимально защищать права своих граждан, устанавливает в правовых
отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех
категорий граждан, которые нуждаются в повышенной правовой и социальной защите.
В этом проявляются социальные функции государства. Одной из актуальных
проблем, стоящих перед российской правовой системой, является защита прав
социально незащищенных категорий граждан: инвалидов, военнослужащих, ветеранов,
пенсионеров и др., чему способствует система обязательного социального
страхования.
Обязательное социальное страхование отражает
общественную (национальную) потребность в страховании. Это может быть
необходимость оказания полной и своевременной финансовой помощи нуждающимся
гражданам и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В этих целях
государство законодательно устанавливает обязанность страхования (например,
ответственности предприятий — источников повышенной опасности за ущерб,
причиненный третьим лицам, а также окружающей среде). Социальное государство должно
стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны
равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному
равномерному распределению жизненных тягот.
Нормативно-правовое регулирование обязательного социального страхования
составляют: Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний»[2];
Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального
страхования»[3];
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»[4];
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации»[5];
федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов: пенсионного,
медицинского и социального страхования и другие нормативные акты.
Однако, несмотря на достаточное правовое регулирование общественных
отношений, возникающих в связи с наступлением социального риска и
необходимостью социального обеспечения гражданина, многие вопросы реализации
прав граждан нуждаются в корректировке. Большое количество судебных споров по
вопросам обязательного социального страхования свидетельствует о необходимости
четкого исполнения норм действующего законодательства и дальнейшего
совершенствования системы реализации прав и законных интересов граждан.
Учитывая
быстрое развитие трудовых отношений и изменение способа трудоустройства,
главной сложностью в обеспечении нормального функционирования социальной защиты
и обязательного социального страхования является адаптация под современные
реалии, особенно сегодня с учетом всех экономических, геополитических и
социальных факторов.
Наиболее актуальными
являются вопросы эффективного распределения используемых ресурсов для повышения
доступности и качества социального обеспечения и социальной защиты граждан, а
также применения новых механизмов разрешения несоответствия между имеющимися у
государства источниками финансирования и реализацией гарантий по предоставлению
гражданам мер социальной поддержки в рамках системы обязательного социального
страхования.
В настоящее
время продолжается формирование правовой основы обязательного социального
страхования, что говорит об актуальности темы исследования и необходимости ее
дальнейшего теоретического осмысления.
Целью работы
является детальный анализ правового регулирования и реализации прав граждан в
области обязательного социального страхования в Российской Федерации.
В
соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие обязательного социального
страхования;
2. Обозначить обязательное пенсионное страхование;
3. Дать характеристику обязательного страхования
временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
4. Проанализировать обязательное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5. Изучить обязательное страхование при наступлении
инвалидности;
6. Определить субъектный состав правоотношений по
обязательному социальному страхованию (страховщики, страхователи,
застрахованные лица);
7. Выделить основные проблемы, связанные с реализацией
права на обязательное социальное страхование и обозначить пути из решения.
Теоретические выводы
сформулированы на основе осмысления научных достижений учёных в области
трудового права и права социального обеспечения Алексеева Е.В., Бородина Е.Н., Галаганов В.П., Захаров М.Л.,
Кончугов А.В., Пашкова Г.Г., Роик В.Д., Шапошникова И.А. и др.
Объектом
настоящего исследования являются общественные отношения в сфере обязательного
социального страхования.
Предметом
выступили нормы действующего российского законодательства в области
обязательного социального страхования, научная и учебная литература,
правоприменительная и судебная практика.
Настоящая
работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и
списка использованных источников. [1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. №
237. [2] Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа
1998 г. № 31 ст. 3803 [3] Собрание законодательства Российской Федерации от 19
июля 1999 г. № 29 ст. 3686 [4] Собрание законодательства Российской Федерации от 17
декабря 2001 г. № 51 ст. 4832 [5] Собрание законодательства Российской Федерации от 6
декабря 2010 г. № 49 ст. 6422
Заключение:
Трансформация
общественной и экономической системы в Российской Федерации приводит к
повышению социальных рисков для населения. Особенно при возникновении
экономических кризисов или мировых кризисов, как например, в период пандемии COVID-19, повышается степень социальных
рисков, связанных с утратой работы, повышением стоимости жизни и снижением
реальных доходов, недостаточное пенсионное обеспечение или отсутствие в полной
мере медицинского обслуживания.
Стоит учитывать и мировую
тенденцию в развитых странах по снижению рождаемости, которая четко проявляется
и в России, а кроме того, увеличением смертности, которое было отмечено в
последние два года. Обострение мировой конкуренции, стагнация мировой экономики,
все эти факторы в совокупности привели к тому, что неблагоприятные последствия
для граждан приобрели массовый характер. Увеличивается безработица, уменьшаются
расходы на оплату труда, снижается уровень жизни населения. Именно в такие
моменты особенно важна помощь со стороны государства, которая проявляется в
мерах по социальному обеспечению. Многие специалисты отмечают, что существующая
система обязательного социального страхования в Российской Федерации не
отвечает потребностям современного общества, поэтому необходима перестройка и
дальнейшее реформирование[1].
