Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Обучение комплексному плаванию детей среднего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 7
1.1. Плавание как спортивная
дисциплина и особенности комплексного плавания как его вида. 7
1.2. Анатомо-физиологические и
психологические особенности детей среднего школьного возраста. 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 25
2.1. База исследования. 25
2.2. Характеристика
контингента. 25
2.3. Этапы исследования. 26
2.4. Методы исследования. 26
2.5. Описание
экспериментальной программы тренировок. 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.. 29
3.1. Результаты,
полученные на констатирующем этапе эксперимента (исходное тестирование) 29
3.2. Результаты,
полученные на контрольном этапе эксперимента (контрольное тестирование) 32
3.3. Анализ полученных
результатов. 37
ВЫВОДЫ.. 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ. 52
Введение:
Актуальность
темы. Плавание является одним из универсальных средств
физического воспитания. Занятия плаванием имеют большое оздоровительное,
воспитательное и прикладное значение, так как умение плавать является жизненно
необходимым навыком каждого человека.
Умение плавать
гарантирует человеку сохранение жизни, обеспечивает безопасность и
предотвращает несчастные случаи при нахождении его в водной среде. Жизненно
необходимые знания, умения и навыки поведения на воде приобретаются, как
правило, на занятиях по плаванию в образовательных организациях.
Занятия плаванием
способствуют гармоничному развитию и укреплению здоровья детей и подростков,
комплексно влияют на органы и системы растущего организма, укрепляя и повышая
функциональный уровень дыхательной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной и
других систем организма человека, вследствие чего увеличивается жизненная
емкость легких и мышечная масса, улучшается кровообращение, активизируется
обмен веществ, повышается тонус нервной системы.
В настоящее время
плавание – это средство физического воспитания и оздоровления, спорт, активная
досуговая и профессиональная деятельность.
Плавание является
прекрасным средством закаливания, оказывая положительное влияние на иммунную
систему организма человека, повышение выносливости и устойчивого состояния
организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим
изменениям внешней среды.
Олимпийские виды плавания
– спортивное, синхронное, водное поло, прыжки в воду являются популярным,
зрелищным и захватывающим состязанием. Плавание, как вид спорта или спортивная
дисциплина спортивное плавание), заключается в преодолении различных дистанций
вплавь и за наименьшее время. В официальных соревнованиях пловцами используются
следующие основные способы/стили плавания: вольный стиль (кроль на груди), на
спине (кроль на спине), брасс, баттерфляй (дельфин).
Владение различными
способами плавания обеспечивает у обучающихся развитие таких физических
качеств, как быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость. Систематические
занятия плаванием содействуют развитию личностных качеств, обучающихся –
нравственных (честность, доброжелательность, дисциплинированность,
самообладание, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми качествами
(смелость, решительность, инициатива, трудолюбие, настойчивость и
целеустремленность), а также развитию способности управлять своим эмоциональным
состоянием.
Прикладное значение
плавания состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать и
оказывать помощь на воде, профилактике несчастных случаев на водных объектах.
Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной
средой – работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных
и оросительных каналов и т.п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся
водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать
необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил Российской
Федерации.
Умение плавать
обеспечивает каждому обучающемуся всестороннее физическое развитие, возможность
сохранения здоровья, увеличение продолжительности жизни и работоспособности,
приобретение эмоционального, психологического комфорта и залога безопасности
жизни.
Все вышеуказанные причины
определили актуальность обращения к избранной теме в рамках выпускной
квалификационной работы – «Обучение комплексному плаванию детей среднего
школьного возраста».
Цель
исследования: изучить особенности обучения комплексному
плаванию детей среднего школьного возраста. Задачи
исследования:
1. Изучить теоретические основы обучения
комплексному плаванию детей среднего школьного возраста.
2. Провести анализ и выявить особенности тренировочного процесса в
части обучения комплексному плаванию детей среднего школьного возраста.
3. Оценить в динамике изменение уровня обучения комплексному
плаванию детей среднего школьного возраста.
4. Предложить рекомендации по совершенствованию обучения
комплексному плаванию детей среднего школьного возраста.
Объект
исследования: процесс обучения плаванию.
Предмет
исследования: обучение комплексному плаванию детей
среднего школьного возраста.
Гипотеза
исследования: обучение комплексному плаванию детей
среднего школьного возраста будет эффективно при соблюдении следующих
условий:
— при учете
индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей среднего
школьного возраста;
— при приоритете использования в
процессе обучения комплексному плаванию целостного
метода;
— при систематизации основных
средств обучения комплексному плаванию с учетом
рациональности, эффективности и трудности.
Теоретическая
значимость исследования заключается
в рассмотрении плавания как спортивной дисциплины и выявления специфики
комплексного плавания как его вида; в уточнении и систематизации
анатомо-физиологических и психологических особенностей детей среднего школьного возраста.
Практическая
значимость исследования состоит
в возможности использования материалов работы педагогами физической культуры в
средней школе и тренерами по плавания с целью оптимизации своей деятельности по
обучению комплексному плаванию детей среднего школьного возраста.
Методы
исследования:
—
теоретический анализ литературы;
—
педагогический эксперимент;
—
педагогическое наблюдение;
—
тестирование;
—
методы математической статистики.