К сожалению, уровень социальных гарантий
оставляет желать лучшего. В нынешних реалиях, когда страна переживает
экономический и политический кризисы, граждане нуждаются в стабильности, как
экономической, так и социальной.
В рамках проведенного исследования
можно сделать вывод, что система обязательного социального страхования в России
носит в еще большей степени характер социальной помощи гражданам, а не характер
страхования, которое сбалансировало бы доходы и расходы специальных социальных
фондов. В большинстве случаев уровень социальных выплат явно недостаточен
(особенно в системе пенсионного страхования) и не соответствует уровню средств,
выплачиваемых застрахованными лицами. Можно отметить, что не всегда возможно
четко разделить систему социального обеспечения и систему социальной помощи
гражданам, что недопустимо, поскольку у них очень разные цели и правовые нормы.
Можно сделать вывод, что
необходимо сформировать у населения в целом иное отношение к системе
обязательного социального страхования, чтобы эта система не воспринималась
негативно, а фактически выполняла свою основную функцию социального обеспечения
граждан, когда возникает риск социального страхования.
В настоящее время много проблем требуют
своего разрешения, это касается и правовых аспектов регулирования отношений в
области обязательного социального страхования, финансовых проблем, связанных с
недостаточным финансированием программ социального обеспечения и
недостаточностью бюджетов ПФР, ФСС, ФОМС для реализации возложенных на них
функций. Есть организационные проблемы, которые связаны с контролем и надзором
за соблюдением прав граждан в области социального страхования и координацией
деятельности всех государственных органов и структур.
Потребность населения в социальной
защите определяется действием как минимум трех групп факторов. Первая группа –
социально-демографические факторы, которые связаны с уровнем рождаемости и
смертности, миграции, возрастными характеристиками общества, занятостью и
трудоспособностью населения. Вторая группа – социальные, медицинские,
экологические и психологические факторы, которые определяют состояние здоровья
населения и в конечном итоге оказывают влияние на первую группу факторов.
Третья группа факторов связана с производственными, трудовыми вопросами и
экономической составляющей производственного процесса, которые определяют
уровень занятости, трудовых доходов, производственного травматизма и прочие
социальные риски, имеющие значение для реализации государственной программы
обязательного социального страхования.
Конечно, говоря о реформировании
социальной системы обязательного страхования в Российской Федерации нельзя
упускать из вида формирование концепции, которая должна быть построена на
основе принципов. В качестве таковых можно определить развитие страхового
механизма, который максимально бы отражал действительную экономическую ситуацию
в государстве. Обеспечение необходимого соотношения пропорциональности размера
страхового взноса в социальные фонды и страхового возмещения, назначаемого
гражданам. Усиление автономности фондов и их независимости от государственного
бюджета. Постепенная децентрализация фондов обязательного социального
страхования от государственных фондов на уровень предприятий, профессиональных
организаций, развитие корпоративного страхования, но при обязательном
государственном надзоре и контроле. Постепенный пересмотр социальных рисков,
исключение изживших мер и установление новых в связи с потребностями общества и
экономическим состоянием государства. [1] Экономика социального страхования:
учеб. пособие/ А. М. Бабич, Е. В. Егоров, Е. Н. Жильцов. М.: Москва, 2009. 340 с.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и виды обязательного социального страхования 1.1. Понятие обязательного
социального страхования Необходимость
повышения уровня и качества жизни определяется процессами глобализации и вхождения
России в глобальное социально-правовое пространство. Заложенные в Конституции
России и международно-правовых актах основы в области реализации и защиты
социальных прав и законных интересов граждан в этой связи нуждаются в развитии
и совершенствовании. В последнее время в России на федеральном и региональном
уровнях наблюдается определенная динамика правового регулирования вопросов,
связанных с вопросами социальной поддержки малообеспеченных семей, семей,
имеющих детей и малообеспеченных одиноких граждан.
Но,
несмотря на это, законодательство еще нуждается в дальнейшем совершенствовании
в сфере социальной помощи гражданам, в создании условий для повышения
заработной платы и обеспечения занятости населения. Бедность – неотъемлемая
составляющая нашей действительности, это одна из острейших
социально-экономических проблем человечества, характерная для всех стран, в том
числе и для современной России. Разговоры об экономическом кризисе,
материальной нестабильности, социальной защите, продовольственной
независимости, росте преступности, обострении международных отношений и
введении ограничительных политических и экономических мер против России в связи
с событиями в Крыму и на востоке Украины, так или иначе другой, указывают на
особую важность преодоления бедности и поднимают вопросы обязательного
социального страхования.
Президент
России В.В. Путин в своих выступлениях постоянно акцентирует своё внимание на
значимость проблемы бедности: «…к 2020 году мы обязаны серьезно изменить
ситуацию в неравенстве наших граждан и принципиально решить вопрос с
бедностью.»[1]
«…нам необходимо в
ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном
секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них
отчаянно нуждается»[2]. [1]См.:
Встреча Владимира Путина с представителями ОНФ, журналистами и политологами.
URL: http://www.1tv.ru/№ews/polit/200241 [2]См.:
Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Гос.
служба: Вестн. Координационного совета по кадр. вопр., гос. наградам и гос.
службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в
Северо-Западном федер. округе. 2012. № 1. С. 77.