Структура работы. Актуальность
темы, исследуемой в ВКР, обусловила следующую ее структуру: работа состоит из
введения, основной части (три главы, 10 разделов), выводов, заключения, списка
литературы и приложений. Исследование представлено на 54 страницах
машинописного текста. Список литературы содержит 50 источников. Работа содержит
14 рисунков, 1 приложение.
Заключение:
В результате проведения
исследования обучения детей среднего школьного возраста комплексному плаванию удалось
прийти к следующим основным выводам:
1. В результате
проведенных исследований установлено, что процесс обучения детей среднего
школьного возраста, предусматривающий существенное увеличение объема занятий,
направленных на развитие у них общих и специальных координационных
способностей, ускоряет освоение детьми плавательных двигательных действий и
повышает эффективность процесса обучения комплексному плаванию.
2. Результаты анкетного
опроса специалистов по комплексному плаванию выявили многовариантный стиль
построения процесса обучения комплексному плаванию, что свидетельствует об
отсутствии единого методического подхода, в частности в отношении рационального
сочетания целостного и расчлененного методов обучения, определения критериев
эффективности обучения и др.
3. В исследовании
доказано, что использование систематизированных по ступеням трудности
упражнений позволяет более эффективно планировать и контролировать учебный
процесс по обучению комплексному плаванию детей среднего школьного возраста.
Так, проведенные наблюдения позволили установить, что ступени трудности
плавательных действий определяются, в основном, количеством их элементов.
Например, 1-ой ступенью трудности является согласование гребковых действий
двумя руками, 2-ой – руками и ногами, 3-ей – руками, ногами и поясом верхних
конечностей, 4-ой – руками, ногами, поясом верхних конечностей и головой, 5-ой
– руками, ногами, поясом верхних конечностей, головой и туловищем.
4. В результате
проведенных опытов показано, что использование критериев рациональности
(эффективности) выполнения плавательных двигательных действий (положение тела в
воде, угол атаки, степень колебания плечевого пояса, амплитуда движений руками
и ногами, экономичность движений и др.) в процессе обучения комплексному плаванию
позволяет достаточно объективно оценить уровень сформированности системы
специализированных действий, и содействует повышению интереса детей среднего
школьного возраста к занятиям комплексным плаванием.
5. В ходе длительного
педагогического эксперимента (10 месяцев) доказано, что процесс обучения комплексному
плаванию с использованием 66,4% объема упражнений, направленных на развитие
координационных способностей, является более эффективным, чем аналогичный
процесс с использованием такого же объема упражнений, направленных, однако, на
формирование только специальных двигательных навыков. При этом содержательная
часть такого процесса обучения включает длину проплываемой дистанции, которая в
среднем составляет 218,8 м в экспериментальной группе «А», и 158,7 м в
контрольной группе «Б» (Р < 0,05). Обобщенная оценка рациональности техники
движений по результатам четырех тестов составляет при этом 4,25+0,6 балла
(экспериментальная группа) и 2,85+0,4 балла в контрольной группе (Р < 0,05).
6. Разработанные
рекомендации по методике развития координационных возможностей, основным
содержанием которых является увеличение объема занятий, направленных на
развитие координационных способностей с использованием оценок ступени
трудности, а также рациональности (эффективности) выполнения упражнений
преимущественно в рамках целостного метода, в конечном итоге способствуют
повышению эффективности учебного процесса обучения плаванию детей среднего
школьного возраста.
Таким образом,
качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать
истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что обучение комплексному
плаванию детей среднего школьного возраста будет эффективно при соблюдении
следующих условий:
— при учете
индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей среднего
школьного возраста;
— при приоритете использования в
процессе обучения комплексному плаванию целостного
метода;
— при систематизации основных
средств обучения комплексному плаванию с учетом
рациональности, эффективности и трудности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Плавание как спортивная
дисциплина и особенности комплексного плавания как его вида Плавание
оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма детей.
Этот вид физической активности является таким упражнением, которое способствует
росту тела ребенка, так как во время плавания человек находится в условиях
частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник
временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.
Современная
система занятий плаванием обеспечивает юным пловцам хорошее гармоничное
развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Это происходит
потому, что занятия в воде чередуются с физическими упражнениями, выполняемыми
на суше [37].
Плавание
способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь
сердечно-сосудистой и дыхательной. При систематических и правильно организованных
занятиях у юных пловцов увеличиваются силовые показатели сердечных мышц и
повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит
к увеличению систолического объема, что способствует развитию миокарда, а также
к снижению частоты сердечных сокращений в покое до 50-60 уд/мин. При плавании
любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на
каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду. Во
время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мышцы, которым приходится
преодолевать давление воды (15-20 кг) на поверхность груди. Кроме того,
дыхательные мышцы должны преодолевать эластическую тягу легких, для того чтобы
вызвать понижение внутригрудного давления. На это требуются дополнительные
мышечные усилия. Во время выдоха дополнительную нагрузку получают и те
дыхательные мышцы, которые преодолевают сопротивление воды при выходе из легких
воздуха. Такая регулярная «гимнастика» дыхательной мускулатуры приводит к ее
укреплению и развитию, а это, в свою очередь, вызывает увеличение подвижности
грудной клетки и жизненной емкости легких, которая у ряда пловцов достигает 7 л
и более [4].